Понятие о машине и механизме. (Классификация машин. Составные части машин).
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Корниенко Марина Александровна

Ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техни­ческом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитывать любовь к технике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_sostavnye_chasti_mashiny.rar35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дата :               План- конспект урока технологии
                                           6 класс

Тема: Понятие о машине и механизме. (Классификация машин. Составные части машин).
Преподаватель: Корниенко Марина Александровна.

Цель: ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техническом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитывать любовь к технике.

 Инструмент и оборудование: макеты машин и механизмов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ввод учащихся в мастерскую. Проверка готовности к уроку.

  1. Повторение пройденного материала.
  • Из каких основных частей состоит столярный верстак?
  • Какие технологии вы знаете?
  • Что относится к специальной одежде?
  • Что необходимо делать по окончании работы?

    III. Изложение нового программного материала.

Постановка цели урока.

-   Давайте вспомним, что мы понимаем под термином машина

Человек использует много разных машин.

Машина является устройством, выполняющим механические движения для преобразования энергии, материалов или информации. Машины бывают рабочие и энергетические.

Среди рабочих машин различают технологические, транспортные, транспортирующие, вычислительные. Выполняемая ими работа изменяет форму, размеры или положение материалов (сведений).

 Например, при обработке заготовок на сверлильном станке (технологической машине) изменяется их форма — появляются отверстия. При распиливании древесины лесопильными машинами (технологическими машинами) изменяются размеры материалов — из длинных хлыстов  получают короткие отрезки.

Транспортные машины перевозят грузы и перемещаются сами (автомобили, теплоходы, самолеты, электровозы и т.п.).

Транспортирующие машины сами неподвижны (транспортеры, конвейеры, эскалаторы и т. п.), а грузы перемещаются с помощью Движущегося рабочего органа — ленты, цепи, каната.

Из большого набора цифр в вычислительных машинах быстро получают точные сведения.

Энергетические машины (машины-двигатели) выполняют работу по преобразованию одного вида энергии в другой. К ним относятся электродвигатели, паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели.
Учитель: Сегодня мы с вами расширим свои познания об устройстве машин, ознакомившись с их новыми составными частями.

В зависимости от сложности станка (машины) в нем могут быть и другие механизмы:

- подачи и передачи движения;

- управления;

- контроля;

- регулирования;

- сортировки;

- транспортировки;

- упаковки и др.

Механизмы передачи движения состоят из зубчатых колес, ременных передач со шкивами, зубчатых колес и реек, цепных передач.

Мы рассмотрели различные передаточные механизмы. Кто из вас может вспомнить, где вы встречали какие-либо из передач ( Велосипед, мопед, мотоцикл, двигатели автомобиля)

Звено передающее движение называется ведущим, а получающее движение –ведомым.

Все колеса, шкивы, шестерни, звездочки насаживаются на валы так, чтобы они не проворачивались, и соединяются с валом посредством шпонки и шлицов

Каждая машина состоит из трех основных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа.

В механизме различают ведущую и ведомую детали.

Ведущая деталь приводится в движение внешней силой (рука человека, электродвигатель и т. п.), а ведомая деталь приходит в движение от ведущей.

Механизмы, предназначенные для передачи движения, называются механизмами передачи движения. На небольшие расстояния движение передается с помощью винтового или зубчатого механизмов. Зубчатые механизмы бывают цилиндрические и конические (состоящие из цилиндрических и конических колес).

Для передачи вращательного движения на сравнительно большое расстояние используется ременная передача, состоящая из двух шкивов и надетого на них ремня. Чаще всего применяются плоские и клиновидные ремни.

Если шкивы (или зубчатые колеса) неодинаковы по диаметру, то разные и их частоты вращения. Отношение частот вращения ведущего и ведомого шкивов (или зубчатых колес) называется передаточным отношением.

Отношение диаметра D2 ведомого шкива к диаметру Di ведущего шкива называется передаточным числом

В механизмах и машинах движение не только передается, но и преобразуется (например, вращательное в поступательное и наоборот). Для этого применяется, например, реечный механизм, состоящий из зубчатого колеса и зубчатой рейки, совершающих вращательное и поступательное движения.

Шкивы и зубчатые колеса крепят на валах с помощью стандартных типовых деталей — шпонок 2 (рис.1). Шпонка плотно входит в прорези (пазы, канавки) двух соприкасающихся.

                                                    Рис.1. Виды передач.

Ременная передача.               Реечная передача.             Коническая передача.

Учитель демонстрирует примеры работы механизмов передачи движения на макетах и плакатах.

  1. Практическая часть.

Предложить учащимся осмотреть станок в мастерской и показать:

  • Двигатель.
  • Передаточный механизм.
  • Механизм подачи.
  • Механизм контроля и управления.

В тетради учащиеся записывают примеры машин и механизмов и классифицируют их по назначению и типу.

  1. Закрепление пройденного материала.

  • Какие вы знаете механизмы передачи движения?
  • Чем отличаются механизмы передачи от механизмов преобразования движения?
  • В каких машинах имеются ременные механизмы?
  • Какое устройство называется машиной?
  • Приведите примеры энергетических и рабочих машин?
  • Каково назначение рабочего органа? Двигателя? Передаточного механизма?

  1. Заключительная часть.

Уборка рабочих мест и помещения мастерских.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о машине и механизме

Презентация к уроку Составные части машин в 5 классе по программе В.Д. Симоменко....

Презентация урока технологии 5 класс "Понятие о машине и механизме"

Описание дидактического материалапрезентации к уроку технологии в 5 классе по теме «Понятие о машине и механизме».  Слайд №2. Вопрос направлен на анализ, синтез новых знаний.  Нажатием ...

Понятие о машине и механизме.Урок-презентация

Тема занятия: « Понятие о машине и механизме»Цель занятия:обучающая - способствовать запоминанию основной технической терминологии,  запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания ко...

Урок технологии (ОНЗ) в 5 классе по теме "Понятие о машине и механизме"

Материал содержит конспект урока, тест, кроссворд. презентацию к уроку...

Урок технологии в 6-ом классе. Понятие о машине и механизме

Предлагаю урок технологии в 6-ом классе "Понятие о машине и механизме"...

Понятие о машинах и механизмах

Материал  урока "Понятие о машинах и механизмах" с заданием по робототехнике....

Классификация машин. Составные части машин

Цель: познакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техническом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитать любовь к технике; продолжить формирование учебной культуры, развить навыки ...