Представление собственного инновационного педагогического опыта
материал по технологии на тему

Камбарова Елена Анатольевна

Проектная деятельность на уроках технологии, работа с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_kambarovoy.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии

Камбаровой Елены Анатольевны.

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

        Придя в школу, человек попадает в большой и удивительный мир, в котором ему приходится разобраться, что-то познать, чему-то научиться. И хорошо, что в школе есть такие люди, которые помогают ему заложить тот культурный базис, который ученик пронесет через всю свою жизнь. Это относится и к учителям технологии.

Предмет «Технология» - особенный. Он знакомит детей с современными технологиями, помогает ориентироваться в мире профессий, проявлять свою фантазию и индивидуальность, подготавливает их к самостоятельной и трудовой деятельности.

На своих уроках стараюсь создать атмосферу здорового соперничества и сотрудничества. Учу школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. И всегда помню, что для познавательного мотива очепнь важны хорошие эмоции и эстетически красивое оформление урока.

Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе.

 Одной из приоритетных в современном образовании является проблема раннего выявления, обучения и воспитания одаренных детей.

Тема инновационного педагогического опыта.

Методической проблемой «Проектная деятельность на уроках технологии, работа с одаренными детьми» я занимаюсь несколько лет. Работаю по программе «Технология» в 5- 9 классах под редакцией В.Д. Симоненко. Своим опытом делюсь с коллегами, даю открытые уроки, мастер-классы, выступаю на заседаниях методического объединения, педагогических советах, городских семинарах учителей технологии.

Новые приоритеты в образовании побудили меня, к поиску современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения, а также поддержать интерес учащихся к творческой деятельности. Можно отметить, что сегодня наблюдается крайне редкое вовлечение большинства школьников в подлинно творческую деятельность, но многие не способны самостоятельно решать сложные жизненные задачи. В результате такие школьники становятся только объектами процесса познания окружающего мира. А необходимо организовать процесс обучения так, чтобы учащийся стал субъектом своей учебной деятельности, когда он осознает подлинные цели учения и целенаправленно выполняет учебную работу ради осуществления целей, принимаемых как личностно значимые.

Не для кого ни секрет что художественная деятельность играет уникальную роль в развитии учащихся общеобразовательной школы.

Цель: развитие у учащихся интереса к учению, творчеству в области декоративно-прикладного искусства и художественного труда. Интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета развивающего их способности.

Достижению моих целей на уроке способствуют следующие задачи:

- активация творческой деятельности одаренных детей.

- стимулирование и развитие познавательного интереса ребенка.

- развитие способности и стремление к самообразованию.

- сотрудничество учителя и обучающегося.

- эмоциональный настрой одаренного ребенка.

- формирование знаний умений и навыков.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Познавательная активность играет существенную роль в приобретении глубоких и прочных знаний и формировании личности ученика. Цель школы – научить думать, самостоятельно принимать решение, добывать знания и осуществлять это непосредственно с применением компьютерных технологий.

Внедрение личностно - ориентированных технологий обучения обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями. В числе их: разноуровневое обучение, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, различные  методы обучения.

 Моя ведущая педагогическая идея – развитие личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. Личностно-ориентированный подход к учащимся является важным условием развития творческих способностей школьников.

3.Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению, содержащих и элементы компьютерных технологий.

Для формирования творческих способностей учащихся на занятиях трудового обучения, как правило, использую различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.

— репродуктивный (обяснительно-иллюстративный);

— воспроизводящий;

— проблемное изложение;

— частично поисковый (эвристический);

— исследовательский.

В практике работы лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. Несомненно, большое значение в трудовом обучении имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.

Практические методы — лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д.

Конструирование — основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп.  На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.

Решение творческих задач — самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, — побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.

Мыслительный эксперимент — один из наиболее эффективных методов формирования способности к исследованию у учащихся старших классов.

Одним из результативных методов решения творческих задач является мозговая атака или мозговой штурм. Универсальность метода мозговой атаки позволяет с его помощью рассматривать любую проблему или любое затруднение, в какой бы сфере она не возникла.

Основой технологического образования является творческая проектная деятельность и проектный метод обучения, обеспечивающие всестороннее развитие личности учащегося и целостность педагогического процесса.

Творческий проект на уроках технологии — это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач — от постановки вопроса до представления результата.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий , содержание , методы  приемы воспитания и обучения.

Использование современных методов обучения привело к нестандартным подходам организации учебных занятий. Можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Наиболее распространенные типы нестандартных уроков: уроки-соревнования, мастер-классы, уроки творческие отчеты, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-игры и т.д.

При выборе методов работы я хорошо представляю себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитываю имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы. Для этого  использую шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся:

1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.

2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.

3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.

4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.

5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.

Уроки  технологии — это уроки жизни. Сегодня, опираясь на свой опыт, по преподаванию технологии у девочек, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психологические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать индивидуальность детей. Школьный предмет технология дает детям знания и умения, которые необходимы в обыденной жизни.

Уроки строю по следующей структуре учебной деятельности:

1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.

2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.

3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.

К ним относятся:

  • выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
  • выявление способа решения проблемы.
  • моделирование способов решения учебных проблем.
  • конкретизация и обогащение способов действий.
  • контроль за ходом и результатом учебной деятельности.

Принципы, которыми я руководствуюсь при обучении.

  • Принцип наглядности;
  • Принцип систематичности и последовательности знаний;
  • Принцип доступности и посильности;
  • Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
  • Принцип прочности знаний учащихся;
  • Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;
  • Принцип научности обучения.

В содержании обучения включаю учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.

При этом использую три основные формы организации учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

5.Анализ  результативности.

Данный опыт показал, что у учащихся 5 – 9 классов сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес.

Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках дает высокие результаты:

- развивает творческие способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

- способствует достижению высоких результатов учеников в творческих конкурсах и выставках разного уровня.

Применение ИКТ позволяет мне:

• наполнить уроки новым содержанием;

•развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность  учащихся;

• формировать элементы информационной культуры;

• прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

• идти в ногу со временем.

Итоги внеурочной деятельности по предмету

Фио ученика

Наименование мероприятия

Уровень

Дата проведения

Результат

Волкова Катя 6 «Б»

Всероссийская олимп школьников по технологии

школьный

Октябрь 2015г

победитель

Бочкаева Настя  8«А»

Всероссийская олимп школьников по технологии

школьный

Октябрь 2015г

победитель

Моисеева Маша 7 «А»

Всероссийская олимп школьников по технологии

школьный

Октябрь 2015г

победитель

Цыпцына Инна 11 «Б»

Всероссийская олимп школьников по технологии

школьный

Октябрь 2015г

победитель

Егорова Карина 8 «А»

Архирейское поворье

2014г.

I место

Волкова Катя 6 «Б»

Научно-практическая конференция «Первые достижения в науке»

школьный

2015г.

II место

Ямбаева Юля 7 «Б»

Научно-практическая конференция «Первые достижения в науке»

школьный

2014г.

II место

Лобанова Настя 10 «А

Городской конкурс «Кула в национальном костюме»

Муниципальный

2015г.

победитель

Волкова Катя 6 «Б»

Городской конкурс «Новогодняя фантазия»

Муниципальный

2015г

Гран-при

Камбаров Руслан 6 «Б»

Городской конкурс «Новогодняя фантазия»

Муниципальный

2015г

Гран-при

Курмышкина Вероника,Кривошеева Анна 7 «Б»

Городской конкурс «Новогодняя фантазия»

Муниципальный

2012г

I место

Морозкина Екатерина 7 «Б»

Конкурс проектов, учебно исследовательских работ «Ярмарка идей»

Муниципальный

2015г

призер

Лобанова Анастасия 9 «А»

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии

Муниципальный

2013г

призер

Цыпцына Инна

 10 «Б»

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии

Муниципальный

2014г

призер

Цыпцына Инна

 11 «Б»

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии

Муниципальный

2015г

призер

Курмышкина Вероника, 7 «Б»

XII Республиканский конкурс «Калейдоскоп профессий»

Республиканский

2012г

победитель

Кривошеева Анна 7 «Б»

XII Республиканский конкурс «Калейдоскоп профессий»

Республиканский

2012г

победитель

Цыпцына Инна

 11«Б»

VII Межрегиональный фестиваль декоративно-прикладного творчества «Параскева рукодельница»

Межрегиональный

2015г

III место

Морозкина Екатерина 7 «Б»

VII Межрегиональный фестиваль декоративно-прикладного творчества «Параскева рукодельница»

Межрегиональный

2015г

III место

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

        Трудности и проблемы при использовании опыта заключаются в том, что педагог должен на достаточно высоком уровне владеть знаниями ИКТ.А также недостаточная материальная база. Данная проблема решается посредством проведения мастер-классов, организацией практикумов.

7.Адресные рекомендации по использованию опыта

        Данный опыт рекомендую использовать как начинающим педагогам, так и педагогом с большим стажем работы.

8. Наглядное приложение.

        Представление собственного инновационного педагогического опыта представлено на Интернет - портале  

http://nsportal.ru/ kambarova elena anatolevna.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...