План-конспект "Разборка ГРМ на ЗМЗ"
план-конспект урока по технологии (11 класс) на тему

План конспект учебной практики по техническому обслуживанию автомобиля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._razborka_grm_na_zmz.docx138.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

План-конспект урока учебной практики

по профессии  23.01.03 «Автомеханик»

ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

МДК.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

УП.01

Тема: «Разборка газо-распределительного механизма на ЗМЗ»

                                                                                                                                      Разработчик:  

                                                                            мастер п/о Савицкий Андрей Генрихович

                                                                              с. Горнозаводск

                                                                                         2018 год

ПМ.01 « Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

МДК.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

УП.01

   

                Тема: «Разборка ГРМ на ЗМЗ»                    

     Цель: Освоить  практические навыки по разборке газо-распределительного механизма.

      ОБУЧАЮЩАЯ: показать трудовые приёмы владения необходимым оборудованием и инструментом с соблюдением техники безопасности при диагностики газо-распределительного механизма с верхним расположением распределительного вала.

        РАЗВИВАЮЩАЯ: развить умение решать ситуационные задачи; работать в команде (ОК 6); анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3).

     ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать старательность и ответственность за выполненную работу; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых мастером производственного обучения

(ОК 2).

      Тип урока:   изучение трудовых приёмов и операций.

      Вид урока:  урок – упражнение.

      Материально – техническое оснащение:   

  • двигатель ЗМЗ;
  • набор ключей и приспособлений;
  • мультипроектор;
  • инструкционная карта.

           Используемые методы:

  • наблюдение;
  • упражнение;
  • формирование умений и навыков по ремонту, диагностике и техническому обслуживанию;
  • практический.

ХОД  УРОКА:

  1. Организационный момент (3-5 минут):
  • отчёт старосты о наличии обучающихся;
  • осмотр внешнего вида обучающихся, соответствие спецодежды условиям работы и требованиям безопасности труда.

 

  1. Вводный инструктаж (40 минут):
  1.  ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА:

2.1.1.  сообщение темы урока;

2.1.2.  сообщение цели урока;  разъяснить цель урока;  объяснить характер и назначение предстоящей  учебно – производственной работы с демонстрацией эталонов готовых изделий, конечного результата работы обучающихся;

2.1.3.  сообщение задачи;

2.1.4.  сообщить о форме проведения урока;

2.1.5.  записать фамилии обучающихся в карту обхода рабочих мест и ознакомить с критериями оценивания.

2.2. АКТУЛИЗАЦИЯ  ОПОРНЫХ  ЗНАНИЙ  И  УМЕНИЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ                   (фронтальный опрос):

2.2.1. Экспресс – опрос  по изученному на уроках профессионального цикла

( межпредметные связи: физика, слесарное дело, материаловедение, охрана труда).

         Чтобы сегодняшний урок прошёл успешно, нам необходимо вспомнить изученный теоретический материал. Обращаю внимание, что ваша активность на вводном инструктаже будет учитываться при выставлении общей оценки  за сегодняшнее занятие. Вспомните, пожалуйста;

  • Перечислите основные составляющие ГРМ. (блок цилиндров, распределительный вал, клапан, пружина, сухарь, тарелка пружины клапана, толкатель, коромысла, ось коромысла, регулировочный болт маслоотражательный колпачок, штанга, крышка блока цилиндров.)
  • На что указывает бело-сизый дым при запуске автомобиля? (бело-сизый дым указывает на прорыв через не плотности в камеру сгорания масла.)     
  • Что отсутствует в ГРМ с верхним расположением вала? (толкатели и штанги).
  • Каким прибором производится диагностика ГРМ? (светоскопом).

Во время опроса мы  выяснили;

  • для чего необходимо проверять крепление блока головки цилиндров,
  • возможна ли эксплуатация автомобиля с плохим креплением головки цилиндров,
  • каким инструментом и оборудованием  мы пользуемся при проведении крепежных работ.

         Очень важным является использование исправного инструмента и оборудования. Сейчас вашему вниманию будет продемонстрирован видеофильм о ремонте ГРМ  и о технике безопасности при проведении данного вида работ.

          Мы с вами посмотрели и вспомнили еще раз основные требования техники безопасности при крепежных работах.

         Обсуждение видеофильма:

  • каким инструментом запрещено пользоваться?
  • на что вы обратили внимание при просмотре фильма?
  • какие преимущества ГРМ с верхним расположением вала?

          Повторим  правила безопасности при работе с инструментом и агрегатом:

  1. Использовать только исправный инструмент.
  2. Быть одетым только в защитную одежду.
  3. Соблюдать пожарную и электробезопасность.
  4. Остерегаться травм во время сборки и разборки механизмов.
  5. Работать только в хорошо проветриваемом помещении.

  • Что вам не понятно?
  • Какие у вас есть вопросы?

      2.2.2. Подвести итоги актуализации опорных знаний: отметить лучшие и грамотные ответы, а также недочёты, выявленные экспресс – опросом.

      2.2.3.Занести полученные балы в оценочную таблицу индивидуального учёта знаний обучающихся(приложение № 1).

 

2.3.  АКТУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Переходим к новому материалу.    

         2.3.1.  Изучение инструкционной карты.

          ГРМ с верхним расположением вала проще по устройству, так как у него отсутствуют толкатели и штанги. Коромысла 10 устанавливаются на осях коромысел 9 и одним концом опираются на кулачки распределительного вала 11. В другой конец ввернут регулировочный винт 6, который и передает усилия на стержень клапана 2.

http://dobrovolskij.ru/images/materialy_sajta/ustrojstvo_i_to_avtomobilej/1k_t13/13003.jpg  

Рис.3. Механизм газораспределения с верхним расположением клапанов и распределительного вала

Газораспределительный механизм

5. Нижнее расположение распределительного вала с верхним расположением клапанов

6. Верхнее расположение одного распределительного вала с верхним рядным расположением клапанов и толкателями

7. Верхнее расположение одного распределительного вала с верхним рядным расположением клапанов.

8. Верхнее расположение одного распределительного вала с верхним двухрядным расположением клапанов

9. Верхнее расположение двух распределительных валов.

Основными техническими требованиями, предъявляемыми к сборке являются:

·  обеспечение требуемых зазоров и натягов в сопряжениях деталей;

·  установка шестерен привода по соответствующим меткам;

·  формирование рабочей поверхности седла клапана путем фрезерования под заданными углами и до необходимой ширины;

·  запрессовывание направляющих втулок клапанов до заданной высоты выступания торца относительно головки;

·  формирование заданной ширины рабочей поверхности седла и тарелки клапана (ширины полоски) путем притирки;

·  графитирование клапанов;

·  контроль упругости пружин;

·  контроль герметичности сопряжений «клапан-седло».

Подробнее о значениях названных параметров в зависимости от марки

двигателя смотри в раздаточном материале и в рекомендуемых учебниках.


              

         Мы повторили правила безопасности труда при выполнении операций по техническому обслуживанию двигателя, теперь можем перейти к диагностики газо-распределительного механизма с верхним расположением распределительного вала.

         Скажите, пожалуйста, в каких случаях производится диагностика газо-распределительного механизма с верхним расположением распределительного вала?

         1. Снизилась мощность двигателя.

         2. Затруднен запуск двигателя.

         3. Увеличился расход топлива.

   Помочь нам при выполнении этой операции сможет инструкционная карта.

         Инструкционная карта – это основной нормативный документ, который содержит подробное описание рекомендуемых приёмов труда при выполнении конкретных операций.

  • Для чего предназначена инструкционная карта?

     Рассмотрим по инструкционной карте этапы предстоящей работы (раздать инструкционные карты).

      Мы с вами разобрали этапы выполнения работ по инструкционной карте.

      2.3.2. Демонстрация мастером производственного обучения этапов выполнения работ.

       Технологическая карта представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала, который выполняет определённый технологический процесс или же техническое обслуживание объекта.

      Что не понятно, задавайте вопросы.

     Чтобы закрепить новый материал, перескажите последовательность проведения диагностики газо-распределительного механизма с верхним расположением распределительного вала.

.

         По данной теме  вопросы есть?

        Следующим этапом нашего урока будет ваша практическая работа.

      Ваша практическая работа будет оценена по таблице критериев оценивания работы на уроке учебной практики (знакомство с критериями).

       На время выполнения данного вида работ разделимся на две команды для того чтобы и первая и вторая команда выполнила весь спектр работ.

       Мне понравилась ваша работа на вводном инструктаже, а практическую часть мы будем с вами выполнять после перерыва. За работу на вводном инструктаже получили оценки   следующие обучающиеся…..

        3. Текущий инструктаж  (4 часа 50 минут): 

3.1. ЦЕЛЕВЫЕ  ОБХОДЫ (приложение № 2).

     Первый обход рабочих мест.

Цель обхода:

  • проверить организацию рабочего места и правильность выполнения работы,  последовательность операций;
  • проверка соблюдения безопасности условий труда.

     Второй обход рабочих мест.

Цель обхода:

  • проверка правильности выполнения приёмов работ и оказать помощь обучающимся;
  • при первом же нарушения правил безопасности остановить работу всей группы и сделать соответствующие замечания;
  • индивидуальные инструктажи, помощь отстающим обучающимся.

      Третий обход рабочих мест.

Цель обхода:

  • контроль правильности выполнения приёмов работ;
  • проверка правильности осуществления самоконтроля (обратить внимание на выполнение обучающимися приёмов контроля УПР, исправление и предупреждение ошибок обучающихся);
  • проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе. Приём и оценивание работы. Выдача следующих заданий. Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим ученикам, коллективное текущее инструктирование. При однотипных ошибках – остановка работы всей группы. Проведение повторного инструктажа;
  • наблюдение за взаимоконтролем. Приём и оценка выполнения учебно – производственных работ обучающихся;
  • приём собранных приборов и рабочих мест.

    Все три обхода производятся два раза в процессе перемещения звеньев по рабочим местам.

  1. Заключительный инструктаж (25 минут):

  1. ПОДВЕСТИ  ИТОГИ  УРОКА

     Вопросы к обучающимся:

  • Какие умения и навыки вы сегодня приобрели?
  • Достигнута ли цель урока учебной практики?
  • Какие трудности возникли при выполнении работ?
  • Как считаете – справились вы с запланированной работой или нет? (ответ обоснуйте).
  1. КРАТКИЙ  АНАЛИЗ  РАБОТЫ  УЧЕБНОЙ  ГРУППЫ  МАСТЕРОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ОБУЧЕНИЯ:
  • общая характеристика обучающихся;
  • анализ дисциплины труда при выполнении текущего инструктажа;
  • рекомендации мастера производственного обучения;
  • разбор типичных ошибок;
  • дать оценку качества выполненных работ;
  • демонстрация лучших работ обучающихся.

  1. СООБЩЕНИЕ  ОЦЕНОК  ЗА  УРОК  КАЖДОМУ  ОБУЧАЮЩЕМУСЯ.
  2. ОТМЕТИТЬ, КТО  ИЗ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  ДОБИЛСЯ  ОТЛИЧНОГО  КАЧЕСТВА РАБОТ.
  3. СКАЗАТЬ  О  ДОСТИЖЕНИИ  ЦЕЛИ  УРОКА  УЧЕБНОЙ  ПРАКТИКИ.
  4. ВЫДАЧА  ДОМАШНЕГО  ЗАДАНИЯ:   Л.И.Епифанов,  Е.А.Епифанова стр 86 – 107,

А.П.Пехальский, И.А.Пехальский стр.66 – 88.

          Повторить те работы, которые выполнялись на уроке учебной практики.

     

          Сообщить тему следующего урока, повторить теоретический материал.

         Уборка рабочих мест.

 РЕФЛЕКЦИЯ

 Закончите   высказывания:

Я  не  умел ___________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Теперь  я  умею_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                              Приложение № 1         

                                                  Ф  И  О     

        оценка

                                                                                                                                                              Приложение № 2

Ф.И. обучающегося

1 обход

2 обход

3 обход

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА