Опиливание заготовок из металла и пластмассы
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opilivanie_6_kl.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 25. Опиливание заготовок из металла и пластмассы
Цели урока: ознакомление учащихся с инструментами и приспособлениями для опиливания заготовок из сортового проката и пластмасс, приёмами опиливания напильниками, правилами безопасной работы; формирование у шестиклассников умений и навыков качественно опиливать детали и готовые изделия из металлов и пластмасс; развитие аккуратности и точности, воспитание трудолюбия.
Ожидаемый учебный результат:
• общее представление об опиливании заготовок из метал ла и пластмасс, правилах безопасной работы;
• приобретение опыта самостоятельного опиливания заготовок из металла и пластмассы по разметке;
• развитие сенсорной и двигательной сферы учащихся;
• приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.
Место проведения урока: школьные учебные мастерски с, кабинет ручной обработки металлов.
Дидактические средства обучения: слесарный верстак, тиски, напильники, крупнозернистая и мелкозернистая шлифовальная шкурка, шлифовальная колодка, проволочная щётка, разметочные инструменты, образцы опиленных заготовок, заготовки из сортового проката и пластмассы для выполнения практической работы № 21, учебник (§ 21), рабочая тетрадь.
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос демонстрация инструментов и приёмов опиливания, работа с книгой, практическая работа.
Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.
Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: материалы фронтального опроса, содержащиеся в разделе «Проблематизация» (см. ход урока), визуальные материалы (плакаты, слайды, видеофрагменты), чертежи деталей, технологические карты, заготовки из сортового проката.
Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: п. I задания 21 из рабочей тетради, практическая работа № 21 из учебника.
Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 2 задания 21 из рабочей тетради, практическая работа № 20 из учебника.
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: освоение знаний, сотрудничество, рефлексия, использование ИКТ.
Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя), компьютеризированные рабочие места учащихся в учебной мастерской.
Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, программы для работы с ресурсами.
Потребности в ЭОР: ресурсы синтезированного визуального ряда (иллюстративные материалы, динамические модели).
Возможные варианты организации занятия: при наличии только одного компьютеризированного места (учителя) учащиеся работают с распечаткой подготовленных учителем иллюстративных материалов.
Информационно-технологические материалы
Единая коллекция образовательных ресурсов
Технология. Учебное электронное издание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
- Опиливание заготовок из металла. Модуль предназначен для изучения опиливания — одного из этапов технологического процесса изготовления изделий из металла. Включает в себя информацию о методах опиливания для узких и широких плоскостей.
Сопровождается фото- и видеоматериалами. Для закрепления по лученных знаний рекомендуется выполнить задание для самопроверки.
http: //fcior.edu.ru/card/26709/ opilivanie-zagotovok-iz-meta 1 lahtml
2. Разновидности напильников. Модуль предназначен для изучения различных видов насечек и форм рабочей части напильников. Сопровождается фото- и видеоматериалами. Для закрепления полученных знаний модуль включает в себя задание для самопроверки.
http://fcior.edu.ru/card/26722/raznovidnosti-napilnikov. html
Ход урока
1. Проблематизация
Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы.
Как выглядит не зачищенная поверхность заготовки из сортового проката?
Рассмотрите кромку только что разрезанной или вырублен ной заготовки из сортового проката. Требуется ли здесь обработка?
В каком случае поверхность получится более гладкой: при обработке напильником или мелкозернистой шлифовальной шкуркой?
После обсуждения ответов учитель формулирует цели и задачи урока.
2. Введение нового материала
Учитель объясняет учащимся, что такое опиливание заготовок. Отличие опиливания от зачистки металлических дета лей, которую ученики выполняли в 5 классе, заключается в том, что при зачистке предполагается снятие с поверхности небольшого слоя металла, заусенцев, окалины или ржавчины для улучшения внешнего вида детали. А опиливание предусматривает срезание с заготовки слоёв металла (припусков) необходимой величины (иногда достаточно больших) для получения точных размеров детали, указанных в чертеже.
Для опиливания применяют уже известные учащимся инструменты — напильники, но на данном уроке учитель знакомит школьников с их различными типами, что необходимо для правильного выбора инструмента при выполнении чернового и чистового опиливания.
Учитель показывает на подготовленных образцах из сортового проката качество поверхностей, полученных с помощью напильников различных типов, напоминает, какую рабочую позу необходимо принять при опиливании заготовок (стоять перед тисками прямо, вполоборота под углом 45° к кромке стола верстака).
Информация для учителя
Точность и шероховатость поверхности при опиливании заготовок
Вид обра ботки | Тип на пиль ника | Номера насечки | Припуск на обработку, мм | Слой, снимаемый за один проход, мм | Точ ность обра ботки, мм | Параметр шероховатости поверхности, мкм |
Черновое опиливание | Драчё- вый | 0 и 1 | 0,5-1,0 | 0,05-0,1 | 0,1-0,2 | Rz= 40-320 |
Чистовое опиливание | Личной | 2 и 3 | 0,15-0,30 | 0,02— 0,06 | 0,02— 0,05 | Rz = Ю-40 Ra= 1,25-2,5 |
Отде лочная обра ботка | Бархат ный | 4 и 5 | 0,05-0,10 | 0,01— 0,03 | 0,005- 0,01 | Ra= 0,32—1,25 |
Затем учитель демонстрирует приёмы поперечного, продольного, перекрёстного, кругового опиливания заготовок из сортового проката, напоминает об обязательном применении нагубников при закреплении в тисках заготовок из мягкого металла и соблюдении правил безопасной работы, а также показывает приёмы работы с напильниками, имеющими различную форму поперечного сечения: трёхгранными, круглыми, квадратными и др. (см. рис. 75 из учебника).
После этого учитель знакомит учащихся с разновидности ми надфилей, поясняет, в каких случаях они применяются, предупреждает об осторожности в работе с этими хрупкими инструментами. В завершение объясняет правила опиливания заготовок из пластмассы.
Для фронтального опроса по новому материалу учитель за даёт учащимся следующие вопросы.
Что такое опиливание?
Какой может быть насечка напильника?
В каком случае применяют драчёвые, личные или бархатные напильники?
Почему при обработке заготовки следует время от времени изменять направление движения напильника?
Как правильно удалять опилки с верстака по окончании работы?
Далее учащиеся приступают к выполнению практической работы № 21 из учебника.
3. Первичное закрепление знаний и обратная связь
Осуществляются в процессе выполнения задания 21 из рабочей тетради и практической работы № 21 «Опиливание заготовок из металла и пластмасс» из учебника.
Правильная организация учителем практической работы в значительной степени способствует достижению учащимися следующих предметных результатов освоения предмета «Технология» в физиолого-психологической сфере, обозначенных в государственном образовательном стандарте второго поколения:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений;
- соблюдение необходимых усилий, прикладываемых к инструментам, при многократном повторении движении в процессе выполнения работ с учётом технологических требований.
Перед практической работой учащиеся выполняют п. 1 задания 21 из рабочей тетради. Затем в рамках практической работы № 21 опиливают по разметке заготовки из металлов и пластмасс, отрабатывают навыки работы с напильниками различных видов, изготовляют детали из металлов и искусственных материалов, соблюдая правила безопасной работы.
Для работы высота тисков должна быть отрегулирована по росту ученика за счёт самих тисков (если это предусмотрено их конструкцией) или с помощью подставки-решётки под ноги.
Необходимо следить за тем, чтобы при очистке напильника от стружки проволочной щёткой на ученике были защитные очки, а движения щёткой он выполнял от себя.
При опиливании металлических деталей шестиклассники чаще всего допускают следующие ошибки:
- захватывают левой рукой носок напильника, что может привести к травмированию пальцев руки;
- перемещают напильник не параллельно обрабатываемой поверхности, поэтому «заваливают» края поверхности детали;
- неравномерно обрабатывают поверхность, в результате чего появляются «провалы» и нарушается прямолинейность поверхности;
- из-за невнимательности опиливают заготовку ниже линии разметки, что приводит к неисправимому браку.
Учитель постоянно следит за недопущением таких ошибок.
Примерные критерии оценки качества работы школьника по теме урока:
- правильное выполнение задания 21 из рабочей тетради;
- соблюдение правил безопасной работы;
- правильная подготовка рабочего места для опиливания заготовок;
- верный выбор напильников для выполнения опиливания;
- надёжность закрепления заготовки в тисках;
- использование необходимых приёмов работы напильникам;
- время выполнения задания;
- качество опиливания поверхностей;
- точность размеров опиленной детали;
- качественная уборка рабочего места по окончании работы.
В соответствии с этими требованиями учитель составляет протокол анализа работы учеников по данной теме.
Если осталось время, учащиеся продолжают работу над своими проектными изделиями.
Учитель постоянно следит за рабочей позой учащихся при опиливании деталей, за соблюдением ими правил безопасной работы, выявляет ошибки и указывает пути их устранения.
4. Подведение итогов урока и рефлексия
В конце урока учитель предлагает учащимся сделать выводы по изученному материалу, выставляет каждому ученику комплексную отметку по результатам фронтального опроса, выполнения п. 1 задания 21 из рабочей тетради и практической работы № 21 из учебника с учётом перечисленных выше требований, ответов на задание «Проверьте себя» из рабочей тетради. Лучшие работы учащихся отмечает хорошими отметками.
Правильные ответы к заданию «Проверьте себя» по теме «Опиливание заготовок из металла и пластмассы»
Верны ли следующие утверждения?
Утверждение | До | Нет |
1. | + | |
2. | + | |
3. | + | |
4. | + | |
5. | + |
5. Задание на дом
1. Ответить на вопросы, приведённые в конце § 21 учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии "Опиливание заготовок из сортового проката"
Ознакомить учащихся с приемами опиливания заготовок из сортового проката при помощи напильников, формой и назначением различных напильников, научить школьников правильно выбирать инструмент в зависимо...
Опиливание заготовок из металла
Познакомить учащийся с технологическим процессом опиливания. Познакомить с видами напильников. Формирование навыков работы. Научить приемам опиливания металлов. Воспитывать обучающихся трудолюбию, акк...
Опиливание заготовок из металла
Презентация к уроку по теме"Опиливание заготовок из металла"...
Технологическая карта урока технологии на тему: «Опиливание заготовок из металла и пластмассы»
Краткое описание: В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.Приоритетом школьного образования с...
опиливание металла и пластмасс
6 класс, обработка металла и пластмасс...
Технологическая карта урока «Опиливание заготовок из металла»
Предмет: «Технология»Класс: 6.Раздел программы: «Технологии обработки конструкционных материалов».На изучение данного раздела программе отводится 16 часов.Тема: &la...
Технологическая карта урока "Опиливание заготовок из металла и пластмассы"
Данная разработка будет полезна учителям технологии...