Статья "Метод проектов"
статья по технологии на тему

«Проект – прототип прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motod_proektov.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Статья подготовила учитель технологии

 МБОУ СОШ с. Сайлыг Чеди-Хольского района

Узун-оол Алдынай  Хурагандайовна

Метод проектов

Слово проект (в переводе с латинского – «брошенный в перед»),  толкуется в словарях как  «план, замысел, текст или чертеж  чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитее: «Проект – прототип прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта».

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направленно на благо всего общества.  Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для учащихся, что познавательной активности,  любознательности учащихся вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования. Опыт и знания учащийся должен приобретать путем  «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом – восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания.

Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познании только того, что спонтанно заинтересовало учащихся, а не предлагать для изучения чего-либо сверх того.

 Проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого учащегося при условии тесного взаимодействия.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности учащихся включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию учащихся задуманного результата.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации учащихся выявляются через анализ структуры деятельности преподавателя и учащихся, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:

Учащиеся

Преподаватель

Определяют цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывают новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментируют

Предлагает возможные формы работы

Выбирают пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активны

Создает условия для активности учащихся

Субъект деятельности

Партнёр учащегося

Несут ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию преподавателя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного материала, которой      необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)  исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком.  

  1. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать преподавателю-руководителю проекта вместе с учащимися – проектантами.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся
  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
  5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентацию своего продукта.  

То есть проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое  «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество и разновидностей:

  1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
  2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно-научное исследование.
  3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудиторию.
  4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
  5. Ролевой проект.

По комплексности можно выделить два типа проектов.

  1. Монопроекты проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания
  2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

  • Внутриклассными;
  • Внутришкольными;
  • Региональными (разного масштаба);
  • Межрегиональными (в рамках одного государства);
  • Международными

Классификация проектов по продолжительности:

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требует выделения 4-6 занятий.

Недельные проекты выполняется в группах в ходе проектной недели и занимает 30-40 часов.

Годичные проекты могут выполнятся как в группах , так и индивидуально.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально-значимой проблемы

Итак, что же такое учебный проект?

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...