ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование психологического климата в классе в процессе выполнения коллективной творческой работы» (панно аппликация из ткани)
проект по технологии на тему

В данном проекте исследован психологический климат в классном коллективе, детей с ограниченными возможностями здоровья, на примере коллективной деятельности по изготовлению аппликации из ткани. По количественным и качественным результатам диагностики будет оцениваться достижение цели. Основные задачи проекта развить умение работать в команде и корригировать поведенческие особенности во взаимоотношениях учащихся в процессе коллективной творческой деятельности.  А так же научить учащихся приемам изготовления аппликации и способам  пришивания пуговиц.

Выполненное панно  будет представлено на выставке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yaltikova_n.n.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Марий Эл  «школа  №1 г. Йошкар-Олы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« Формирование психологического климата в классе в процессе выполнения коллективной творческой работы»  (панно аппликация из ткани)

                                                                Автор проекта: учитель «Швейного дела»

                                                                                  Яльтикова Наталия Николаевна

г. Йошкар –Ола 2017 год

Аннотация проекта 

        Тема проекта «Формирование психологического климата в классе в процессе выполнения коллективной творческой работы»  (панно аппликация из ткани)». Участники проекта девочки 6 класса  ГБОУ РМЭ  «школа  №1 г. Йошкар-Олы», так как по результатам наблюдения и первоначальной диагностики в данной группе необходимо формирование благоприятного климата.

Цель проекта:  Формирование благоприятного психологического климата в классе в процессе выполнения коллективной творческой работы (панно аппликация из ткани и пуговиц.)

Основные задачи проекта развить умение работать в команде и корригировать поведенческие особенности во взаимоотношениях учащихся в процессе коллективной творческой деятельности.  А так же научить учащихся приемам изготовления аппликации и способам  пришивания пуговиц.

Проект будет, осуществляется  в период с апреля  2016 года  по  апрель 2017 года на уроках швейного дела в оборудованной школьной мастерской. Продуктом проекта будет панно аппликация из ткани и пуговиц.

Для реализации продукта проекта будет   использоваться  вторичное сырье (лоскутки драпа от старого пальто, ткань для фона – старые шторы),

уже имеющиеся в мастерской нитки и другие материалы.

 Прогнозируемые  результаты от проекта:

- повысится уровень эмоционального благополучия учащихся в классе

- будет создано  панно в технике аппликация из ткани и пуговиц.

- возникнет желание принять участие в выставке

- повысится учебная мотивация

- будут проявлять больше инициативу, фантазию.

-  установится  адекватная самооценка

- окажет влияние на развитие мелкой моторики

- воспитание внутренней культуры

В данном проекте исследован психологический климат в классном коллективе, детей с ограниченными возможностями здоровья, на примере коллективной деятельности по изготовлению аппликации из ткани. По количественным и качественным результатам диагностики будет оцениваться достижение цели. Выполненное панно  будет представлено на выставке, затем выставлено на муниципальный аукцион для получения денежных средств школе.

Актуальность проекта

         Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).

       В психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель.  Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В настоящее время проблемы психологического климата достаточно глубоко изучены в социальной психологии. Так влияние социально-психологического климата в коллективе на личность уделено больное внимание в работах А. Л. Свенцицкого, Е. С. Кузьмина, И. П. Волкова, Ю. Н. Емельянова, Е. В. Шороховой, К. К. Платонова, JI. Г. Почебут, В. А. Чикер, А. Н. Лутошкина, В. В. Бойко, В. Н. Панферова, А.Г. Ковалева, Б. Д. Парыгина, Е. А. Климова и др. Проблемы формирования социально-психологического климата в детских коллективах рассматриваются в исследованиях А. А. Реана, Я.Л. Коломенского, А.С. Макаренко, В. С. Мухиной, Т. Е. Конниковой, Г. А. Цукерман, А.М. Прихожан, В. В. Зацепиной, И. В. Дубровиной, А. В. Петровского, Н. П. Аникиевой, Е. В. Шороховой, К. К. Платонова.

Благодаря трудам ученых дана  возможность познакомится с основными особенностями, характеристиками, общими рекомендациями по созданию, поддержанию и изменению психологического климата в классе.

Учеными выявлено, что психологический климат является существенным фактором жизнедеятельности человека и оказывает разностороннее влияние на личность,  интеллектуальную, эмоциональную и волевую ее стороны.

       Климат благоприятный, если в классе царит атмосфера доброжелательности, доверия, заботы, каждый ученик активно вступает в общение. Учащиеся в классе чувствуют себя уверенно, выражают своё мнение, не боясь быть осмеянными в случае ошибки, обращаются друг к другу по имени. Преобладающее настроение в классе можно определить музыкальным термином « мажор». Неблагоприятный климат в классе выражается в виде настороженности, неуверенности и равнодушия. Могут унизить, оскорбить. Наблюдается повышенная тревожность, низкая самооценка, чувство незащищённости. Обращаются по фамилии и дают прозвища. В зависимости от сложившегося  климата могут  актуализироваться качества, свойства личности (лучшие или худшие). Социально-психологический климат во многом определяет продуктивность учебной деятельности. Установлено, что ученики намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый психологический климат в учебной группе. Психологический климат в учебной группе значительно сказывается на отношении школьника к выполняемой им работе, на силу его мотива. Формирование социально-психологического климата в классе приобретает важнейшее значение. 

Актуальность заключается в том, что для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в силу эмоционально - волевых нарушений достаточно трудно как включиться, так и функционировать в школьном  коллективе. Такому ребёнку тяжело самостоятельно выстраивать свои отношения с одноклассниками,  окружающими людьми. В результате, в ученическом коллективе  многие из них оказываются в условиях не комфортных. У детей, с проблемами в развитии  чувство не комфортности в классе повышает уровень тревожности, что плохо отражается на их без того слабом психофизическом здоровье.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья часто испытывают эмоции, связанные с неудачей, с враждебностью, что ведет к снижению самооценки, мотивации и  в дальнейшем сказывается на успеваемости. Обучение  учащихся с интеллектуальной недостаточностью в эмоционально-безопасном и предсказуемом окружении  мотивирует их и помогает ставить правильные цели, так же способствует лучшему усвоению учебного материала .

Создание благоприятного психологического климата в классе является важной составляющей педагогической работы, так как умение работать и жить в коллективе, выработка определённых качеств личности позволяет детям с интеллектуальной недостаточностью после окончания школы включиться в трудовой коллектив и успешно в нем работать, тем самым приносить пользу обществу.

Основополагающим в создании благоприятного психологического климата в классном коллективе является труд – один из главных факторов приобщения детей к материальной культуре общества, средством их социальной ориентации по отношению к «взрослой» жизни.

Из всех видов трудовой деятельности – коллективная,  играет важную роль в сплочении и развитии детского коллектива, так как всем предлагается одна тема, общая цель, и дети заинтересованы в общем результате, более того они - равные исполнители одной работы.

Коллективная творческая деятельность - это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

 В каждом коллективном творческом деле решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. Коллективное творческое дело, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Именно поэтому актуально становится разработка  проекта «Формирование социально-психологического климата в классе в процессе выполнения коллективной работы»

Цель проекта:  

Формирование благоприятного психологического климата в классе в процессе выполнения коллективной творческой работы (панно аппликация из ткани и пуговиц.)

Задачи проекта:

  • Развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества - умение работать в команде.
  • Корригировать поведенческие особенности во взаимоотношениях учащихся в процессе коллективной творческой деятельности.
  • Научить учащихся приемам изготовления аппликации и способам  пришивания пуговиц.
  • Развивать мелкую моторику рук при выполнении аппликации (вырезании ножницами деталей аппликации, пришивании пуговиц, соединении частей аппликации )

Участники проекта:  группа девочек 7 класса ( дети с ОВЗ)

Проект  реализуется:  на уроках швейного дела

Срок реализации проекта:     апрель  2016 года - апрель 2017 года

Этапы проекта

Название этапа

Срок реализации этапа

Ответственные

Результат

1.

Подготовительный

С апреля по  сентябрь 2016 год

Автор проекта

Диагностика

Программа

Презентация

2.

Основной

С сентября 2016 года  по февраль 2017 года  

Автор проекта

Эскиз, шаблоны

Технология изготовления

Изготовление продукта

3.

Заключительный

С февраля по апрель 2017 года

Автор проекта

Готовый Продукт Презентация

Выставка

Диагностика

Выводы

Основные механизмы реализации проекта и календарный план выполнения.

Вид деятельности

Участники

Сроки

Подготовительный этап проекта

1.   Изучение литературы по проекту.

Автор проекта

Апрель 2016

2.   Подбор методик для диагностики

Автор проекта

Май 2016

3. Первоначальная диагностика       психологической атмосферы в классе

Автор проекта

Май 2016

4. Разработка программы проекта

Автор проекта

Июнь 2016

5. Подготовка презентации

« История возникновения аппликации и виды аппликации»

Автор проекта

Июнь2016

                                     

                                         Основной этап проекта

1. Просмотр презентации «Аппликация и виды аппликации»

Дети и

 автор проекта

15 сентября 2016

2. Проведение мастер класса по технике аппликации

Дети и

 автор проекта

28 сентября 2016

3. Посещение школьной библиотеки с целью просмотра книг и журналов по рукоделию.

Дети и

автор проекта

3-7 октября 2016

4.Создание эскиза аппликации и шаблонов.

Дети и

автор проекта

10-14 октября

5. Подбор материалов для выполнения аппликации.

Дети и

автор проекта

20-21 октября2016

6.Знакомство с технологической последовательностью.

Автор проекта и дети

28 октября

7.Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Дети

1 ноября2016

8.Выполнение аппликации

а) индивидуальное  выполнение элементов аппликации (обводка фигур по шаблону, вырезание фигур ножницами, пришивание пуговиц)

б) подготовка основы аппликации

в) соединение элементов аппликации в одно целое панно

Дети и автор

проекта

1 ноября 2016

                               

                                      Заключительный этап проекта

1. Диагностика психологической атмосферы в классе

Автор проекта

1-3 февраля2017

2. Анализ результатов диагностики и Выводы.

Автор проекта

6-20 февраля 2017

3. Оформление презентации наши коллективные достижения.

Дети и автор проекта

5-20 марта2017

4. Участие в школьной выставке творческих работ.

 

Дети

22 марта 2017

5. Участие в ежегодном аукционе творческих работ.

Дети

Апрель 23017

Условия реализации проекта:

Проект реализуется в соответствии с педагогическими принципами:

1.Принцип доступности: создание условий для  самостоятельности, инициативы и творчества обучающихся.

2.Принцип направленности: образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностной ориентации, поведения и деятельности.

3.Принцип систематичности и последовательности: взаимосвязи знаний, умений и навыков:

4.Принцип успешности: создание ситуации успеха и использование стимулирующего поощрения.

5.Принцип опережающего и развивающего обучения .

6.Принцип активной коммуникации: состоит в разработке системы заданий, направленных на стимулирование активности школьников.

7.Принцип дифференциации: педагогический процесс, строится как дифференцированный, одним из основных видов является индивидуальное обучение.

8.Принцип связи теории с практикой – приучает учащихся применять  знания на практике.

Необходимые условия для реализации проекта.

Нормативно- правовые ресурсы

Закон РФ «Об образовании»

Устав ГБОУ РМЭ  «школа  №1 г. Йошкар-Олы»

Кадровый ресурс:  учителя технологии

Материально- технический ресурс:

1. кабинет технологии соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Условия кабинета позволяют реализовать здоровье сберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультминутки.

2. комплекты рабочих инструментов для работы с тканью, лоскутки ткани, нитки , пуговицы, бумага и др.

3. ноутбук, мультимедийный проектор.

Программно-методические ресурсы:

Инструкционные, технологические карты.

Риски проекта:  не сформируется интерес у группы учащихся к виду деятельности – аппликация из ткани. Для преодоления данного препятствия предложить девочкам выбрать самим вид декоративно прикладного творчества. Изучить  и подготовить презентацию. В дальнейшем совместно подобрать технологию изготовления.

Прогнозируемые  результаты от проекта:

КРАТКОСРОЧНЫЕ

- повысится уровень эмоционального благополучия учащихся в классе

- будет создано  панно в технике аппликация из ткани и пуговиц.

- возникнет желание принять участие в выставке

ДОЛГОСРОЧНЫЕ

- повысится учебная мотивация

- будут проявлять больше инициативу, фантазию.

-  установится  адекватная самооценка

- окажет влияние на развитие мелкой моторики

- воспитание внутренней культуры

Дальнейшее развитие проекта

для педагогов возможно:

• создание  системы работы с детьми по развитию коллективного творчества .

 использование данного проекта другими педагогическими работниками, для формирования социально психологического климата в классе.

• повысить уровень профессионального мастерства педагогов.

Достижение цели проекта будет оцениваться по диагностическим показателям  (количественным и качественным), также по выполненному продукту- панно аппликация из ткани и пуговиц.

Информационные ресурсы:

1.Образцова Е. В. Способы создания благоприятного микроклимата в коллективе младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №11.1. — С. 36-39.

2. Макаренко А.С « Методика организации учебного процесса» -

URL. http: /www.makarenko.edu.ru/biblio.htm

3.Коломенский «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе»Минск. Знание 1969 год.

4.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989

5. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm

6. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.

7. Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006.

8. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. - М.: "5 за знания", 2006.

9.Загорский П. Особенности детского коллектива [Текст] / П. Загорский // Директор школы. — 2007. — № 3. — С. 21—25.

10. Сгурская Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение [Текст] / Л.В. Сгурская // — Калининград: Книжный мир, 2002. — 189 с.

11.Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии [Текст] / Д.Я. Райгородский // — М.: Наука, 2002. — 698 с.

12.Шепель В.М. Понятие психологического климата [Текст] / В.М. Шепель // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 17—21.

Интернет ресурсы:

1.  www.metod kopilka. ru

2.  www. it-n.run сеть творческих учителей

В данном проекте исследован психологический климат в классном коллективе, детей с ограниченными возможностями здоровья, на примере коллективной деятельности по изготовлению аппликации из ткани.

Первичная диагностика

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

   « Социометрия».   Данная методика применима как для начального ознакомления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения или деятельности, обязательным условием социометрического исследования выступает включённость каждого из опрашиваемых в систему межличностных отношений данной группы.

Социометрическая матрица  6 а  класса (девочки)  

(составлена с использованием  техники  фиксации эмоциональных предпочтений «Социометрия» ДЖ. Морено)

Кто выбирает

Кого выбирают

Кол-во взаимных

выборов

1

2

3

4

5

1

Б.М.

1

2

2

2

К.Д.

-

3

П.Е.

1

2

3

1

4

С.А.

1

2

3

2

5

Ч.А.

1

2

1

Кол-во выборов

2

2

1

3

2

«Звёзды»: С.А.

«Предпочитаемые»: Б.М., К.Д.,Ч.А.

«Пренебрегаемые»: П.Е.

«Изолированные»: -

Социограмма  6 а  класса (девочки)  

          - взаимный выбор;                 -  не взаимный выбор.

Самооценка обучающихся   6 а  класса девочки

(С использованием Методики «Лесенка» В.Г.Шур.)

п.п

Ф.И. уч-ся

Самооценка

завышена

занижена

соответствует

 норме

1.

К.Д

*

2.

Ч.С.

Самооценка заниженная. Иногда повышение самооценки, возможно компенсаторное.

3.

Б.М.

*

4.

П.Е

*

5.

       С.А

 *

Оценка результатов:

    Общее количество обследованных: 100 %

    обучающихся с  самооценкой в норме: 40%

    обучающихся с заниженной самооценкой: 20%

    обучающихся с завышенной самооценкой: 40%

Школьная  мотивация  обучающихся  6 а класса девочки

(с использованием  методики  Н.Г. Лусканова)

п.п

Ф.И.

обследумого

Уровни школьной мотивации

высокая школьная мотивация, учебная активность

хорошая школьная мотивация

положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами

негативное отношение к школе

1.

М.Б

15 баллов

2.

С.А.

16 баллов

3.

Ч.С

14 баллов

4.

К.Д.

23 балла

5.

П.Ж.

18 баллов

 

 Общее количество обследованных: 100  %

    обучающихся с  высокой школьной мотивацией: -0%

    обучающихся с хорошей школьной мотивацией: 26,7%

    обучающихся с положительным отношением к школе, но школа больше

   привлекает   внеучебными сторонами: 56,9%

    обучающихся с негативным отношением к школе: 16,28%

Диагностика участников по завершению реализации проекта  февраль 2017 год

Социометрическая матрица 7 а  класса (девочки)  

(составлена с использованием  техники  фиксации эмоциональных предпочтений «Социометрия» Дж. Морено)

Кто выбирает

Кого выбирают

Кол-во взаимных

выборов

1

2

3

4

5

1

Б.М.

3

1

2

3

2

К.Д.

1

2

3

2

3

П.Е.

1

2

3

2

4

С.А.

1

2

3

2

5

Ч.А.

1

3

2

3

Кол-во выборов

3

3

3

3

3

«Звёзды»: -

«Предпочитаемые»: Б.М., К.Д.,П.Е., С.А.,Ч.А.

«Пренебрегаемые»:- отсутствуют

«Изолированные»: -отсутствуют

Социограмма девочки 7 а класс

          - взаимный выбор;                 -  не взаимный выбор

Самооценка обучающихся   7а  класса девочки

( исследование проведено с использованием методики «Лесенка»)

 

п.п

Ф.И. уч-ся

Самооценка

завышена

занижена

соответствует

 норме

1.

К.Д

*

2.

Ч.С

*

3.

Б.М.

*

4.

П.Е

*

5.

       С.А

 *

Оценка результатов:

    Общее количество обследованных: 100 %

    обучающихся с  самооценкой в норме: 60%

    обучающихся с заниженной самооценкой: 0%

    обучающихся с завышенной самооценкой: 40%

Школьная  мотивация  обучающихся  7 а класса девочки

(с использованием  методики  Н.Г. Лусканова)

п.п

Ф.И.

обследумого

Уровни школьной мотивации

высокая школьная мотивация, учебная активность

хорошая школьная мотивация

положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами

негативное отношение к школе

1.

М.Б

16 баллов

2.

С.А.

19 баллов

3.

Ч.С

15 баллов

4.

К.Д.

25 балла

5.

П.Ж.

20 баллов

 

 

 Общее количество обследованных: 100  %

    обучающихся с  высокой школьной мотивацией: - 0%

    обучающихся с хорошей школьной мотивацией: 47,3%

    обучающихся с положительным отношением к школе, но школа больше

   привлекает   вне учебными сторонами: 52,6%

    обучающихся с негативным отношением к школе: -0%

      По первичной диагностике можно сказать, что психологический климат в целом в классе благоприятный, изолированных нет. Но есть девочка, которой пренебрегают и девочка, которая не выбрала никого из класса. Школьная мотивация у девочек в данном классе низкая. Самооценка не соответствует норме.  С  учащимися , имеющими завышенную самооценку, необходимо работать  на закрепление  адекватной самооценки.  Как и  чувства собственного достоинства вместе с чувствами справедливости, уважения к другим. Это является основанием для  работы по формированию социально-психологического климата в классе и для реализации проекта.

В создании благоприятного психологического климата в классном коллективе является труд – один из главных факторов приобщения детей к материальной культуре общества, средством их социальной ориентации по отношению к «взрослой» жизни. Из всех видов деятельности труд играет важную роль в сплочении и развитии детского коллектива.     

  Так как, социально- психологический климат – это результат совместной деятельности учащихся класса , их межличностного взаимодействия , то для формирования педагогу необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, реализовывать совместно поставленные задачи  и при этом поощрять активность, инициативу.

       Можно выделить три основных фактора, влияющие на состояние психологического климата: личные качества членов ученического коллектива, стиль руководства со стороны учителя и материальная среда учебного процесса. Для достижения положительной атмосферы среди учеников немаловажным являются профессиональные качества педагога, который , имеет главную роль в данном процессе. Откуда следует, что практические и теоретические навыки педагога должны быть направлены на создание благоприятного климата в ученической среде, как необходимого условия разностороннего развития личности.

       В ходе реализации проекта, коллективной творческой работы  я обращала внимание девочек на положительные черты одноклассниц, на лучшие поступки; акцентировала внимание на сочувствии - умение отзываться на помощь и умение видеть, что кому то нужна помощь; поощрялось умение выполнять основные требования учителя и нормы школы, также  умение контролировать свои желания, капризы (самоконтроль).

  При выполнении практической работы учились сотрудничеству:

 - договариваться  о распределении обязанностей при этом  идти друг другу на уступки;

- не навязывать друг другу своё мнение, а выслушивая интересы каждого, приходить к общему компромиссному решению.

В практической работе учитывались индивидуальные особенности учащихся : учитываю темперамент и возможности при распределении заданий. Выполнение работы должно быть  понятным, посильным -  тем самым создаётся  ситуация успеха для каждого ученика.

Особое внимание при подведении итогов обращаю на то, что одному справится с работой намного труднее. В результате обучающиеся,  начинают осознавать важность совместной деятельности. Совместная деятельность воспитывает у учащихся взаимопомощь, самостоятельность.

        Живость, активность, заинтересованность детей обеспечивали положительные результаты занятий. Все это создавало добрую атмосферу в ученическом коллективе, заставляло тянуться детей к товарищам,  стараться сделать друг для друга что- то хорошее, приятное, радостное.

Результат реализации проекта.

Изменить быстро психологический климат в классе,  который складывался годами, невозможно. Но в результате реализации проекта, по результатам проведённой диагностики, мы   видим  наметившиеся тенденции к улучшению климата в классе.  В коллективе оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения нет,  отверженных  не наблюдается. Все девочки предпочитаемые.  Девочка, которая ни кого не выбирала,  стала позитивно, относится к коллективу сверстников и сделала выбор. На 20% увеличилось число учащихся с адекватной положительной самооценкой в классе. Повысился уровень школьной мотивации. Социально-психологический климат во многом определяет продуктивность учебной деятельности. Поэтому  был проведён мониторинг «качества знаний» за  3 года.

По результатам мониторинга мы видим,  что с улучшением климата в классе успеваемость повысилась.

Мониторинг результативности внедрения педагогического проекта

Результаты  «качества знаний»

Год

% успеваемости

%

«4 и 5»

2014-1015

100%

78%

2015-2016

100%

79%

2016 - 2017

100%

83%

Проект вызвал интерес детей к предмету, способствовал

повышению качества знаний .  

Реализация проекта позволила прийти к следующим выводам:

 Формирование психологического климата в классе сложный, продолжительный процесс. Поэтому педагогу необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе их совместной деятельности.

Совместная деятельность в рамках класса даёт возможность модифицировать межличностные отношения, улучшить его микроклимат.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Для изучения межличностных отношений в коллективе используется методика   «СОЦИОМЕТРИЯ»  

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам 
симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; 
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
 

   « Социометрия».   Данная методика применима как для начального ознакомления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения или деятельности, обязательным условием социометрического исследования выступает включённость каждого из опрашиваемых в систему межличностных отношений данной группы.

     Суть этой методики заключается в выборе учащимися других членов группы для совместной деятельности в каких-то заданных условиях( сидеть за одной партой, пригласить на день рождения, пойти в поход и т. д. ). Осуществляемый каждым ребёнком выбор показывает, кому из одноклассников он отдаёт предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворённости ими каждого  ученика и класса в целом.

    Обработка полученных данных.

    На основании результатов исследования составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов ( 1, 2 или 3).                                                                                                                                                                

    Если ученики выбрали друг друга то эти два выбора( с координатами (1,2) и ( 2, 1) обводятся в кружочек ( взаимный выбор). Номера мальчиков обычно обозначаются треугольником. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.

    Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг ( центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые « социометрические звёзды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг- « предпочитаемых» ( имеющих среднее количество выборов), в третий- « пренебрегаемых» ( число выборов меньше среднего), в четвёртый « изолированных» ( не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают  жирной линией со стрелкой с двух сторон ( от того, кто выбрал, к тому, кого он выбрал и наоборот ). Невзаимный выбор сплошной линией со стрелкой ( от того, кто выбрал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров ( старосты и т. п.) заштриховывают.

Методика изучение самооценки «ЛЕСЕНКА»

Первый вариант

Стимульный материал теста «Лесенка»: Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция 1: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам(а) себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Инструкция 2: Теперь давай представим, что эта лесенка школьных успехов. Чем выше стоят дети, тем успешней они занимаются в школе. На какую ступеньку ты поставишь себя сам(а)? А на какую ступеньку тебя поставит учительница?

Протокол обследования

учени__         класса___    

Ф. И. обследуемо___    ______________________________

                                               

               

Методика оценки школьной мотивации учащихся .

Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н.Г. Лусканова, рац. предложение № 138 от 7.06.1985 г.).

             Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования

Анализ результатов.

3 балла за каждый первый ответ;

1 балл – за промежуточный ответ;

0 баллов – за последний ответ.

Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация:

25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность;

20-24 балла – хорошая школьная мотивация;

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

10-14 баллов – негативное отношение к школе.

Протокол обследования

           учени___     класс___  

Ф. И. обследуемо___ ____________________________________________

1. Тебе нравится в школе?                                                Да

                                                                                             Нет

                                                                                             Не очень

2. Утром ты всегда с радостью идёшь в школу…?        Иду с радостью

                                                                                             Бывает по разному

                                                                                             Хочу остаться дома

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не         Пошёл бы в школу

    обязательно приходить всем ученикам…?                 Не знаю

                                                                                             Остался бы дома

4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь           Не нравится

    уроки?                                                                             Бывает по-разному

                                                                                             Нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких           Не хотел бы

    домашних заданий?                                                       Не знаю

                                                                                             Хотел бы

6. Ты хотел бы чтобы в школе остались одни                Нет

    перемены?                                                                       Не знаю

                                                                                              Хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям  Часто

    родителям и друзьям                                                      Редко

                                                                                              Не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее            Мне нравится наш

    строгий учитель?                                                            учитель

                                                                                              Точно не знаю

                                                                                              Хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?                                       Много

                                                                                               Мало

                                                                                               Нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?                            Нравятся

                                                                                               Не очень

                                                                                               Не нравятся                                                                  

ПРИЛОЖЕНИЕ  2.

Обучение приемам правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями, уметь применять их на практике.

-Сели шить мы за машину.

Держим ровно корпус, спину. 

-Пальцы – дальше от иголки,

Под косынку спрячем чёлки.

-Давайте повторим все вместе:

 Хранить булавки в определённом месте.

- Чтоб не болели зубы и живот,

Не брать иголки и булавки в рот.

-На стол кладу я ножницы

Кольцами к себе.

-Передаю я ножницы

Кольцами к тебе.

-Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.

Положишь их разомкнутыми – может быть беда.

-Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,

На подставку, на подставку поскорей поставь утюг!

-Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.

Не оставь утюг включённым в кабинете до утра.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний учащихся (формирующее оценивание). Во время презентации учителя учащиеся знакомятся с историей возникновения аппликации, с видами аппликации, с последовательностью выполнения работы, с  темами творческих проектов. Это мотивирует их на поиск информации,  проведение исследований в проекте.

Аппликация (от латинского слова – прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях ( при изготовлении наглядных пособий, игрушек, флажков, сувениров), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

Аппликация может быть: предметной, состоящей из отдельных  изображений (лист, ветка, дерево, цветок и др.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Наша Родина», «Полет в космос» и т.д.; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Немного истории. Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне  у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах  из шкур животных. Развитие аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древнейших цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытного  строя, когда не было социального неравенства, материалы используемые для аппликации, были в одинаковой степени доступны всем. В дальнейшем аппликация , как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий.

Разные народы для аппликации используют самые разнообразные материалы: тувинцы широко используют войлок и ткани, этим украшают мешочки для чая, головные уборы и многое другое.

Многие столетия аппликация находит самое широкое распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков – гербов. Гербы должны быть хорошо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.

Особенного процветания аппликационные работы достигли в 16 веке в Италии и Испании в церковных одеяниях. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастным сочетанием тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого тонов.

Аппликация прочно вошла в жизнь детских садов и школ; она используется при оформлении интерьеров и наглядных пособий.

Сравнительно недавно родился новый жанр в искусстве, получивший название флоризм. Художники-флористы используют необычный для аппликации материал – засушенные растения, солому, тополиный пух, мох и многое другое.

Виды аппликации:

  • декоративная аппликация, с использованием нетрадиционных методов рисования;
  • флоризм;
  • аппликация из ткани;
  • обрывная аппликация;
  • аппликация из пластилина;
  • аппликация из круп и макарон.

Народное декоративно-прикладное искусство – это неиссякаемый источник радости, творчества, вдохновения.

В своем поиске художественно-эстетических идей я обратилась к лоскутной аппликации. Этот вид декоративного искусства не заслуженно забыт педагогами, между тем он содержит богатейшие возможности для формирования чувства прекрасного у детей дошкольного возраста. В самом названии «Веселый лоскуток» уже заложена мысль о введение ребенка в мир творчества и фантазий.

Изделия из лоскутков сегодня так же популярны, как и много лет назад. Дизайн и изготовление таких изделий – это и полезное, и приятное занятие. Некоторые традиционные узоры изделий уже сотни лет, продолжают свою жизнь и ложатся в основу новых интерпретаций. Эти яркие и радующие глаз и душу изделия эмоционально близки и понятны детям, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей.

Разновидность аппликации из лоскутков, ее отличие от лоскутного шитья в том, что детали не сшиваются и приклеиваются на основу или фон.

Наряду с выполнением индивидуальных работ большое внимание необходимо уделять коллективным работам, общий результат которых всегда богаче по содержанию и красочнее по цветовому решению, чем индивидуально выполненные работы. Наиболее простая и часто применяемая форма коллективных работ состоит в том, что каждый ребенок выполняет порученное ему задание индивидуально, а затем все части объединяются в единую композицию. Другой формой взаимодействия являются составление несколькими подгруппами общей композиции из отдельно выполненных частей. Ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют детей, так как всем предлагается одна тема, общая цель, и дети заинтересованы в общем результате, более того, они – равные исполнители одной работы.

Возможности аппликации из лоскутков неисчерпаемы, в них заложены элементы плоскостного конструирования, основы цветоведения, способствующие формированию художественного вкуса, чувства прекрасного.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Формирование предметной мотивации учащихся класса скрипки средствами ансамблевого музицирования"

   В проекте обоснована необходимость использования ансамблевого музицирования  как формы преподавания:      -сочетающей в себе такие важные виды работы ...

Презентация педагогического проекта " Формирование предметной мотивации учащихся класса скрипки средствами ансамблевого музицирования"(отрывки)

   В проекте обоснована необходимость использования ансамблевого музицирования  как формы преподавания:      -сочетающей в себе такие важные виды работы ...

Педагогический проект : Формирование учебно -познавательных потребностей учащихся в процессе организации интегрированного обучения на уроках географии

laquo;Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые...

Выступление на педагогическом совете «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе»

Выступление по теме " Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе"...

Психолого-педагогический проект с обучающимися 7-11 классов по формированию активной социально-психологической позиции «Нет наркотикам»

Один из подходов в оказании информационно-психологической поддержки современным школьникам по формированию психосоциальной устойчивости к практике употребления наркотических и ПАВ веществ....