Инженерная графика
план-конспект урока по технологии (10 класс) на тему

Леонтьева Ольга Федоровна
Программа ставит цели: 
• 1. Углубление знаний школьников о графических методах, способах, 
правилах отображения, а также применение графических знаний при 
решении задач с творческим содержанием. 
• 2.Развитие мышления школьников, их интеллектуальных и 
творческих 
способностей, 
усвоение 
графического 
языка 
и 
формирование графической компетентности. 
 Знания, умения и навыки, приобретенные в изучении курса инженерной 
графики -  способствуют развитию логического мышления, абстрактного 
видения,  графических навыков и поможет в дальнейшем при обучении в вузах, 
техникумах при изучении общеинженерных и специальных технических 
дисциплин.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

программа «Инженерная графика»

Программа ставит цели:

  • 1. Углубление знаний школьников о графических методах, способах, правилах отображения, а также применение графических знаний при решении задач с творческим содержанием.
  • 2.Развитие мышления школьников, их интеллектуальных и творческих способностей, усвоение графического языка и формирование графической компетентности.

 Знания, умения и навыки, приобретенные в изучении курса инженерной графики -  способствуют развитию логического мышления, абстрактного видения,  графических навыков и поможет в дальнейшем при обучении в вузах, техникумах при изучении общеинженерных и специальных технических дисциплин.

МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65 г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»

(МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»)

Индивидуальная программа «Инженерная графика»

Разработана: Леонтьевой Ольгой Федоровной

Учителем  черчения высшей категории

Пояснительная записка

Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной легкостью прочтения. Именно эти качества графических изображений обуславливают их расширенное использование. Прогнозируется, что около 80% информации в ближайшее время будет иметь графическую форму предъявления. Создание новейших машин и аппаратов, техническое развитие производства, востребованность знаний в вузах и техникумах подводит к необходимости изучения инженерной графики в школах, что обеспечит условия и возможности ориентации социума в обществе.

Реализация принципа культуросообразности содержания общего среднего образования невозможна без ознакомления школьников с огромным пластом графической культуры. Именно «Инженерная графика» представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя как элементы начертательной геометрии, так и техническое черчение.

Большое значение приобретают знания  инженерной графики в рамках национальной доктрины образования России, стратегические цели которой тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждения ее статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий.

Знания, умения и навыки, приобретенные в изучении курса инженерной графики, способствуют развитию логического мышления, абстрактного видения, графических навыков и поможет в дальнейшем при обучении в вузах, техникумах при изучении общеинженерных и специальных технических дисциплин, а также стать одной из преимущественных характеристик при получении работы в других странах мира.

Курс инженерной графики в школе направлен на формирование и развитие графической культуры школьников, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

1. Основой курса инженерной графики является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы освоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознанию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которых процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должно использоваться при изучении всех разделов курса.

2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках инженерной графики учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами инженерной графики у школьников успешно формируется аналитические и созидательные компоненты творческого мышления. Инженерная графика способствует развитию пространственных представлений учащихся.

3. Обучение инженерной графики базируются на принципах политехнизма и связи с жизнью. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей с геометрией, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.

4.При обучении инженерной графики необходимо учитывать индивидуальные особенности (способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно совершенствовать уровень их развития.

5.На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.

Цели:

1. Углубление знаний школьников о графических методах, способах, правилах отображения, а также применение графических знаний при решении задач с творческим содержанием.

2.Развитие мышления школьников, их интеллектуальных и творческих способностей, усвоение графического языка и формирование графической компетентности.

В процессе обучения инженерной графики ставятся задачи:

1. сформировать у школьников знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании, о построении аксонометрических проекций, о построении разверток поверхностей геометрических тел, усеченных проецирующими плоскостями, о выполнении чертежей основных геометрических тел, усеченных премирующими плоскостями;

2.   ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей установленными стандартами ЕСКД;

3.   обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;

4.      развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

5.         обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

6.         привить школьникам культуру графического труда,

Знания, умения и навыки, приобретенные в изучении курса инженерной графики -  способствуют развитию логического мышления, абстрактного видения,  графических навыков и поможет в дальнейшем при обучении в вузах, техникумах при изучении общеинженерных и специальных технических дисциплин.

Согласно действующему в МАОУ «СОШ № 65» учебному плану и с учетом направленности классов,  программа предполагает обучение в объеме 35 учебных часа в год; 1 час в неделю.

Методические рекомендации

Усвоению любой темы должен предшествовать краткий, образно-выразительный исторический экскурс, раскрывающий потребность появления, многовекового совершенствования графических методов и изображений. Кроме этого, необходимо показать, возможно, больший спектр профессий, где рассматриваемые методы используются, сосредоточив внимание на тех, к которым проявляют интерес школьники.

При повторении ортогонального проецирования необходимо формировать у старшеклассников представление о том, что этот метод является универсальным, поскольку позволяет отобразить форму любого объекта трехмерного пространства.

С первых уроков особое внимание следует уделять, формированию умений анализировать форму, выбирать нужное количество изображений, обеспечивающих узнавание формы объектов.

На чтение и выполнение изображений рекомендуется отводить наибольшее количество учебного времени.

В обучении построению аксонометрических изображений следует обращать внимание на выбор того из них, которое в большей степени позволяет выявить форму данного объекта

Изучая сложные разрезы и сечения, надо помнить, что эти понятия являются проекционными.

Помимо обязательных графических работ, на уроках инженерной графики нужно использовать разнообразные графические задачи репродуктивного и творческого характера, в том числе задачи с элементами художественного и технического конструирования.

В процессе обучения следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.), постепенно развивая их интеллект, пространственное мышление, обеспечивая переход на новый, более высокий уровень развития.

Необходимо широко использовать различные учебные пособия (карточки-задания, справочники, плакаты, таблицы) и другие средства обучения.

Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний.

Итоговая работа должна выявлять сформированности пространственных представлений, графических понятий и умений.

Формы контроля

Программа  предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Проверка выполнение чертежей и моделей технических деталей.

За устные ответы, графические работы и решение задач учащимся выставляются отметки по пятибалльной системе. Примерные критерии оценок знаний и умений, учащихся по предмету « Инженерная графика»

Оценка «5» ставится, когда ученик:

•   полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их изображению;

•   твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, при необходимости умело пользуется справочным материалом;

•   интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и аккуратно ведет тетрадь;

•   ошибок в изображении не делает, но допускает не точности при     устном опросе, при чтении чертежа, которые легко исправляет с помощью учителя.

Оценка «4» ставится, когда ученик:

•   полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет и читает с небольшими затруднениями, вследствие недостаточно развитого еще пространственного представления;

•   правила изображения и условные обозначения знает, справочным материалом пользуется систематически, но ориентируется в них с трудом, выполняет обязательные практические и графические работы и сравнительно аккуратно ведет тетрадь;

•    при    чтении    и    выполнении    чертежей    допускает   ошибки второстепенного     порядка,     исправление     которых    требует периодической помощи учителя.

Оценка «3» ставится, когда ученик:

•   основной материал знает не твердо, чертежи читает и выполняет не уверенно, требует постоянной помощи учителя и частичного применения средств наглядности;

•   знает большинство условностей изображения и обозначения, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не всегда своевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

•   в процессе графической деятельности допускает в отдельных

                                   случаях грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, когда ученик:

•   основной программный материал не знает;

•   чертежи читает плохо, не выполняет практические и графические работы, не ведет рабочую тетрадь;

•   систематически допускает грубые ошибки.

В конце учебного года проводится итоговая аттестация, целью которой является проверка сформированности пространственных представлений, пространственного, логического, абстрактного мышления, графической грамотности учащихся.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекса:

А.А.Чекмарев «Инженерная графика» 2004г.

 Б.Г. Миронов, Р.С. Миронова, Д.А. Пяткина, А.А/ Пузиков «Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере» 2004г.

Обязательный минимум графических работ

10 класс

1. Деление окружности на равные части.

2. Сопряжение

3. Лекальные прямые

4. Чертеж детали

5. Чтение   и   выполнение   шестиугольной   призмы,   усеченной плоскостью Р.

6. Чтение  и  выполнение  пятиугольной  пирамиды,  усеченной плоскостью Р.

7. Чтение и выполнение цилиндра, усеченного плоскостью Р.

8. Чтение и выполнение конуса, усеченного плоскостью Р.

9. Аксонометрические     проекции     шестиугольной     призмы, усеченной плоскостью Р.

10. Аксонометрические    проекции    пятиугольной    пирамиды,

усеченной плоскостью Р.

11 .Аксонометрические проекции конуса, усеченного плоскостью

Р.

12.Построение   разверток   шестиугольной   призмы,   усеченной плоскостью Р.

13.Построение  разверток  пятиугольной  пирамиды,  усеченной плоскостью Р.

14.Построение разверток конуса, усеченного плоскостью Р.

11 класс

1.         Чтение     чертежей     геометрических     тел,     усеченных плоскостью Р.

2.         Чтение  и  выполнение чертежей  содержащих взаимное пересечение многогранников.

3.         Чтение  и  выполнение чертежей  содержащих взаимное пересечение многогранника с телом вращения.

4.         Чтение  и  выполнение чертежей  содержащих взаимное пересечение цилиндров.

5.         Чтение  и  выполнение чертежей  содержащих взаимное пересечение усеченных конусов.

6.        Выполнение чертежей моделей полого тела с боковыми
отверстиями.

7.         Построение третьего вида по двум данным с выполнением разреза.

8.         Аксонометрические проекции с выполнением Ра

            9.         Построение третьего вида по двум данным с выполнением

сложного разреза.

10.           Выполнение чертежа детали  с  применением  сложного разреза с выполнением аксонометрии.

 Примечание: Чертежи выполняются на листе формата АЗ.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны иметь представления:

• о форме предметов и геометрических тел, их положении (ориентации) в пространстве.

• о стандартизации и стандартах ЕСКД;

• об информационных возможностях чертежа.

Учащиеся должны знать:

• типы графических изображений;

• метод ортогонального проецирования на одну, две, три плоскости проекций;

• способы построения проекций;

• аксонометрические проекции (изометрическая проекция) и технический рисунок;

• изображения чертежа (виды, разрезы, сечения);

• правила оформления чертежа детали;

•    последовательность    выполнения    чертежа    с    помощью    чертежных инструментов.

Учащиеся должны уметь:

• рационально пользоваться чертежными инструментами;

• выполнять геометрические построения (деление окружности на равные части, сопряжения, лекальные прямые);

• читать и выполнять чертежи основных геометрических тел, усеченных проецирующими лучами;

•    выполнять    развертки    основных    геометрических    тел,    усеченных проецирующими лучами;

• выполнять аксонометрические проекции основных геометрических тел, усеченных проецирующими лучами;

• анализировать форму детали (с натуры и по графическим изображениям);

• читать и выполнять чертежи, содержащие взаимно-пересекающиеся тела;

• выполнять аксонометрические проекции взаимно-пересекающихся тел;

• оформлять чертежи в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД;

• выполнять чертежи, моделей полого тела с боковыми отверстиями.

Должны владеть компетенциями:

• информационно-коммуникативной;

• социально-трудовой;

• познавательно-смысловой;-

• учебно-познавательной;

• профессионально-трудовым выбором;

• личностным саморазвитием.

Учебно-тематический план 10 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Контрольные работы

уроки

практические работы

1

Введение.

1

1

2-3

Деление окружности на 3,4,5,6,7,8,12 частей

2

1

1

4-9

Сопряжение и лекальные прямые

6

3

3

10-11

Образование проекций. Проекции центральные, параллельные.

2

2

12-13

Метод Монжа

2

2

14-16

Точка и прямая. Изображение точки, прямой, плоскостей

3

3

17-19

Основные позиционные задачи

3

3

20-25

Чтение и выполнение чертежей основных геометрических тел, усеченных проецирующими плоскостями

6

2

4

26-29

Приемы построения аксонометрических проекций геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями

4

1

3

30-32

Построение разверток поверхностей геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями

3

1

2

33-34

Итоговая  графическая работа

2

2

35

Анализ итоговой графической работы

1

1

Итого:

35 ч.

20

13

2

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

10 класс

Введение -1 ч.

Графический язык. Развитие графического языка как средства общечеловеческого общения. Роль графического языка в промышленности, науки и высоких технологий.. Типы графических изображений (рисунки, чертежи, аксонометрические проекции и т. д.). Рабочее место конструктора и его оборудование (графические материалы, инструменты, принадлежности, автоматизированные средства). Рациональные приемы работы чертежными инструментами.

Деление окружности на 3,4,5,6,7,8,12частей – 2 ч.

 Приемы деления окружности на 3,4,5,6,7,8,12 частей с помощью циркуля и треугольников и применение этих приемов при выполнении чертежей плоских фигур при изготовлении деталей  применяемых в промышленности.

Сопряжение и лекальные прямые – 6ч.

 Приемы выполнения сопряжения и выполнения лекальных прямых (параболы, гиперболы, эвольвенты, эллипса, спирали Архимеда).  Применение этих приемов при выполнении чертежей плоских фигур. Ознакомление с  применение этих чертежей при изготовлении деталей на производстве.

Образование проекций. Проекции центральные, параллельные – 2ч.

Знакомство с методами графического отображения, информации о трехмерных объектах. Проецирование — метод графического отображения формы. Центральное проецирование. Параллельное (косоугольное, ортогональное) проецирование. Понятие о проекциях. Сравнительный анализ проекции изображений (перспективных, ортогональных, аксонометрических). Умение читать и выполнять проекционные изображения .

Метод Монжа. – 2ч.

Знакомство с метод  прямоугольного проецирования.  Умение читать и выполнять чертежи деталей.

Точка и прямая. Изображение точки, прямой, плоскостей – 3ч.

Знакомство с методами графического отображения, информации о трехмерных объектах, способами построения аксонометрических проекций и выполнять проекционные изображения точки, прямой, плоскости.

Основные позиционные задачи – 3ч.

Применение полученных знаний о методах графического отображения, о способах построения аксонометрических проекций и выполнение проекционные изображений при решении позиционных задач.

Чтение и выполнение чертежей основных геометрических тел, усеченных проецирующими плоскостями – 6 ч.

Понятие о предмете и его форме. Информация о предмете. Разнообразие геометрических форм предметов (простых, сложных). Форма простых геометрических тел. Общие понятия о форме и формообразовании геометрических тел и применение этих знаний при чтении и выполнении чертежей геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

Приемы построения аксонометрических проекций геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями  - 4ч.

Аксонометрические проекции.  Прямоугольные  изометрическая   и диметрическая проекции.

Способы построения аксонометрических проекций геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

Построение разверток поверхностей геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями – 3ч.

Знакомство с применением разверток  деталей в промышленности. Способы построения разверток геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

Итоговая графическая работа – 2ч.

Проверка сформированности пространственных представлений, пространственного, логического, абстрактного мышления, графической грамотности учащихся.

Анализ итоговой графической работы- 1ч.

Календарно-тематический план 10 класс

п/п

Тема урока

Дата

проведения

Примечание

план

факт

1

Введение.

2-3

Деление окружности на 3,4,5,6,7,8,12 частей

4-9

Сопряжение и лекальные прямые

10-11

Образование проекций. Проекции центральные, параллельные.

12-13

Метод Монжа

14-16

Точка и прямая. Изображение точки, прямой, плоскостей

17-19

Основные позиционные задачи

20-25

Чтение и выполнение чертежей основных геометрических тел, усеченных проецирующими плоскостями

26-29

Приемы построения аксонометрических проекций геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями

30-32

Построение разверток поверхностей геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями

33-34

Итоговая графическая работа

35

Анализ итоговой графической работы

Итого:

35 ч.


Учебно-тематическая карта 10 класс

Раздел,

тема урока

Кол-во час

Элементы

содержания

Основные понятия

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид

контроля, измерители

Оборудование, наглядность

1

Введение.

1

Графический язык. Роль графического языка в промышленности, науки и высоких технологий. Типы графических изображений (рисунки, чертежи, аксонометрические проекции и т. д.). Рациональные приемы работы чертежными инструментами.

Знать методы графического отображения информации о трехмерных объектах.

Уметь читать и выполнять проекционные изображения, чертежи художественных и технических изделий.

Беседа, решение познавательных задач при выполнении самостоятельной работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные карточки задания для самостоятельной работы.

2-3

Деление окружности на 3,4,5,6,7,8,12 частей

2

Приемы деления окружности на 3,4,5,6,7,8,12 частей с помощью циркуля и треугольников и применение этих приемов при выполнении чертежей плоских фигур при изготовлении деталей  применяемых в промышленности.

Знать приемы  деление окружности на 3,4,5,6,7,12 частей.

Уметь выполнять чертежи плоских фигур.

Беседа, решение познавательных задач при делении окружности на 3,4,5,6,7,8,12 частей  и выполнении самостоятельной практической работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

карточки с алгоритмом  выполнения задания, карточки задания для самостоятельной практической работы.

4-9

Сопряжение и лекальные прямые

6

Приемы выполнения сопряжения и выполнения лекальных прямых (параболы, гиперболы, эвольвенты, эллипса, спирали Архимеда).  Применение этих приемов при выполнении чертежей плоских фигур. Ознакомление с  применение этих чертежей при изготовлении деталей на производстве.

Знать приемы выполнения сопряжения и лекальных прямых.

Уметь выполнять сопряжение и лекальные прямые при выполнении чертежей деталей.

Беседа, решение познавательных задач при  выполнении сопряжения и лекальных прямых (параболы, гиперболы, эвольвенты, эллипса, спирали Архимеда) и выполнении самостоятельной практической работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

карточки с алгоритмом  выполнения задания, карточки задания для самостоятельной практической работы.

10-11

Образование проекций. Проекции центральные, параллельные.

2

Знакомство с методами графического отображения, информации о трехмерных объектах. Проецирование — метод графического отображения формы. Центральное проецирование. Параллельное (косоугольное, ортогональное) проецирование. Понятие о проекциях. Сравнительный анализ проекции изображений (перспективных, ортогональных, аксонометрических).  Читать и выполнять проекционные изображения .

Знать методы графического отображения  предмета в трехмерном изображении центральное проецирование, параллельное (косоугольное, ортогональное) проецирование. Понятие о проекциях. Сравнительный анализ проекции изображений (перспективных, ортогональных, аксонометрических).

Уметь читать и выполнять проекционные изображения.

Беседа, решение познавательных задач проецирования при выполнении самостоятельной работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

карточки с алгоритмом  выполнения задания, карточки задания для самостоятельной практической работы.

12-13

Метод Монжа

2

Знакомство с метод  прямоугольного проецирования.   Читать и выполнять чертежи деталей.

Знать метод прямоугольного проецирования.

Уметь читать и выполнять проекционные изображения.

Беседа, решение познавательных задач прямоугольногопроецирования при выполнении самостоятельной работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

карточки с алгоритмом  выполнения задания, карточки задания для самостоятельной практической работы.

14-16

Точка и прямая. Изображение точки, прямой, плоскостей

3

Знакомство с методами графического отображения, информации о трехмерных объектах, способами построения аксонометрических проекций и выполнять проекционные изображения точки, прямой, плоскости.

Знать методы графического отображения  точки, прямой, плоскостей в трехмерном изображении. Способы построения аксонометрических проекций точки, прямой, плоскостей

Уметь читать и выполнять проекционные изображения.

Беседа, решение познавательных задач прямоугольногопроецирования при выполнении самостоятельной работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

карточки с алгоритмом  выполнения задания, карточки задания для самостоятельной практической работы.

17-19

Основные позиционные задачи

3

Применение полученных знаний о методах графического отображения, о способах построения аксонометрических проекций и выполнение проекционные изображений при решении позиционных задач.

Знать методы графического отображения  квадрата, треугольника, пятиугольника, шестиугольника и окружности в трехмерном изображении. Способы построения аксонометрических проекций квадрата, треугольника, пятиугольника, шестиугольника и окружности

Уметь читать и выполнять проекционные изображения при решении позиционных задач.

Беседа, решение познавательных задач прямоугольногопроецирования при выполнении самостоятельной работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

карточки с алгоритмом  выполнения задания, карточки задания для самостоятельной практической работы.

20-25

Чтение и выполнение чертежей основных геометрических тел, усеченных проецирующими плоскостями

6

Понятие о предмете и его форме. Информация о предмете. Разнообразие геометрических форм предметов (простых, сложных). Форма простых геометрических тел. Общие понятия о форме и формообразовании геометрических тел и применение этих знаний при чтении и выполнении чертежей геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

Знать Понятие о предмете и его форме. Общие понятия о форме и формообразовании геометрических тел.

Уметь применять этих знания при чтении и выполнении чертежей геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

Беседа, решение познавательных задач при  чтение и выполнении чертежей основных геометрических тел, усеченных проецирующими плоскостями и выполнении самостоятельной практической работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

карточки с алгоритмом  выполнения задания, карточки задания для самостоятельной практической работы.

26-29

Приемы построения аксонометрических проекций геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями

4

Аксонометрические проекции.  Прямоугольные  изометрическая   и диметрическая проекции.

Способы построения аксонометрических проекций геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

Знать Аксонометрические проекции.

Способы построения аксонометрических проекций геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

Уметь выполнять

аксонометрические проекции геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

Беседа, решение познавательных задач при построении аксонометрических проекций геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями и выполнении самостоятельной практической работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

карточки с алгоритмом  выполнения задания, карточки задания для самостоятельной практической работы.

30-32

Построение разверток поверхностей геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями

3

Знакомство с применением разверток  деталей в промышленности. Способы построения разверток геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

Знать о применении разверток  деталей в промышленности. Способы построения разверток геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

Уметь выполнять развертки геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями.

Беседа, решение познавательных задач при построении разверток поверхностей геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями и выполнении самостоятельной практической работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

 карточки задания для самостоятельной практической работы.

33-34

35

Итоговая графическая работа

Анализ итоговой графической работы

2

Проверка сформированности пространственных представлений, пространственного, логического, абстрактного мышления, графической грамотности учащихся.

Знать Понятие о предмете и его форме. Общие понятия о форме и формообразовании геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями. Способы построения аксонометрических проекций геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

Уметь применять этих знания при чтении и выполнении чертежей геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы. Выполнять

аксонометрические проекции геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

 Решение познавательных задач прямоугольногопроецирования  и аксонометрии при выполнении итоговой графической  работы.

индивидуальные

 карточки задания для  итоговой графической работы.


Учебно-тематический план 11 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

Контрольные работы

уроки

практические работы

1

Повторение и обобщение, полученных знаний в 10 классе

1

1

2-7

Выполнение чертежей, моделей полого тела с боковыми отверстиями

6

2

4

8-15

Чтение и выполнение чертежей содержащих взаимно-пересекающие тела

8

2

6

16-19

Построение по двум изображениям детали третьего вида

4

2

2

20-22

По наглядному изображению выполнение трех видов

3

1

2

23-26

Приемы построения аксонометрических проекций

4

1

3

27-31

Построение по двум изображениям детали третьего вида с выполнением сложного разреза

5

1

4

32-34

Итоговая графическая  работа

3

3

Итого

34

10

21

3

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

11 класс

Повторение и обобщение, полученных знаний в 10 классе – 1ч.

Графический язык. Роль графического языка в промышленности, науки и высоких технологий. Типы графических изображений (рисунки, чертежи, аксонометрические проекции и т. д.). Применение полученных знаний о методах графического отображения, о способах построения аксонометрических проекций и выполнение проекционные изображений при решении позиционных задач.

Выполнение чертежей, моделей полого тела с боковыми отверстиями – 6 ч.

Общие понятия  о форме и формообразовании геометрических тел и применение полученных знаний о методах графического отображения, о способах построения аксонометрических проекций и выполнение проекционные изображений   при чтении и выполнении чертежей моделей полого тела с боковыми отверстиями.

Чтение и выполнение чертежей содержащих взаимно-пересекающие тела – 8ч.

Общие понятия о форме и формообразовании геометрических тел. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Применение этих знаний при чтении и выполнении чертежей  содержащих взаимно пересекающиеся тела на основе анализа формы.

Построение по двум изображениям детали третьего вида – 4 ч.

Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.

По наглядному изображению выполнение трех видов – 3ч.

Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.

Приемы построения аксонометрических проекций – 4 ч.

Аксонометрические проекции.  Прямоугольные:  изометрическая   и диметрическая проекции. Общие понятия о форме и формообразовании геометрических тел и применение этих знаний при чтении и выполнении  аксонометрических проекций  содержащих взаимно пересекающиеся тела на основе анализа формы. Способы построения аксонометрических проекций геометрических тел   содержащих взаимно пересекающиеся тела на основе анализа формы.

Построение по двум изображениям детали третьего вида с выполнением сложного разреза – 5 ч.

Понятие о разрезах. Простые и сложные разрезы. Знакомство с классификацией разрезов, формирование навыка построения целесообразных разрезов. Правила выполнения и обозначения разрезов (фронтальных, горизонтальных, профильных, ломаных, ступенчатых). Применение знаний основы проецирования, понятия расположения видов и применение сложных разрезов на основе анализа формы детали.

Итоговая  графическая работа – 3 ч.

Проверка сформированности пространственных представлений, пространственного, логического, абстрактного мышления, графической грамотности учащихся.

Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Дата

проведения

Примечание

план

факт

1

Повторение и обобщение, полученных знаний в 10 классе

2-7

Выполнение чертежей, моделей полого тела с боковыми отверстиями

8-15

Чтение и выполнение чертежей содержащих взаимно-пересекающие тела

16-19

Построение по двум изображениям детали третьего вида

20-22

По наглядному изображению выполнение трех видов

23-26

Приемы построения аксонометрических проекций

27-31

Построение по двум изображениям детали третьего вида с выполнением сложного разреза

32-35

Итоговая графическая  работа

Итого

35 ч.

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы (основной)

 А.А.Чекмарев «Инженерная графика» 2004г.

 Б.Г. Миронов, Р.С. Миронова, Д.А. Пяткина, А.А/ Пузиков «Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере» 2004г.

Список литературы (дополнительный)

 Л.Г.Нартова «Начертательная геометрия» 2005г.

 В.О.Гордон, М.А. Семенцев-Агиевский «Курс начертательной геометрии» 2004г.

А.Ф. Кириллов, М.С. Соколовский «Черчение и рисование» 2004г.

А.С. Пугачев, Л.П. Никольский «Техническое рисование» 2006г.


Учебно-тематическая карта 11 класс

Раздел,

тема урока

Кол-во час

Элементы

содержания

Основные понятия

Требования к уровню

подготовки учащихся

Вид

контроля, измерители

Оборудование, наглядность

1

Повторение и обобщение, полученных знаний в 10 классе

1

Графический язык. Роль графического языка в промышленности, науки и высоких технологий. Типы графических изображений (рисунки, чертежи, аксонометрические проекции и т. д.). Применение полученных знаний о методах графического отображения, о способах построения аксонометрических проекций и выполнение проекционные изображений при решении позиционных задач.

Знать методы графического отображения информации о трехмерных объектах.

Уметь читать и выполнять проекционные изображения, чертежи художественных и технических изделий.

Беседа, решение познавательных задач при выполнении самостоятельной работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные карточки задания для самостоятельной работы.

2-7

Выполнение чертежей, моделей полого тела с боковыми отверстиями .

6

Общие понятия  о форме и формообразовании геометрических тел и применение полученных знаний о методах графического отображения, о способах построения аксонометрических проекций и выполнение проекционные изображений   при чтении и выполнении чертежей моделей полого тела с боковыми отверстиями.

Знать понятие о предмете и его форме. Общие понятия о форме и формообразовании геометрических тел. О способах построения аксонометрических проекций.

Уметь выполнять, чертежи и аксонометрические  проекции моделей полого тело с боковыми отверстиями.

Беседа, решение познавательных задач при  чтение и выполнении чертежей и аксонометрических  проекций моделей полого тело с боковыми отверстиями в самостоятельной практической работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

карточки с алгоритмом  выполнения задания, карточки задания для самостоятельной практической работы.

8-15

Чтение и выполнение чертежей содержащих взаимно-пересекающие тела

8

Общие понятия о форме и формообразовании геометрических тел. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Применение этих знаний при чтении и выполнении чертежей  содержащих взаимно пересекающиеся тела на основе анализа формы.

Знать понятие о предмете и его форме. Общие понятия о форме и формообразовании взаимно пересекающихся геометрических тел.

Уметь применять этих знания при чтении и выполнении чертежей взаимно пересекающихся геометрических тел на основе анализа формы.

Беседа, решение познавательных задач при  чтение и выполнении чертежей взаимно пересекающихся геометрических тел  в выполнении самостоятельной практической работы

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

карточки с алгоритмом  выполнения задания, карточки задания для самостоятельной практической работы.

16-22

Построение по двум изображениям детали третьего вида

7

Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.

Знать понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Основы проецирования, понятия расположения видов.

Уметь применять основы проецирования, определять необходимое и достаточное количество видов, правильно определять  главный вид  и масштаб изображения.

Беседа, решение познавательных задач проецирования при выполнении самостоятельной работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

карточки с алгоритмом  выполнения задания, карточки задания для самостоятельной практической работы.

23-26

Приемы построения аксонометрических проекций

4

Аксонометрические проекции.  Прямоугольные:  изометрическая   и диметрическая проекции. Общие понятия о форме и формообразовании геометрических тел и применение этих знаний при чтении и выполнении  аксонометрических проекций  содержащих взаимно пересекающиеся тела на основе анализа формы. Способы построения аксонометрических проекций геометрических тел   содержащих взаимно пересекающиеся тела на основе анализа формы.

Знать аксонометрические проекции.

Способы построения аксонометрических проекций геометрических тел содержащих взаимное пересечение на основе анализа формы.

Уметь выполнять

аксонометрические проекции геометрических тел содержащих взаимное пересечение на основе анализа формы.

Беседа, решение познавательных задач при построении аксонометрических проекций геометрических тел содержащих взаимное пересечение и выполнении самостоятельной практической работы

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

карточки с алгоритмом  выполнения задания, карточки задания для самостоятельной практической работы.

27-31

Построение по двум изображениям детали третьего вида с выполнением сложного разреза

5

Понятие о разрезах. Простые и сложные разрезы. Знакомство с классификацией разрезов, формирование навыка построения целесообразных разрезов. Правила выполнения и обозначения разрезов (фронтальных, горизонтальных, профильных, ломаных, ступенчатых). Применение знаний основы проецирования, понятия расположения видов и применение сложных разрезов на основе анализа формы детали.

Знать понятие о разрезах. Простые и сложные разрезы. Знакомство с классификацией разрезов, формирование навыка построения целесообразных разрезов. Правила выполнения и обозначения разрезов (фронтальных, горизонтальных, профильных, ломаных, ступенчатых).

Уметь читать и выполнять основы проецирования,  расположения видов и применение сложных разрезов на основе анализа формы детали.

 

Беседа, решение познавательных задач прямоугольногопроецирования выполнения и обозначения разрезов (фронтальных, горизонтальных, профильных, ломаных, ступенчатых).

при выполнении самостоятельной работы.

Таблицы, детали, чертежные инструменты

индивидуальные

карточки с алгоритмом  выполнения задания, карточки задания для самостоятельной практической работы.

32-34

35

Итоговая графическая работа

Анализ итоговой графической работы

3

Проверка сформированности пространственных представлений, пространственного, логического, абстрактного мышления, графической грамотности учащихся.

Знать Понятие о предмете и его форме. Общие понятия о форме и формообразовании геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями. Способы построения аксонометрических проекций геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

Уметь применять этих знания при чтении и выполнении чертежей геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы. Выполнять

аксонометрические проекции геометрических тел усеченных проецирующими плоскостями на основе анализа формы.

Решение познавательных задач прямоугольногопроецирования  и аксонометрии при выполнении итоговой графической  работы.

индивидуальные

 карточки задания для  итоговой графической работы.


Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы (основной)

 А.А.Чекмарев «Инженерная графика» 2004г.

 Б.Г. Миронов, Р.С. Миронова, Д.А. Пяткина, А.А/ Пузиков «Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере» 2004г.

Список литературы (дополнительный)

 Л.Г.Нартова «Начертательная геометрия» 2005г.

 В.О.Гордон, М.А. Семенцев-Агиевский «Курс начертательной геометрии» 2004г.

А.Ф. Кириллов, М.С. Соколовский «Черчение и рисование» 2004г.

А.С. Пугачев, Л.П. Никольский «Техническое рисование» 2006г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по Инженерной графике

   Паспорт программы учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / направле...

урок по инженерной графике

Урок Инженерной графике по теме "Сечение геометрических тел плоскостью...

Учебно-методический материал. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Введение в инженерную графику"

Особенность курса «Черчение» в средней общеобразовательной школе на данный момент по новой программе для 9 классов – его чрезмерная сжатость, всего  один час  ...

Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»

В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...

Инженерная графика. Тесты «Основы инженерной графики».

Учебная дисциплина: «Основы инженерной графики»   150709. 02     Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...

Инженерная графика. Критерии оценки заданий и графических операций по дисциплине «Основы инженерной графики».

Приложение2 Критерии оценки  заданий и графических операций расчетно-графических работ по дисциплине «Основы инженерной графики» Пособие. Методические рекомендации для обучающ...

Инженерная графика. Программа самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы инженерной графики».

Программа самостоятельной  работы обучающихся  по дисциплине    «Основы инженерной графики» Пособие. Методические рекомендации для обучающихся по организации самост...