Конспект урока: "Заколку из ткани сделаем сами"
план-конспект урока по технологии (7 класс) по теме

Рябова Марина Викторовна

Урок разработан в виде посещения обучающимися Виртуального музея.  Ребята побывали  в "Историческом зале", где узнали  историю появления первой заколки,  в "Информационном зале"познакомились с ассортиментом украшений для волос, в "Творческом зале Мастеров" познакомились с технологическими особенностями изготовления заколки из органзы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_-_k.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по технологии

Рябова М.В., учитель Iкв. категории

Раздел:  художественная обработка материала

Тема урока: «Заколку из ткани сделаем сами»

Цель: Научить учащихся изготовлению цветка из ткани и закреплению его на заколке.

Задачи:

  • Формирование знаний учащихся истории появления первых заколок, их ассортимента, используемого материала для оформления заколки; формирование знаний учащихся приёмов выполнения цветка из органзы.
  • Развитие функции мышления (анализ, синтез, сравнение, обоснование), умений делать умозаключения, формулировать приёмы учебной работы (целеполагание, само- и взаимоконтроль,  взаимооценка, развитие образного мышления;
  • Воспитание интереса к предмету, аккуратности, усидчивости, интереса к творчеству.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:  информационно-рецептивный (объяснение, показ),  репродуктивный (выполнение упражнений), частично-поисковый (решение познавательных задач)

Оснащение: образцы заколок, карточка№1, карточка№2, буклет с инструкциями по ТБ при работе с ножницами, швейной иглой, при опаливании, свеча малая, пинцет, спички, лепестки и листья из органзы, нитки и иглы швейные, ножницы, разнообразные виды заколок, зажимы для волос, карандаш простой , ручка, рабочая тетрадь, степлер, клей - карандаш, двухсторонний скотч, панно «Корзина с цветими» (для рефлексии), оценочные круги трёх цветов, подносы, ноутбук, экран, проектор, презентация «Заколки для волос»

Ход урока.

N п.п

Структура и содержание учебного материала                                                                

Время

I.

Организационная часть урока

Учитель объявляет о начале урока ;

Проверяет наличие отсутствующих;

Проверяет готовность учащихся к уроку.

1

II.

III.

IV.

V.

Тема и цель урока (Целеполагание и мотивация)

Учитель знакомит учащихся с темой урока, формулирует и мотивирует цель урока:

«Добрый день! Разрешите поздравить вас, девочки, с тем, что вы являетесь сегодня посетителями виртуального музея. А что за музей, постарайтесь догадаться.

Загадка: Для красоты и для удобства,

                Когда-то создал человек предмет,

                Он стал для женщины любимейший объект.

                Его использовали модницы для украшения волос,

                Создания причудливой причёски и закрепления кудрей

               Что это за предмет  - открой секрет скорей? (Отв: заколка для волос)

Правильно, вы окажетесь посетителями «Музея заколки для волос». А я, Рябова М.В. стану вашим экскурсоводом .

Каждый из вас получил пригласительный билет на нашу виртуальную выставку.  Здесь вы сможете познакомиться с её программой

Перед вами распахнут свои двери три экскурсионных зала:

  1. Исторический зал
  2. Информационный зал.
  3. Творческий зал мастеров.

Итак, мы начинаем.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Исторический зал –история первой заколки

Заколка – это зажим, приспособление для скрепления волос или галстука.  Заколка для волос – актуальное современное украшение. Но история его началась с незапамятных времен.

                                                ИСТОРИЯ ЗАКОЛКИ

Кем и когда была изобретена первая заколка для волос, сказать трудно. Доподлинно известно только то, что появилась она задолго до нашей эры.

В Древнем Египте заколки были незаменимой вещью. Прически фараонов и приближенных к ним отличались изощренностью и пышностью украшений: «скромные» будничные аксессуары для волос из золота в праздники дополнялись жемчугом, золотыми пластинами и перламутровыми зажимами.

В Древней Греции женщины украшали прически живыми цветами и яркими лентами, а в праздничные дни надевали на головы диадемы из благородных металлов, инкрустированные драгоценными камнями.

Кроме венков, греческие и римские женщины вплетали в свои волосы еще красивые повязки, из которых наиболее известна греческая сфендона, повязка, часто украшенная золотом, жемчугом и драгоценными каменьями; своей высокой и широкой серединой она или выделялась из волос наподобие диадемы, или же придерживала сзади волосы. Она ничем не отличалась от налобника или начельника, о котором упоминается уже у Гомера.

Другого рода женским украшением была коронка. Кроме того, женщины украшали свои волосы нитками жемчуга и собирали их в сетки, по большей части весьма искусно сплетенные из золотой канители, которые прикреплялись к волосам шпильками из слоновой кости.

В Японии многие мужчины пользовались заколками, видя в них не только надежный фиксатор самурайских причесок, но и... незаменимое оружие. К примеру, «кансаси» – заколки в виде миниатюрных стилетов длиной до двадцати сантиметров – легко можно было использовать в качестве метательных ножей. Впрочем, столь опасные украшения были в почете разве что у ниндзя и самураев. Обычные же граждане предпочитали украшения куда менее экстремальные: безобидные шпильки и гребни.

На Руси национальной женской прической считалась коса до пояса. Заплетая косу, девушки украшали ее лентами, шелковыми кистями и подвесками. А на лбу волосы удерживались с помощью перевязок.

В Европе эпохи Возрождения миниатюрные украшения для волос трансформировались в огромные проволочные каркасы и обручи, удерживающие неимоверно высокие прически. Все эти вавилоны на голове украшали драгоценными камнями, лентами, перьями, бисером, черепаховыми гребнями и шпильками из слоновой кости.

Со временем прически начали уменьшаться в размерах, и к началу двадцатого века длина волос катастрофически укоротилась. Феминистически настроенные дамы шикарным локонам предпочитали короткие стрижки и не признавали ярких украшений. Шпильки стали незаметными, заколки и ленты – сугубо функциональными вещами: с их помощью убирали мешающую прядь или собирали волосы в неприметный пучок или хвостик.

Сегодня мода позволяет воспользоваться любым направлением из ее тысячелетней истории, ведь украшения для волос в наши дни стали неизменным элементом стиля, завершающим образ.

Вы узнали интересные факты из существования первых заколок в далёкие времена.

А сейчас мы отправляемся во второй зал нашей виртуальной выставки – информационный, где вы познакомитесь с ассортиментом украшения волос, а так же рассмотрим виды материалов, из которых возможно изготовление украшений для волос.

  1. Информационный зал-ассортимент заколок для волос

Сл.(   ) Учитель демонстрирует названия украшений для волос и предлагает изучить эти названия и выделить незнакомые. Учитель открывает фото этих заколок и демонстрирует стенд с ассортиментом заколок. «Перед вами ещё не весь список ассортимента заколок для волос. Увеличить этот список предстоит вам самостоятельно дома.

   А сейчас настало время  разобрать материал, из которого заколку человек себе создал».

Учитель раздаёт учащимся карточки «Разнообразие материалов, используемых для оформления заколок». «Ваша задача внимательно изучить список предложенных материалов и решить, какие из них можно использовать для изготовления украшений для волос.» Учитель демонстрирует заколки из того материала, из которого учащиеся отметили буквой «Н».

«Вы убедились, что многие  материалы  можно использовать для изготовления заколки. Одним из доступных для нас с вами, с которыми вы умеете работать – это ткани.

Посмотрим,  как выглядит коллекция из ткани для оформления и украшения заколок.

Здесь вы видите разные материалы:

  • Искусственный шёлк
  • Капрон
  • Креп-сатин
  • Органза

Именно из неё получаются лёгкие, воздушные, ажурные, объёмные, оригинальные цветы.

Изучена история заколки, рассмотрен её ассортимент

Настал удобный для практики момент

Обычную заколку для творчества возьмём

Из лепестков отдельных – цветок мы соберём.

Из лёгкой ткани – органзы

Мы изготовим образцы.

Оригинальную, красивую заколку

Из ткани, своими сделаем руками.

«Как же изготавливаются поэтапно такая заколка-это нам предстоит выяснить . Итак мы отправляемся в третий зал виртуальной выставки – ЗАЛ ТВОРЧЕСТВА.

Перед вами этапы изготовления заколки из органзы. Но мастер нечаянно перепутал их. Ваша задача – помочь собрать эти этапы в правильной последовательности».

   Учитель предлагает учащимся поработать с инструкционной картой «Этапы изготовления заколки из органзы».

     «Давайте и сверим ваш выбор с  готовой инструкционной картой. У нас в мастерской уже есть готовые заготовки лепестков и листьев цветка, но я покажу вам, как они изготавливались» Учитель демонстрирует этапы изготовления заколки из органзы в виде цветка.

Учитель проводит физкультминутку, используя слайды презентации.

« А теперь всё разобрали, ножки, ручки мы размяли. И пора красу творить, про безопасность не забыть!» Учитель выдаёт учащимся инструкционные карты по Т.Б при работе с ножницами и шв. иглой.

Учитель обращает внимание ребят на тот этап изготовления, где необходимо, и прикрепить цветок к зажиму и предлагает свой вариант, но отмечает о многовариантности  этого  этапа работы. Учитель предлагает на подносе разнообразные материалы, которые можно использовать для крепления чего-либо.(клей-карандаш, клей ПВА, степлер, двухсторонний скотч) .

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА

«Ребята, а теперь, когда у вас появился богатый багаж знаний технологического процесса изготовления заколки из органзы - вы можете сами создать свой шедевр! Обратите внимание на критерии качества выполняемой работы. Их вы найдёте на своих столах. Это:

  • Правильность сложения лепестков цветка (в соответствии со схемой)
  • Качественное  закрепление лепестков между собой при образовании бутона цветка
  • Аккуратное крепление листьев цветка к основанию бутона
  • Прочное крепление цветка к зажиму

Предлагаю вам по окончанию работы осуществить взаимооценку, т.е  поменяться работами в парах и справедливо оценить качество выполняемой работы напарницы.»

Учитель следит за деятельностью учащихся, помогает им, если возникает необходимость, осуществляя индивидуальный их инструктаж.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

« Перед вами три круга - для оценки работ друг друга. Если  работа достойна оценки «5»- нужно к красному кругу заколочку прикреплять. Если допустил ваш друг ошибку- заслуживает он улыбку. Спеши к зелёному кружочку работу прикрепить, хорошая оценка ему не повредит. Ну а если друг ваш старался, но цветочек у неё никак не получался, прикрепим заколочку к синему кругу и скажем слова утешения своему другу.»

Учитель следит за тем, как учащиеся осуществляют оценку работ друг друга.

«Вот закончился урок, прозвенит сейчас звонок.

Мы старались, не ленились и неплохо потрудились.

Наши с вами украшенья хороши на удивленье!»

Чтобы сделать заколку свою необычной,– дома нужно очень постараться и добавить свои элементы: сеточку, бусинку, шнурочек,  бисер иль ленты, тогда точно заслужит заколка твоя окружающих комплименты.»

А ещё прошу придумать своей заколке  рекламу»

Рефлексия:

Учитель: «А сейчас, прошу вас не стесняться, - настроением поделиться. Сюда скорее подходите в корзинку ваш цветочек с настроением прикрепите!

2-3

8-10

5

20

3-5

2

Используемая литература:

Джексон Ш. Костюм для сцены. М.: Искусство, 1984.

Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1987.

Котова Т. Стильные штучки из кожи и ткани. М.: Аст-Пресс, 2006.

Панакина Д. Е. Искусственные цветы в декоре одежды. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Сухорукова Е. П., Чечулинская Л. Г. Искусство делать цветы. М.: Изд-во коммунального хоз-ва РСФСР, 1962.

         https://lib.rus.ec/b/204600/read  - Зайцева Ольга Вячеславовна Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи:
       Практическое руководство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме «Ткани»

Дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях...

Сделаем сами, своими руками.

Конспект занятий по изготовлению тарелочки-магнитика....

конспект урока по теме " Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы"

Разработка урока по теме "Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы" в разделе "Природно-территориальные комплексы России" 8 класс...

Презентация к уроку"Заколку из ткани сделаем сами"

Электронное приложение к уроку содержит богатую подборку материала по теме "Заколка". Подобраны заколки из самых разнообразных материалов. Данная презентация будет интересна и педагогам дополнительног...

КАК СДЕЛАТЬ САМИМ КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК.

КАК СДЕЛАТЬ САМИМ КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК.Кинетический песок — хит продаж в детских магазинах. Эта игрушка может привести в восторг детей любого возраста. Кинетический песок на первый взгляд выглядит...

Конспект занятия на тему: Как сделать газету, журнал.

Конспект занятия на тему: Как сделать газету, журнал....

Конспект внеклассного занятия по швейному делу «Самая, самая, самая…..»

Конспект внеклассного занятия по швейному делу«Самая, самая, самая…..»...