Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС (мальчики)
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс) на тему

Рабочая программа по технологии 5 класс разработанна в соотвецтвии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_5_kl.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11

пос. Новотерский

      «Рассмотрено»

     Руководитель ШМО

     общетехнических

     дисциплин

     ___________( Е.А.Черникова)

     Протокол № 1

     от  «30» августа 2017 г.

      «Согласовано»

      Зам. директора по УВР

       __________(Н.В.Плотникова

      «30» августа 2017   г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ   №11                             ________(А.В.Николаев)

Приказ №

от «30» августа 2017    г.

Минераловодского района Ставропольского края

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ 5 КЛАССА (Мальчики)

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

базовый уровень обучения

Учителя : Короткова Ивана Сергеевича

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по английскому языку, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала В.Д.Симоненко (вариант для мальчиков) и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс».  Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко.  В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2012.

Цели обучения:

  • формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
  • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
  • становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
  • приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства;
  • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания.

Задачи обучения: 

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
  • приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.

Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, выполнение творческих проектов. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению и машиноведению. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
   • проявление познавательных интересов и активности в данной области;
   • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
   • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
   • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
   • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
   • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
   • алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
   • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;

  • умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;

    • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
   • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
   • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;    

    • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
   •  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
   • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
   • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
   • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

Предметным результатом освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

в познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
  • распознавание  видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

в мотивационной сфере:

  •  оценивание своей способности и готовности к труду;
  •  осознание ответственности за качество результатов труда;
  •  наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;
  •  стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса;
  • подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
  • соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов;

в физиолого-психологической сфере:

   •  развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
  •  достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  •  соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

   •  сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности;

в эстетической сфере:

   •  дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

   •  моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»;

   •  эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

   •  рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

   •  формирование рабочей группы для выполнения проекта;

   •  публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда;

   •  разработка вариантов рекламных образцов.

Критерии и нормы оценок знаний обучающихся.

При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.

«5» ставится, если обучаемый:

-  полностью усвоил учебный материал;

-  умеет изложить его своими словами;

-  самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

-  правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» ставится, если обучаемый:

-  в основном усвоил учебный материал;

-  допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

-  подтверждает ответ конкретными примерами;

-  правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3» ставится, если обучаемый:

-  не усвоил существенную часть учебного материала;

-  допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

-  затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

-  слабо отвечает на дополнительные вопросы.

«2» ставится, если обучаемый:

-  почти не усвоил учебный материал;

-  не может изложить его своими словами;

-  не может подтвердить ответ конкретными примерами;

-  не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ.

Учитель выставляет обучаемым отметки, за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

«5» ставится, если обучаемым:

-  тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

-  правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

-  изделие изготовлено с учетом установленных требований;

-  полностью соблюдались правила техники безопасности.

«4» ставится, если обучаемым:

-  допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-  в основном правильно выполняются приемы труда;

-  работа выполнялась самостоятельно;

-  норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

-  изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

-  полностью соблюдались правила техники безопасности.

«3» ставится, если обучаемым:

-  имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-  отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

-  самостоятельность в работе была низкой;

-  норма времени недовыполнена на 15-20 %;

-  изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

-  не полностью соблюдались правила техники безопасности.

«2» ставится, если обучаемым:

-  имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-  неправильно выполнялись многие приемы труда;

-  самостоятельность в работе почти отсутствовала;

-  норма времени недовыполнена на 20-30 %;

-  изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

-  не соблюдались многие правила техники безопасности.

Нормы оценок выполнения обучающихся графических заданий и лабораторных работ.

«5» ставится, если обучаемым:

-  творчески планируется выполнение работы;

-  самостоятельно и полностью используются знания программного материала;

-  правильно и аккуратно выполняется задание;

-  умело используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«4» ставится, если обучаемым:

-  правильно планируется выполнение работы;

-  самостоятельно используется знания программного материала;

-  в основном правильно и аккуратно выполняется задание;

-  используются справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«3» ставится, если обучаемым:

-  допускаются ошибки при планировании выполнения работы;

-  не могут самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

-  допускают ошибки и неаккуратно выполняют задание;

-  затрудняются самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«2» ставится, если обучаемым:

-  не могут правильно спланировать выполнение работы;

-  не могут использовать знания программного материала;

-  допускают грубые ошибки и неаккуратно выполняют задание;

-  не могут самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Распределение учебных часов по разделам программы

Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице:

Разделы и темы программы

Количество часов

Технологии обработки конструкционных материалов (50 ч)

1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов

4.Технологии художественно-прикладной обработки материалов

50

20

22

2

6

Технологии домашнего хозяйства (6 ч)

1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними

2. Эстетика и экология жилища

6

4

2

Технологии исследовательской и опытнической деятельности (12 ч)

Исследовательская и созидательная деятельность

Резерв

12

12

2

Всего: 68 ч

68

Количество уроков

Неделя-2ч

1четверть-16ч

2 четверть- 16ч

3 четверть-20ч

4 четверть- 16ч

Место предмета в учебном плане

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

 На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

   • Стенды и плакаты по технике безопасности;

   • компьютерные слайдовые презентации;

   • набор ручных инструментов и приспособлений;

   • оборудование для лабораторно-практических работ;

   • набор электроприборов, машин, оборудования.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебник «Технология» под редакцией Симоненко В.Д. 5 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф», 2012.
  2. Гоппе Н. Н. Технология. Технический труд. 5 класс : тетрадь творческих работ : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений  / Н. П. Гоппе, А. Ю. Холодов, М. И. Гуревич, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение,2009.
  4. Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 5 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда/

Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2009.

  1. Дополнительное образование и воспитание : журн. – 2010. – № 3.
  2. Коваленко, В. И. Объекты труда. 5 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. – М. : Просвещение, 2009.
  3. Копелевич, В. Г. Слесарное дело / В. Г. Копелевич, И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов. – М. : Просвещение, 2009.
  4. Маркуша, А. М. Про молоток, клещи и другие нужные вещи / А. М. Маркуша. – Минск : Нар. асвета, 2008.
  5. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 2010.
  6. Сасова, И. А. Технология. 5–8 классы : программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. – М. : Вентана-Граф, 2011.

Календарно-тематический план 5 класс

урока

Тема раздела\ тема урока

Коли-чество часов

Тип урока

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Метапредметные УУД

(коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Личностные

План

Факт

Раздел 1. Технологии обработки конструкционных материалов.  (50 часов)

Вводный урок (2 часа)

1.1

Вводное  занятие. Общие правила техники безопасности.

2

Введение новых знаний.

Узнать ПТБ и уметь пользоваться.

Что такое проект, его этапы.

Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской.

РУУД – научиться

фиксировать

результаты

исследований.

Творческое

мышление.

Вариативность

мышления

1.2

Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта

2

Введение новых знаний.

Раздел 2. Технология ручной обработки древесины и древесных материалов.  (20 часов)

2.1

Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок.

Узнать, что такое древесина, виды древесины, каким инструментом оно обрабатывается, как правильно строгать, сверлить, соединение древесины клеем, гвоздями и шурупами.

Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки

и свойства; природные поро-

ки древесины.

Уметь: распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре.

РУУД – научиться

определять

последовательность

действий с учётом

конечного

результата.

Получать

навыки

сотрудничества,

развития

трудолюбия и

ответственности за

качество своей

деятельности

2.2

Графическое изображение деталей и изделий.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок.

2.3

Рабочее место и инструменты для ручной обработке древесины.  Последовательность изготовления деталей из древесины.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок.

2.4

Разметка заготовок из древесины.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок.

2.5

Пиление заготовок из древесины.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок.

2.6

Строгание заготовок из древесины.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок.

2.7

Сверление отверстий в деталях из древесины.

2

Введение новых знаний.

2.8

Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов и саморезами.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок.

2.9

 Соединение деталей из древесины клеем.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок

2.10

Зачистка  поверхностей деталей из древесины. Отделка изделий из древесины.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок

Раздел 3. Технология ручной  обработки металлов и искусственных материалов. (22 часа)

3.1

Понятие о машине и механизме. Рабочее место для ручной обработки металлов.

2

Введение новых знаний.

Узнают о машине и механизме.

Знать: устройство и назна-

чение слесарного верстака

и слесарных тисков; правила

безопасности труда.основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Уметь: регулировать высоту верстака в соответствии

со своим ростом; рациональ-

но размещать инструменты

и заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках.

РУУД – научиться

фиксировать

результаты

исследований.

Конструктивное

мышление,

пространственное

воображение.

АккуратностьЭстетические

потребности.

3.2

Тонколистовой металл и проволока, искусственные материалы.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок.

Узнают  какие бывают виды металлов, как правильно править, делать разметку, правильно делать отверстия в металле.

3.3

Графические изображения деталей из металла и искусственных материалов.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок.

3.4

Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок.

3.5

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок.

3.6

Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.

2

Введение новых знаний; комбинированный урок.

3.7

Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

2

Комбинированный урок.

3.8

Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

2

Комбинированный урок.

3.9

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.

2

Введение новых знаний.

3.10

Устройство настольного сверлильного станка.

2

Комбинированный урок.

3.11

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

2

Введение новых знаний.

Раздел 4. Технология машинной обработки металлов и искусственных материалов. (2 часа)

4.1

Понятие о машинах и механизмах. Виды соединений. Профессии. Сверлильный станок. Организация рабочего места.

2

Введение новых знаний.

Выполнять работы на сверлильном станке.

Знать: сущность понятий машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые

соединения; условные обозначения деталей, узлов механизмов на кинематических

схемах.

Уметь: читать кинематиче-

ские схемы; строить простые кинематические схемы

РУУД – научить

аккуратно,

последовательно

выполнять работу,

осуществлять

пошаговый

контроль по

результатам.

Получать

навыки

сотрудничества,

развития

трудолюбия и

ответственности за

качество своей

деятельности

Раздел 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов.  (6 часов)

5.1

Выпиливание лобзиком

2

Комбинированный урок.

Выпиливать изделие из древесины, и искусственных материалов лобзиком. Отделывать изделие из древесины выжиганием.

Знать:Виды декоративно-прикладного творчества.

Уметь:

пользоваться

инструментами и

соблюдать

правила

безопасной

работы.

РУУД –

преобразовывать

практическую

задачу в

познавательную.

ПУУД –

ориентироваться в

способах решения

задач.

КУУД – ставить

вопросы,

обращаться за

помощью.

Конструктивное

мышление,

пространственное

воображение.

АккуратностьЭстетические

потребности

5.2

Выпиливание лобзиком.

2

Комбинированный урок.

5.3

Выжигание по дереву.

2

Комбинированный урок.

Раздел 6. Технологии домашнего хозяйства. (6 часов)

Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви, и уход за ними.(4 часа)

6.1

Интерьер жилого помещения.

2

Комбинированный урок.

Выполнять мелкий ремонт одежды, чистку обуви, мебели. Изготовлять полезные вещи для дома.

Знать: виды клея и области их применения; правила безопасной работы с клеем;

Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединять детали изделия клеем.

РУУД – научиться

фиксировать

результаты

исследований.

Получать

навыки

сотрудничества,

развития

трудолюбия и

ответственности за

качество своей

деятельности

6.2

Технологии ухода  за жилым помещением, одеждой, обувью.

2

Комбинированный урок.

7

Раздел 7. Эстетика и экология жилища.  (2 часа)

7.1

Эстетика и экология жилища.

2

Комбинированный урок.

Оценивать микро климат в помещении. Подбирать бытовую технику по рекламным аспектам.

Знать: последовательностьопераций во время уборки помещений; правила ухода

за мебелью, одеждой, обувью, книгами; современную бытовую технику

для выполнения домашних работ, её устройство и назначение.

Уметь: выполнять уборку

помещений; ухаживать

за мебелью, одеждой, обувью, книгами.

ПУУД –

контролировать и

оценивать процесс

и результат

деятельности.

Экологическая культура:

ценностное

отношение к

природному миру.

8

Раздел 8. Технологии исследовательской и опытнической деятельности. (12 часов)

8.1

Порядок выбора темы проекта. Формулирование требований к выбранному изделию. Методы поиска информации. Этапы выполнение проекта.

2

Комбинированный урок.

 Сделать творческий проект и презентацию к нему, и грамотно ее представить.

Знать: этапы творческого

проекта, их содержание; направления проектных работ.

Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность; изготовить изделие; обосновать свой выбор темы, технологии изготовления изделия

КУУД – научиться

задавать вопросы,

необходимые для организации

собственной

деятельности;

РУУД –

преобразовывать

практическую

задачу в

познавательную.

ПУУД –

ориентироваться в

способах решения

задач.

Эстетические

потребности,

творческое

воображение,

фантазия.

8.2

Подготовка графической и технологической документации.

2

Комбинированный урок.

8.3

Расчет стоимости материалов для изготовления изделий.

Окончательный контроль и оценка проекта.

2

Комбинированный урок.

8.4

Способы провидение презентации проектов.

Использование ПК при выполнении и презентации проектов.

2

Комбинированный урок.