Моя любимая работа
статья по технологии на тему

Леоненкова Нина Федоровна

В статье рассматривается вопрос об отношении детей к труду, творчеству, знания детей о культуре, умение выделять ее художественные выразительные средства служат средством для развития собственной художественной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_maya_lyubimaya_rabota.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №10»

Тема: «Моя любимая работа».

Выполнила:

 учитель технологии

МБОУ «СОШ №10» г.Реутов

Леоненкова Нина Федоровна

2015

« Моя любимая работа»

Учитель технологии Леоненкова Н.Ф

МБОУ СОШ №10

Московская область г. Реутов

Юбилейный проспект, д. 62 

Анатация: В статье рассматривается вопрос об отношении детей к труду, творчеству, знания детей о культуре, умение выделять ее художественные выразительные средства служат средством для развития собственной художественной творческой деятельности. 

Ключевые слова: эстетическое воспитание, творческая личность, любовь к труду.

e-mail:

leonenkova54@mail.ru

 

  Прежде всего хочу сказать, что стране нужны не только физики и математики, юристы и экономисты. Нужны люди мастеровые, умеющие качественно работать не только головой, но и руками.

Школа – храм науки, в которой каждый ученик получает образование и формируется как личность.

   Цель нашей работы - превращение школы Знаний в школу Воспитания.

1. Эстетическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры труда.

2. Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к труду, свободной импровизации.

3. Воспитание нравственных и правовых качеств: гуманизма, милосердия, чувства долга, ответственности за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на улице; осознание своих прав и обязанностей; овладение эстетическими нормами поведения человека в обществе.

4. Формирование привычки к труду, практических умений и навыков; понимание необходимости труда как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека. Формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании.

5. Экономическое воспитание учащихся (бережное отношение к природе и вещам).

   Но главной задачей воспитания является выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое начинается с самопознания.

   Процесс самопознания и самовоспитания непрост. Только в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс самопознания. Ребенок постепенно вырабатывает правильную самооценку путем анализа своих действий и поступков, сравнения своих результатов с результатами сверстников, существующими нормами и правилами. Учителю нужно как можно раньше учить ребенка умению анализировать свои действия, знакомить с нравственными нормами поведения, так как нравственность – сердцевина личности.

 Моя работа очень важная. Сделать своими руками, что может быть полезней?!

   Люди работающие руками — это другие люди. С ними не страшно попасть в сложные жизненные обстоятельства, они больше приспособлены к трудным условиям.

    Развитие мелкой моторики в младшем возрасте — это неоценимая помощь учителям и математики и письма.

     Мои занятия всегда открыты, любой может увидеть что мы делаем. А ведь даже  ровный шов сделать на швейной машинке не так просто! Начинается с умения пришить пуговицу, а дальше все усложняется. Но дети с этим справляются. Все идет по нарастающей трудности. Уроки труда зачастую помогают им находить и понять себя, правильно выбрать профессию.

    На уроках технологии я помогаю ребёнку выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся или воспитанников чувство прекрасного, формировать высокие вкусы, уметь отличить истинно художественное произведение от низкопробного. На занятиях у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета.         Также ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, украшать их.

   Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач обучения и воспитания детей. Большое влияние оказывает труд на умственное развитие ребёнка, на развитие мышления. Если проследить путь изготовления поделки, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям показываю рисунок или фотографию изготовляемой игрушки и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.

    Яркие поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. Занимательность работы по изготовлению игрушек способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. В труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов.

     Благоприятный эмоциональный настрой учеников во время изготовления игрушек из различных материалов, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам замысловатые поделки, выполненные своими руками! Уроки технологии способствуют развитию личности ребёнка, воспитанию его характера.
Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

     А мы, как руководители, должны помочь нашим детям преодолеть неудачи, научить доводить начатое дело до конца, формируя у них целеустремлённость контроль и оценку собственной деятельности, воспитывать старание и усердие при выполнении работ. Пусть собственные результаты окрыляют ребят и побуждают их к выполнению новых поделок.

Еще об одном важном аспекте в моей работе хочется сказать особо: о раскованности детей на уроках труда. Дети имеют возможность говорить друг с другом о том, что их волнует, что их радует или огорчает. Хроший учитель труда — это доверенное лицо. Дети могут говорить с ним обо всем, особенно о трудностях и неудачах. А это тоже очень важно. Сколько «трудных» детей приходилось выслушивать, помогать им, подсказывать, что они могу быть успешными, даже если они становятся не портными, а медиками и т.д. Важно что бы уроки труда не прошли для них даром.

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед общеобразовательной школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, разносторонней и активной личности, Поскольку труд остается главным условием жизни людей, поскольку при сложившихся в стране общественно-экономических отношениях труд все больше выступает как товар, к которому предъявляются очень высокие и быстро меняющиеся требования, постольку важной составляющей процесса формирования личности должно быть становление работника, высококомпетентного в своей области.

     В наши дни именно труд стал неотъемлемой частью школьной программы. Весь комплекс вопросов, относящихся к деятельности учителя и ученика, нацелен на воспитание творческих и активных людей, способных принимать обоснованные решения и самостоятельно учиться в течение всей жизни. Учащиеся приобретают разнообразные знания, умения и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучают технику и культуру дома, учатся строить планы на дальнейшую трудовую жизнь, даст школьникам дополнительный шанс исследовать, по-новому решать возникающие проблемы, создавать изделия, испытывать их и оценивать в реальных условиях.

     Метод проектов уже широко опробован и внедрен российскими учителями как основной а преподавании образовательной области «Технология». Общим результатом, полученным в ходе внедрения этого метода, стали заметный рост мотивации учащихся к обучению по предмету, и как следствие этого – повышение качества их творческих работ.  Вместе с тем возросла и удовлетворённость учителя. Учащиеся стали выбирать экзамен по технологии в качестве выпускного экзамена. По результатам анкетирования все они отметили положительное влияние проектов на развитие их личности.

Комплекс обучающих методов и средств поможет учащимся не только приобрести навыки, необходимые для изготовления качественных изделий, но и научиться: исследовать различные области деятельности человека, чтобы уметь определить проблему и предложить пути её решения;

предъявлять требования к изделию с точки зрения эргономики, материалов и способов производства;  придумывать разнообразные идеи; оценивать эти идеи; прорабатывать одну или несколько идей до стадии изготовления; планировать процесс изготовления; изготовлять изделие или оказывать услуги; проводить испытания и оценивать продукт своего труда.

Использование метода проектов позволит учащимся освоить множество мыслительных операций, необходимых для эффективной творческой работы.

 Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, систематичность и преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний. Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.

    Образовательная функция проектного метода подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и навыками по обработке конструкционных материалов , электротехники, культуре дома и др., но и специальной терминологией по изучаемым разделам. Реализация образовательной функции технологии дает возможность учащимся с помощью проектной деятельности увидеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возможностями удовлетворить определённые потребности как личности, так и общества; позволит учащимся самореализоваться разработчику проекта и как мастеру при его реализации и подготовиться к интеграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.

     Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков разумного риска и др. Проектная деятельность позволяет учащимся реализовать их интересы и способности, приучает к ответственности за результаты своего труда, формирует убеждение, что успех в любом деле зависит от личного вклада его самого. Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

    Программой образовательной области «Технология» предусматривается создание условий для формирования и развития у учащихся творческих способностей. В ней, прежде всего, указывается на содержание того теоретического материала, который должен быть изучен на занятиях, отводимых на выполнение проекта. Одновременно на основе использования изученных методов и приёмов конструирования осуществляется решение тренировочных творческих задач различного типа. Предполагается, что полученные на этих занятиях знания и умения, учащиеся будут использовать при выполнении проектов.

     Творчество понимается как деятельность, результатом которой является создание субъективно или объективно новых материальных и духовных ценностей. Для учащихся результат творчества может иметь как объективную, так и субъективную новизну.Детское творчество – надёжный резерв жизненной активности, это база для духовного и культурного развития нации. Проектная деятельность на уроках технологии позволяет создать условия для развития творческих способностей у учащихся. За годы проведенные в школе, ученик может многому научиться, тому, что пригодится ему в жизни. Важно что бы он понимал, что он делает и для чего.

Поэтому я постоянно вместе с детьми готовлю выставки детских работ, ярморки, презинтации, проекты, праздники, дефиле и многое другое.

Когда девочка выходит в платье, сшитом собственными руками, она испытывает и гордость и уверенность в себе и чувствует отношение окружающих.

    Конечным результатом моей работы являются выполненные учащимися проекты. Учащиеся успешно выступают с творческими проектами на предметных олимпиадах как на общешкольных этапах, так и на общегородских, региональных и общероссийских этапах, становясь победителями и призерами олимпиад.

    На развитие творческого потенциала учащихся положительно влияет и применяемая в лицее форма защиты творческих проектов, на которых присутствуют родители. Предварительно организуется выставка творческих проектов учащихся класса, с которой знакомятся родители, а затем начинается этап непосредственно презентации и защиты. Надо видеть лица этих учащихся, выступающих в роли творцов. А сколько гордости и радости можно прочесть в глазах родителей!

     Но не остается в стороне от этого и учитель, ведь личное творчество учителя является искрой, зажигающей огонь детского творчества, поэтому каждый учитель обязан находиться в постоянном поиске и делиться с учениками своими достижениями. Тот, кто не учиться, не может научить учиться других.

     Выйдя из стен школы, выпускник продолжает саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Основы социализации закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Творчески работающие люди редко повторяются. В любую работу они вносят что-то свое, свойственное только им. Автоматизация и механизация производства избавляют человека от тяжелого ручного труда, чрезмерных физических нагрузок, тем самим расширяя возможности для применения его творческих способностей.

      Общество всегда нуждалось в высококвалифицированных специалистах.

От себя могу сказать, что уроков труда должно быть больше.

Список литературы

1. Кожина, О.А. Технология. Обслуживающий труд. 5-8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.А. Кожина, Е.А. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М. : Дрофа, 2012.

2.  Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы : проект. –М. : Просвещение, 2010.-96 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Рабочие программы. Технология. 5-8 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И. Зеленецкая. - М.: Дрофа, 2013.-150.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Любимые книги. Любимые писатели".

Викторина по литературе проводится по типу телевизионной игры "Звёздный час". Она способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении. Викторину м...

Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

ПДШ Любимая работа Часть 1-6

Умные мысли для директора и не только......

Защита любимой книги "Наши любимые сказки" по произведениям К.И.Чуковского

Участвовали в городском литературном фестивале  "Книга собирает друзей"...

Введение в ДООП "Мой край любимый" "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)

Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели: 1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе. 2) развивать п...

Классный час "Любимый край родной... Любимый край Донской..."

Материал предназначен для учителей географии и классных руководителей....

Методическая разработка урока на тему «Любимая еда. Письмо - рассказ о любимой еде»

Методическая разработка урока на тему «Любимая еда. Письмо - рассказ о любимой еде» в 3 классе с использованием современного учебного оборудования: мультимедиа проектора....