Урок технологии "Изготовление ночной сорочки. Моделирование" ФГОС 6кл. (Конспект урока)
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Удовиченко Вера Владиславовна

Методическое и дидактическое сопровождение урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Описание работы»

  1. Название работы «Урок технологии ФГОС 6 класс. Изготовление ночной сорочки.  Моделирование».
  2. Автор: Удовиченко Вера Владиславовна, учитель технологии, высшей категории, Новгородская область, г.Старая Русса, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением математики» ( МАОУСОШ№ 8 с углубленным изучением математики г.Старая Русса Новгородской области).
  3. Тип урока – урок получения нового знания.
  4. Участники: учитель технологии и учащиеся 6 класса.
  5. Цель: познакомить обучающихся  приемам моделирования и научить обучающихся выполнять различные модели ночных сорочек с цельнокроенным рукавом.

Задачи:

  • Вспомнить основные линии фигуры человека, мерки для построения чертежа ночной сорочки;
  • Систематизировать, обобщить и расширить знания, необходимые для моделирования ночной сорочки, используя основные приемы моделирования;
  • Научиться моделировать ночную сорочку, изменяя длину, ширину, линию горловины, низа, бока и др.;
  • Познакомиться со специальностями:  художник-модельер и инженер-конструктор;
  • Проверить;
  • Оценить.

Для учителя

Для ученика

Дать возможность учащимся познакомиться с  понятием  «моделирование».

Узнать о приемах моделирования ночных сорочек и научиться их выполнять и применять в соответствии с моделью.

Дать возможность научиться посредством приемов моделирования разрабатывать собственные модели.

Развивать сравнительный анализ  через использования тех или иных приемов в моделировании ночных сорочек.

Дать возможность самостоятельно, подбирать те или иные приемы для моделирования различных моделей ночных сорочек.

Научиться выполнять моделирование ночной сорочки с фигурной кокеткой, пользуясь инструкционными картами, основываясь на собственных практических исследованиях.

Ожидаемый результат урока:

     Моделирование ночной сорочки с цельнокроеным рукавом на фигурной кокетке.

Методы обучения:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:  беседа, рассказ, инструктаж,  демонстрация, работа с текстом, с инструкционной картой;
  • по источнику получения знаний: словесные,  наглядные, практические, ИКТ;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, частично поисковый и исследовательский.

     Межпредметные связи: геометрия –  использование отрезков, линий, геометрических форм в процессе моделирования;  история – понятия «Туника как одежда в Древнем Риме», «Русские рубахи и сарафаны»; МХК – изображение исторических деятелей в традиционных русских одеждах на картинах русских художников; русский язык – правописание слов, однокоренные слова, разные значения одного и того же слова «Кокетка», требования, предъявляемые к современным ночным сорочкам – учет экологических и гигиеническиъх факторов.

     Метапредметные связи: 1)понятие кокетки в технологии и русском языке, 2)используя навыки работы с текстом уметь найти ответ на поставленный вопрос, 3) «Туника как одежда в Древнем Риме» и современная модная женская одежда туника;3)работа с основой ночной сорочки, опираясь на знания форм геометрических фигур и используя основные приемы моделирования -  получение новых моделей ночных сорочек.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная  работа,
  • фронтальная  форма   познавательной   деятельности,
  • групповая  форма   организации   познавательной   деятельности.
  • игровые моменты (ролевые игры).

Оборудование и ресурсы:

Ноутбук, экран, проектор, презентация Power Point, учебник,  наглядное пособие по моделированию ночной сорочки с цельнокроенным рукавом на кокетке, «Лист самоконтроля», манекен, карандаш, ножницы, цветная бумага, картон, клей-карандаш или ПВА.

Конспект  урока:

Оргмомент (1мин.).

1.Самоопреденение к учебной деятельности (2 мин.).

     Мне хотелось бы начать урок, а вы посмотрите на слайд№2 презентация Power Point. Согласитесь ли вы со мной, что так будет выглядеть традиционная ночная сорочка, изготовленная на основе предложенного чертежа – основы.

     Обучающиеся рассуждают и должны согласиться. На слайде№3 обучающимся предлагается посмотреть уже разнообразные варианты моделей ночных сорочек. Учитель предлагает сформулировать цель урока:

  • Модель предложенных ночных сорочек разные
  • Материалы и декоративная отделка различны
  • Основа – одна
  • Вывод: цель – познакомиться с приемами моделирования и научиться разрабатывать различные модели ночных сорочек с цельнокроеными рукавами (слайд №4).

Вопрос1:  Какие задачи на уроке мы с вами будем решать, если мы хотим научиться моделировать: (слайд№5):

  • Вспомнить основные линии фигуры человека, мерки для построения чертежа ночной сорочки;
  • Систематизировать, обобщить и расширить знания, необходимые для моделирования ночной сорочки, используя основные приемы моделирования;
  • Научиться моделировать ночную сорочку, изменяя длину, ширину, линию горловины, низа, бока и др.;
  • Познакомиться со специальностями:  художник-модельер и инженер-конструктор;
  • Проверить;
  • Оценить.

     Вопрос3: «Что мы уже знаем и умеем», чему мы сможем научиться, чтобы изготовить ночную сорочку своими руками?» Для  изготовления швейного изделия:

  1. познакомились с натуральными тканями растительного происхождения, из которых предпочтительно шьют эти изделия.
  2. Знаем, как определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
  3. Знаем понятия нитей основы (долевых) и уточных нитей в ткани.
  4. Знаем, что кроить изделие необходимо вдоль нитей основы.
  5. Умеем снимать мерки.
  6. Умеем конструировать, т.е. по меркам выполнить чертеж основы будущей ночной сорочки.

Вопрос4: «Что еще нам необходимо узнать, чтобы мы смогли сделать выкройку с учетом ваших предпочтений, модели, моды и подготовки ткани к раскрою?»

  1. Научиться моделировать, т.е. вносить какие-то конструктивные изменения в чертеж основы фартука, чтобы получить нужную модель.

2.Актуализация знаний (1 мин.).

Введение в тему. Конструирование мы сделали  - демонстрация чертежей на мм.бумаге. Демонстрация образцов ночных сорочек. Вопрос6: есть ли изменения в демонстрируемых моделях в сравнении с вашей основой? Ответ – да.

Вопрос 7: - Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Чему вы хотите научиться?

      Сегодня на уроке мы постараемся познакомиться и освоить основные приемы моделирования ночных сорочек разных фасонов. В конце урока, если вы будете внимательны, то сможете легко самостоятельно смоделировать любую модель ночной сорочки.

3.Выявление места и причины затруднения (4 мин).

Индивидуальное задание – проверочный тест по теме «Конструирование ночной сорочки. Снятие мерок» (слайд№6). Время выполнения 2-3 мин.

Проверь себя – ответы на тест и оценивание результатов (слайд №7).

Работа с листом самоконтроля (2 мин.) - обучающиеся обязательно проговаривают вслух каждая возникшие затруднения или их отсутствие: +знаю (нет затруднений); - не знаю (возникли затруднения)?;  хочу узнать подробнее. Выставляют себе оценку по итогам работы там же, а учитель – в журнал. (итоги выполнения проверочного теста).

Межпредметные связи: (2 мин.)

     Как вы уже определили наш сегодняшний урок посвящен моделированию ночной сорочки.

- Сегодня на уроке мы постараемся познакомиться и освоить основные приемы моделирования ночных сорочек разных фасонов.

     Но прежде давайте обратимся к истории (слайд №8) – туника в Древнем Риме и сегодняшние дни. Вопрос4: что общего между туникой и ночной сорочкой? (Ответ – конструкции сходны).

     (Слайд №9) – русские рубахи и сарафаны как ближайшая родня Римским туникам. Форма конструкции опять видим, что сходна. Т.е. можно говорить, что это одежда с цельнокроеным рукавом.

     Цельнокроенный рукав – корень – цел и корень крой, сложное слово, состоящее из 2 корней и означает, что рукав кроят вместе с передом или задом изделия (межпредметная связь).

     МХК (слайд №10) – вопрос5: что за картина представлена на слайде, в которой отчетливо видно, что в качестве одеяния присутствует национальная холщевая рубаха с цельнокроеным рукавом? Ответ – (еще она известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына»).

     Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности как психологические, умственные, так и физические. Понятно каждому, чтобы изделие сидело на человеке хорошо и привлекало к нему внимание, оно должно быть изготовлено по его фигуре. На слайдах №11-13 представлены вашему вниманию современные модели одежды с цельнокроеным рукавом.

Слайд №14 – требования, предъявляемые к современным ночным сорочкам:

  • Учет экологического и здоровье сберегающего фактора;
  • Эстетическая составляющая;
  • Экономическая составляющая;
  • Удобство и комфорт при носке, функциональные качества.

Слайда №15 – понятие «Моделирование» (от слова «модель» т.е. образец) – это создание модели по эскизам. «Моделирование» - изменение конструкции основы изделия.

Слайды №16-17  –  «2 этапа моделирования» - художественное (художник-модельер) и техническое (инженер-конструктор).

Слайд №18 – показано, что можно менять в конструкции (основе), чтобы получить нужную конструкцию интересующей модели.

Обучающимся предлагается фронтальный опрос по «Основным названиям линий и срезов с конструкции ночной сорочки» - проверка со слайда №19.

Слайд №20 – предлагается обучающимся сделать вывод, сто любые изменения по любым конструктивным линиям это и есть процесс моделирования.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (3 мин.).

    В презентации  вам демонстрируются разнообразные модели одежды по покрою. Как же происходят изменения в конструкции основы, чтобы одни модели стали отличаться от других? (да). Следовательно, выкройки у них также будут отличны.

Слайд №21 – моделировать можно изменяя длину модели.

Слайд №22 -  моделировать можно увеличивая длину модели.

Слайд №23 -  моделировать можно уменьшая длину модели.

Слайд №24 -  моделировать можно изменяя форму горловины.

Слайд №25 -  моделировать можно изменяя форму горловины У-образная форма.

Слайд №26 -  моделировать можно изменяя форму горловины прямоугольная форма.

Слайд №27 -  декорирование горловины.

Слайд №28 -  варианты моделей с вырезами горловины.

Слайд №29 -  задание на внимание.

Слайд №30 –      Физкультминутка (3 мин):

     Задание1 (групповое), направленное на развитие логики, памяти и внимания:

1. деление на 2 команды;

2. по очереди подойти к парте с пазлами и выбрать 1 деталь;

3. собрать из пазлов картинку с моделями изделий с цельнокроеным рукавом.

Победила команда, которая быстрее и правильно сложит пазл, а также исследует изображение и  назовет, какие модели одежды были там представлены.

5.Реализация построенного проекта и первичное закрепление (5 мин.).

     А теперь мне бы хотелось, чтобы вы познакомились еще с одним новым понятием кокетка. И на этом примере мы еще раз закрепим новые знания по моделированию (с демонстраций учителем приемов на доске).

Слайд №31 -  моделировать можно используя в модели верхнюю отрезную часть – кокетку.

Слайд №32 -  Вопрос : а что означает слово кокетка с т.зр. русского языка.

Слайд №33 -  моделирование прямой кокетки.

Слайд №34 -  моделирование овальной кокетки.

  6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (15мин.).           

     Далее учащиеся продолжают выполнять пр. часть и выполняют  

   Слайд №35-36  А теперь мне бы хотелось, чтобы вы попробовали на практике закрепить новые приобретенные знания и предлагаю вам ролевую игру в парах «Кокетка». Ваша проблема заключается в том, что вы самостоятельно попробуете смоделировать ночную сорочку с цельнокроеным рукавом на фигурной кокетке. Если возникнут сложности то можно в качестве подсказки взять за основу вашей идеи эскизы предложенных мною моделей. (Практическая работа – 15-20 мин. В помощь предлагаются таблицы и рисунки по моделированию в учебнике технологии и  плакат на классной доске. В качестве текущего инструктажа учитель демонстрирует обучающимся правильные приемы моделирования.       

     9. Включение в систему знаний и повторение (2 мин.).

     Вопрос: «Хочется предложить еще раз вспомнить и проговорить этапы моделирования: слайд № 37.

     Вопрос: «Люди каких профессий и специальностей занимаются моделированием одежды» слайд № 38.

10.Рефлексия (слайд №39-40) (3 мин.).

1. Давайте в заключении поговорим о том, что нового вы сегодня узнали на уроке?

2. Чему новому научились?

3. В чем испытали основные затруднения, в какой помощи вы нуждаетесь?

4. Как вы можете оценить себя?

5. Чему будет посвящен будущий урок?

6.Д.з.: ткань для раскроя (слайд №41).

Слайд № 42 – в интернете можно заглянуть на досуге.

Слайд №43-  спасибо за внимание.

     Результативность урока с точки зрения достижения поставленной цели и задач:     выбранная модель урока позволит добиться поставленной цели и задач, т.е. узнают и научатся основным приемам моделирования ночной сорочки. Также они смогут проявить свои творческие задатки и смоделировать собственную модель ночной сорочки.

     Эффективность урока (удовлетворенность процессом и результатом учебной деятельности со стороны субъектов образовательного процесса, оптимальность временных затрат на решение поставленных задач и др.).

      Выбранная модель урока позволит добиться эффективности, так как для обучающихся предлагаемая модель урока  сможет обеспечить решение поставленных перед ними задач при правильных временных затратах на том или ином этапе урока в сочетании с разнообразием форм работы (групповой, в парах, индивидуальной, фронтальной), а также используя элементы поисковой и исследовательской деятельности.  Для учителя предлагаемая модель позволит активизировать свои творческие качества. Использование ИКТ позволит повысить эффективность урока, так как обеспечит экономию времени, наглядность не только при объяснении, но и в поисково-исследовательской деятельности обучающихся, при проверке правильности выполнения заданий или решения проблемы.

«Библиографическое описание документа».

  1. Учебник «Технология» 6 класс (вариант для девочек) ФГОС под редакцией В.Д.Симоненко. Москва, издательский центр «Вентана-Графт», 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Моделирование ночной сорочки"

На уроке представлен метод  моделирования ночной сорочки...

План-конспект урока "Моделирование ночной сорочки с цельнокроеным рукавом" 7 класс

Вспомните, кто носил в древности тунику? Правильно, древние римляне, да и не только они – тунику носили в Византии, на Руси и в других странах.  А как вы думаете, сейчас кто-нибудь нос...

План- конспект урока: «Изготовление ночной сорочки c элементами моделирования». 7 класс

1) Рассмотрите образцы ночных сорочек.2) Почему ночная сорочка относится к плечевым изделиям? (сорочка держится на фигуре человека на линии плеча.)3) Какие виды отделки можно использовать? (Обта...

Урок "Построение ночной сорочки"

Задачи урока:1.      Знакомство учащихся с видами и фасонами одежды с цельнокроеными рукавами.2.      Обучение построению основы конструкции изделия с...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...