Русский костюм
статья по технологии (5 класс) на тему

Статья посвящена истории формирования русского костюма северных и южных областей России. Вней раскрываются особенности покроя, пошива и отделки национальной одежды. Материал рассчитан на детей 10-лет. Может быть полезен педагогам прикладного направления и учителям технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_kostyum.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Ораниенбаум»

Статья

 «Русский костюм»

Автор

Романычева Елена Николаевна        

педагог дополнительного образования                        

Санкт-Петербург

2017

Цель: развитие творческих способностей учащихся путём знакомства с русским костюмом.

Задачи: 

 Обучающие:

1. Обучение приёмам изготовления коллажа из ткани.

2. Закрепление полученных знаний и умений.

3. Формирование дизайнерских и технологических знаний при изготовлении коллажа из ткани «русский костюм».

4. Изучение истории развития русского костюма.

Развивающие: 

1. Развитие аккуратности и внимательности.

2. Развитие пространственного воображения, памяти, логического мышления.

3. Расширение кругозора.

Воспитательные: 

1. Воспитание художественного и эстетического вкуса.

2. Воспитание трудолюбия и терпения.

 

Тип занятия: Комбинированное.

Форма организации занятия: Индивидуально-групповая.

Методы и приёмы.

  1. Наглядные: Показ презентации, показ способ действия, демонстрация готовых изделий.
  2. Словесные: Рассказ, беседа, вопросы, поощрения.
  3. Практические: Самостоятельный выбор ткани и изготовление панно.
  4. Репродуктивные: Демонстрация обучающимся полученных знаний и освоенных способов деятельности.

Педагогические технологии:

 1. По подходу к работе – личностно – ориентированная, развивающая.

2. Здоровьесберегающая.

3.  Информационно-коммуникативная.

4. Игровая.

  Принципы:

- последовательность в изучении материала

- доступность

- наглядность

- индивидуальный подход

Методическое обеспечение занятия

Дидактический материал для педагога: Общеобразовательная программа, презентация, тематическая литература, образцы изделий, схема.

Дидактический материал для воспитанников: Образцы, наглядные пособия, тематическая подборка, шаблоны.

Материально- техническое оснащение занятия:

  • Цветные ткани
  • Однотонные ткани
  • Катушки ниток
  • Тесьма
  • Кружево
  • Шаблоны
  • Клей, кисточки
  • Основа для коллажа
  • Карандаши
  • Иглы
  • Ножницы
  • Бусины
  • Пуговицы

План занятия

1.

Организационный момент занятия              

2 мин.

2.

Введение в тему занятия                              

3 мин.

3.

Объяснение темы занятия                            

8 мин.

4.

Практическая (исследовательская)

деятельность детей                                      

10 мин.

5.

Физкультминутка  

2 мин.

6.

Практическая работа

10 мин.

7.

Подведение итогов. Рефлексия

8  мин.

8.

Организационный конец занятия                

2 мин.

Итого:

45 мин.      

Ход занятия

Этапы и задачи

занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемое время

Этап I.

Организационный  момент

Приветствие. Отметить отсутствующих. Инструктаж по правилам поведения. Настрой детей на активную деятельность.

Приветствие, подготовка рабочего места.

2 мин

Этап II.

Введение в тему занятия

Раскрытие темы занятия.

Слайд

Вопросы: 1. Что такое одежда?

2.Что такое костюм?

3.Что вы знаете о русском костюме?

 4. Из каких материалов изготавливался русский народный костюм?

5. Какой главный его элемент?

 

Ответы детей на вопросы:

1.Одежда-это совокупность предметов, покрывающих тело.

 2. Костюм - в переводе отличительная одежда или набор одежды.

 3. Русский костюм-гордость нашего народа, он является частью его истории и культуры.

 4.Лён, хлопок, шерсть.

5. Рубаха, пояс.

3 мин                                                                                                                                                                                                                                                              

Этап III.

Объяснение темы занятия

Рассказ педагога об истории возникновения русского народного костюма, диалог с детьми, вопросы по теме занятия.

1. Как вы себе представляете русский народный костюм?

2.Какой он? 3. Из чего состоит? 4. Чем отличался один костюм от другого?  5. Какой цвет преобладал? 6. Что являлось отделкой украшением? 7. Как одежда делилась по назначению?

Слайды

Участие детей в диалоге.

Ответы детей:

1.Красивым. 3. Рубаха, сарафан, передник. 4.На севере-сарафан с кокошником, на юге-панёва(юбка) с кичкой. 5.Красный. 6. Вышивка, бусы, жемчуг, пуговицы, тесьма, кружево, ленты. 7. По назначению: будничная, нарядная, праздничная, свадебная, траурная.

8 мин

    Этап IV.

Практическая работа

Изготовление коллажа «Русский костюм» Слайды

Инструктаж по ТБ перед работой с иглами и ножницами. Наблюдение за работой, помощь в случае затруднения.

Изготовление коллажа.

10 мин

      Этап V.

Физ. минутка.

Педагог делает вместе с детьми гимнастику для рук и глаз.

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту я вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик.

И теперь он будет спать

До утра как птенчик

Гимнастика для рук и глаз.

Выполнение гимнастики.

2 мин

Этап VI.

Практическая работа

Игра «Волшебный мешочек»

Продолжение практической работы.

Игра: учащиеся по очереди опускают руку в мешок и определяют по ощущениям, что в нём находится.

Продолжение изготовления коллажа. Выполнение детьми практической работы.                

10мин

Этап VII.

Подведение итогов

 Игра «Поле чудес»

Разгадывание кроссворда.

Игра «Поле чудес»

Разгадывание кроссворда.

8 мин

Этап VIII.

Организованный конец занятия

Просмотр готовых изделий.   Контроль за уборкой рабочего места.

Уборка рабочего места.

2 мин

Конспект занятия

П(педагог)

 Д (дети)

Ход занятия

(деятельность педагога и детей)

Время

П:

Этап 1. Организационный момент занятия

(Дети заходят в класс, занимают рабочие места, готовятся к занятию). Проверка присутствующих.

Здравствуйте ребята!

Давайте вспомним правила поведения на занятии: сидеть надо ровно, ноги держать на полу, не качаться на стуле, не толкать друг друга.

2 мин.

П:

Д:

П:

Д:

П:

Этап 2.  Введение в тему занятия Тема занятия «Русский народный костюм»

Как вы думаете:1. Что такое одежда?

Одежда- это совокупность предметов, покрывающих тело, с целью обезопасить себя от воздействия внешней среды (холод, дождь, снег и т.д.)

2. Что такое костюм?

 Костюм - в переводе отличительная одежда или набор одежды.

Какой он может быть?

Мужской, женский, спортивный, театральный, военный и т.д. В понятие костюм входит головной убор, аксессуары, обувь.

 3.Что вы знаете о русском костюме?

Костюм, нес в себе зашифрованную информацию: что за человек, откуда и куда он идет, какому сословию принадлежит, чем занимается. Это поверхностный слой информации. Был еще и глубинный: тайна рождения, тайна бытия. Эти знания передавались из поколения в поколение. Вышивка выполняли роль оберегов от злых духов. Со временем осталась лишь декоративная функция украшений.

Русский народный костюм - это отражение жизни целого народа, все, чем он любовался и восхищался отраженно в одежде.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю. Все эти явления природы и окружающий их мир русский народ изображал и в своей одежде.

4. Из каких материалов изготавливался русский народный костюм? Лён, хлопок, шерсть.

5. Какой главный его элемент? Ответ: рубаха (сорочка, подноска) – древнейший, ведущий элемент русского народного костюма. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. Слово «рубаха» происходит от слова «руб», которое обозначает не только кусок, обрывок ткани, но и служило предметом одежды.

   Пояс носили очень высоко, завязывая сразу под грудью. Распоясанными не ходили даже в избе, женщины не снимали пояс и ночью. Считалось, что получившийся замкнутый круг позволит уберечься от нечистой силы. Пояс позволял сохранить и приумножить жизненную силу, необходимую для продолжения рода.

3 мин.

П:

Д

Этап 3.  Объяснение темы занятия

Демонстрация мультимедиа презентации

Ещё раз напоминаю тему занятия: «Русский народный костюм»»

 Русский костюм восхищает гармоничностью в форме, цвете, в пропорциях. И все это без помощи художников, стилистов, имиджмейкеров. Приятно поражает наличие у всех крестьянок украшений. Раньше костюмы несли смысловую нагрузку - рисунки, узоры, переплетения цветов рассказывали о жизни людей.

Женский русский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием, было преобладание в северном костюме  сарафана, в южном — поневы.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, сарафан, понева, пояс, головной убор.

Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы-павы, кони, ромбы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение. Элементы вышивки несли на себе функцию оберега.

По сравнению с северными рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Почему? – беднее районы из-за разорения. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток.

Цвет в одежде преобладает красный – любимый цвет народа, не только потому, что он яркий и красивый, но и потому, что считался магическим солнечным оберегом. Так же использовались синие, зелёные,

Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее многоцветность, количество вышитых и вытканных узоров, применение шелковых, золотых и серебряных ниток.
    Массивность, как правило, нарастает книзу, что подчеркнуто и обувью - плетеными лаптями с толстыми онучами, большими сапогами в сборку и тяжеловесными котами - туфлями, которые иногда надевались на семь-восемь пар толстых шерстяных чулок.

8 мин.

П:

П,

Этап 4. Практическая деятельность детей

Инструктаж по ТБ  перед работой с тканью и ножницами. Мы сегодня будем делать коллаж «Русский костюм». Технологическая последовательность выполнения разложена на столах.

 Слайды

13 мин.

Этап 5. Физкульминутка

 (Дети повторяют за педагогом движения разминки, направленные на восстановление подвижности и разгрузку опорно-двигательного аппарата, пальчиковой гимнастики)

3 мин.

Этап 6. Игра «Волшебный мешочек».

Мешочек размером 25x15 сшиты из яркой ткани и завязываются яркими ленточками. В них находятся различные предметы: катушки с нитками, шпульки для швейных машин, шпульный колпачок, пуговицы разных видов, сантиметровая лента, линейка, карандаш, молния, крючки платьевые, наперсток. Играющий берет мешочек, развязывает, опускает в него руку и достает предмет. Не вынимая руки, он описывает предмет.

Практическая работа

Приступая к работе, мы должны соблюдать правила техники безопасности.

 (Педагог объясняет и показывает приемы выполнения работы).

Учащиеся продолжают выполнять практическую работу

 (Дети под руководством педагога повторяют приемы работы с тканью, могут работать во взаимодействии, помогая друг другу в выполнении задания).

(Педагог осуществляет постоянный контроль, за ходом работы: обходит рабочие места, делает, при необходимости, подсказки и исправления).

10 мин.

П:

П, Д:

П:

Этап 7. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Мы завершили с вами практическую работу.

Вы все справились заданием, сделали коллаж.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось.

(Выставка выполненных детьми работ). Все молодцы!

Подведение итогов занятия (дети вернулись на свои места)

Игра «Поле чудес»

Разгадывание кроссворда

 Рефлексия.

Что нового вы узнали на занятии? Что вызвало затруднение при работе? Что понравилось?

 (Дети отвечают на вопросы)

5 мин.

П:

Этап 8. Организационный конец занятия

Занятие закончилось.

Приводим в порядок рабочие места.

Спасибо вам, ребята, за совместное творчество!

1 мин.

     Всего:

45 мин.

Список использованной литературы

1.Горяева Н.А.,. Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2003.

2.Шпикалова Т.Я, Сокольникова Н.М и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства рекомендациями / — М.: Мозаика-Синтез, 1997.

Интернет-ресурсы:

http://www.google.ru

http://dob.1september.ru

http://www.museum.ru

 http://fb.ru/article/129337/russkie-sarafanyi-ih-istoriya-i-vidyi

http://www.vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/russkij-narodnyj/

http://fb.ru/article/139420/narodnyie-kostyumyi-rossii-kostyumyi-russkogo-naroda#image390804


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "История русского костюма" и презентация

Конспект урока и презентацию можно использовать на уроках технологии при изучении тем "Конструирование и моделирование швейных изделий" в 5-7 классах.  Представленный материал даёт информацию об ...

Сценарий школьного конкурса "Русский костюм"

Данная разработка - сценарий праздника, который проходил в нашей школе в рамках декады гуманитарного цикла предметов "Русь изначальная"....

Общешкольное мероприятие "Русский костюм"

    В рамках тематической недели "Умелые ручки"  я провела праздник "История русского костюма ". Каркас праздника - утренник в подготовительной группе детского сада - оброс танца...

Презентация "Русский костюм"

Презентация к сценарию праздника....

Сценарий общешкольного мероприятия "Русский костюм"

Мероприятие получилось зрелищным и познавательным. Тщательная подготовка и репетиции не прошли даром. Внимание, активность, дружные апплодисменты зрителей в количестве почти 100 человек - показательна...

История Русского костюма

Материал по истории руского костюма можно использовать как пособие к урокам....