Конспект урока "Виды текстильных волокон. Процесс получения ткани" 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Услугина Анна Валерьевна

Цель: Формирование понятия о процессе получения ткани

Задачи:

·                       Познакомиться с историей развития ткани, с видами текстильных волокон, с процессом получения ткани полотняным переплетением

·                       Научиться определять в ткани направление нити основы и утка

План урока:

1.                     Организационный момент

2.                     Повторение

3.                     Сообщение нового материала

4.                     Практическая работа №1 "Полотняное переплетение"

5.                     Дефекты в ткани

6.                     Лабораторная работа №1 "Изучение свойств нитей основы и утка"

7.                     Лабораторная работа №2 "Распознавание в ткани нитей основы и утка"

8.                     Работа в рабочей тетради

9.                     Закрепление пройденного материала

10.                  Домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_tekstilnyh_volokon.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды текстильных волокон. Процесс получения ткани. 5-й класс

Цель: Формирование понятия о процессе получения ткани

Задачи:

  • Познакомиться с историей развития ткани, с видами текстильных волокон, с процессом получения ткани полотняным переплетением
  • Научиться определять в ткани направление нити основы и утка

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение
  3. Сообщение нового материала
  4. Практическая работа №1 "Полотняное переплетение"
  5. Дефекты в ткани
  6. Лабораторная работа №1 "Изучение свойств нитей основы и утка"
  7. Лабораторная работа №2 "Распознавание в ткани нитей основы и утка"
  8. Работа в рабочей тетради
  9. Закрепление пройденного материала
  10. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение

  • Для изготовления пряжи, ниток, ткани и трикотажа применяют различные волокна. Все волокнистые материалы, из которых производится ткань, подразделяются на группы.
  • Назовите, из каких материалов получают ткани?
  • Какие растения служат сырьем для получения ткани?

3. Сообщение нового материала

Всё о чем мы сейчас говорили, оформлено в виде таблицы. Постепенно мы познакомимся с каждой группой. Все волокна делятся на группы: натуральные и химические.

К натуральным волокнам относятся волокна растительного происхождения (хлопок и лён) и животного происхождения (шерсть и шелк).

Процесс получения ткани очень длительный. Из волокон получают пряжу, из пряжи - нить, из нити - ткань.

Сегодня на уроке мы рассмотрим процесс получения ткани. Этот процесс очень длительный.

Кто-то из вас видел, а какие инструменты и приспособления нужны для получения нити? (прялка и веретено).

Сейчас нити вырабатывают на прядильных фабриках, из относительно коротких волокон непрерывной, ровной нити - пряжи, в которой волокна соединены между собой кручением. Этот процесс называется прядением. Процесс изготовления пряжи производится на специальных машинах. Затем из полученных ниток делают ткань. Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Способ получения ткани на ручном ткацком станке был известен с незапамятных времен.

Первые ткацкие рамы походили на челюсти животного-гиганта: два врытых в землю столба с зубьями, между которыми натягивали нити. Эти нити служили основой ткани. Их называли нити основы. А вторая нить проводилась вручную, заостренной палочкой. Эта нить носила название уточной (утка). До этого дошли ещё в IV тысячелетии до нашей эры. У многих народов существуют мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей, они нашли свое отражение в литературе и искусстве разных времен. В Древнегреческой литературе, например, много упоминаний о ткачестве. Гомер рассказывает в "Одиссее" о верной Пенелопе:

Одиссей, царь острова Итака, герой Троянской войны, возвращался домой после 10 лет. За это время Пенелопе предлагали руку и сердце многочисленные поклонники, но она просила их подождать ответа до тех пор, пока не закончит ткать саван для отца Одиссея. Она прилежно ткала весь день, а ночью распускала всё, что наткала за день. Подкупленные служанки выдали женихам тайну её бесконечной работы. Разгневались поклонники, узнав об этом, но Одиссей вернулся ко времени. Боги отблагодарили верную жену, сделав её покровительницей ткачества.

Ремесло ткача с течением веков требовало, пожалуй, ещё больше выучки, ловкости, неутомимости, чем ремесло поставки пряжи. Ткачи могли рассчитывать только на свои руки. И руки, например, ткачей в Индии способны были создать нечто поразительное. В самом деле, название индийских тканей - "текущая вода", "вечерний туман", "сотканный воздух" - соответствуют тонкости, гладкости, нежности этих материй. Платье, сшитое из такого рода ткани, европейские щеголихи могли продевать сквозь перстень.

Попытки облегчить работу ткачей делались ещё в древности. Ткацкий станок постоянно совершенствовался. В конце 14 века был изобретен первый ткацкий станок - самолет. В России впервые текстильные предприятия были созданы Петром I. При московском текстильном институте существует особый музей. В нем собраны образцы ткацкого ремесла и все то, что к нему имеет отношение. Собранны в музее ткани, возраст которых исчисляется веками.

Ткани на производстве получают путем переплетения нитей. Нити, идущие вдоль ткани, называются нитями основы, а расположенные поперек - нитями утка. С двух сторон ткани по долевой нити получаются неосыпающиеся края - кромки.

Основа на производстве испытывает большое натяжение. Поэтому для основы берется более прочная пряжа. Основа, состоящая из многих параллельно сложенных нитей, наматывается на большую катушку - навой. Сматывая с навоя, нити основы пропускаются через ремизки с отверстиями для нитей. С помощью ремизок одна часть нитей основы поднимается, а другая опускается. В образуемый ромбовидный зев пролетает челнок с поперечной уточной нитью. Уток специальным гребнем - бедром, прибивает к опушке ткани. Вслед за этими ремизками поднимают одни и опускают другие нити основы. Так в процессе переплетения нитей основы и утка производиться ткань, которая навивается на товарный валик.

Основная характеристика ткани зависит от способа переплетения нитей основы и утка. В полотняном переплетении нити основы и утка переплетаются попеременно через одну друг с другом. Основные и уточные нити на поверхности ткани располагаются в шахматном порядке.

4. Практическая работа №1 "Изготовление образца "ткани" полотняного переплетения".

Оборудование: модель ткацкого станка, нити, челнок

Инструктаж. Давайте и мы сегодня попробуем выступить в роли ткачих и получить ткань. Хочу предупредить, что для работы мы взяли более толстую пряжу, чтобы вы смогли увидеть рисунок и результат своего труда. Перед вами условная модель ткацкого станка. Нити основы уже натянуты, и заправлен челнок с уточной нитью. Не забывайте после каждого прохода челнока менять верхние и нижние нити.

При изготовлении ткани случаются дефекты производства:

  • Пороки сырья - плохая очистка сырья;
  • Пороки пряжи и нити - плохая работа прядильной машины;
  • Пороки ткачества - поломка станков, обрыв нитей;
  • Пороки отделки - сбой в работе машин по отделке.

Алгоритм проверки качества ткани:

  • определение лицевой и изнаночной стороны ткани;
  • внимательно просмотреть ткань с лицевой стороны;
  • выявление дефектов ткани;
  • фиксирование дефектов.

5. Лабораторная работа №1 "Изучение отличительных признаков нитей основы и утка и их свойств".

Оборудование: образец хлопчатобумажной ткани с кромкой, лупа, тетрадь.

Инструктаж. В конце работы полученный результат запишите в тетрадь.

Возьмите из образца с кромкой одну нить основы и одну нить утка. Внимательно рассмотрите нити, проверьте на растяжимость нити основы и утка, на звук.

Вывод: нить основы - тонкая, гладкая, ровные по толщине, сильно скрученная, жесткая, прочная, звук звонкий; нить утка - толстая и пушистая, неравномерная по толщине, слабо скрученная, мягкие, пушистые, звук глухой.

6. Лабораторная работа №2 "Определение в ткани направление нитей основы и утка"

Оборудование: образец хлопчатобумажной ткани без кромки, лупа, тетрадь.

Инструктаж. Внимательно рассмотрите образец ткани и определите опытным путем направление нити основы и утка. Укажите направление нити основы. Результат представьте учителю.

Вывод:

  • нити основы проходят параллельно кромки
  • в ткани растяжимость по основной нити меньше, чем по утку
  • при резком растяжении ткани звук более звонкий по направлению основной нити.

Работа в тетради. В рабочей тетради зарисуйте схему ткацкого переплетения (в шахматном порядке).

7. Закрепление пройденного материала

  • Назовите две группы волокон
  • Из чего изготавливают ткань?
  • От чего зависит характеристика ткани?

8. Домашнее задание: принести тетрадь, ткань хлопчатобумажную и льняную

Урок окончен. До свиданья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация текстильных волокон 5 класс

Презентация к  разделу Материаловедение...

Урок и презентация "Классификация текстильных волокон " в 5 классе

Урок  и презентация "Классификация текстильных волокон " в 5 классе способствует формированию знаний учащихся о натуральных волокнах растительного происхождения, этапах получения ткани, вид...

Процесс получения химических волокон.

Развитие промышленности химических волокон находится в прямой зависимости от наличия и доступности основных видов сырья. Древесина, нефть, уголь, природный газ и газы нефтепереработки, являющиеся исхо...

«Классификация текстильных волокон. Получение ткани»

Данный урок технологии  проводится в 5 классе в разделе  «Основы материаловедения по теме «Классификация текстильных волокон. Получение ткани». Урок позволяет сформировать представление учащ...

Классификация текстильных волокон,способы получения швейных материалов

О существовании натуральных и  химических волокон...

Производство текстильных материалов. Классификация текстильных волокон.

Знакомство с волокнами растительного происхождения, с видами ткацкого переплетения. Определение лицевой и изнаночной стороны....

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон. Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения"

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон.  Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения" 5 класс...