Открытое интегрированное мероприятие на тему «Русский народный костюм».
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Полуянова Ирина Владимировна

 

Цель: Познакомить детей с русской одеждой, с народными традициями в одежде и быте русского человека, научить обучающихся изготавливать куклу-оберег “Кувадка”.

 

Задачи:

Обучающие: обобщить и конкретизировать знания детей о русском костюме.

Развивающие: развивать творческие способности, мышление, эстетический вкус, звуковое восприятие русской музыки, прибауток, приговорок. Визуальное восприятие русского танца, русской одежды, вовлечение детей в воспроизведение речевого текста, танцев, прослушивание музыкальных произведений, овладение практическими навыками изготовления куклы.

Воспитывающие: воспитывать патриотизм, уважительное отношение к традициям предков, культуру общения и поведения на сцене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _russkiy_narodnyy_kostyum.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое интегрированное мероприятие

на тему «Русский народный костюм».

                                                                         Разработали и провели

                                                                         учителя музыки и технологии

                                                                         МБОУ «Краснопоймовская СОШ»

                                                                         Лебедева Ксения Алексеевна и  

                                                                         Полуянова Ирина Владимировна.

Открытое мероприятие на тему "Русский народный костюм".

Цель: Познакомить детей с русской одеждой, с народными традициями в одежде и быте русского человека, научить обучающихся изготавливать куклу-оберег “Кувадка”.

Задачи:

Обучающие: обобщить и конкретизировать знания детей о русском костюме.

Развивающие: развивать творческие способности, мышление, эстетический вкус, звуковое восприятие русской музыки, прибауток, приговорок. Визуальное восприятие русского танца, русской одежды, вовлечение детей в воспроизведение речевого текста, танцев, прослушивание музыкальных произведений, овладение практическими навыками изготовления куклы.

Воспитывающие: воспитывать патриотизм, уважительное отношение к традициям предков, культуру общения и поведения на сцене.

Техническое оснащение:

Сцена в актовом зале, компьютер, проектор, рабочий стол.

Оборудование: костюмы в русском стиле, костюм Петрушки, шкатулка, сундук с русской народной одеждой, платок с цветком, 2 пары белых рукавичек, презентация «Русский народный костюм», ножницы, нити, лоскуты ткани.

Ход занятия.

Дети танцуют плясовую под песню Пелагеи «Казак». В конце танца к ним присоединяются учителя. Берясь за руки, делают круг по сцене и провожают детей в зал.

Учитель музыки: Здравствуйте, детишки:

                                 Девчонки и мальчишки!

Учитель технологии: Спасибо, что мимо не прошли,

                                        К нам в гости зашли.

Учитель музыки:  Проходите, не стесняйтесь,

                                  Поудобнее располагайтесь!

Учитель технологии: Сегодня мы с вами поговорим о национальной русской одежде, узнаем, как же одевались наши далекие предки прапрабабушки и прапрадедушки.

Учитель музыки: Но вы спросите, наверняка - «а зачем нам это нужно?», и я вам отвечу: а затем нам нужно знать о прошлом, чтобы быть лучше, чтобы передавать традиции и все самое прекрасное, что нам досталось от тех, кто жил до нас, чтобы мы всегда знали, кто мы и откуда.

Звучит музыка  «Выйду на улицу».

Появляется Петрушка под музыку скомороха.

Учитель технологии: Что за шум?

Петрушка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте,
                    Веселья вам да радости!
                    Давно мы вас ждём-поджидаем,
                    Праздник без вас не начинаем.

Учитель музыки: Конечно же, ребята, Петрушка – главный герой всех  представлений на Руси. Петрушка, ты существуешь уже не одну сотню лет, ты можешь объяснить ребятам, зачем нам всем знать о старинной одежде, разве она нам сейчас нужна?

Петрушка: Я что-то расскажу и покажу, и ребята сами поймут, зачем им необходимо это знать.

Звучит «Рассвет на Москве – реке» Мусоргского.

Учитель технологии: Петрушка, откуда слышится красивая музыка?

Петрушка: Из шкатулки.

Учитель музыки: Нам  интересно узнать, что там?

Из «шкатулки» появляются дети в русских народных костюмах –  Ваня и Маня.

Петрушка: Это  Ваня и Маня.

Учитель технологии: Посмотрите, ребята, какие они нарядные. Кто может сказать, во что одеты наши герои?

Ответы детей: В русские костюмы.

Учитель музыки: Ваня и Маня одеты в  русские народные костюмы. А чтобы больше узнать о костюмах и о быте русского народа, Ваня и Маня нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь.

Включается колокольный звон.

Маня: Слава нашей стороне!

             Слава нашей старине!

Ваня: Колесо истории мы повернём

            И рассказывать  начнём,

Петрушка: Чтобы люди знать могли

                     О делах родной земли!

Русский народный танец.

Учитель технологии: Наши танцоры показали нам русский танец. Понравился он вам? Девочки танцевали в русских костюмах. Давайте узнаем о них подробнее.

Слайд № 1.

Учитель музыки: Ребята, перед вами русский народный костюм. Посмотрите, какой он красивый.

Учитель технологии: Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. Для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!

Учитель музыки: Сколько интересного может рассказать содержимое сундука! Давайте, заглянем в него и узнаем, что же в нём есть?

Открываем сундук.

Слайд № 2.

Учитель технологии: В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.

Слайд № 3.

Учитель музыки: Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки).

Слайд № 4.

Учитель технологии: А причёски? (коса или распущенные волосы).

Слайд № 5.

Учитель музыки: Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники, шамшуры – головной убор с платком).

Кокошники формы были разной: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие.

Слайд № 6.

Учитель технологии: А сейчас узнаем, из какой ткани шили одежду?

Одежду шили изо льна.

Чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити льна спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).

Какие же наряды шили из льняной ткани?

Слайд № 7.

Учитель музыки: В древней Руси главной одеждой была рубаха.

Рубаху шили из белого полотна, сначала она была длинная, до пят, потом её укоротили. Украшали вышивкой прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных. Знаки эти называются – обереги. Древние люди верили в чудодейственную силу этих знаков и считали, что они предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье.

Слайд № 8.

Учитель технологии: Позже основными частями женского костюма стали рубаха, сарафан.

Слайд № 9.

Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный цвет означает тепло, праздник.  В красном цвете русские видели много значений. Девушки в весенние праздники встречи весны надевали красные сарафаны. Красный цвет входил в костюмы невест. Со времён Древней Руси слово “красный” означает: красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный. В русском фольклоре мы встречаем выражения: весна красна, красна девица, красна красота (о красоте девушки). Красный цвет был связан с цветом зари, огня, с жизнью, ростом, солнцем-миром. Желтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.

Вся одежда была украшена вышивкой.

Чем вышивали? (стеклярусом, мехом, цветными нитками).

Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми).

Слайд № 10.

Учитель музыки: Другой комплект одежды состоял из рубахи, понёвы, передника.

Что такоё понёва?

Понёва – одежда типа юбки. Её одевала женщина после замужества.

Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной  ткани.

Поверх поневы надевали передник. Его густо украшали вышивкой, функция передника – защита от загрязнения.

Слайд № 11.

Учитель технологии: Посмотрите, какая одежда была у мужчин: косоворотка, порты, онучи, лапти.

Косоворотка – длинная рубаха с длинными и широкими рукавами. Не закатав рукава, работать, было невозможно, поэтому мудрые древние люди придумали выражение «работать спустя рукава» то есть плохо.

Вниз костюма одевали брюки. Они назывались порты.

На ноги наматывали онучи и обували лапти.

Всю одежду подпоясывали опояском. У богатых опояски были широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкие.

Учитель музыки: Много интересного узнали? Молодцы, хорошо поработали. А теперь мы отдохнём.

Давайте поиграем с вами в игру «Собери костюм».

Приглашаются 4 участника. Из имеющихся вещей и аксессуаров дети должны подобрать правильные предметы одежды в русском стиле.

Петрушка: Ох, какие молодцы!

                     Парни наши удальцы.

Маня: И девчата всем под стать,

             Им не стали  уступать!

Ваня: Почему всё изменилось?

            Почему всё заискрилось?

             Засмеялось и запело,

             Ну, скажите, в чём тут дело?

Петрушка: Это так легко понять: гости к нам спешат опять!

Выходят гости (три пары мальчик - девочка)

Девочка 1: Здравствуйте, детушки милые,

                    Соколики пригожие, да какие все хорошие:

                     Губки – ягодки, глазки – пуговки,

                     Щечки – аленьки, все кудрявеньки.

                     Проходите, проходите мою избу посмотрите.

                     Проходите, не стесняйтесь, да удобнее располагайтесь.

                     Ой, я ходила на базар, принесла домой товар.

                     Родной матушке – платок по серёдочке цветок.

Показывает платок.

Девочка 2: Примеряет платок.

Ой, платок узором вышит! 

Дружок, купишь мне такой?

Мальчик отвернулся, задрав голову, с пренебрежением смотрит в другую сторону.

Девочка 2: Притворился, что не слышит,

                     Притворился, что глухой!

Девочка 1: Сестрицам - лебедицам - да по белым рукавицам.

Показывает рукавицы.

Девочки 2 и 3: Примеряют рукавицы.

Девочка 3: Вот обнова – то обнова,

                     До чего же хороша!

                     Как надену рукавички,

                     Вмиг найду я жениха!

Учитель музыки: Ах, девчонки – загляденье, все любуются на вас!

                                 Что ж, начнём сейчас веселье, будет весело у нас!

Петрушка: На Руси уж так идёт,

                     Что талантливый народ:

                      Сам себе и швец и жнец

                      И на дудочке игрец.

Маня: Солнышко ясное, птиц хоровод,

            Травушка-муравушка гулять всех зовёт.

Ваня: На лужок, на простор, на широкий наш двор.

Дети исполняют русскую народную песню.

Учитель музыки: И напелись, наплясались, от души все наигрались.

                                  Вы присядьте все за стол,

                                  Мы продолжим разговор.

Дети рассаживаются за стол, на котором все приготовлено для изготовления куклы Кувадки.

Учитель технологии: Сейчас непростые времена, и непростые силы нужны для того, чтобы, несмотря на все события, происходящие в мире, оставаться добрым, отзывчивым, жизнерадостным и любящим человеком. Говорят, то добро, которое ты делаешь миру и людям, вернется к тебе в троекратном размере. Если чувствуешь в себе силы помогать другим – сделай это. Просто так, не ожидая благодарности. Просто для того, чтобы на одну улыбку в мире стало больше.

Помочь человеку и поддержать его можно по-разному. Кто как умеет. Можно словами, можно делами.

Мне  же хочется подарить нашим гостям и вам, ребята тряпичную куклу.

Показать готовую куклу Кувадку.

Слайд № 12.

Такую, какой ее помнят еще наши прапрабабушки, сделанную из тряпочек без иголки и ножниц, теплую и уютную. Называется она – Кувадка.  Эта куколка надежный оберег, маленькая подружка, которая выслушает вас, приютившись на ладошке, и безмолвно поддержит.

Уважаемые гости,  я приглашаю вас присоединиться к нашему столу.

Гости присаживаются за стол.

Учитель технологии: С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Кувадка - это и игрушка и оберег в одном лице для ребёнка. Раньше, когда женщины рожали дома в бане, существовал интересный обычай. Чтобы зло не вселилось в ребёнка, мужчина в предбаннике имитировал роды, сидя на лукошке с яйцами, и кричал, что было сил. А чтобы обманутые злые духи не вернулись назад к роженице, ему подкладывали Кувадку. Таким образом, всё зло, что ждало и караулило дитя, вселялось в куклу. Когда ребёнок рождался, такую куколку сжигали.

Теперь такой обряд уже не проводится, но куколку традиционно делают перед родами, только уже не сжигают, а оставляют в кроватке. Обыкновенно делается несколько таких куколок, они связываются между собой и вешаются в кроватку к ребёночку. Яркие и нарядные, они привлекают ребёнка, и, подрастая, он начинает с ними играть. К тому же они являются дополнительным оберегом места ребёнка.

Ну, что ж, начнем!

Слайд № 13.

Для работы нам понадобятся 2 кусочка ткани: один побольше 18-20 см., другой 7-8 см., нить любого цвета. Ткань необязательно должна быть ровно отрезана. Раньше ножницы не использовали совсем, а ткань рвали руками. Сейчас для облегчения работы мы используем ножницы.

Слайд № 14, 15.

Итак, возьмем большой кусочек ткани и сложим его пополам, получившийся прямоугольник сложим еще раз, и еще.

Слайд № 16.

Далее сворачиваем полученный прямоугольник пополам.

Слайд № 17.

На 1/3 от сгиба перевязываем ниткой - это будет голова нашей куклы.

Слайд № 18.

Далее берем кусочек ткани поменьше и скручиваем также как большой - это будут руки нашей куклы.

Слайд № 19.

Вставляем скрученные руки в туловище куколки под голову и перевязываем талию куклы. Нитку перевязываем так, чтобы получился крест на груди.

Слайд № 20.

Затем края рук перевязываем ниткой. Лишние нитки обрезаем.

Вот и получилась наша Кувадка! Цвет куклы может быть абсолютно разный, так же, как и размер. Куклу можно нарядить, но лицо не рисовать. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил, А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом.

Какие красивые куколки у нас получились!

Дети и гости любуются своими куколками.

Ваня: Погостить у вас приятно.

Учитель музыки: Мы ещё вас позовём.

                                 И на празднике веселом

                                 И станцуем, и споем!

Петрушка: Трудитесь, пока служат руки.

                      Не сетуй, не ленись, не трусь.

                      За все твои дела и муки

                      Тебе спасибо скажут внуки,

                       Тебе спасибо скажет Русь!

Учитель музыки: Пусть всех нас зимний ветер дразнит,

                                  Нам жить без праздников нельзя.

                                  Не уходи из сердца праздник!

                                  До новых праздников, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"

Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....

урок краеведения в 5 классе по теме "Русский народный костюм"

Урок краеведения в 5 классе по теме "Русский народный костюм"...

Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского Тема: «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»

Разработка урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"по изобразительному искусству по программе Б. Неменского раздела  " Декоративно-прикладное искусство в  жизни человека". Рассматривае...

Тема: «Русский народный костюм в прошлом и настоящем»

Краткая аннотацияОбоснования актуальности темы проекта: В нашем учреждении уже много лет существует музей народного творчества, в нем собраны экспонаты разных времен, старинные, антикварные. Мног...

Конспект внеклассного мероприятия для уч-ся Тема: Русский народный костюм

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение  символики и колорита в одежде. и задачи: сформировать представления учащихся о русском народном к...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема «Русский народный костюм»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 420 комбинированного вида «Сибирячок»Конспект интегрированного занятия в подготови...