Открытый урок. Технология 8 класс. Символика в древних образах. Составление узора для вышивки.
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Данный урок можно использовать как передача своего опыта молодым педагогам, начинающим, а так же умение  поделиться опытом своей работы с другими педагогами. На уроке дети знакомятся с новым материалом, связанным с историей вышивки, а также учатся составлять узоры на основе полученных знаний. В разработке также дан анализ каждого этапа работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_ur.docx55.78 КБ

Предварительный просмотр:

8класс.

 План урока на тему:« Символика в древних образах. Составление узора для вышивки».

Цитата урока: "Не учи безделью, а учи рукоделью". (В.И.Даль)

Цели урока:

Образовательные:

- сформировать у учащихся представление о разнообразие знаков и символов в декоративно - прикладном искусстве;

-познакомить учащихся с духовной культурой прошлого;

- сформировать умения четко организовать свою практическую деятельность.  

- помочь учащимся самостоятельно « прочитать» народные узоры.

Развивающие:

-развивать навыки самостоятельной деятельности  учащихся.

-развивать умение работать в коллективе

-развивать сенсорные и моторные навыки.

-развивать эстетический вкус, творческую и познавательную активность.  

Воспитательные:- формирование исполнительности, трудолюбия.

- воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность  внимания. 

-воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

- воспитание эстетического вкуса.

Ход урока:

 I. Вводно-мотивационный этап.

Действия учителя: Приветствует. Проверяет готовность учащихся к уроку. Сообщает тему и цели урока.

Действия учеников: Отвечают на приветствие. Включаются в учебную деятельность и    внимательно слушают учителя.

II Проверка домашнего задания.

Действия учителя: Проверка домашнего задания.

Действия учеников: Зачитывают название своих команд с комментариями в виде четверостишья.

III Повторение ранее изученного материала.

Действия учителя: 1.Учитель раздаёт карточки с заданиями в виде тестов, где нужно выбрать правильные ответы. 2.Задание на доске, где дети составляют правильные слова и объясняют их значение.

Действия учеников: Учащиеся делятся на 4 команды и будут работать в группах. Отвечают на вопросы в карточках. Затем дети зачитывают домашнее задания, как они назвали свои команды.

IV.Основная часть. Изучение нового материала.

Действия учителя: Перед изучением темы учитель задает вопросы:

1.Что такое вышивка? К какому виду искусства относиться вышивка?

2.Какие виды вышивки вы знаете?

Учитель выдаёт новый материал.

Рассказ сопровождается иллюстрированными слайдами по теме и беседой с детьми.

Действия учеников: Индивидуально отвечают на вопросы, рассуждают

-Вышивка – это вид декоративно- прикладного искусства

-виды вышивок: гладью, крестом, цепочкой, рококо…

Анализ этапа: Учитель сочетает зрительное и слуховое восприятие с помощью лекции, показов слайдов, фронтальной беседы. Материал излагает последовательно от простого  к сложному. Ученики на основе беседы с учителем получают новые знания. С помощью слайдов осуществляется рациональная и эмоциональная способность познания. Приводя историческую справку в форме слайдов, мы вызываем интерес учащихся к предмету, показывая красивые разнообразные виды вышивания, проводим эстетическое воспитание, следуя принципу воспитательного обучения и развитии. Во время урока учитель также использует и внешние мотивы учебной деятельности, нацеливая учащихся перед изучением материала на то, как будут проверены усвоения этих знаний в конце урока. Тем самым, учитель связывает  воедино мотивационный, информационный, контролирующий блоки.  

V. Практическая часть.

Действия учителя: Объясняет задание. Раздает чистые листы и изображения различных предметов, из которых нужно составить узор. Во время урока ходит по классу и контролирует учебный процесс, консультирует, следит за выполнением техники безопасности.

Действия учеников: Внимательно слушают задание.   Обсуждают и выполняют задание.

Анализ этапа: Учитель сочетает теорию и практику, зрительное и слуховое восприятие. Ученики на основе практической работы получают новые знания, которые производятся на основе собственных мыслительных действий. Учитель совмещает учебную и игровую деятельность, тем самым, побуждает учащихся к творчеству. Закрепление знаний осуществляется в результате практической работы. Учащиеся с интересом решают поставленную задачу. Происходит сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Учащиеся, составляя узор в группах, осуществляют связь теории с практикой, которая углубляет знания учеников, повышает интерес к учебе. Ученики вспоминают все виды вышивок, вспоминают, что в старину обозначало каждое изображение на вышивке  и применяют эти знания при выполнении задания. Происходит сочетание игровой и учебной деятельности учащихся. В процессе изготовления эскиза вышивки происходит интенсивное развитие творческих способностей учащихся, развивается мышление, наблюдательность, тем самым, развивается логическое, эмоциональное и чувственное восприятие.

VI. Контроль.                                                                                                                                               

Действия учителя: Предлагает, на основе изготовленных работ самостоятельно оценить каждую группу.

Действия учеников: Следуя полученным указаниям, оценивают работы, анализируя свой ответ.

Анализ этапа: Учитель предлагает самостоятельно оценить получившиеся эскизы вышивки, тем самым, осуществляет контроль степени усвоенных знаний у учащихся.

VII.Подведение итогов.

Действия учителя: Оценивает вместе с учащимися их работы. Обращает внимание учащихся на недочеты (если таковые имеются). Озвучивает домашнее  задание.

Действия учеников: Анализируют свои работы, записывают задание на дом.

Сценарий урока на тему: « Символика в древних образах.Составление узора для вышивки».

I. Вводно-мотивационный этап. 1мин.

Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Начинаем наш урок.

Ученики: Приветствуют учителя.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о символике в древних образах, вспомним историю возникновения вышивки на Руси, а также  составим узоры для вышивки.

1.Проверка домашнего задания:

Учитель: На прошлом уроке я разделила вас на 4 группы.  Каждой группе было дано домашнее  задание, придумать название команде и дать  названию комментарий. Давайте послушаем, что у вас получилось.

Ученики: Встают по 1 ученику от команды и зачитывают:

Ножницы

Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Не бегай с ними по квартире – 
Так можно сделать харакири.
Коль просит кто-то, не зевай,
Вперёд колечками подай.

Игла
Игла в работе весела,
Она тонка и так мала!
Не будешь класть её на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке….
Тебе ж потом воткнётся в пятку!

Утюг

Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня. 
Могу поправить недоделки,
И навести на брюках стрелки.

Нить

Я длинная и тонкая,

И смотана в клубок.

Сбежала от котёнка я

В укромный уголок.

Учитель: Молодцы. С задание все справились, а чтобы мне легче вас было оценивать, я буду выдавать вам фишки за каждый правильный ответ. В конце урока мы подсчитаем ваши фишки, и я поставлю вам оценки в журнал.

II Повторение материала по разделу вышивание 5-7мин. 

Учитель: Прежде, чем перейти к изучению нового материала давайте проверим ваши знания. Перед вами карточки с вопросами, вам необходимо выбрать правильные ответы.

Учитель раздаёт детям карточки-задания. Учащиеся должны выбрать правильный ответ и озвучить его.

Задание-тест.

1. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.

  • а) координатной сетки;
  • б) ксерокса;
  • в) линейки и циркуля.

2. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.

  • а) завязать узелок;
  • б) спрятать нить под стежками;
  • в) закрепить нить в петлю.

3. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.

  • а) карандаш;
  • б) копировальная бумага;
  • в) фломастер;
  • г) ножницы;
  • д) эскиз рисунка.

4. Для вышивания необходимы следующие материалы.

  • а) пяльцы;
  • б) нитки мулине;
  • в) нитки  х/б;
  • г) напёрсток;
  • д) крючок.
  • е) игла

Ученики: Учащиеся должны выбрать правильный ответ и озвучить его.

 Ответы на тест: 1-а, б;  2-б, в;  3-а, б, д;  4-а, б, г. 

Учитель: А теперь посмотрите на доску, вам предстоит выполнить следующее заданиеСоставьте слова, подбирая их половинки из обеих колонок. Начало слова может быть в любой колонке. Найденные слова соединяем стрелками и объясняем его значение.

http://festival.1september.ru/articles/564115/f_clip_image010.jpg

ОТВЕТЫ: пяльцы, вышивка, пасма, канва, мулине, шнурок, орнамент, игла, счетная.

Ученики: Выходят по 1 к доске и проводят стрелку от начала слова ко второй части его. Затем объясняют свой выбор. (пяльцы – инструмент для вышивания; вышивка – вид декоративно-прикладного искусства; пасма - ; мулине – нитки для вышивания; канва – ткань для вышивания крестиком; шнурок – так называется шов в вышивке и элемент обуви; орнамент – рисунок на вышивке, который состоит из повторяющихся элементов; , игла – инструмент для ручных работ; счетная – один из видов вышивки.)

III.Основная часть. Изучение нового материала и повторение ранее изученного.

Учитель:Вышивание - старинный и самый распространённый вид декоративно- прикладного искусства. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью. Материалы,  из которых создавали одежду, разнообразием не отличались, а вышивка всегда давала возможность сделать наряд особенным, не похожим на другие. 
Вышивка - это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины). В разные времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались  разные инструменты для вышивки. Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов, развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов.
В вышиваемых узорах и рисунках нашли отражение представления человека об окружающем его мире, художественные пристрастия и национальное своеобразие.
 Символ — это  иносказательный образ, основанный на  сходстве  предметов и явлений жизни.  Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных изображений. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни.

В своём творчестве народ отразил внутренний мир, восприятие добра и зла, свои мечты. Вначале 19в. создатели ещё помнили смысловое значение украшений, жив был и обряд чтения узоров. Но во второй половине прошлого – начале нашего столетия содержание народных  узоров  стало забываться.

Узоры на протяжении многих веков сохраняют свои исконные черты и уже более ста лет привлекают внимание исследователей.  Сегодня мы попытаемся проникнуть в прошлое раскрыть первоначальный смысл народного узора, исследуя деятельность и мировоззрение создателей орнамента, привлекая данные истории и фольклора. Узор должен защищать от воздействия сверхъестественных сил, энергии злых людей и болезней. Этим объясняется расположение орнаментов на костюмах и в жилище. Вспомните, где чаще всего используется вышивка на одежде?

Ученики. В костюме – передняя часть и низ платья, рукава – места, которые открывают доступ к телу.

Учитель: Чтобы злые силы не навредили человеку, их украшали вышивкой.

 Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, что обозначало продолжение рода, райские птицы, сказочные животные – пожелание счастья и оберег от зла.

 В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце. Солнце для древних людей являлось одним из главных богов – покровителей. По народным представлениям жизнь зависит от сияния солнца, творческая плодородная сила которого заключается в его ярких весенних и летних лучах.

Часто вместе с древом жизни изображали  сидящих на нём или около него птиц. Или птиц стоящих друг против друга, и эти птицы оберегали дом от недобрых сил.

Древо жизни было символом всего живого, а охраняющие его две птицы - это символ добра и семейного счастья. Всё изображение в целом означало жизнь и благополучие. На Руси древом жизни изображали берёзку, ей поклонялись, как священному дереву, ей приносили дары, наряжали и водили вокруг неё хороводы. Девушки плели венки из берёзовых веток и украшали им голову, венок потом в конце праздника дарили суженому. Таким образом девушка давала понять парню, что он ей нравится.

На вышивках мы видим и просто  прямые  линии – это  земля, а волнистая линия – вода. Если земля получает достаточно влаги, следовательно  будет урожай. К ним добавляли изображение  фруктов и овощей, как пожелание хорошего урожая. Искусство вышивки с древнейших времён широко распространено у всех народов нашей страны. Приёмы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших всё ценное. Секреты ручной художественной вышивки сохранялись и передавались в семье от матери к дочери. В наше время эта связь, конечно, потеряна.
Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются четвертым – пятым веками до нашей эры. 
Давайте вспомним, что необходимо для вышивания?

Ученики: Пяльцы, канва или ткань, нитки-мулине, иголки и рисунок.

Учитель: И так, вы сказали, что нужен рисунок.

Практическая работа:Импровизация на тему древних образов в узорах вышивок .

Давайте приступим к практической работе. У вас на столе лежат все необходимые принадлежности. Бумага, набор различных изображений, клей. Ваша задача – составить узор для вышивки. Работать вы будете в группах. Каждая группа составляет свой узор и когда он будет готов, вы расскажите, что вы хотели сказать своим изображение на рисунке.

Ученики: Выслушав указания учителя, с интересом приступают к выполнению практического задания.

Учитель: Ребята, давайте сейчас посмотрим, что у вас получилось.

Ученики: Демонстрируют свои работы и рассказывают, что они хотели рассказать своим изображением.

Учитель: Молодцы. Вы все справились с поставленной задачей, работы получились красивые.  Сейчас посмотрим, какая группа на какую оценки сработала. (подсчитывается количество фишек и озвучиваются оценки) Всем спасибо, урок окончен.

Анализ урока по теме «Символика в древних образах»

1.Общие сведения. Раздел «Творческий проект». Тема урока: «Символика в древних образах».

2.Повторение пройденного материала: Учитель использует карточки-задания в виде тестов, также работу у доски. Материал предыдущих уроков детьми усвоен, дети отвечают уверенно и бойко.

3.Рассмотрение основных этапов урока с позиции принципа динамического баланса:

Основная часть. Изучение нового материала. Учитель сочетает зрительное и слуховое восприятие с помощью лекции, показов слайдов, фронтальной беседы. Материал излагает последовательно от простого к сложному. Ученики на основе беседы с учителем получают новые знания. С помощью слайдов осуществляется рациональная и эмоциональная способность познания. Приводя историческую справку в форме слайдов, мы вызываем интерес учащихся к предмету, показывая красивые разнообразные виды вышивания, проводим эстетическое воспитание, следуя принципу воспитательного обучения и развития. Во время урока учитель использует и внешние мотивы учебной деятельности, нацеливая учащихся перед изучением материала на то, как будут проверены усвоения этих знаний в конце урока. Тем самым учитель связывает  воедино мотивационный, информационный, контролирующий блоки.  

Практическая часть. Учитель сочетает теорию и практику, зрительное и слуховое восприятие. Ученики на основе практической работы получают новые знания, которые производятся на основе собственных мыслительных действий. Учитель совмещает учебную и игровую деятельность, тем самым, побуждает учащихся к творчеству. Закрепление знаний осуществляется в результате практической работы. Учащиеся с интересом решают поставленную задачу. Происходит сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Учащиеся, выполняя работу, осуществляют связь с практикой, которая углубляет знания учеников, повышает интерес к учебе. Ученики вспоминают все символы вышивок, а также что обозначает каждый элемент на вышивке и применяют эти знания при выполнении своей работы. Учащиеся самостоятельно составляют рассказ о вышивке. Происходит сочетание игровой и учебной деятельности учащихся. В процессе выполнения задания происходит интенсивное развитие творческих способностей учащихся, развивается мышление, наблюдательность. Это развивает логическое, эмоциональное и чувственное восприятие у учащихся.      

Контроль. Учитель предлагает самостоятельно оценить получившиеся эскизы  вышивок, тем самым, осуществляет контроль степени усвоенных знаний у учащихся.  

4. Образовательные цели, связанные с формированием предметных знаний:

- закрепить знания учащихся об инструментах, материалах и принадлежностях, необходимых для вышивки;

- изучить взаимосвязь всех элементов на  вышивке и научиться их читать;

- сформировать знания учащихся о принципиальной схеме осуществляющей работы над проектами;

- формировать представления о взаимосвязи технического и художественного конструирования при работе с вышивкой.

- развивать творческие способности учащихся и развитие эстетического вкуса при работе с вышивкой;

- создать на уроках приятную атмосферу путём применения соответствующего стиля поведения.

5. Сравнение содержания урока с учебной литературой: Сравнив содержание урока со школьным учебником, можно сделать вывод, что учитель в правильной последовательности составил содержание урока.

6. Сравнение содержания урока с точки зрения  общедидактических принципов: на уроке присутствовала научность: учитель рассказал лекцию об истории вышивки и символах. Также проявлялась последовательность в проведении урока: ученики повторили пройденный ранее материал, прослушали лекцию учителя, просмотрели на слайдах различные виды вышивок, узнали всё о символике, которая скрыта в древних образах а затем вместе с учителем приступили к закреплению изученного материала– перешли к практической работе, принцип гармоничности: Учитель на данном уроке сочетает зрительное и слуховое восприятие, фронтальной беседы. Материал излагает последовательно от простого к сложному. Ученики на основе беседы с учителем получают новые знания.

7.Методы учебной деятельности: для усвоения новой темы учитель использовал различные методы:

– наглядный: иллюстрации  вышивок  в виде слайдов, а также готовые вышивки.

– словесный: учитель рассказал лекцию учащимся о символики в древних образах на старинных вышивках, познакомил их с обозначениями элементов вышивки и в конце лекции беседовал с учащимися;

– мультимедиа-методы: просмотр слайдов с различными рисунками вышивок.

– метод контроля: учитель контролирует работу учащихся во время выполнения практической работы.

8. Формирование познавательного интереса. Учащиеся внимательно слушали лекцию, с интересом смотрели уже выполненные работы и пытались аккуратно выполнить практическую работу.

9.Работа учащихся. Учащиеся на уроке работали активно. Во время практической работы ученики задавали вопросы учителю. Работы получились интересные и увлекательные рассказы, ученики справились с поставленной задачей.

10.Эффективность обучения. Для достижения положительного результата учитель излагал точные определения и признаки изучаемого материала. Учителем были использованы приемы усиления непроизвольного внимания путем выявления наиболее существенных признаков, необходимых для восприятия и ориентации на их внимание, использование наглядности, организация самостоятельной деятельности учащихся.

11.Вывод: учитель хорошо владел текстом (содержанием урока). Соблюдал последовательность. В начале урока перед учащимися были поставлены одни цели, и в конце урока говорится о них же. Ученики справились с поставленной задачей, с интересом выполняли практическую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках» с использованием ЭОР

Представленный материал нацелен на формирование у учащихся понятия о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Презентацию к разработке можно получить, обратившись к автору....

Конспект урока технологии по теме: "Плетение репсового узла. Выполнение узора "Цветок".

Ознакомление с этим видом рукоделия проводится в 7 классе (6 учебных часов). За этот период учащиеся осваивают азбуку и грамматику макраме. Каждое занятие включает и теоретическую,  и практическу...

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».

Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....

Урок изобразительного искусства 5 класс "Древние образы в орнаментах русской вышивки"

Представлен сценарий  урока для 5 класса по теме "Древние образы в орнаментах русской вышивки".Учащиеся знакомятся с значением вышивки, цветом ....

Открытый урок технологии «Вышивка крестом» в 5 классе

Цель: Сформировать у учащихся знания по русской национальной вышивкеЗадачи:Сформировать у девочек специальные умения и навыки – работу с канвой и пяльцами;Содействовать в ходе урока формированию...

Конспект открытого урока 5 класс: "Рабство в Древнем Риме"

Тема: «Рабство в Древнем Риме»Цели урока:Образовательная: учащиеся должны знать об основных источниках в Древнем Риме; иметь представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме...

Интегрированный открытый урок ИЗО в 5 классе на тему: «Древние образы в современных народных игрушках. Матрешка-космонавт» с использованием ТРИЗ технологии и функциональной грамотности

Многие старинные предметы, вещи входят в наш обиход переформатированными. Как можно туже матрешку обновить и, используя ее уникальную форму, преобразовать в осовремененный более прогрессивный образ. Т...