КТП черчение 7 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (7 класс) на тему

Стручкова Матрена Христофоровна

КТП черчение 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7 класс черчение31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маттинская средняя общеобразовательная школа им. Е.Д.Кычкина»

Рассмотрено на заседании ШМУ учителей                                      «Согласовано»                                                                    «Утверждаю»

№ протокола  ___                                                                          Зам. директора по УВР                                                 _______/Находкина А.Т/

«___»__________2017г.                                                                ___________/Павлова М.Г./                                    от «___» __________ 2017г.

                                                                                                         «___» _________ 2017г.

Рабочая программа

Предмет, учебный материал  Черчение. Программа составлена на основе программы МОРФ Москва  «Просвещение» 2000. Автор: А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вишнепольский, - Москва: Астрель, 2008г.

Учебный год                           2017-2018 гг._____________________________________________________________________________________

Класс                                       7______________________________________________________________________________________________

Количество часов в год         34______________________________________________________________________________________________

Количество часов в неделю  1_______________________________________________________________________________________________

Учитель                                   Стручкова Матрена Христофоровна________________________________________________________________

2017 г.

Пояснительная записка.

 Рабочая  программа по черчению для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Программа составлена на основе программы МОРФ Москва  «Просвещение» 2000. Автор: А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вишнепольский, - Москва: Астрель, 2008г.

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.       Программа рассчитана на 34 учебных часов (34 часа в 7 классе по 1 часу в неделю).

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в  частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.

Программа ставит целью:

- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

прививать культуру графического труда.

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

 основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей,  приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.

 учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.

 Учащиеся должны уметь:

 рационально использовать чертежные инструменты;

 анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

 анализировать графический состав изображений;

 читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

 выбирать необходимое число видов на чертежах;

 осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;

 применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

 выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса  является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

В процессе обучения используется текущая и итоговая  форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. 

Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

   Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

   После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

Формы контроля

   Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того, контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.

В 8 классе Графических и практических работ -12.

Процессы социальных преобразований в России поставили педагогическую науку перед необходимостью обновления подходов к обучению подрастающего поколения.

Особенность курса Черчения в общеобразовательной школе – его чрезмерная сжатость. При этом необходимо уложить знания, умения и навыки начального курса черчения так, чтобы учащиеся смогли использовать их в дальнейшем, особенно при продолжении обучения в технических вузах.

Создавшееся положение обязывает учителя черчения более тщательно отбирать и дозировать материал каждого урока. Проверка результатов графических знаний и умений является обязательным компонентом процесса обучения. Но контроль знаний учащихся остаётся наиболее уязвимым местом в работе школьного учителя.

7 класс

Рабочая программа  составлена в соответствии со стандартом общеобразовательных учреждений по технологии, на основе  программы рекомендованного Министерством  образования РФ (Черчение : учебник для общеобразовательных учреждений / А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вишнепольский, - Москва: Астрель, 2008г.)

Рабочая  программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Цели и задачи курса:

Программа ставит цель:

  - научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

·        Обобщить и расширить знания о геометрических  фигурах и телах,  обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

·        Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

·        Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

·        Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

·        Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно.

Календарно тематическое планирование включает в себя следующие разделы образовательной области «Черчения»:

- Техника выполнения чертежей и правила их оформления;

- Чертежи в системе прямоугольных проекций;

- Аксонометрические проекции. Технический рисунок;

- Чтение и выполнение чертежей;

- Эскизы.

В программе содержатся уроки с агро-компонетами. 4 ч, 1 ч в четверть.

Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на один год обучения, один час в неделю. Всего  34 часа.

Количество графических работ: 11

Тематический план

п/п

Наименование тем

Количество часов

1.Техника выполнения чертежей и правила их оформления

1

История развития чертежа. Графические изображения

1

2

Чертежные инструменты, материалы и принадлежности

1

3

Организация рабочего места

1

4

Правила оформления чертежей

1

5

Линии чертежа

1

6

Шрифты чертежные

1

7

Масштабы

1

2.Чертежи в системе прямоугольных проекций

8

Проецирование

1

1

9

         Прямоугольное проецирование

10

Расположение видов на чертеже.

1

11

Местные виды

1

3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

12

Получение аксонометрических проекций

1

13

Построение аксонометрических проекций

1

14

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности

1

15

Технический рисунок

1

4. Чтение и выполнение чертежей

16

Анализ геометрической формы предмета

1

17

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

1

18

Проекции вершин, ребер и граней предмета

1

19

Чертежи и аксонометрические проекции предметов

1

20

Порядок построения изображений на чертежах

1

21

Построение третьего вида

1

22

Нанесение размеров с учетом формы предмета

1

23

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей

1

24

Сопряжение

1

25

Применение геометрических построений на практике.

1

26

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел

1

27

Порядок чтения чертежей деталей.

1

28

Практическая работа № 7

1

29

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы

1

5. Эскизы

30

Выполнение эскизов деталей

1

31

Графическая работа №9 « Эскиз и технический рисунок детали»

1

32

Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования

1

33

Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета»

1

34

Обобщающий урок

1

Итого: 34 часа

Календарно-тематическое планирование «7 класса»

п/п

Наименование темы

Количество часов

Ожидаемый результат

Графическая и практическая
деятельность учащихся

Домашнее задание

Агро -компонент

Дата по плану

Дата по факту

1.Техника выполнения чертежей и правила их оформления

1

История развития чертежа. Графические изображения

1

Знать: историю развития графических изображений и их виды. Предназначение чертежного инструмента, правила оформления чертежей.

Уметь: определять масштабы, чертежные шрифты, виды изображений и линий.

Ознакомить историю развития графических изображений; изучить инструменты, принадлежности, материалы.

Ознакомление основных правил оформления чертежей, нанесение линий, чертежных шрифтов, уменьшение и увеличение деталей по масштабу.

Стр. 3-9

2

Чертежные инструменты, материалы и принадлежности

1

§1

Стр. 10-12

3

Организация рабочего места

1

Стр. 12-14

4

Правила оформления чертежей

1

§2

Стр.15-20

5

Линии чертежа

1

Графическая работа №1

6

Шрифты чертежные

1

Стр. 23-24

7

Масштабы

1

Графическая работа №2

Вычислить масштаб ипподрома в м и см.

2.Чертежи в системе прямоугольных проекций

8

Проецирование

1

Знать: общие сведения о проецировании; центральное и параллельное проецирование; проецирование на одну и несколько плоскостей

Уметь: построить проекции фигур, точек, плоскостей. Применять знания на практических работах.

Рассмотреть понятие проецирования, различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный). Выполнение проецирование деталей на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования.

§3

Стр.32-35

1

9

Прямоугольное проецирование

§4

Упр. №7

10

Расположение видов на чертеже.

1

§5

Стр.42 Вопросы 1-3

11

Местные виды

1

Упр. №8-№9

3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

12

Получение аксонометрических проекций

2

Знать: Положение осей, аксонометрические проекции плоских фигур, аксонометрические проекции плоскогранных предметов, фронтальные диметрические проекции окружностей, изометрические проекции окружностей.

Уметь: построить фронтальные диметрические и изометрические проекции деталей, окружностей.

Выполнение оси фронтальной диметрической  и изометрической проекции по примерам. Увеличение величин изображений. Выполнение технических рисунков моделей и деталей.

§6

13

Построение аксонометрических проекций

1

Стр. 48-52

Упр.10-11

14

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности

1

Упр. 15

15

Технический рисунок

1

Технический рисунок детали

Выполнить технический рисунок детали трактора.

4. Чтение и выполнение чертежей

16

Анализ геометрической формы предмета

1

Знать: понятие о геометрических телах, разбивка деталей на геометрические тела; порядок построения проекций геометрических тел.

Уметь: разбивать детали на геометрические тела; построить проекции геометрических тел; выделять простейшие геометрические тела в реальных деталях.

Строение проекции геометрических тел. Рассмотрение особенностей проецирования правильных пирамид. Освоение практических навыков анализа геометрических форм предметов на основе характерных признаков.

§10

Стр.61, вопросы 1-4; Упр.19

17

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

1

§11

Упр. 20

Занимательные задачи

18

Проекции вершин, ребер и граней предмета

1

§12

Упр. 21-25

19

Чертежи и аксонометрические проекции предметов

1

Графическая работа №4

20

Порядок построения изображений на чертежах

1

Знать: порядок построения проекций геометрических тел и групп.

Уметь: построить проекции геометрических тел и групп.

Построение проекции группы геометрических тел, рассмотрение взаимного расположения геометрических тел, также относительно плоскостей проекции.

§13

Упр. 31-32

21

Построение третьего вида

1

Графическая работа №5

Выполнить три вида рабочей лопаты.

22

Нанесение размеров с учетом формы предмета

1

§14

Упр. 37

23

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей

1

§15

98-103,

Упр. 40

24

Сопряжение

1

Знать: применение геометрических построений на практике, чертежи разверток; габаритные размеры деталей.

Уметь: построить сопряжения; определить виды деталей, размеры деталей и ее элементов.

 

Выполнение технических рисунков деталей. Конструирование аналогичного моделя деталей предмета, выполнение ее чертежей   и наглядного изображения.

Упр. 41

25

Применение геометрических построений на практике.

1

Графическая работа №6

26

Чертежи разверток поверхностей геометрических тел

1

§16

Стр. 111-114

27

Порядок чтения чертежей деталей.

1

§17

Упр.№42

28

Практическая работа № 7

1

Решение занимательных задач

29

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы

1

Графическая работа №8

Выполнить преобразование детали трактора Синтай.

5. Эскизы

30

Выполнение эскизов деталей

1

Знать: понятия об изображении эскиза детали. Назначение эскизов, порядок выполнения

Уметь: выполнять эскизы деталей с натуры.

Выполнение эскиза технического рисунка деталей, нанесение размеров.

Упр.№43

31

Графическая работа №9 « Эскиз и технический рисунок детали»

1

Графическая работа №9

32

Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования

1

Графическая работа № 10

33

Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета»

1

Знать: Порядок чтения чертежей.

Уметь: применять знания в практических работах.

Повторение и закрепление полученных знаний

Стр.125

34

Обобщающий урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование ИЗО с элементами черчения и черчения в 8-9

Календарно-тематическое планирование по учебнику Черчение под редакцией В.В.Степаковой. М."Просвящение 2009 год"...

Рабочая пограмма по черчению область технологии 10-11 класс."Элементы начертательной геомнтрии. Машиностроительное черчение"

Курс черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, творческого потенциала личности, расширения приобретённых умений и навыков в период о...

7 класс. Системы компьютерного черчения. Черчение геометрических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС

7 класс. Технология обработки графической информации. Системы компьютерного черчения. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАСПрезентация для дистанционного изучени...

Презентация к уроку черчения в 8 классе "Учебный предмет "Черчение".

Презентация поможет разобрать с детьми следующие вопросы: роль чертежа в жизни человека; имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи; виды графических изображения...

Программа по технологии 5-8 класс .8 класс с модулем "Черчение". 5 класс с учетом ФГОС (девочки)

Программа по технологии 5-8 класс. 5 класс сучетом ФГОС8 класс с модулем "Черчение" 70 часов...

«Опыт профессиональной педагогической деятельности учителя черчения Ципиной А.И, по внедрению новых компьютерных технологий в процесс преподавания предмета «Черчение» раздел «Технология».

Результаты реализации программы по черчению и мои методические наработки с внедрением новейших компьютерных технологий для повышения качества образования по предмету "Черчение" раздел "Технология"....

Развитие навыков графического черчения и трехмерного видения предмета на уроках черчения

Развитие  навыков графического черчения и трехмерного  видения предмета на уроках черчения...