«Кросс- возрастное сообщество через театр кукол «Кудесники»
статья по технологии на тему

Баранов Николай Александрович

Статья о нашем небольшом опыте  по созданию крос-возрастных связей между учениками разных возрастных и социальных групп,  при помощи театра кукол "Кудесники", который организован в нашей школе. Данная работа проводтся в рамках внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kross_vozrastnye_soobshchestva.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Кросс возрастное сообщество через театр кукол «Кудесники»

Суворова Елена Олеговна учитель технологии, Баранов Николай Александрович учитель технологии ГБОУ СОШ №139 с углублённым изучением математики Калининского района г.Санкт-Петербурга

         Современным школам ставится задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждому учитель не зависимо от предмета хочется, чтобы ученик учился именно у него  отлично. Но как заинтересовать ученика своим предметом? Как сделать его более актуальным в современном мире? В чём заинтересованы и родители и учащиеся?  

Очень часто слышим от учителей и родителей, что у ребёнка «нет желания учиться». Приходиться в этом случае констатировать, что у ребёнка  не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учёбе.

        Нельзя учить успешно, если ученик к учёбе относится равнодушно, его мало что интересует, нет потребности и желания получать новые знания.  Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса.

         «Можно накормить голодного, если мы дадим ему рыбу, но будет лучше, если мы дадим удочку и научим ловить рыбу» эта  древняя  мудрость,  актуальна  по сей день и применима к школе. 

          Можно конечно и дальше просто давать знания не пробуждая аппетита к новым знаниям. Но что мы получим в конечном результате?  Личность неспособную к самостоятельной работе. Что же надо предпринять, что изменить, чтобы сформировать у учащихся мотивацию к получению новых знаний? Этот вопрос становится главным не только в урочное, но и внеурочной деятельности.

         Новые федеральные  государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых  результатов освоения основной образовательной программы начального общего/основного общего образования.

         Внеурочная деятельность для школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.

Отличительной особенностью между формированием мотивации на уроке и вне его является следующее:

- для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение этой потребности.

         Форм внеурочной деятельности много, мы выбрали проектную деятельность, рассчитанную на 3-года, это театр кукол «Кудесники».  Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, благотворно воздействует на зрителей. Каждый может выбрать занятие по себе. Это может быть и просто изготовление декораций, изготовление игрушки от рисунка до готового изделия, сочинение сценария.  Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от персонажей телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. Учащиеся активно включаются в действие. Сами того не замечая, учащиеся становятся раскрепощёнными, уверенными в себе. И если у них в дальнейшем изменятся интересы, и они не станут актёрами – сейчас они живут увлекательной интересной жизнью. Кукольный театр «Кудесники» - это творческий коллектив учащихся, основной деятельностью которых является работа с куклой – постановка этюдов, кукольных спектаклей.  Основная роль учебного процесса в театре кукол – формирование навыков сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности самопрезентации, самореализации через занятия. В программу внеурочной деятельности кукольного театра «Кудесники» входит 10 разделов: 1.Сценическая речь – объединяет игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.

2.Театральная игра – подготовительный этап к репетициям спектакля, направленный на формирование у школьника готовности к творчеству.

3. Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников.

4.Кукловождение – школьники знакомятся с различными видами кукол( верховые: перчаточные, тростевые, планшетные и т.д)

5.Работа над кукольным спектаклем – большое значение имеет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он понравился не только учителю, но и учащимся.

6.Пракладное творчество – после анализа пьесы идёт выбор системы кукол для спектакля. Здесь помогает метод «мозгового штурма». Дети предлагают, спорят какой конструкцией кукол лучше пользоваться, как сделать декорации и какие.

7.Основы театральной культуры – знакомит школьников с основными понятиями и терминологией театрального искусства, носит практический характер, то есть происходит во время игр, работа над спектаклем.

8. Индивидуальная работа – работа над образом она может строиться по нескольким направлениям. Например – необходимо отработать музыкальное оформление спектакля.

9.Проектная деятельность – формирование интеллектуальных, личностных, коммутативных, личностных, технических компетенций в процессе выполнения проекта.

10. Культура общения – направлена на различные формы общения между детьми, на развитие внутреннего мира учащегося путём проведения театральных игр в непринуждённой дружеской обстановке, на развитие сопереживания, умение понимать психическое состояние партнёра.

        При проведение занятий стараемся применять разные методы работы с обучающимися: Словесные методы (беседы, объяснения), демонстративно – наглядные (показ кукол, технологий, схем), проблемно-поисковый.

        Сейчас у нас занимаются школьники 5-6 классов, в коллективе не только девочки, но и мальчики. Которые с большим удовольствием изучают историю кукол, её строение и процесс изготовления.

       Мы замечаем, что дети действительно раскрываются и психологически, и творчески, у них замечается положительная динамика по успеваемости. Дети полны разных идей. Они сами пытаются вносить разные предложения: «А можно я сделаю дополнительно…? А можно сделать вот это… ? А что если я…. А по тексту можно ещё вот так поработать…» А это и есть мотивация ребёнка, его желание что-то делать, вносить что-то новое, быть полезным. А задача учителя – это поддерживать.

        Закончить своё выступление хочу словами выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа:

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»,

А это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя сделать так, чтобы на его уроках было интересно приобретать знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению кукольных персонажей из изолона для театра кукол

Изолон — материал гигиенически безопасный и очень приятный на ощупь. Он мягкий, теплый, упругий, поэтому нравится детям. Изолон не рвется и не ломается, зато очень хорошо режется даже маникюрным...

программа театра кукол "Золотые ручки"

Театр кукол - любим и творим на занятиях кружка «Золотые Ручки». Необходимость создания кружка «Золотые Ручки» обусловлена, прежде всего, отсутствием достаточного приобщения детей к театральной культу...

Театр кукол

Конспект урока по теме "Театр кукол" 3 класс ....

Виды театров кукол

Презентация к уроку "Театр кукол" 3 класс...

Проект "Театр кукол"

В 2009-2010 учебном году мы с ребятами участвовали в муниципальном конкурсе «Класс года». Когда только начали к нему готовиться...

Виды театра. Театр кукол. Великие драматурги

Для недели Театра, для предметной недели по литературе...

«Основы кукольного театра: распределение ролей по новой пьесе» (План-конспект проведения занятия в детском театре кукол) автор Елена Захарова

План-конспект занятия  предназначен начинающим руководителям детских театральных объединений. На примере авторского сценария   "Почему проснулся Ёжик"  педагог сможет подготовить детску...