Рабочая программа по сельскохозяйственному труду для 5 кл. VIII вид
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

  Рабочая программа по сельскохозяйственному труду разработана на основе программы  для 5-9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2013 год.

   Данная рабочая программа по сельскохозяйственному труду отвечает требованиям государственных стандартов по формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида. В программе даётся общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, формы и средства контроля, общие требования к знаниям и умениям обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_s-h_5_kl.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Общая характеристика учебного предмета ……………………………...3                                                                                                                                                        
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане…………………...4
  4. Формы и средства контроля …………………………………………..…..4
  5. Учебно- тематический план ………………………………………………5                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
  6. Содержание учебного курса ………………………………………………5
  7. Общие требования к знаниям и умениям обучающихся……………..….10
  8. Перечень учебно-методических средств обучения………………..……..10
  9.  Приложение  №1. Календарно – тематический план……………………11
  10.  Приложение №2. График контрольных работ……………………….. ....25
  11. Приложение №3. Оценочные материалы ……………………………......25

Пояснительная   записка

  Рабочая программа по сельскохозяйственному труду разработана на основе программы  для 5-9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2013 год.

   Данная рабочая программа по сельскохозяйственному труду отвечает требованиям государственных стандартов по формированию знаний, умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида. Основными целями данной программы являются: углубление и конкретизация знаний о значении, классификации основных овощных, цветочных, плодово – ягодных культур, формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.

Основные задачи обучения сельскохозяйственному труду состоят в следующем:

  • овладеть сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для работы на производстве;
  • скорректировать недостатки трудовой деятельности;
  • воспитать положительное отношение к труду;
  • содействовать физическому развитию, укреплению их здоровья.

В связи с отсутствием в школе   животноводческой фермы темы по животноводству заменены: в 1 четверти – на цветоводство; во 2 четверти – на растениеводство и цветоводство; в 3 четверти – на цветоводство.

Общая характеристика учебного предмета

  Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, крестьянских подсобных хозяйствах, на цветоводческих предприятиях или муниципальных озеленительных хозяйствах.   Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается практическая работа .                                                                                 При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.                                     Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания и математики.                

     В программу 5 класса входят работы по уборке урожая овощей и заготовке кормов для кроликов. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с биологическими и морфологическими особенностями картофеля и гороха, агротехникой их возделывания. На занятиях по животноводству овладевают приёмами ухода за кроликами. 

    В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников ; целенаправленность; умение довести начатое дело до конца; самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивает мышление и мелкую моторику; способность к пространственному анализу; речи; внимание; памяти. Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы.

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:                                              - коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;                                             - коррекция - развитие памяти;                                                                                                  -коррекция - развитие внимания;                                                                                         -развитие различных видов мышления;                                                                               -развитие наглядно-образного мышления;                                                                             - развитие словесно-логического мышления;                                                                                 -развитие основных мыслительных операций;                                                                                                                                 - развитие умения сравнивать, анализировать;                                                                            - выделять сходство и различие понятий;                                                                          - умение работать по инструкциям, алгоритму;                                                                         - планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

-развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;                      -формирование адекватности чувств;                                                                                 -формирование умения анализировать свою деятельность;                                               - коррекция - развитие речи;                                                                                                                            - коррекция монологической речи, диалогической речи, обогащение словаря.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 204 часа по 6 часа в неделю из них 2 часа –очная форма обучения и 4 часа на самостоятельное изучение.

Формы и средства контроля

 Контроль и учёт теоретических знаний обучающихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного  опроса,   заполнения карт формирования навыков и умений; учёт практических навыков и умений осуществляется путём наблюдения.

  Стартовый контроль подразумевает выявление имеющихся знаний обучающихся на начало учебного года. Рубежный  контроль предполагает выявление знаний обучающихся за I полугодие. Итоговый контроль предполагает выявление знаний обучающихся за год. Контроль осуществляется в форме самостоятельной практической работы.

Учебно- тематический план

№п/п

Наименование раздела,  темы

Часы учебного времени

1.

Введение.

10 ч.

2.

Участие в сборе урожая овощей и картофеля.

10 ч.

3.

Уборка послеурожайных остатков.

12 ч.

4.

Растениеводство

14 ч.

5.

Обработка почвы вручную

8 ч.

6.

Подготовка семян гороха к посеву.

10 ч.

7.

Картофель.

8 ч.

8.

Подготовка клубней картофеля к посадке.

8 ч.

9.

Выращивание гороха.

10 ч.

10.

Посадка картофеля и уход за ним.

12 ч.

11.

Цветоводство. Уход за многолетними цветочными растениями.

12 ч.

12.

Сбор семян однолетних цветочных растений.

12 ч.

13.

 Уход за комнатными растениями.

12 ч.

14.

Выращивание сальвии в цветочном горшке.

16 ч.

15.

Ранневесенние работы в цветнике

10 ч.

16.

Садоводство. Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями.

12 ч.

18.

Практическое повторение.

18 ч.

19.

Самостоятельные работы.

10 ч.

Всего

204 часа

Содержание учебного курса

Вводное занятие. Значение сельскохозяйственного труда в жизни людей. Использование сельхозпродукции. Подсобное сельское хозяйство школы. Виды производимой в нем продукции и её использование.

Участие в сборе урожая овощей и картофеля.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Цель заготовки овощей и картофеля. Значение своевременной уборки овощей и картофеля. Правила уборки овощей и картофеля. Правила безопасности при работе с сельхозинвентарем.                                            Умение. Уборка и сортировка овощей.                                                                 Практические работы. Сортировка выкопанных корнеплодов свеклы и моркови, укладка их в штабель для дальнейшей обрезки ботвы. Сортировка выкопанных клубней картофеля.

Уборка послеурожайных остатков.

Объект работы. Овощи.

Теоретические сведения. Цель уборки ботвы картофеля, помидоров, остатков кочерыг капусты и других послеурожайных остатков с поля. Грабли: назначение, устройство, рабочая поза, техника безопасности.                                                         Умение. Работа граблями.                                                                                           Практические работы. Сбор ботвы картофеля и помидор граблями. Вынос ботвы на край поля. Выдергивание кочерыг капусты из земли и складывание их на краю поля.

Уход за многолетними цветочными растениями.

Объект работы. Многолетние цветочные растения.

Теоретические сведения. Многолетние цветочные растения. Строение подземных частей многолетников. Способы ухода за многолетними растениями. Последовательность обработки почвы в цветнике. Осенний уход за незимующими многолетниками.

Практические работы. Уход за незимующими многолетниками. Выкопка подземных частей незимующих многолетников. Обработка почвы в цветнике.

Сбор семян однолетних цветочных растений.

Объект работы. Цветник.

Теоретические сведения. Внешний вид соцветий петунии, циннии, астры созревающими семенами и отдельных семян. Признаки созревания. Инвентарь и приспособления для сбора семян и их хранение. Выбор растений, отбор созревающих соцветий петунии, циннии, астры.

Умение. Отбор созревших семян.

Практические работы. Подготовка инвентаря для сбора семян. Срезка созревших соцветий ножницами. Укладка для просушки в открытые картонные коробки.

Практическое повторение.

Виды работ. Очистка цветника. Уход за многолетними растениями. Сбор семян однолетних цветочных растений.

 Растениеводство.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на уроках сельскохозяйственного труда.  

Объект работы. Овощные культуры.                                                                           Теоретические сведения. Овощные культуры. Столовые корнеплоды ( столовая свекла, столовая морковь, редька, редис). Капустные овощи. Плодоовощные растения (лук, чеснок). Зеленые овощи. Осенние работы на участке овощных культур.                                                                                                                            Демонстрация. Растения столовых корнеплодов, капустных овощей, луковичных овощей, зеленых овощей в полном развитии.

Обработка почвы вручную.

Объект работы. Почва.

Теоретические сведения. Осенняя перекопка почвы. Правила перекапывания почвы лопатой. Техника безопасности при работе с лопатой.                             Практическая работа. Осенняя перекопка почвы.

Уход за комнатными цветковыми растениями.

Объект работы. Комнатные растения.

Теоретические сведения. Общее представление о потребностях комнатного растения в питательной среде, свете, тепле, определения влажности почвы и воздуха. Правила и приемы полива комнатного растения. Температура поливной воды. Определение влажности почвы в горшке ( на ощупь).

Умение. Полив комнатных растений.

Практические работы. Заготовка поливной воды для отстаивания. Проверка влажности почвы в цветочных горшках. Полив комнатных растений из лейки.

Практическое повторение. Определение и выполнение приемов ухода за комнатными растениями, указанных учителем.

Самостоятельная работа. Заготовка поливной воды для отстаивания. Полив комнатных растений из лейки.

 Выращивание сальвии в цветочном горшке.

Вводное занятие. Беседа с учащимися о предстоящей работе .

Объект работы. Семена сальвии.

Теоретические сведения. Условия необходимые для выращивания сальвии в цветочных горшках. Инвентарь, необходимый для выращивания цветочной рассады. Правила посева семян. Уход за растениями.

Практические работы. Подготовка почвы для выращивания сальвии: просеивание и прогрев. Подготовка семян к посеву, подготовка цветочных горшков. Посев семян в горшки, полив, укрытие и их постановка в теплое место. Наблюдение за всходами.

Подготовка семян гороха к посеву.

Объект работы. Горох.

Теоретические сведения. Всхожесть семян. Проверка семян на всхожесть как необходимая подготовка их к посеву. Оборудование для проверки всхожести семян.

Упражнения. Отсчет по 100 штук семян гороха. Подготовка влажной камеры (чашки Петри). Размещение семян в камере. Поддержание оптимальной влажности в камере и наблюдение за прорастанием семян гороха.

Зимний и ранневесенний уход за плодовыми деревьями

Объект работы. Плодовое дерево.

Теоретические сведения. Вред, который наносят грызуны плодовым деревьям. Меры в конце зимы и начале весны против грызунов плодовых деревьев.

Практические работы. Отаптывание снега вокруг стволов плодовых деревьев.

Картофель.

Вводное занятие. Беседа с учащимися о предстоящей работе.

Объект работы. Картофель.

Теоретические сведения. Строение растения картофеля и клубней. Состав клубня картофеля. Условия необходимые для получения хорошего урожая картофеля.

Умение. Распознавать строение картофеля.

Упражнение. Определение верхушки и основание у клубня.

Лабораторная работа. Обнаружение крахмала в клубне картофеля.

Подготовка клубней картофеля к посадке.

Объект работы. Картофель.

Теоретические сведения. Требования к клубням, предназначенным для посадки. Признаки здоровых и больных клубней.

Практические работы. Отбор семенного картофеля. Выбраковка больных клубней. Раскладка семенных клубней для проращивания.

Выращивание гороха.

Объект работы. Горох.

Теоретические сведения. Строение растения гороха. Условия необходимые для получения хорошего урожая гороха. Сроки посева. Уход за растениями.

Умение. Разметка рядов для посева. Выращивание гороха.

Практические работы. Разметка рядов для посева гороха с помощью веревки и колышков. Углубление рядов для разметки. Раскладка семян гороха и заделка. Рыхление почвы при появлении всходов. Расстановка опор. Сбор зеленого горшка.

Посадка картофеля и уход за ним.

Объект работы. Картофель.

Теоретические сведения. Условия для выращивания доброкачественных клубней. Сроки посадки картофеля. Способы посадки картофеля (ширина междурядий и расстояние в рядках). Уход за посадками. Борьба с колорадским жуком.

Умение. Выращивание картофеля.

Практические работы. По выбору. Разметка рядов по веревке, выкопка лунок лопатами, раскладка клубней и их заделка или посадка клубней под плуг. Рыхление почвы после всходов картофеля. Окучивание.

Практическое повторение.

Рыхление почвы при появлении всходов. Расстановка опор. Сбор зеленого горошка.

Самостоятельная работа.

Разметка лунок для посадки картофеля.

Общие требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу 5 класса учащиеся должны знать: сроки уборки овощей, виды , способы извлечения семян из растений, способы ухода за молодым садом,   выращивание рассады  для теплицы, строение цветочных растений, ручной инвентарь.

Должны уметь: убирать урожай   и учитывать урожай, подготавливать молодой сад к зиме,   выращивать комнатные растения,   вносить удобрения в почву, вскапывать почву.

Перечень учебно-методических средств обучения

1.Технология. Сельскохозяйственный труд.5 - 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ Е.А. Ковалёва. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012г.

  Интернет-ресурсы  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по сельскохозяйственному труду для 7 класса

Почасовое планирование по четвертям с учетом требований "Программы для коррекционных школ"...

рабочая программа по сельскохозяйственному труду 9 класс

Рабочая программа разработана на основе: 1. Закона " Об образовании" 2. Базисного учебного плана специальных ( корекционных) образовательных учреждений XIII вида, утвержденного приказом Минобразован...

Рабочая программа по сельскохозяйственному труду 7 класса в коррекционной школе VIII вида

Рабочая программа по сельскохозяйственному труду 7 класса в коррекционной школе VIII вида. Программа содержит необходимый объём сельскохозяйственных знаний и навыков, которые нужны для работы в коллек...

Практическая деятельность на уроках сельскохозяйственного труда в школе VIII вида

Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается практическая работа, для этого есть клумбы и  пришкольный участок, где выращиваются овощи, плодово-ягодные культуры. Практические работы на ур...

Практическая деятельность на уроках сельскохозяйственного труда в школе VIII вида

Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается практическая работа, для этого есть клумбы и  пришкольный участок, где выращиваются овощи, плодово-ягодные культуры. Практические работы на ур...

Рабочая программа по профильному труду "Сельскохозяйственный труд\ декоративное цветоводство"

Рабочая программа по "Сельскохозяйственному труду / цветоводству" разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1....

Рабочая программа по сельскохозяйственному труду 5 класс

Рабочая программа по сельскохозяйственному труду 5 класс...