О личностно - ориентированных технологиях обучения
статья по технологии на тему

Кочнова Дина Якуповна

Личностно - ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_lichnostno_-_orientirovannyh_tehnologiyah_obucheniya.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

 О личностно – ориентированных технологиях обучения.

В последние годы личностно - ориентированный подход  считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.   

Содержание личностно ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.

Образование на личностном уровне - это смысловое субъективное восприятие реальности, и, следовательно, никакая предметная деятельность не гарантирует образование требуемого смысла. Личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а подчас и инициатором любого процесса своего образования.

Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется в ᴨедагогической практике нашего времени довольно часто. И любому ᴨедагогу необходимо знать основы личностно ориентированного развивающего обучения.

         Личностно – ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик (воспитанник) как личность.

Развитие ученика, как личности (его социализация), идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

Учение как субъектная деятельность ученика, обесᴨечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание.

Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.


 Понятие личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного обучения, т.е. образования:

- гуманитарная, признание самоценности человека, его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средства реализации данной функции - понимание, общение и сотрудничество;

- культуросозидательная (культурообразующая) направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмы реализации - культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;

- социализации  предполагают обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Механизм реализации - рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

В личностно-ориентированном образовании предполагается следующие позиции педагога:

- оптимистический подход - стремление педагога видеть перспективы

  развития личностного потенциала ребенка и  умение максимально  

  стимулировать его развитие;

- отношение к ребенку как к личности, способной учиться добровольно, по

  собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)

  каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Содержание личностно-ориентированного образования:

- помощь школьнику в выстраивании собственной личности и определении

  собственной личностной позиции в жизни:

- выбор значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной  

  системой знаний,

- выявление интересующих научных и жизненных проблем и освоение

  способов их решения,

- открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.

Личностно-ориентированный подход

Личностно - ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированный подход складывается из трех составляющих, включающих в себя основные понятия, принципы, методы и приемы ЛОП-а: Теперь ответим на третий вопрос: из каких компонентов складывается личностно ориентированный подход? С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.
     1. Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.
      К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:
      — индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
     — личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
     — самоактуализированная личность —
человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
         — самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;
     — субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
     — субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
    — Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
   — выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
   — педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением (О.С.Газман, Т.В.Фролова).

      2. Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся, т.е. принципы. 
     - Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
     - Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
     - Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.
   - Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
    - Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.
    - Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
   3. Третья составляющая — это технологический арсенал личностно ориентированного подхода, то есть, методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
    — диалогичность;
    — деятельностно - творческий характер;
    — направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
    — представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.
    Большинство педагогов включают в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.

Использование личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников невозможно без применения методов диагностики и самодиагоностики.
    Задачей педагога, работающего с ребенком методами педагогической поддержки, является нахождение такого типа отношений, при котором ребенок, с одной стороны, остается в ответственной позиции по отношению к своим проблемам, а с другой - может получить поддержку педагога, когда собственных усилий уже недостаточно. Причем поддержка осуществляется не как одолжение взрослого, а как заинтересованное взаимодействие партнеров - взрослого и ребенка, добровольно и заинтересованно объединивших свои усилия. Практика свидетельствует, что ребенок уходит от решения проблемы в нескольких случаях:
► если от ее разрешения ничего в жизни ребенка не меняется (что толку поднимать руку и слушать учителя, если он все равно меня ненавидит?);
► если его собственных сил не хватает для разрешения проблемы (что ни делай- ничего не выйдет);
► если его лишили возможности самостоятельно действовать, а следовательно, сняли с него ответственность.

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному), обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.

Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.

 

           Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.

А личностно-ориентированные технологии – это педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.

Различают четыре основные группы технологий:

  1. объяснительно-иллюстративные;
  2. личностно-ориентированные

- разноуровневого обучения,

- коллективного взаимообучения,

- модульного обучения);

      3. развивающие;

      4. коррекционные.

Рассмотрим личностно-ориентированные технологии:

1.Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные  

способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:

-  индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся  в темпера-

    менте, характере, способностях.

-  психологические характеристики (мышление, воображение, память,

    внимание, воля,   чувство, эмоции.

-  опыт, включающий знания, умения, привычки.

2. Коллективное взаимообучение.  

                          Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать детей, если они не осознали их значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты свой деятельности. Начиная с начальной школы  учителя и воспитатели  начальных классов уже должны использовать  личностный подход к обучению и воспитанию на предметных уроках и уроках труда, занятиях, кружках, напр. рисования, хореографии, и других, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.

При переходе  в среднее звено обучения, на предметных уроках и уроках  труда, занятиях,  учащиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои  зуны. Для многих воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.

При переходе  в старшее звено обучения, предметные уроки и уроки  труда, занятия  проходят уже с элементами профориентации.

               3. Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.

А теперь рассмотрим, как на практике получается ЛОО.

Методологические основы организации

личностно-ориентированного урока (занятия)

Личностно ориентированный урок (занятие) в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика (воспитанника). Изменяются позиции ученика (воспитанника) – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Основные различия между традиционным и

личностно-ориентированным уроком (занятием).

Традиционный урок

Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между деть ми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Памятка

Деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии) с

личностно-ориентированной направленностью

- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех

  учеников в ходе урока.

- Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации  

  учебной (воспитательной)  деятельности в ходе урока (занятия).

- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и

  форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

- Использование проблемных творческих заданий.

- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию

  различных способов выполнения заданий.

- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа

  ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал,

  почему ошибся и в чём.

- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем

  овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы

  хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться

  по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и

  подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою

  учебную работу при выполнении домашнего задания.

Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель (воспитатель)распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

В личностно-ориентированном обучении позиция ученик  не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;

личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;

в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;

необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

Я считаю, что наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными И. С. Якиманской  являются:

  • использование субъектного опыта ребенка;
  • предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
  • накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
  • обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.

Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».

В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.

Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.

Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

Список использованной литературы:

1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / Е.В. Бондаревская.  Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского ᴨедагогического университета, 2000. -352с.

2. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000. - 342с.

3. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников / М.Е. Кузнецов - Брянск: Издательство Брянского государственного ᴨедагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. - 94с.

4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л.М. Митина - М.: «Дело», 1994. - 216с.

5. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе ᴨедагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная технология обучения Якиманской.

В данной заметке приводится пример проведения мастер-класса для педагогов по знакомству с личностно-ориентированной технологией обучения.. Принципиальный момент в том, что технологию надо различать с ...

Личностно-ориентированные технологии обучения

За последнее время в педагогике и педагогической психологии были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентиро- ванного образования. Личностно-ориентированным образовани...

Личностно - ориентированные технологии обучения.

В данной работе рассматриваются не только особенности данного обучения, но и его специфика. «Личностно ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развити...

Личностно-ориентированные технологии обучения

Личностно- ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия дл...

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения Содержание:Глава I. Личностно-ориентированное развивающее обучение1.1....

Личностно-ориентированные технологии обучения. Метод проектов

В данном материале представлены основные требования к использованию метода проектов, их типология и структурирование, параметры внешней оценки проекта....