Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. 7 класс "Свойство текстильных материалов"
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Кулинич Елена Григорьевна

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. 7 класс "Свойство текстильных материалов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №1г.Шатуры

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. 7 класс

Технологическая карта урока

Урок 23 - 24

Учитель: Кулинич Елена Григорьевна

Предмет: технология

Класс: 6

Учебник (УМК): Н.В. Синица,В.Д. Симоненко. «Технологии ведения дома»

Тема урока: Свойство текстильных материалов

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, дополнительный материал, карточки-задания.

Цели деятельности педагога

Ознакомление с содержанием раздела «Создание изделий из текстильных материалов», банком творческих проектов, с видами и свойствами натуральных волокон животного происхождения и тканей из них; формирование умений подбирать материалы для изготовления проектного швейного изделия; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.

Тип урока

Изучение нового материала, комбинированный

Методы и формы обучения

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с учебником, лабораторная работа

Основные понятия и термины

Поясная одежда; руно, шелк-сырец, шерстяные ткани, ткани из натурального шелка, смесовые ткани.

Образовательные ресурсы

ЭОР и информационно – технологические материалы; учебник технологии,

Наглядно-демонстрационный материал

Модели – аналоги проектных швейных работ; коллекция шерстяных и шелковых (натуральных) тканей; мультимедийное сопровождение

Оборудование

Образцы тканей из разных волокон, лупы, спички, инструкционные карты, игла, блюдце с водой.

Планируемые образовательные результаты

  • общее представление о видах и свойствах тканей из натуральных волокон животного происхождения;
  • приобретение опыта проведения исследования;
  • умение распознавать сырьевой состав ткани.

Универсальные Учебные Действия

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Понимание и определение понятия «шерсть», «шёлк», «золотое руно», «свойства шерсти шёлка»

Распознание шерстяной и шёлковой ткани

Понимание влияния толщены и прочности нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий.

1 уровень — узнавание

Регулятивные

Планирование собственной деятельности.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, дать оценку и организовать взаимопомощь в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Организационная структура урока

№  

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

I. Организационный момент

Мотивация (самоопределение)

 к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу»)

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Начинаем урок: Учитель показывает девочкам лоскуты ткани.

 -Девочки, а что я вам сейчас показываю? Вспомните, как называется наука о тканях?

Сегодня мы начнем изучение следующего раздела, который называется Материаловедение. Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон.

-На какие два больших класса делятся текстильные волокна?

Отгадайте загадку. По горам, по долам, Ходит шуба да кафтан.

-Овца – это кто?

 -Волокно, какого происхождения можно получить от овцы?

Как вы думаете, о чем пойдет речь  сегодня на уроке? 

Учащиеся смотрят, думают, делают выводы и обосновывают ответы.

Предполагаемые ответы:

Ткань, материал

Материаловедени

Натуральные и химические.

О волокнах.

Овца.

Животное.

- От овцы можно получить волокна животного происхождения.

Л. Самоопределение, самоорганизация, - К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

Р. Способность прогнозировать деятельность на уроке

Устные ответы

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1.Целеполагание и постановка задач.

2. Систематизация имеющиеся у учащихся знаний.

3.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

4. Мотивация к пробному учебному действию «надо» - «могу»- «хочу».

5.Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

6.Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия.

 - Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний и сформулируем тему нашего сегодняшнего урока «Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей» (слайд 1) 

Вспомним…Опрос.

ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

Вспомним правила работы в группе. Учитель раздает образцы тканей шерсть, хлопок, лён и шёлк и предлагает детям найти шерстяную ткань. 

Поднимите выбранный вами лоскуток и покажите всему классу.

У кого нет результата?

Кто смог выполнить?

У кого возникли трудности?

Повторяем то, что нам пригодится для открытия новых знаний.

Хлопок, лён, лён, лён, ткачество, гладкокрашеная, ярче рисунок, осыпаемость, усадка, гигиенические, льняные, Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и найти способ решения проблемы

-П.извлечение необходимой информации из текстов

-Р.выполнение пробного учебного действия

-К.учёт разных мнений, выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Устные ответы

Выполнение задания

Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

1.Востановить выполненные операции и зафиксировать (вирбально и знаково) место где возникло затруднение.

2.Соотнести свои действия с используемым способом действия и выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднений, те конкретные знания, которых недостает для выполнения  поставленной задачи.

В каком месте возникли затруднения? Почему? Чего не хватает?

ЗАТРУДНЕНИЕ

Я не смог определить шерстяную ткань.

Я не знаю её качеств и свойств. Нет необходимых знаний по данной проблеме.

-П.анализ, синтез, обобщение. Формулировка проблемы. Структурирование знаний.

-К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Устные ответы

II. Изучение нового материала

Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания.

1.Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2.Организовать нового способа действия речи.

3.Организовать фиксацию нового с помощью инструкционных карт.

4. Организовать уточнение общего характера нового знания.

Объяснение нового материала.

-Ткани, изготовленные из натуральных волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды(слайд 2)

-Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке.

Историческая справка о шерсти.

-Шерсть – волосяной покров животных.

Этот покров состоит из разных видов волокон  

Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно

-Чем же на самом деле является золотое руно?

- Золотое руно – это качественная шерсть овец.

-Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных  - Назовите их (слайд 3)

Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке (слайд 4)

-Ее сортируют – перебирают по качеству,

треплют – разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений;

промывают – горячей водой с мылом содой,

сушат – в сушильных машинах.

-Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки.

Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они произведены.

Каково волокно – таково и полотно, говорится в русской пословице.

ШЕРСТЯНЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ

Длина – 2 – 45 см

Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее ткань.

Цвет – белый, серый, рыжий черный.

Обладают высокой гигроскопичностью (хорошо                                                                                         впитывают влагу и быстро сохнут), теплозащитными свойствами.

Упругие, ткани малосминаемы.

Недостатки: пылеемкость, усадка.

После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера.

 - Стирают вручную при t 300 С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде, утюжат при t 150 0-2000 С через проутюжильник.

 - Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз.

 - Шерсть замечательна и тем, что годится в виде бесформенной массы – войлока. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, бурки. В них не промокали под дождем – вода скатывалась, их не пробивали пули – отскакивали или застревали (слайд 8)

Физ. минутка

Теперь поговорим о шелке. Его история полна тайн и опасностей.

Историческая справка.

Что же такое шелк и чем он так уникален?

 - Шелк - нить гусеницы тутового шелкопряда.  

Эта гусеница питается   только листьями тутового дерева и отсюда ее название.

 - Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии (слайд 5).

 - Из яичек, отложенных на листьях тутового дерева, выползают гусенички, у них зверский аппетит, поэтому они и растут не по дням, а по часам.

 - Когда гусенице приходит время превратиться в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает из особой железы двойную нить, и начинает сплетать из этой нити себе гнездышко – кокон. Она очень торопится, вертит головой с большой скоростью – 2 раза в секунду - и наматывает от 600-900 м нити.

 - В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яички и все начинается снова.

Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Затем, на специальных машинах коконы разматывают. И т. к. шелковые нити очень тонки их, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шелк-сырец.

 - Каковы свойства натурального шелка и тканей?

ШЕЛКОВЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ

Длина – 600-900м

Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные.

Цвет – белый, кремоватый.

Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью.

Упругие, поэтому ткани малосминаемы.

Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются.

Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.

После сгорания образуют черный комочек,

растирается пальцами, оставляет запах жженого пера.

Стирают вручную при t 30-400С, прополаскивают водой с уксусом, слегка отжимают. Утюжат при t150-1600С с изнаночной стороны.

Из шелковых волокон производят платьевые и блузочные ткани: крепдешин, шифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам, изделия из натурального шелка очень приятно носить в жаркую погоду (слайд 8)

Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся. Предприятия, занимающиеся переработкой шерсти и шелка распространены по всему миру.

Выступление ученика.

Затруднения.

Называют животных

Выступления учеников.

Затруднения.

Выступление ученика.

-Л. смыслообразование, анализ, синтез, обобщение.

-П.классификация, познавательная инициатива, выдвижение гипотез, и их  обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

-К.формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения.

Наблюдение

III. Творческая практическая деятельность.

Первичное  закрепление, практическая работа с самопроверкой по эталону

Применение нового знания в типовых заданиях.

1.Организовать освоение детьми  нового способа действия при решении  данного класса задач в   группах.

2.Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

3.Организовать вербальное сопоставление  работы с эталоном для самопроверки

Практическая работа №1.

«Сравнение волокон шерсти и натурального шелка»

Практическая работа №2.

«Изучение свойств натуральных шелковых и шерстяных тканей»

Через 10 минут ответственный защитит перед  классом работу в группе.

сравнивают, проговаривают о своих затруднениях Выполнение практической работы по группам

-П.анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство.

-К.формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра.

-Л. Осознание ответственности за общее дело.

Выполнение задания

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1.Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Чтобы закрепить, полученные знания, выполним тест (слайд 10)

Выполняют тест

-Л.нравственно-эстетическое  оценивание усеваемого  содержания.

-П. анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Выполнение задания

IV.

Итоги урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения нового знания.

1.организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения  требований, известных учащимся.

2.организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

3.Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

4. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Подведём итог урока.

Что нового вы сегодня открыли для себя. Пригодятся ли вам полученные знания?

Оцените свою работу.

Домашнее задание. § 12. Собрать коллекцию шерстяных и шелковых тканей.

Мы узнали многое о шерстяных и шёлковых тканях

Я узнала…

Я научилась….

Мне пригодится это…

-П.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

-Л. Самооценка на основе  критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

-К.планирование учебного сотрудничества.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Устные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ФГОС второго поколения 5 класс.Бутерброды и горячие напитки».

Цели:  Предметные - ознакомить учащихся с классификацией и приготовлением бутербродов и горячих напитков....

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. «Блюда из яиц».

«Блюда из яиц». Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология...

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология 5 класс.

Основные технологические операции ручной обработки древесины....

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образова...

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.

Технологическая карта урока. Класс:5. Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. Тема урока: «Физиология  питания»,  выполнение  лаб. работы «Составление  меню питания». Тип урока...

Методическая разработка урока ФГОС (второго поколения). Технология 5 класс.

Технологическая карта урока      Тема урока: «Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из др...