Программа по дополнительному образованию «Волшебный клубок».
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Загородняя Елена Николаевна

Настоящая образовательная программа по рукоделию знакомит учащихся с искусством вязания, с историей возникновения и тенденциями развития, вооружает умениями и навыками по данным направлениям рукоделия, формирует представление о связи с бытом, культурой, традициями и обычаями народов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_petelka.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Программа по дополнительному образованию

«Волшебный клубок».

                                                                     Автор программы:

                                                                     учитель технологии

                                                                    Загородняя Елена Николаевна

2016г.

Пояснительная записка.

     Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, ниток и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную. Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных художниками - дизайнерами и просто народными умельцами, доступно детям младшего школьного возраста. Одной из важнейших задач, стоящих перед общеобразовательной школой, является улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся - формирование у них чувства прекрасного, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту не только искусства, но и окружающей действительности. Учителя школ призваны эффективно использовать воспитательные и образовательные возможности всех учебных предметов, факультативов и кружков по искусству. Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей руководителя кружка является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития. В работе с детьми школьного возраста, используя работу в технике вязания, можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей. На это ориентирует программа кружковых занятий по вязанию мягких игрушек. Самые дорогие и близкие ребенку предметы искусства – игрушки. Создание игрушки – это творчество. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Ее изготовление -  это своеобразная школа, которая активизирует чувства, мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, т.е.  служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания. Целью дополнительного образования детей по изготовлению мягких игрушек является воспитание в детях творческой активности, свободно мыслящей личности, проявляющей интерес к техническому художественному творчеству и желание учиться. Детство – время, когда закладываются основы духовности ребенка, время, когда благодаря подвижности, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира постоянно и непринужденно происходит его развитие. Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: вязание, шитье, вышивка, аппликация. Увлечение изготовлением мягких игрушек может способствовать развитию в  ребенке воображения, чувства формы и цвета, точности и аккуратности, трудолюбия. Современная игрушка уже не отвечает  своим первоначальным функциям – она исчезла из игры детей, она не пробуждает  в детях фантазию и воображение, она суха и шаблонна, поэтому изготовление игрушек своими руками – это вклад частицы своей души, творческих сил. В процессе занятий, накапливая практический опыт, учащиеся  при изготовлении игрушек постепенно переходят от простых изделий к освоению более сложных образцов. Поэтому с уверенностью можно сказать, что кружковые занятия по вязанию дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной организации работы. Не все дети, занимающиеся в детстве рукоделием, становятся в будущем вязальщицами. Но очень важно, что уже в школьном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с материалами и инструментами, производства. Это отвечает современным задачам трудового обучения и воспитания общеобразовательных и профессиональных школ.

Основные умения и навыки, приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. На занятиях, посвященных такой кропотливой работе, как вязание, у детей воспитываются нравственно- волевые качества личности: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.

   Работа на кружке способствует развитию творческого мышления и воображения; они привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают девочки, когда своими руками свяжут игрушку, удивляются и восхищаются, рассматривая работы, выполненные другими девочками! Следовательно, рукоделие является еще и средством эмоционально- эстетического воспитания и развития детей.

Актуальность:

Настоящая образовательная программа по рукоделию знакомит учащихся с искусством вязания, с историей возникновения и тенденциями развития, вооружает умениями и навыками по данным направлениям рукоделия, формирует представление о связи с бытом, культурой, традициями и обычаями народов. Ведь, как известно, без прошлого – нет будущего.

Однажды я  была на выставке детских поделок. Мне очень понравились работы ребят, все было наполнено добротой, теплотой и игрушки были словно живые и рассказывали свою историю. Я подумала о том, что, заходя в магазин, мы не видим то же самое тепло, все шаблонно и однообразно, пусть даже, игрушки качественные, дорогие и красивые. И тогда я загорелась идеей научить детей создавать свои собственные индивидуальные игрушки. Научить не просто рукоделию, а вкладыванию души в эти милые, забавные вещицы, которые станут достойным украшением дома, придадут ему

неповторимый уют и красоту, помогут сделать интерьер уникальным. Кроме того ребята всегда могут использовать свои произведения в качестве подарков, которые не купишь ни в одном магазине.

Цель:

Цель программы заключается в создании условий для развития у обучающихся творческих способностей, через обучение вязания крючком, нравственно-эстетическое воспитание детей.

Задачи:

  1. Расширять кругозор обучающихся в процессе обучения видов декоративно-прикладного творчества;
  2. Формировать интерес к рукоделию;
  3. Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания;
  4. Развивать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание;
  5. Развивать мелкую моторику и координацию рук;
  6. Развивать художественный вкус творческую инициативу;
  7. Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям;
  8. Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Новизна: программы заключается в том, что в ней используются различные виды вязания, украшения игрушек в новой технике канзаши, использование разнообразных видов тканей для шитья одежды. Помимо этого девочки учатся украшать игрушки вышивкой,  бисером, стеклярусом, пайетками и т.д.

Технология:

Основные способы и методы  работы с детьми – это индивидуальные и групповые, теоретические и практические, демонстрационные занятия, на которых:

- обучаю правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

- знакомлю с основами цветоведения и материаловедения;

- учу четко и правильно выполнять основные приемы вязания;

- учу выполнять сборку и оформление готового изделия.

Практическая значимость:

Практическая значимость данной программы очень велика.

Учащиеся могут легко проявить приобретённые знания в школе на уроках технологии, также принимать участия в рамках школьных и районных  конкурсов и выставок.  

Адресная направленность:

Сегодня во всем мире наблюдается всплеск различного женского рукоделия,  притом, что все можно купить в магазине. И это совсем не случайно. Женщины, видимо, подсознательно чувствуют, что очень увлеклись мужской активностью, освоением внешнего пространства…
Различные занятия могут менять уровень гормонов в крови. При активной, "мужской" деятельности происходит избыточное выделение андрогенов (мужских половых гормонов). Если женщина занимается тяжелым физическим трудом, ее фигура меняется, становится грубой, тяжеловесной. Даже когда она просто руководит, то теряется легкость в теле, пропадает мягкость в голосе, движения становятся быстрыми и резкими.
А когда женщина вяжет, шьет, вышивает, творит, то она входит в гармонию со своей женской природой, и как результат улучшается работа женской гормональной системы. Активация мелкой моторики выравнивает гормональный фон в организме. Вязание помогает снять стресс, перейти в спокойное состояние. Любое рукоделие – это полезное для женской психики занятие. Именно выполнение одних и тех же монотонных движений помогает успокоиться, расслабиться. Изменяется сердечный ритм, уходит напряжение в мышцах и нервной системе. Наступает естественное состояние медитации, отвлеченности от проблем. Рукоделие лучше чего-либо помогает справиться с тревогой и внутренним напряжением и выйти из состояния стресса. Рукоделие помогает нам ощутить заземленность. Почувствовать себя здесь и сейчас. Вот наш дом, вот наши руки, и они создают что-то красивое. Рукоделие – очень мирное дело: без борьбы, без сражений, без анализа. И оно создает такое важное для каждой женщины стабильное и устойчивое мировосприятие. Мы начинаем воспринимать жизнь такой, какая она есть. Мы учимся любить то, что есть, не ожидая чего-то идеального. Мы начинаем понимать, что счастье – это вовсе не громкие события и фейерверки. А чаще тишина и покой в душе.
В современном мире девочкам очень важно оставаться женственными. Рукоделие активизирует правое полушарие мозга, творческое, нестандартное мышление и развивает художественный вкус. Девочки учатся сочетать цвета, фактуры и материалы. Программа составлена на основе личного опыта и  направлена на девочек в возрасте  11-14 лет. Именно в этом возрасте важно развитие мелкой моторики рук. В данном виде творчества девочки  могут  раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

урока

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теорет.

Практ.

Всего часов

По

плану

По факту

Раздел 1. Введение (1ч.)

1.

Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Требования к оборудованию рабочего места. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Виды ниток и крючков.

0,5

1

Подбор ниток. Контрастные цвета. Нитки одной цветовой гаммы.

0,5

Раздел 2. Знакомимся с узорами вязания (9ч.)

2.

Знакомство с основным узором вязания – воздушными петлями.

Ленточка  для волос (закладка, браслет) из цепочки в.п.

1

2

3.

Отработка выполнения воздушных петель.

1

4.

Знакомство с новым элементом вязания – столбиков без накида.

1

2

5.

Отработка  выполнения столбиков без накида.

1

6.

Знакомство с новым элементом вязания – столбиком с накидом.

1

2

7.

Отработка  выполнения столбиков без накида, столбиков с накидом, полустолбиков.

1

8.

 Вязание простых полотен из полустолбиков, столбиков без накида, столбиков с накидом.

1

1

9.

Знакомство с новым элементами вязания – столбиков  с двумя  накидами, с тремя накидами.

1

2

10.

Отработка  выполнения столбиков с двумя накидами, с тремя накидами.

1

Раздел 3. Осваиваем технику вязания (11ч.)

11.

Выполнение учащимися круга.

0,5

0,5

1

12.

Вязание из кольца квадрата.

0,5

0,5

1

13.

Вязание из кольца шестиугольника.

0,5

0,5

1

14.

Вязание из цепочки треугольника.

0,5

0,5

1

.

15,16,17,18

Отработка вязания простых полотен (круга, квадрата, шестиугольника, треугольника

4

4

19,20,21

Ажурное вязание по кругу по схеме.

1

2

3

Раздел 4. Вяжем украшения к Новому году (13ч.)

22,23.24,25

Ажурные снежинки по схеме.

4

4

26,27,28,29

Вязание и украшение сувенира  «Елочка» из ниток «травка».

4

4

30,31,32,33

Вязание ажурных ангелов, шаров и колокольчиков.

5

5

Раздел 5. Подарки для друзей и близких (22ч.)

34,35

Вязание закладки «Слоник».

2

2

36,37

Вязание сувенира «Сердечко».

1

1

38,39

Вязание сувенира «Котик»

2

2

40,41

Вязание сувенира «Смайлик».

2

2

42,43

Вязание сувенира «Солнышко».

2

2

44,45

Вязание сувенира «Грибы»

2

2

46,47

Вязание сувенира «Зайчик».

2

2

48,49,50

Вязание сувенира «Овечка».

3

3

51,52,53

Вязание сувенира «Коровка », «Бычок»                                                  

3

3

54,55,56

Вязание сувенира «Мишка».

3

3

Раздел 6. Пасхальные сувениры (5ч.)

57

Вязание сувенира «Пасхальное яйцо».

1

1

58,59

Вязание сувенира «Пасхальный кулич».

2

2

60,61

Вязание сувенира «Курочка-грелка на яйцо».

2

2

Раздел 7.Украшаем интерьер (12ч.)

62,63

Вязание отдельных элементов цветов.

2

2

64,65

Вязание отдельных элементов листьев.

2

2

66,67

Создание композиции из отдельных элементов цветов и листьев.

2

2

68

Резервный урок

1

1

69

Резервный урок

1

1

70

Резервный урок

1

1

71

Резервный урок

1

1

72

Итоговое занятие.  Выставка лучших работ учащихся.

 ИТОГО: 72 часа

Содержание программы. Раздел 1. Введение (1ч.)

Вводное занятие

  1. Из   истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Виды ниток и крючков.
  2. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
  3. Требования к знаниям: общие правила по охране труда.
  4. Анкета “Расскажи о себе”.

Раздел 2. Знакомство с узорами вязания (9ч.)

     1.Знакомство с основным узором вязания крючком – воздушными петлями.

        Отработка выполнения воздушных петель.

     2.Знакомство с новым элементами вязания - столбиком без накида, столбиком с      

        накидом, полустолбиком, столбиком с двумя накидами, столбиком с тремя    

        накидами. Отработка выполнения столбиков.

Раздел 3. Знакомство с узорами вязания (11ч.)

      1.Вязание круга, квадрата, треугольника, отработка простых полотен.

      2.Ажурное вязание по кругу по схеме (чтение схем).

Раздел 4. Вяжем украшения к Новому году (13ч.)

      1.Ажурные снежинки по схеме.

      2. Вяжем сувениры «Елочка», «Снеговик», «Сосулька».

      3.Вязание ажурных ангелов, шаров и колокольчиков.

Раздел 5. Подарки  для друзей и близких (22ч.)

  1. Вязание закладок «Слоник», «Котик».
  2. Вязание сувениров: «Божья коровка», «Смайлик», «Солнышко», «Грибы», «Зайчик», «Овечка», «Коровка», «Бычок», «Мишка».

Раздел 6. Пасхальные сувениры (5ч.)

1.Вязание сувенира «Пасхальное яйцо».

2.Вязание сувенира «Пасхальный кулич».

3.Вязание сувенира «Курочка-грелка на яйцо».

Раздел 7. Украшаем интерьер (12ч.)

    1.Вязание отдельных элементов цветов.

   2. Вязание отдельных элементов листьев.

   3.Создание композиции из отдельных элементов цветов и листьев.

   4.Творческий отчет учащихся.

   5.Оформление выставки.

Перечень учебно - методического обеспечения

  1.  Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. - М:

Рольф, 2001.

     2. Диски с обучающими программами по вязанию крючком.

      3. Журнал Валентина, 2014.

        4.Журнал Лена креатив, 2014.

        5. Интернет ресурсы.

               6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. «Быстрый крючок». – М., 1997г.

      7. Оригинальные идеи для вязания крючком и спицами. Издатель С.Ю.

          Ращупкина. РИПОЛ  КЛАССИК М: 2010.

Система диагностики и контроля

  1. Задания по чтению схем.
  2. Самоконтроль по выполнению изделий.

Учебно - тематический план

2 часа в неделю

Учебные недели

Разделы программы

Примечание

1.

1.Введение (1час)

2. Знакомство с узорами вязания (9часов)

3. Изучение, освоение техники вязания (11часов)

1 четверть

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

4. Вяжем украшения к Новому году (13часов)

2 четверть

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

5.Подарки для друзей и близких

(22 часа)

3 четверть

19.

20.

21.

22.

23

24.

25.

26.

27.

28.

6. Пасхальные сувениры (5 часов)

7. Украшаем интерьер (12 часов)

4 четверть

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования "Волшебный мир бисера"

Опыт показывает, что овладеть искусством бисероплетения самостоятельно довольно трудно. Занятия по данной программе под руководством педагога призваны помочь детям успешно освоить этот вид рукод...

Программа дополнительного образования " Волшебный клубок"

Программа дополнительного образования " Волшебный клубок"...

Программа дополнительного образования "Волшебное тесто"

Данная программа «Волшебное тесто» направлена на гармоническое развитие ребенка и его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста, физического с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок"

Данная программа предназначена для 2-го класса...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебная кисточка"

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Программа для дополнительного образования "Волшебная кисточка" дл 5-6 лет

Программа для дополнительного образования "Волшебная кисточка" дл 5-6 лет. Содержание программы, Календарно тематическое планирование и с пподробной входной  диогностической картой...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный клубок » для 7 классов

Программа курса рассчитана на 34 часа в 7 классе. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению творческих проектов. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочн...