Применение метода проектов на уроках черчения
статья по технологии (9 класс) на тему

Монид Надежда Николаевна

     Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо­культурной среде.

     Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Ребята должны научиться стро­ить свою деятельность совместно с другими детьми, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, выполнить его, проанализировать, оценить проделанную работу, понять, для чего они это сделали. Таким образом, раз­решая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания само­стоятельно или совместно с другими учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Монид Надежда Николаевна,

учитель черчения МБОУ «СОШ № 92

с углубленным изучением отдельных

предметов», г. Кемерово

Этапы выполнения проекта и их характеристика

     Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

     Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими детьми, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, выполнить его, проанализировать, оценить проделанную работу, понять, для чего они это сделали. Таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания самостоятельно или совместно с другими учащимися.

   При применении метода проектов для решения разнообразных задач важно четко определить этапы проектирования и довести их до учащихся. Один из вариантов технологической последовательности выполнения учебного проекта приведен ниже.

  1.  Постановка проблемы:

-  Учитель ставит перед учащимися проблему;

-  Учитель предлагает банк проектов;

-  Учитель раскрывает требования к проектам, технологию их  

   выполнения и критерии оценивания;

-  Совместно с  учащимися определяется необходимый объем знаний,  умений, навыков для осуществления проекта

-  Обсуждаются необходимые материальные и финансовые затраты

   для реализации каждой темы предлагаемого банка проектов.  

  1. Исследование, заимствование идей:

-  Опираясь на собственные знания и анализируя источники  

   информации (банк данных и предложений, книги, средства  

   массовой информации, справочники и др.), учащиеся исследуют  

   потребности в определенных изделиях для дома, школы,

   организации досуга, и т.д.;

-  Учащиеся проводят мини исследования потребностей в том или

   ином изделии и возможности их изготовления.

  1. Определение темы проекта:

- Определение и обоснование темы проекта;

- Постановка задач для реализации темы проекта;

- Выбор рабочей группы;

-  Анализ предстоящей деятельности – составление «звездочки

   обдумывания» (схематическое изображение составляющих  

   творческого проекта);

- Распределение ролей в рабочей группе.

  1. Исследование объекта проектирования:

- Изучение имеющихся источников информации по данной проблеме;

- Изучение имеющегося опыта;

- Конспектирование изученного материала;

- Выполнение набросков, эскизное проектирование, изготовление  

  наглядных рисунков, чертежей;

- Определение достоинств и недостатков альтернативных моделей и

  вариантов.

  1. Развитие идей:

- Анализ и синтез лучших идей;

- Выбор и развитие из многих вариантов наиболее подходящего

   решения;

- Разработка рабочего эскиза модели с описанием;

- Выбор материалов, инструментов, оборудования для изготовления

  продукта проектирования;

- Предварительные расчеты затрат;

- Конструирование, техническое моделирование, выполнение  

  чертежей.

  1. Организация и технология изготовления изделия:

- Разработка рациональной технологии изготовления с учетом

  требований дизайна;

- Уточнение и построение четких планов;

- Определение критериев контроля;

- Организация рабочего места;

- Изготовление и технологическая обработка изделия;

- Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности;

- Рассмотрение дизайна в качестве улучшения проекта в процессе

   обработки.

- Выявление возможных идей для дальнейшего усовершенствования

  изделия.

  1. Подведение итогов проектирования:

- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и

  причин этого;

- Анализ достижения поставленной цели;

- Контроль изготовленного изделия и при необходимости его апробация;

- Оформление результатов проектной деятельности.

           8.  Защита проекта:

- Подготовка доклада;

- Репетиционная предзащита проекта;

- Публичная защита проекта с демонстрацией разработанных материалов;

- Ответы на вопросы.

Пример работы над проектом на тему «Геометрические головоломки».

Данный проект был долговременным, интегрированным (черчение, наглядная геометрия, технология), осуществлялся как в урочное, так и во внеурочное время, участниками проекта были учащиеся 6-8 классов, руководителями были учителя черчения и технологии, в роли консультантов на первоначальном этапе проектирования выступал учитель математики.

Таблица № 1 Этапы выполнения проекта

Этап

Задача

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

2

3

4

Постановка проблемы

Определение

социально значимых

проблем. В данном случае

ряд проблем практического характера было поставлено школой, а именно разработка и изготовление геометрических игр-головоломок для учащихся 5-6 классов.

Уточняют     информацию, обсуждают задания, определяют свои возможности.

Мотивирует учащихся,   объясняет       цели проекта, вместе с учащими определяет необходимый запас знаний и умений, наблюдает

Исследование, заимствование идей

Выявить потребности в том или ином изделии

1.Провели опросы среди родителей, учащихся, учителей школы с целью выявления потребностей.

2.Проанализаровали источники информации с целью выявления уже имеющихся подобных изделий

Помощь в проведении опросов, анализе опросов и информации (по просьбе учащихся)

Определение темы проекта

Определить четкую тему проекта и основные задачи для её реализации

1.Определили и обосновали тему проекта «Разработка творческих заданий и изготовление геометрического конструктора «Кубики Сома»

2.Выявили и прописали основные задачи для реализации проекта: изготовить 30 комплектов конструктора; изготовить коробки для хранения конструктора; разработать 30 вариантов заданий разной сложности как в электронном виде, так и на бумажном носителе; представить решения задач в электронном виде.

3.Совместно с учителем выделили рабочие группы.

4.Схематично изобразили составляющие проекта.

5.Распределили роли.

Наблюдает, консультирует, помогает в формировании рабочих групп и их совместной работе во внеурочное время.

Исследование объекта проектирования

Изучение имеющегося опыта применения конструктора

1.Изучили и кратко законспектировали в электронном виде имеющуюся информацию по данному конструктору;

2.Разобрались со схемами раскладки кубиков в разные известные модели;

3. Выполнили наброски схем и

наглядных рисунков придуманных самостоятельно моделей;

4.Определили достоинства и недостатки придуманных моделей в каждой группе.

Мотивирует учащихся, проводит консультации, наблюдает  

Развитие идей

Выбор и техническое моделирование лучших вариантов моделей

1.Каждая группа представила свои лучшие эскизы, из которых совместно было отобрано 30 вариантов схем раскладки моделей.

2.Разработали рабочие эскизы наглядных изображений моделей;

3. Выбор материал для изготовления конструктора- деревянный брусок с квадратным сечением 25х25мм, инструменты, оборудования для изготовления.

4.Выбрали материал для изготовления коробок для хранения – плотный картон.

5.Провели предварительный расчет необходимого материала.

6.Нашли спонсоров для закупки материала, им стали родители некоторых учащихся

Проводит консультации, по просьбе учащихся проверяет верность выполнения схем раскладки и наглядных изображений моделей, помогает в выборе материала и инструментов, наблюдает  

Организация и технология изготовления изделия

Непосредственное изготовление конструктора и разработка схем раскладки

1.Разработали технологию изготовления.

2.Наметили четкий план работы (1,5 месяца).

3.Определили критерии контроля (отдельные кубики должны быть хорошо обработаны, их плоскости должны быть ровными, при склеивании элементов размеры сопрягаемых поверхностей должны быть увязаны и т.д.)

4. По чертежам на готовом брусе нанесли разметку, сделали распилы, обработали кубики с ребром 25мм, покрыли их лаком. После просушки склеили из этих кубиков по 7 объемных элементов, из которых состоит один комплект конструктора.

5.Изготовили 30 комплектов конструктора с текущим само и взаимоконтролем.

6.Выполнили чертежи разверток коробок для хранения.

7.Изготовили коробки.

8.Для улучшения дизайна и снижения трудоемкости работы с конструктором покрыли элементы комплекта масляной краской разного цвета.

Наблюдает, советует,  

направляет процесс изготовления, помогает

в обеспечении

проекта. Обобщает новое содержание

образования, по-

лученное в результате

работы над проектом.

Подведение итогов проектирования

Анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов

1.Участвовали в нескольких занятиях с учащимися 6 классов с использованием геометрического конструктора.

2.Провели опрос среди учащихся 6 классов.

3.Проанализировали свою работу над проектом, выявили достоинства и недостатки выполненной работы, дали себе оценку.

1.Помогает в организации и проведении пробных занятий с учащимися 6 классов.

2. Помогает в анализе проделанной работы.

3.Наблюдает.

Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта.

1.Оформили пояснительную записку.

2.Оформили слайдовую презентацию.

3.Подготовили текст  для выступления.

4.Отрепетировали выступление.

5.Провели групповую защиту проекта сначала на уроке, затем на школьной научно-практической конференции.

6. Участвовали в

коллективной  оценке результатов проекта.

1. Помогает в проведении генеральной репетиции выступления.

2.Участвует       в коллективном анализе и оценке  результатов проекта.

Список используемой литературы

1. Петров, Д. Г. Проектная деятельность школьников [Текст]: учебное пособие для учителя / Д. Г. Петров, А. А. Фролова. – М.: Просвещение, 2015. – 149 с.

2. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/ И.С.Сергеев. - М.: АРКТИ, 2003.- 145 с.

3. Тарасова, И. П. Метод проектов в образовательном учреждении  [Текст]: Приложение к журналу «Профессиональное образование»,  № 12 /  И. П. Тарасова.  – 2004.–109-110с.

4. Ступницкая, М. А. Что такое учебный проект?  [Текст]: Приложение к журналу «Первое сентября», №6 / М. А. Ступницкая. – 35-44 с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов на уроке технологии.

ШКОЛА БУДУЩЕГО - ШКОЛА ПРОЕКТОВ! "Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения : Может применяться на уроке и во внеурочное в...

Применение метода проектов на уроках истории

В работе представлен опыт организации работы учащихся по реализации учебного проекта "Все для фронта.Все для победы! Книга памяти."...

"Применение метода проектов на уроках математике и во внеклассной работе по предмету", статья

Данная статья о возможности  использования метода проектов на уроках математики и во внеклассной работе по предмету. Использование проектной технологии на уроках математики позволяет расширить ин...

Статья Применение метода проекта на уроках химии

Статья содержит небольшой теоретический материал о плюсах проектоног метода обучения, предложен способ из личноо опыта применеия данного метода на уроках химии, данные о результатах применеия метода п...

Из опыта работы. Применение метода проектов на уроке технологии

Технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический,обслуживающий и сельскохозяйственный труд.Учащиеся обучаются в группах по одному из трех этих направлений. В последнее...

Творческая работа Метод проектов на уроках черчения

В данной работе представлен опыт работы учителя по применению метода проекта на уроках черчения....