Методическая разработка "Нижегородский кремль"
учебно-методический материал по технологии на тему

Герасименко Ольга Борисовна

"Этот царственно поставленный над всем востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его невообразимые дали! Мы захлебывались от восхищения ими, и переднашими глазами вставала живая история старой Руси..." И.Е.Репин

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старые русские города Нижегородский кремль Герасименко Ольга Борисовна МБОУ Лицей №87 им. Л. И. Новиковой учитель ИЗО, художественного труда и черчения образование высшее ГГПИ им.Горького 1982г. специальность: учитель общетехнических дисциплин, черчения и труда. Стаж работы 29лет. категория высшая

Слайд 2

«Этот царственно поставленный над всем востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его необозримые дали! Мы захлебывались от восхищения ими, и перед нашими глазами вставала живая история старой Руси, люди которой, эти сильные люди хорошей породы, так умели ценить жизнь, её теплоту и художественность. Эти не любили селиться где-нибудь и как-нибудь ..» И.Е.Репин .

Слайд 3

Доклады детей Самостоятельные работы Технологические карты построения деталей Ивановской башни

Слайд 4

Цель: Знакомство с башнями Нижегородского кремля Изготовить модель Ивановской башни Задачи: Формирование графических навыков. Развивать конструкторские способности. В оспитание творческой, сильной, жизнеспособной личности.

Слайд 5

Содержание программы 4 класс. Графические навыки 12 ч . Цель раздела: ознакомить учащихся с графикой – видом изобразительного искусства, овладением новым инструментами – углём, карандашом, пером, выразительными средствами – линией, штрихом, техникой растушевкой; развитие наблюдательности и внимания к природе; укрепление межпредметных связей – чтение, природоведение, окружающий мир; воспитание трудолюбия и аккуратности, усидчивости Рисунки геометрических тел 3 ч. Куб, призма, конус, цилиндр. Линейный рисунок. Объёмный рисунок. Штриховка, блик, тень собственная и падающая. Материалы: карандаш, бумага Зрительный ряд: геометрически тела: куб, призма, конус, цилиндры, образцы штриховки Выполнение эскизов башен Нижегородского кремля 5 ч . Рассмотрение башен Нижегородского кремля, как из составляющих геометрических тел. Сохранение пропорций башен, выполняя объёмный рисунок. Свет и тень, прорисовка бойниц. Материалы: карандаш, бумага Зрительный ряд: репродукция Маковского «Воззвание Минина и Пожарского » , модели башен, рисунки башен

Слайд 6

№ Тема урока Кол. часов Дата Учебно-методический комплекс Тип урока 4класс 3 четверть ТЕМА: «Древние города нашей земли» 4ч. 1. Старые русские города. Нижегородский кремль. Башни кремля. Линейный рисунок Ивановской башни 1ч. Репродукции произведений А.Васнецова, И. Билибина , Н. Рериха. Русские народные сказки Комбинированный 2. Башни Нижегородского кремля. Геометрические тела, составляющие башню. Ивановская башня. Штриховка. Объём. Прорисовка бойниц 1ч. Картинки, фотографии репродукции. Картина Маковского «Воззвание Минина и Пожарского» Комбинированный 3. Цилиндрические башни Нижегородского кремля. Линейный рисунок 1ч. Учебный показ. Построение линейного рисунка Комбинированный 4. Штриховка цилиндрической башни, передача объёма, свет и тень. Выставка работ, анализ работ 1ч. Учебный показ. Работы прошлых лет . Анализ работ Самостоятельная работа

Слайд 7

ТЕМА: «Конструирование башен Нижегородского кремля» 3 ч. 5. Чтение чертежа. Последовательность построения развёртки основания башни 1ч. Технологические карты. Чертежи. Модели башен Комбинированный 6. Развёртка надстройки Ивановской башни (призма и пирамида) 1ч. Учебный показ Практическая работа 7. Сборка Ивановской башни 1ч. Учебный показ Самостоятельная работа

Слайд 8

Кремль в рисунках детей.

Слайд 9

Изготовление модели Ивановской башни Нижегородского кремля

Слайд 10

Учащиеся 4-х классов должны знать: 1.Геометрические фигуры. 2.Геометрические тела. 3.Типы линий. 4.Обозначения радиуса и диаметра. 5.Названия башен Нижегородского кремля. 6.Историю Нижегородского кремля. 7.Имена нижегородцев, связанных со строительством и реконструкцией кремля.

Слайд 11

Уметь: 1.Работать измерительными инструментами. 2.Пользоваться циркулем. 3.Делить окружность на равные части. 4.Применять подрезной нож. 5.Аккуратно склеивать поверхности. 6.Выполнять штриховку с учётом светотени. 7.Работать с литературой.

Слайд 12

Иметь понятия такие как: 1.Набросок. 2.Рисунок. 3.Линейный рисунок. 4.Технический рисунок. 5.Эскиз. 6.Контур изделия. 7.Развёртка. 8.Чертёж. 9.Модель. 10.Макет.

Слайд 13

Нет стремления более Естественного чем стремление к знаниям М.Монтель

Слайд 14

Правильный путь таков: усвой то , что сделали твои предшественники и иди дальше Лев Толстой

Слайд 15

УМК к разделу программы « Старые русские города » . Нижегородский кремль. Список использованной литературы к разделу программы. Основная: 1.Изобразительнок искусство « Каждый народ – художник » . 4кл. учебник для общеобразовательных учреждений. Л.А.Неменская; под редакцией Б.М.Неменского. 2.Изобразительное искусство. 4 кл. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского. Дополнительная: 1.И.Сидорова, О.Наумова. Нижний Новгород. изд. « Кварц » ,2008г. 2.Ю.Адрианов, В.Шамшурин. Старый Нижний. Н-Новгород,1994г. 3.А.И.Елисеев. Родной город. Горький. В-Вятское кн.издательство Технологические карты: 1.Построение развёртки основания Ивановской башни. 2.Изготовление развёртки призмы (центральная часть), расчет бойниц. 3.Развёртка призмы (надстройка). 4.Развертка пирамиды. Схемы башен кремля Кроссворды

Слайд 16

Рисунки учащихся четвёртых классов Ивановская башня Никольская башня

Слайд 17

Рисунки учащихся четвёртых классов Ивановская башня Никольская башня

Слайд 18

Рисунки учащихся четвёртых классов Круглые башни

Слайд 19

Рисунки учащихся четвёртых классов Круглые башни

Слайд 20

Сравнение Кремля Московского и Нижегородского

Слайд 21

Кроссворды

Слайд 22

Кроссворды

Слайд 23

Доклады детей

Слайд 24

Доклады детей

Слайд 25

Доклады детей

Слайд 26

Технологическая карта по изготовлению модели Ивановской башни Нижегородского кремля № Ход работы Чертеж, эскиз Инструменты 1 Работа по шаблону . Обвести. Изготовление шаблона развёртки пирамиды- радиус 19 см., шаг 10см. картон, карандаш, шаблон 2 Отметить точки для соединения линий сгиба карандаш 3 Нажать линии сгиба линейка, подрезной нож или раскрытые ножницы

Слайд 27

4 Вырезать развёртку основания башни ножницы 5 Приготовить шаблон для арки картон, карандаш 6 Вырезать шаблон арки ножницы

Слайд 28

7 Обвести по шаблону на гранях пирамиды (через одну) карандаш 8 Вырезать «арки» ножницы 9 Согнуть по линиям сгиба развёртку основания башни

Слайд 29

Изготовление развертки (центральной части),расчет бойниц 1 Расчет расхода материала Длина – 7 см. Высота – 8 см. линейка 2 Выполнить развертку призмы: отметить точки 7, 14, 21, 28 см. по горизонтальной кромке, опустить линейку и отметить еще раз точки 7, 14, 21, 28 см.; соединить их по вертикали до отметки 8 см. 0 7 8 линейка, карандаш 3 Расчёт бойниц. От кромки отступить 2 см. по вертикали; подвинуть линейку и отметить ещё 2 см. две точки, соединить линией по всей длине карандаш, линейка

Слайд 30

4 Отметить точки ширину бойниц и простенок – 1 см, 0,5 см 5 От кромки отступить 0,5 см., отступить и отметить ещё 0,5 см. две точки соединить линией по всей длине карандаш, линейка 6 Нажать для сгиба линию 0,5 см. линейка, подрезной нож, или раскрытые ножницы

Слайд 31

7 Нажать для сгиба линии 7, 14, 21, 28. Поставить линейку точно на линию разметки, другой рукой направить лезвие раскрытых ножниц вдоль по линейке, выполняя небольшой нажим линейка, подрезной нож, или раскрытые ножницы 8 Вырезать заготовку 29 на 8 см. ножницы 9 Вырезать бойницы «расчёской» до линии 2 см. глубиной ножницы 10 Отогнуть «бойницы» шириной 0,5 см. к изнаночной стороне картона. руками

Слайд 32

11 Срезать «бойницы» шириной 0,5 см. ножницы 12 Отогнуть по сгибу разметки 0,5 см.

Слайд 33

Развёртка призмы (надстройки) 1 Выполнить расчет по расходу материала: сторона правильной четырёхугольной призмы 5 см., высота – 2 см.+1 см. для подклейки. Расход – 21 см. на 4 см. линейка, картон, карандаш 2 От кромки по горизонтали линейкой отметить точки 5, 10,15, 20, 21 см. Опустить линейку ниже и ещё раз отметить точки по горизонтали 5, 10, 15, 20, 21 см. Соединить точки попарно, провести линии 0 5 10 15 20 0 5 10 15 20 линейка, карандаш

Слайд 34

3 По вертикали по линейке отметить точки: 1, 3, 4 см. Отступить, отметить ещё раз точки 1, 3, 4 см. Соединить точки, провести линии линейка, карандаш 4 Нажать линии сгиба. Раскрытыми ножницами или подрезным ножом провести с нажимом вдоль линейки отметки 5, 10, 15, 20 см. ножницы или подрезной нож, линейка

Слайд 35

5 Нажать линии сгиба. Раскрытыми ножницами или подрезным ножом провести с нажимом вдоль линейки отметки 1, 3, 4 см. ножницы или подрезной нож, линейка 6 Вырезать заготовку 21 см на 4 см. ножницы 7 Срезать углы подклейки ножницы

Слайд 36

1 Выполнить окружность циркуль 2 На линию окружности поставить иголочку циркуля и этим же радиусом сделать «шаг» по окружности, выполнив штрих. Переставить иголочку циркуля в точку пересечения окружности и дуги, сделав следующий штрих (4 раза) циркуль Технологическая карта. Развёртка пирамиды.

Слайд 37

3 Соединить полученные точки ломаной линией между собой и с центром окружности линейка, карандаш 4 Добавить «крылышки» подклейки для основания и боковой стороны линейка, карандаш

Слайд 38

5 Нажать линии сгиба. Линейку поставить на линию сгиба, подрезным ножом нажать по направлению линейки. подрезной нож, линейка, карандаш 6 Вырезать заготовку ножницы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории МВК «Волоколамский кремль»

Наша малая родина - город Волоколамск. Изучении истории родной земли, культурных традиций занимает важное направление в воспитании учеников. Одной из основных форм деятельности в данном направлении вы...

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Тобольский кремль – хранитель истории Сибири, ее доблести и славы (в рамках изучения раздела «Московский Кремль»

Технологическая карта урока в рамках курса "Социокультурные истоки": "Тобольский Кремль"...

Открытое занятие ,посвященное 500-летию Тульского кремля "Тульский кремль-гордость Тулы"

Занятие посвящено истории строительства Тульского кремля.Форма занятия-интерактивная экскурсия,с использованием презентации и элементами театрализации....

Открытое занятие ,посвященное 500-летию Тульского кремля "Тульский кремль-гордость Тулы"

Занятие посвящено истории строительства Тульского кремля.Форма занятия-интерактивная экскурсия,с использованием презентации и элементами театрализации....

Сценарий проведения мероприятия, посвященного 500-летию Тульского Кремля «Во славу Тульского Кремля»

Цель:вызвать у детей интерес к истории своей Родины,способствовать    формированию  чувства   патриотизма,  гордости   славными свершениямипредков,формиров...