Главные вкладки

    Презентация к уроку "Основы философии" Технология, 11 класс
    презентация к уроку по технологии (11 класс) на тему

    Богоприимцева Елена Анатольевна

    Презентация к уроку "Основы философии" 11 класс. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osnovy_filosofii.pptx609.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Основы философии

    Слайд 2

    Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (от греч. «фил» – любить, « софи » – мудрость, т.е. любовь к мудрости). Философия как наука зарождается в Древней Греции Этому способствовало Особое устройство жизни: Личная свобода граждан Свобода от физического труда Свобода от власти аристократии

    Слайд 3

    Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (от греч. «фил» – любить, « софи » – мудрость, т.е. любовь к мудрости). Философия как наук зарождается в Древней Греции Этому способствовало Особое устройство жизни: Личная свобода граждан Свобода от физического труда Свобода от власти аристократии Основной вопрос философии: отношение сознания к материи, духа к природе, мышления к бытию 1-я сторона. Что первично: материя или сознание? 2-я сторона. Познаваем ли мир?

    Слайд 4

    Материальными называют те явления, которые существуют объективно, т.е. независимо от человека. Бытие – это философское понятие, которое употребляют для обозначения природы, материи, внешнего мира, в отличие от сознания, мышления. Идеальное, духовное – это то, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности (мысли, чувства и т.д.).

    Слайд 5

    Основные направления философии Название направления Ученые-философы Решение основного вопроса философии Что первично? Познаваем ли мир? Материализм Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д Локк, Д. Дидро, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин Материя, природа Мир познаваем Идеализм Субъективный Д. Беркли, Д. Юм, И. Фихте, Ф. Ницше Дух, идея, сознание Нет, мир не познаваем Объективный Платон, Ф. Аквинский, Г. Лейбниц, Г. Гегель , Ф. Шеллинг Да, мир познаваем – через познание абсолютной идей, мирового разума

    Слайд 6

    Материализм – учение, рассматривающее мир как материальное целое, видящее основу всего в материи Идеализм – учение, утверждающее, что сознание, мышление, психическое и духовное – первичны и лежат в основе всего Агностицизм – учение, отрицающее возможность познания мира

    Слайд 7

    Содержание любой философии определяется не только решением вопроса «что первично?», но и методом философии, т.е. способами, приемами теоретического исследования и практического действия при достижении цели. Метафизика – особый метод познания, когда отрицаются противоречия, а мир постоянен, устойчив. Диалектика материалистическая – учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления, а также метод познания и преобразования мира. Метод философии

    Слайд 8

    Два основных метода мышления и познания Метафизика (статика) Диалектика (развитие, движение) Существует ли зависимость явлений и предметов? Не существует. Предметы и явления существуют изолированно. Существует всеобщая зависимость и взаимообусловленность предметов и явлений Почему совершается движение? Что служит источником развития? Воздействие внешней силы Борьба противоположностей (противоречий) Происходит ли новообразование в процессе развития? Нет, происходит простое уменьшение или увеличение Происходит уничтожение старого и возникновение нового Имеется ли направленность в движении и развитии? Развитие совершается по кругу, представляет собой повторение пройденного Развитие совершается поступательно, спиралеобразно

    Слайд 9

    Какой метод более правильный? Метафизика изучает количественные характеристики предметов и явлений Диалектика изучает качественные характеристики предметов и явлений Движенья нет, сказал мудрец брадатый . Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. А.С. Пушкин

    Слайд 10

    Материя – это объективная реальность, данная человеку в ощущениях, существующая бесконечно и вечно. Объективные идеалисты, соглашаясь с определением материи, добавляют туда одно слово. Материя – это объективная реальность, данная человеком Богом в ощущениях. Материя и формы ее существования Структура материи Живая материя Неживая материя

    Слайд 11

    Формы существования материи ( объективны и всеобщи ) движение пространство время Это изменение объектов, их свойств и отношений Это протяженность и месторасположенность объектов мира Это длительность и последовательность существования объектов и их свойств абсолютно вечно Материя существует только в движении Трехмерно (три измерения: длина, ширина, высота); Однородно (равноправие всех его точек); Изотропно (равноправие всех его направлений); Бесконечно (нет начала и конца) -Одномерно (от прошлого к будущему) (четвертое измерение) -Однородно (равноправие всех моментов времени); -Необратимо (течет только вперед); -Вечно (нет начала и конца) Сущест-вует всегда

    Слайд 12

    Все течет, все изменяется. Гераклит Виды движения Материальное движение __________________________ Механическое (перемещение микротел и макротел в пространстве); Физическое (внутриатомное и внутриядерное, тепловое, электрическое, магнитное); Химическое (внутримолекулярное, т.е. соединение и разъединение молекул); Биологическое (все процессы в живых организмах); Социальное (общественная жизнь) Духовное движение ______________________ Эмоциональное (движение чувств); Волевое (формирование решимости к действию); Интеллектуальное (движение рассудка и разума

    Слайд 13

    Понятие диалектики Диалектика: теория развития всего сущего основанный на ней философский метод Диалектика теоретически отражает развитие материи духа сознания познания других аспектов действительности через: законы категории принципы

    Слайд 14

    Законы материалистической диалектики

    Слайд 15

    Закон – существенная и необходимая, общая и повторяющаяся устойчивая связь (отношение). Качество – набор существенных свойств, признаков, особенностей предмета или явления. Законы материалистической диалектики Законы диалектики носят всеобщий, универсальный характер, т.е. действуют всегда и везде

    Слайд 16

    Среди способов понимания диалектики: законов категорий принципов основополагающими являются законы диалектики Закон - это объективные общие стабильные необходимые повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей Законы материалистической диалектики

    Слайд 17

    Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) всеобщностью универсальностью и поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности раскрывают глубинные основы движения и развития Выделяются три базовых закона диалектики : единства и борьбы противоположностей перехода количества в качество отрицания отрицания

    Слайд 18

    Закон единства и борьбы противоположностей Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений Закон отрицания отрицания Почему происходит развитие, движение или источник развития, движения Как, каким образом происходит развитие, движение или «механизм» развития, движения Куда, в каком направлении идет развитие, Движение или тенденция развития, движения показывает показывает показывает

    Слайд 19

    Действие законов материалистической диалектики Название закона Примеры проявления закона В неживой природе В живой природе В обществе Закон единства и борьбы противоположностей Магнит, центробежные и центростремительные силы, притяжение и отталкивание, положительный и отрицательный электрические заряды Ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение психики, волк и заяц, тигр и антилопа Коммунизм и антикоммунизм, фашизм и антифашизм , тоталитаризм и демократия

    Слайд 20

    Действие законов материалистической диалектики Название закона Примеры проявления закона В неживой природе В живой природе В обществе Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений При увеличении температуры (т.е. количества) изменяется состояние вещества (т.е. качество). Вода: твердое, жидкое, газообразное. Развитие растения: зерно или саженец – побег – растение. Развитие бабочки: гусеница – куколка – бабочка. Развитие человека: детство – зрелость - старость Кооперация (объединение) работников; ремесленное производство – мануфактура – фабрика, натуральное хозяйство – товарное хозяйство

    Слайд 21

    Действие законов материалистической диалектики Название закона Примеры проявления закона В неживой природе В живой природе В обществе Закон отрицания отрицания День отрицает ночь, ночь отрицает день. Зиму отрицает весна, весу – лето, лето отрицается осенью, зима отрицает осень. Клетка отрицает белок, сложный организм – клетку, самый сложный организм (человек) – другой сложный организм. Дитя (ребенок) отрицает младенца, подросток отрицает ребенка, юноша отрицает подростка, совершеннолетний отрицает юношу Варварство отрицает дикость, цивилизация отрицает варварство. Культура Средневековья отрицает культуру Античности, культура Возрождения отрицает культуру Средневековья, культура Нового времени отрицает Возрождение. «Оттепель» отрицает «сталинизм»

    Слайд 22

    Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи принцип системности принцип причинности принцип историзма 1 2 3 4

    Слайд 23

    Всеобщая связь означает: целостность мира внутреннее единство мира взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов Связи могут быть: внешние внутренние непосредственные генетические пространственные случайные опосредованные функциональные временные закономерные Наиболее распространенный вид связи - внешние и внутренние

    Слайд 24

    Системность: связи существуют не хаотично, а упорядоченно связи образуют целостную иерархическую систему Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность Причинность: наличие таких связей, где одна порождает другую явления мира имеют либо внешнюю (внутреннюю) причину причина, в свою очередь, порождает следствие , а связи в целом именуются причинно-следственными

    Слайд 25

    Историзм: Вечность, неуничтожимость истории, мира его существование и развитие во времени, которое длится всегда

    Слайд 26

    Категория диалектики: наиболее общие понятия , которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем Основные категории: сущность форма причина единичное возможность явление содержание следствие всеобщее действительность особенное необходимость случайность

    Слайд 27

    Альтернативы диалектики Основы философии Альтернативные теории развития Метафизика «Негативная» диалектика» Другие альтернативы диалектики 1 2 3 4 Викторина 5

    Слайд 28

    Альтернативные теории развития Наряду с диалектикой существуют другие теории развития, которые также являются философскими методами и зачастую противоположные диалектике. Основные альтернативы диалектики: метафизика 1 "негативная" диалектика 2 софистика 3 эклектика 4 догматизм 5 релятивизм 6

    Слайд 29

    Метафизика Главная альтернатива диалектики: это развитая и всеохватывающая теория 1 2 на многие сходные вопросы имеет позиции, противоположные диалектике Метафизика и диалектика – противоположные системы осмысления действительности: диалектика сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», метафизика - к формулам «или — или», «если не то, значит — это» Основные расхождения связаны с пониманием вопросов: причины движения связей старого и нового количества и качества направленности развития мышления познания целостности мира отношения к миру

    Слайд 30

    Конкретные отличия метафизики от диалекти ки Связь старого и нового: 1 диалектика признает наличие связей между ними метафизика полностью отвергает их: новое целиком вытесняет старое Причина движения: 2 диалектика: оно – атрибут материи метафизика: причина движения - первотолчок Количество и качество : 3 диалектика: между ними имеется связь метафизика: количество изменяется количеством, качество - качеством

    Слайд 31

    отношение к действительности 4 Диалектика: она - многообразна метафизика – однообразна («черное – белое») отношении к познанию 5 диалектика: познание – процесс постижения от простого к сложному метафизика: абсолютную истину можно познать сразу (умозрительно) отношение к миру 6 диалектика: мир целостен и взаимосвязан метафизика: он состоит из отдельных вещей и явлений Однако не следует думать, что метафизика - реакционная теория: В современной философии метафизика признана как равноправная теория и метод наряду с диалектикой

    Слайд 32

    «Негативная» диалектика: разрушает устоявшиеся постулаты диалектики отбрасывает положения, ставшие догмой более критически смотрит на саму себя и на окружающий мир Основоположники: Теодор Адорно (1903 - 1969) Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) может быть только «негативной» 1 критической не должна уделять внимание всему устоявшемуся должна в каждом предмете, явлении 2 искать повод для критики все подвергать сомнению и отрицать Основные положения: диалектика

    Слайд 33

    должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте: 3 новое должно полностью отвергать старое и тут же начинать поиск еще более нового не имеет объективного значения 4 имеет отношение только к сознанию все отвергает и критикует только сознание в отрицании отрицания 5 не должна переходить в позитив (т.е. в идеал) подвергать критике все явления действительности

    Слайд 34

    Другие альтернативы диалектики Это подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями : Релятивизм: интерпретация уже готовых результатов познания 1 2 Эклектика: 3 Софистика: 4 Догматизм: построение теорий на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру

    Слайд 35

    Может ли всемогущий Бог создать камень, который сам не сможет поднять? Кто появляется раньше: Бог-Отец или Бог-Сын ? Философские задачи


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку "Философия Успеха" в 8 классе

    Презентация к уроку по английскому языку в 8 классе "Философия Успеха"...

    Презентация по основам философии на тему: Философия XX века. Экзистенциализм

    Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

    Презентация по основам философии на тему: Древняя Греция

    Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

    Презентация по основам философии Тема: Философия Китая для студентов всех специальностей техникума

    Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

    Презентация по основам философии на тему: Категории человеческого бытия

    Что есть бытие? Бытие – философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует; сущее вообще; всеохва-тывающая реальность. Является синонимом понятий «существование» и «сущее». Час...

    Методические рекомендации студентам по написанию презентаций по основам философии

    Презентация по философии, выполняемая студентами в курсе изучения предмета, представляет собой разновидность учебной деятель­ности, которая по своему содержанию и структуре совпадает с огромной творче...

    Презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему: Интегрированный урок английский язык-технология 5 класс

    Объединение уроков в школах стало интересной темой для обсуждения и экспериментов в образовательной деятельности. Межпредметные связи существуют во всех дисциплинах школьной программы. Английский язык...