"В мире народных ремесел"
классный час по технологии (6 класс) на тему

Востроилова Светлана Владимировна

Внеклассное мероприятие по профессионально-трудовому обучяению

Цель: знакомство с видами народных ремесел (вязание, лоскутное шитье, вышивка, макраме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_narodnyh_remesel.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»

МОДЕЛЬ

 ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

«В  МИРЕ НАРОДНЫХ

РЕМЕСЕЛ»

 

Учитель:

Востроилова

Светлана Владимировна

Фурманов

Место проведения: ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» мастерская 2 (кабинет 32)

Участники: учащиеся 6 класса

Цель: знакомство с видами народных ремесел.

Задачи:

  • совершенствование знаний о народных ремеслах (вязание, лоскутное шитье, вышивка, макраме);
  • закрепление умений и навыков при выполнении ранее изученных ремесел;
  • развитие творческой активности учащихся;
  • развитие кругозора детей;
  • коррекция мышления, памяти, внимания, речи:
  • воспитание чувства прекрасного;
  • воспитание у детей умения пользоваться знаниями, полученными на уроках профессионально-трудового обучения.

Оборудование:  спицы, пяльцы, швейные машины, игла, ножницы, нитки мулине, нитки для шитья и вязания, шпагат.

Выставочные стенды:

  • «Вязание»;
  • «Лоскутное шитье»;
  • «Макраме»;
  • «Вышивка».

Учитель. Каждое рукоделие по-своему уникально: неповторимой историей, самобытным развитием.  Некоторые из рукоделий навсегда забыты, жизнь других еще теплится, многие виды дожили до наших дней.

Сегодня мы  с вами совершим путешествие по удивительному миру народных ремесел.  Этот мир очень богат и разнообразен, но мы побываем в гостях у тех умельцев, кто создает чудеса из ниток и ткани.

Итак, мы начинаем наше путешествие в город народных умельцев. О каком ремесле пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:

                                                 Две веселые сестрицы,

                                                На все руки мастерицы.

                                                Сделают из ниточки

                                                Носки и рукавички.

                                                                (вязание)

Правильно, мы с вами попали на улицу «Петелька за петелькой».

Ученица 1.  Когда появилось искусство вязания точно не известно. Овцы были одомашнены еще в 9 тысячелетии до н.э. У нас в России эти животные и вместе с ними и искусство вязания появилось в конце 18 века.

Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова (14 ноября), немыслимы были без этого ремесла. Вязали те, кто помоложе, а старшие пряли пряжу.  Вязальщицы обеспечивали семью носками, рукавицами, шапками, шарфами.  Главное орудие труда мастериц – спицы, их количество зависит от изготавливаемого изделия.

Ученица 2. И сейчас  это искусство живо и модно, а изделия, связанные своими руками, очень красивы и удобны.

        Отгадайте нашу загадку:

                                        Я пушистый, мягкий, круглый,

                                        Есть и хвост, но я не кот,

                                        Часто прыгаю упруго,

                                        Покачусь – и под комод.

(клубок)

Учитель.   Большое  вам спасибо, а мы отправляемся дальше по нашему загадочному городу.  Посмотрите по сторонам, и вы увидите выставку удивительных работ.

Вот теперь мы с вами попали на улицу «Узелковое чудо».

 

Ученица 3.  Нет более древнего, таинственного и удивительного рукоделия, чем узелковое плетение. На протяжении тысячелетий оно использовалось людьми для создания одежды, добывания пищи, и даже помогло придумать узелковую письменность, а женщины средневековья сумели придать ему изысканность и тонкость, подняв до уровня прикладного искусства.  Таким  мы получили это наследство с коротким названием «макраме».

Ученица 4.  Современные умельцы, овладев узелковым плетением, продолжают развивать и совершенствовать это искусство.  Чтобы овладеть этим древнейшим из рукоделий,  кроме желания нужны увлеченность, терпение, немного выдумки и фантазии.

Учитель. Большое вам спасибо, а мы отправляемся дальше.  Наш путь лежит на улицу «Шелковая радуга», а чтоб веселее нам было в дороге, давайте возьмем с собой пословицы и поговорки.  

(даётся начальная часть пословицы, а  дети вспоминают её продолжение)

Длинная нитка –                                ленивая швея.

Какова пряха,                                     такова на ней рубаха.

Труд человека кормит,                        а лень портит.

Кто любит трудиться,                          тому без дела не сидится.

Человек без ремесла,                            как дерево без плодов.

Неумелой швее                                    и иголка с ниткой шить мешают.

Учитель. Вот перед нами улица «Шелковая радуга».

Ученица 5. Вышивка известна с давних времен.  Она использовалась для украшения одежд, жилища.  И сегодня, вышивкой нередко украшают свой дом чудесными картинами, а также впечатляет одежда, украшенная вышивкой.  А цвет и форма живут в узорах тесной взаимосвязи.

Посмотрите на работы, выполненные руками наших рукодельниц.

Учитель. Большое вам спасибо, а мы отправляемся на последнюю улицу города мастеров «Цветочная мозаика».

Расскажите нам о своем ремесле.

Ученица 6. Сшивание лоскутков встречается практически во всех культурах мира.  Искусство лоскутной техники появилось из штопальных работ, когда приходилось соединять друг с другом множество маленьких  лоскутков, для этого брали лоскутки от старой  одежды.

Работы в стиле лоскутной техники можно встретить как в Европе, так и в Азии или Африке. Из лоскутков шили и шьют навесы, одежду, сумки, подушки, занавески и одеяла.

Ученица 7. Лоскутная техника передавалась по наследству.  Невеста должна была сшить себе в приданое 12 теплых стеганых одеял, а 13-е ей дарили подруги.

В наше время, благодаря большому выбору материалов, красок, форм и новых технологий в лоскутной технике можно реализовать свои творческие фантазии.

Если раньше лоскутные одеяла были признаком простоты, то теперь лоскутная техника превратилась в своеобразный вид искусства. Особенно красивые произведения принято вешать на стены как картины или ковры.

Учитель. Обратите внимание на интересные работы, выполненные лоскутной техникой.

Спасибо за внимание!

Народные умельцы нашего города мастеров приготовили вам задание.

  1. Назовите народные ремесла, с которыми вы сегодня познакомились:
  • вязание
  • макраме
  • вышивка
  • лоскутная техника.

  1. На этом столе лежат предметы народного быта. Вы должны их назвать и определить их назначение  (спицы, игла, утюг, ножницы, крючок, нитки, пяльцы).

  1. Отправляемся домой, мы берем с собой загадки:

  • На пальце одно ведерко вверх дном. (Наперсток)
  • Железный жучок, на хвостике червячок. (Булавка)
  • Одноглазая старушка узоры вышивает. (Иголка)
  • Птичка-невеличка: носик стальной, хвостик льняной. (Иголка с ниткой)
  • То назад, то вперед,

          Ходит, бродит пароход,

          Остановишь – горе,

                 Продырявит море. (Утюг)

  • Маленький, кругленький,

        А за хвост не поймаешь. (Клубок)

  • Два брата, одно сердце. (Ножницы)

На этом наше путешествие подошло к концу. Мне хотелось бы с вами смастерить цветущее дерево. У вас на столах лежат цветы из ткани разных цветов: красный цветок означает, что мероприятие понравилось, розовый – остались равнодушными, а белый -  не понравилось (на доске нарисовано дерево и каждый ребёнок вывешивает свой выбранный цветок, по результатам получившегося дерева  подводятся итоги мероприятия).

Большое   спасибо всем, кто принял участие в нашем путешествии.  До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по декоративно-прикладному творчеству "Творческая мастерская народных ремесел

Программа расчитана на детей 9-13 лет, срок реализации программы 2 года....

Рабочая программа элективного курса по литературе "В мире народных сказок"

Рабочая  программа элективного курса по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательну...

Образовательная программа "В мире народного танца"

Модульная программа по хореографии рассчитана на детей 7 - 14 лет....

Методический материал из опыта работы «Выявление и развитие творческих и личностных качеств детей, через изучение и сохранение народных ремесел, семейных традиций на занятиях художественно-декоративного творчества».

Тема: «Почувствуй себя мастером». Цель создания материала: обобщение и распространение накопленного результативного опыта педагогической деятельности. Задачи: -Совершенство...

В мире народной мудрости.

Тире между подлежащим и сказуемым...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Открытая лаборатория» создание специализированного кабинета народных ремесел и краеведения

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Соврем...

программа дополнительного образования "Технология народных ремесел"

Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям,  то  чем жило человечество, что представляет лицо данного народа.В данной программе уделяется вниман...