Рабочая программа ФГОС Художественный труд 2- 4 класс
рабочая программа по технологии по теме

Рабочая программа по факультативу  Художественный труд

2-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennyy_trud_2-4_klass.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       «Принято»                              «Утверждаю»

                                                                              на педсовете                                 Директор:

                                                                              протокол №_____                        ______________

от_____________                        приказ №           от________

 

Муниципальное казённое общеобразовательное

 учреждение Ордынского района Новосибирской области

 «Ордынская санаторная школа»

Рабочая программа Мурашкиной Д.К 

по факультативу Художественный труд 2-4 класс

2015 – 2016 учебный год

р.п.Ордынское 2015

Пояснительная записка

1 Планируемые результаты освоения курса

Цель программы

 Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной,  приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.

Задачи программы

  • Приобщение учащихся к народному искусству и художественному творчеству.
  • Формирование  художественно-образного мышления и эмоционально -
    чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к  искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
  • Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.
  • Формирование “культуры творческой личности”, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала,  способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
  • Воспитание интереса  к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.

2 класс

Личностными результатами изучения курса «Художественный труд» во 2-м классе является формирование следующих умений:

-объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;

-объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- бережно относиться к материальным и духовным ценностям;

-самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения);

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учителя, нацеленные на  умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Художественный труд» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

-учиться планировать практическую деятельность на уроке;

-с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

-учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных технологических карт);

-работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- понимать причины успеха- не успеха учебной деятельности и быть способным конструктивно действовать даже в ситуации не успеха;

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

-добывать новые знания: находить и перерабатывать полученную на занятиях информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учителя, нацеленные на развитие – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

-договариваться сообща;

-быть готовым слушать собеседника и вести диалог, конструктивно разрешать конфликты по средствам учета интересов сторон и сотрудничества;

-учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек;

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Художественный труд» во 2-м классе является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: о видах декоративно-прикладного творчества.

По трудовой деятельности:

знать

виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы

(неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка).

уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.

Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;

приобретать навыки самообслуживания;

технологические приемы ручной обработки материалов;

усвоить правила техники безопасности;

использовать приобретенные знания и умения для творческого решения дизайнерских задач.

3-4 классы

Личностными результатами изучения курса «Художественный труд» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

-описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

-принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

-опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- бережно относиться к материальным и духовным ценностям;

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Художественный труд» в 3-4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

-уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

-уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

-под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

-выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

-осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности;

-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

-искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебной литературе (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

-добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

-делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

-преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах);

средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учителя, нацеленные на развитие – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

-донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);

-уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

-уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Художественный труд» в 4-м классе является формирование следующих умений:

иметь представление об эстетических понятиях: о видах декоративно-прикладного творчества;

знать виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;

- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы

(неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);

-о происхождении искусственных материалов (общее представление), названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей.

уметь под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;

под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания; приобретать навыки самообслуживания; технологические приемы ручной обработки материалов;

усвоить правила техники безопасности; использовать приобретенные знания и умения для творческого решения дизайнерских задач.

2 Содержание курса

2 класс

Вводное занятие: вводное занятие, краткое содержание предмета. Правила поведения в кабинете. Инструктаж по Т.Б.

Аппликация и моделирование: аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги; аппликация из деталей оригами; гофрированные цепочки; выпуклая мозаика из плотной бумаги; моделирование из картона, рамочка; моделирование из гофрированной бумаги; многослойное торцевание на плоскости.

Работа с пластическими материалами: раскатывание и обрубовка пластилина; выпуклая аппликация из пластилина; торцевание на пластилине; разрезание слоёного пластилина; лепка из соленого теста.

Секреты бумажного творчества: обрывная аппликация; скручивание в жгут, аппликации; скатывание в комок, мозаика, гофрированный конструктор; моделирование из полос; плетение из бумаги, аппликация; мозаика из объемных деталей оригами; мозаика из плоских деталей оригами; сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости; объемная композиция из деталей оригами; оригами из кругов; соединение различных техник в одной работе;  

Модульное оригами: модуль «Трилистник», плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу; объемные цветы из модуля «Трилистник»; треугольный модуль оригами, сказочные образы на основе формы «Чаша»; игрушки объемной формы; художественные образы объемной формы; сборка изделия из модулей на каркасе.

3 класс

Вводное занятие: вводное занятие, краткое содержание предмета. Правила поведения в кабинете. Инструктаж по Т.Б.

Работа с бумагой и картоном: знакомство с техникой квиллинг; изготовление элементов ролл, капля; изготовление элементов цепочки; объемный цветок «Лотос»; композиция «Ромашки».

Текстильные материалы: аппликация из резаных нитей; нитяная бахрома; моделирование из помпонов; изонить; аппликация из нитяных валиков; приклеивание ниток по спирали; аппликация из распущенного трикотажа; вышивание по ткани.

Пластические материалы: раскатывание пластилина, получение плоских изображений; разрезание пластилина; мозаика из резаных деталей; обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе; пластилиновые нити, продавленные сквозь сито; разрезание пластилина, аппликация; лепка из теста на каркасе.

Модульное оригами: модуль кусудамы «Супер шар»; художественные образы на основе этого модуля; соединение в изделии модуля «Супер шар» и треугольного модуля; изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля; объемные изделия из треугольных модулей; художественные образы из треугольных модулей.

4 класс

Вводное занятие: вводное занятие, краткое содержание предмета. Правила поведения в кабинете. Инструктаж по Т.Б.

Пластические материалы: резание многослойной пластилиновой заготовки сложной формы; папье -маше на пластилиновой форме; техника «Пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками; лепка из пластилина на проволочном каркасе; резьба по пластилину; разрезание пластилина проволокой.

Модульное оригами : конструирование цветов; конструирование птиц сложной формы; изделия с деталями круглой формы; соединение модулей разного  размера в одном изделии; конструирование средств транспорта; конструирование архитектурных сооружений.

3  Тематическое планирование

№ п.п

Темы

Кол-во часов

2 класс

1.

Вводное занятие

1

2.

Аппликация и моделирование

7

3.

Работа с пластическими материалами

5

4.

Секреты бумажного творчества

12

5.

Модульное оригами

8

6.

Итоговая промежуточная аттестация

1

34 ч.

3 класс

1.

Вводное занятие

1

2.

Работа с бумагой и картоном

7

3.

Текстильные материалы

8

4.

Пластические материалы

6

5.

Модульное оригами

11

6.

Итоговая промежуточная аттестация

1

34 ч.

4 класс

1.

Вводное занятие

1

2.

Пластические материалы

9

3.

Модульное оригами

6

4.

Итоговая промежуточная аттестация

1

17 ч.

2 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1 четверть, общее кол. часов-8

Раздел 1 Вводное занятие 1ч.

1

Вводный урок

1

Раздел 2 Аппликация и моделирование 7 ч.

2

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

1

3

Аппликация из деталей оригами.

1

4

Гофрированные цепочки.

1

5

Выпуклая мозаика из плотной бумаги.

1

6

Моделирование из картона. Рамочка.

1

7

Моделирование из гофрированной бумаги.

1

8

Многослойное торцевание на плоскости.

1

2 четверть, общее кол. часов-8

Раздел 3 Работа с пластическими материалами 5 ч.

9

Раскатывание и обрубовка пластилина.

1

10

Выпуклая аппликация из пластилина.

1

11

Торцевание на пластилине.

1

12

Разрезание слоёного пластилина.

1

13

Лепка из соленого теста.

1

Раздел 4 Секреты бумажного творчества 12 ч.

14

Обрывная аппликация.

1

15

Скручивание в жгут. Аппликации.

1

16

Скатывание в комок. Мозаика.

1

3 четверть, общее кол. часов-10

17

Гофрированный конструктор.

1

18

Моделирование из полос.

1

19

Плетение из бумаги. Аппликация.

1

20

Мозаика из объемных деталей оригами.

1

21

Мозаика из плоских деталей оригами.

1

22

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости.

1

23

Объемная композиция из деталей оригами.

1

24

Оригами из кругов.

1

25

Соединение различных техник в одной работе.

1

Раздел 4 Модульное оригами 8 ч.

26

Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу.

1

4 четверть, общее кол. часов-8

27, 28

Объемные цветы из модуля «Трилистник».

2

29

Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «Чаша»

1

30, 31

Игрушки объемной формы.

2

32

Художественные образы объемной формы.

1

33

Сборка изделия из модулей на каркасе.

1

Итоговая промежуточная аттестация 1ч

34

Итоговая промежуточная аттестация

1

3 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1 четверть, общее кол. часов-8

Раздел 1 Вводное занятие 1ч.

1

Вводный урок.

1

Раздел 2 Работа с бумагой и картоном 7 ч.

2

Знакомство с техникой квиллинг.

1

3

Изготовление элементов Ролл, капля

1

4

Изготовление элементов цепочки.

1

5,6

Объемный цветок «Лотос».

2

7,8

Композиция «Ромашки».

2

2 четверть, общее кол. часов-8

Раздел 3 Текстильные материалы 8 ч.

9

Аппликация из резаных нитей.

1

10

Нитяная бахрома.

1

11

Моделирование из помпонов.

1

12

Изонить.

1

13

Аппликация из нитяных валиков.

1

14

Приклеивание ниток по спирали.

1

15

Аппликация из распущенного трикотажа.

1

16

Вышивание по ткани.

1

3 четверть, общее кол. часов-10

Раздел 4 Пластические материалы 6 ч.

17

Раскатывание пластилина, получение плоских изображений.

1

18

Разрезание пластилина. Мозаика из резаных деталей.

1

19

Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе.

1

20

Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито.

1

21

Разрезание пластилина, аппликация.

1

22

Лепка из теста на каркасе.

1

Раздел 5 Модульное оригами 11 ч.

23, 24, 25

Модуль кусудамы «Супер шар». Художественные образы на основе этого модуля.

3

26

Соединение в изделии модуля «Супер шар» и треугольного модуля.

1

4 четверть, общее кол. часов-8

27

Соединение в изделии модуля «Супер шар» и треугольного модуля.

1

28,29

Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля.

2

30,31

Объемные изделия из треугольных модулей.

2

32,33

Художественные образы из треугольных модулей.

2

Итоговая промежуточная аттестация 1 ч

34

Итоговая промежуточная аттестация

1

4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

3 четверть, общее кол. часов-10

Раздел 1 Вводное занятие 1ч.

1

Вводный урок

1

Раздел 2 Пластические материалы 9 ч.

2, 3,4

Резание многослойной пластилиновой заготовки сложной формы.

3

5,6

Папье -маше на пластилиновой форме.

2

7

Техника «Пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками.

1

8

Лепка из пластилина на проволочном каркасе.

1

9

Резьба по пластилину.

1

10

Разрезание пластилина проволокой.

1

4 четверть, общее кол. часов-7

Раздел 3 Модульное оригами 6 ч.

11

Конструирование цветов.

1

12

Конструирование птиц сложной формы.

1

13

Изделия с деталями круглой формы.

1

14

Соединение модулей разного  размера в одном изделии.

1

15

Конструирование средств транспорта.

1

16

Конструирование архитектурных сооружений

1

Итоговая промежуточная аттестация 1 ч

17

Итоговая промежуточная аттестация

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс (обслуживающий труд)

Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» разработана на основе федерального компонента государственного обра...

Рабочая программа по технологии 7 класс по направлению "Технический труд".

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению...

Рабочая программа по технологии 6 класс по направлению "Технический труд".

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению...

Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы

Рабочая программа по профильному труду представлена направлением "Основы компьютерной грамотности"...

Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы, профессия "Лаборант"

Рабочая программа представлена направлением "Лаборант компьютерной техники"...