Предмет "Технология" в школе XXI века
статья по теме

Нужен ли предмет «Технология» в современной школе. В некоторых школах его просто больше не существует или он заменён информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования в связи с новыми приоритетами социального развития общества сместили акценты обучения в целом и трудового обучения в частности. Но независимо от типа экономики, труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Ввести учащихся в мир созидательного труда, подготовить их к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей - вот основные задачи трудового обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet_tehnologiya_21vek.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет "Технология" в школе XXI века

Учитель технологии МОУ «Гимназия № 29»

Хохлова Татьяна Николаевна

Начало XXI века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Именно образование, особенно школьное, призвано воспитывать человека нового поколения - свободную, активную, творческую личность, живущую в гармонии с окружающим миром и осознающую свою ответственность перед ним.

Современная школа, – какая она? Это школа творчества, школа поиска новых моделей обучения. Главная цель такой школы – всестороннее развитие способностей ученика, который помимо получения качественных знаний по предметам должен осознать себя социально значимой личностью, способной не только воспринимать окружающий мир, но и активно его изменять, используя полученные знания, умения и навыки в области технологии.

Учёные и педагоги стремятся изучать процесс формирования ребёнка комплексно, с учётом исследований генетиков, психологов, социологов, философов. Именно учёт различных сфер жизнедеятельности человека позволит решить основную задачу образования – воспитание духовно богатой, высококультурной личности, владеющей навыками практической деятельности. Чтобы формировать всесторонне развитую личность, педагог должен сам иметь активную жизненную позицию, показывающую, что идеалы общества стали его собственными идеалами.

Я думаю, что в воспитании школьника должны оптимально сочетаться интересы личности, общества и государства. А для этого необходимо, чтобы воспитание юного человека способствовало переходу от общества потребления к обществу созидания, чтобы оно стало средством возрождения национальной культуры. Поэтому в своей педагогической практике стремлюсь развивать в детях внутреннюю потребность и уважение к труду, закладывать основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности, а также формировать исследовательскую, технологическую, информационную, графическую, предпринимательскую культуру учащихся.

Пути совершенствования личности учащегося, на мой взгляд, идут через совершенствование самого учителя. Прежде всего, обращаю внимание на общение и взаимоотношение с учениками, которое строю в форме диалога и педагогической поддержки.

В обновлённой и усовершенствованной школе принципами обучения считаю следующие:

- сохранение здоровья учащихся, применение здравоохранительных технологий на всех этапах обучения;

- учёт индивидуальных особенностей учащихся, ориентация обучения и воспитания на развитие природных задатков, творческого мышления;

- использование практической направленности знаний учащихся, внедрение профориентационного подхода в обучении;

- изучение национальной культуры и истории в органичном единстве с развитием национального самосознания.

Школа XXI века – это школа творческой, духовно развитой, самостоятельной личности. А творческую личность можно воспитать путём организации творческой совместной деятельности учителя и учащегося в учебно-воспитательном процессе, то есть путём сотворчества. В основе такого сотворчества – личная концепция учителя, его собственная идея и убеждённость, основанная на научном мировоззрении и построенная на общечеловеческих идеалах истины, красоты и добра.

Как учитель технологии я убеждёна в том, что именно при изучении образовательной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения творческого решения возникающих практических проблем, а также, преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования, изготовления изделий, знания и умения в области художественно-прикладного творчества. Вместе с тем важны представления о мире науки, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей. Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся в сфере высокотехнологического производства.

Образовательная область «Технология» при наличии материального, методического и кадрового обеспечения является основой практико-ориентированной образовательной области в школе, в которой практически реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Основным предназначением её в системе общего образования в нашей стране считаю формирование технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.

Выполняя своё предназначение, образовательная область «Технология» вносит существенный вклад в становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребность к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Сформированные при этом у школьников знания, умения и навыки создают культурные и духовные предпосылки для сохранения и развития национальных культур народов России, социально-экономического развития страны.

Сегодня часто задают вопрос, а нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменён информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования в связи с новыми приоритетами социального развития общества сместили акценты обучения в целом и трудового обучения в частности. Но независимо от типа экономики, по моему глубокому убеждению, труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности.

Ввести учащихся в мир созидательного труда, подготовить их к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей - вот основные задачи трудового обучения в школе. Как и в других предметных областях, в предметной области «Технология» необходимо обусловленное требованиями времени совершенствование процесса обучения, повышение его развивающих и воспитывающих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Способы организации дифференцированной работы на уроке по УМК " Начальная школа ХХI века"

В статье предложены варианты организации работы над разноуровневыми заданиями....

Дебаты и школа XXI века

Изменение ролей ученика и учителя в XXI веке, экспонентный рост потока информации и целый ряд других изменений в образовательной парадигме нового времени требует использования новых методов обучения. ...

Тесты по русскому языку 4 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

     В архиве представлена подборка тестов, которые помогут проверить учителю качество усвоения учащимися тем первой  четверти как фронтально, так и индивидуально. Можно рекомендовать их и как трениро...

Адаптация программы "Школа 21 века" для учителей русского языка и литературы

Материалы работы с методического объединения учителей русского языка и литературы МОУ "СОШ № 30 имени Н.Н.Колокольцова"...

Школа цифрового века

Данная презентация расскрывает возможности проекта "Школа цифрового века"...

Обучающая презентация для педагогического совета "Школа цифрового века"

Обучающая презентация для педагогического совета  "Школа цифрового века"...

Вектор развития государственной школы – школа цифрового века.

В статье рассматривается организация работы Лузского школьного округа на основе осуществления дистанционного обучения в рамках предпрофильной подготовки учащихся девятых классов округа....