Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Юный умелец»
рабочая программа по технологии по теме

Фуника Любовь Александровна

образования администрации городского округа Электросталь

Московской области.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников»

Дополнительная

общеразвивающая программа

                         технической направленности «Юный умелец»

                                               (стартовый уровень)           

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Фуника Любовь Александровна

Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

2018 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_umelets_144ch.docx55.58 КБ

Предварительный просмотр:

образования администрации городского округа Электросталь

Московской области.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников»

Согласовано

Утверждаю

Протокол педагогического совета

Директор МОУ ДО «СЮТ»

МОУ ДО «СЮТ»

__________А.В. Калашник

             от «___»_______2018 г.

«___»__________2018 г.

Дополнительная

общеразвивающая программа

                         технической направленности «Юный умелец»

                                               (стартовый уровень)            

 

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: 1 года

Фуника Любовь Александровна

Педагог дополнительного образования

2018 год

                                  Пояснительная записка

21 век - век высоких технологий. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций, формирование естественнонаучной картины мира с технологической направленностью, развитие творческих и познавательных потребностей приобретают все большее значение. На этом фоне существенно возросла роль творческих детских объединений. Их существование является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, связанные с социализацией личности ребенка.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг.

 Вводить человека в мир познания и творчества, науки и техники необходимо с самого раннего детства.

Программа «Юный умелец» является прикладной с техническим уклоном. По виду деятельности данная программа – многопрофильная; по форме реализации – групповая. Актуальность программы базируется на анализе детского и родительского спроса на дополнительные образовательные услуги. Составлена программа с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся, с учетом современной жизни. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Знания, которые дети получают в процессе освоения программы, носят долговременный характер. Навыки, умения, опыт деятельности применимы в различных жизненных ситуациях. Программа универсальна, носит практико-ориентированный характер и направлена на развитие компетентностей в области технического и прикладного творчества, на формирование у детей навыков пространственного мышления, основ графической культуры, умения работы с разными материалами и инструментами, а также формирует фундамент знаний для более успешного освоения школьной программы по математике, окружающему миру, черчению, технологии, по искусству – то есть расширяет общетехнический и культурный кругозор. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации, потребности приносить людям радость.

Программа творческого объединения «Юный умелец» предусматривает обучение школьников на доступном уровне различным видам прикладного творчества: изготовлению работ из бисера с геометрическим орнаментом на станке, с предварительным изучением чтения и составления схем плетения;  изготовлению плоских и объемных работ из бумаги; работ в технике «изонить». Немаловажным значением является включение в программу занятий по начальному техническому моделированию и изучению правил дорожного движения.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, работая с бисером на станке , применяются знания по ИЗО (подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения, геометрии (умение «читать» и составлять схемы), математики (подсчет стоимости используемого материала).      

Цели программы:

Создание условий для развития творческих способностей детей средствами творческо-конструкторской деятельности, формирование у каждого ребенка потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки; формирование устойчивого внимания, корректировки мелкой моторики, общечеловеческих нравственно- ценностных ориентаций, выработке навыков здорового образа жизни.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом деятельности    является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Достижению этих целей способствует решение следующих задач.

Задачи:

Личностные: сформировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

Метапредметные: развить мотивацию к техническому творчеству, потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, усидчивости, терпении, умении доводить начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам.

Образовательные (предметные): развить познавательный интереса к культуре своей Родины, приобрести знания по основам материаловедения, приемам работы специальными инструментами, умению применять их на практике; совершать последовательные действия в работе, умение «читать» чертежи и схемы по которым изготовляются изделия, приобрести чертежные навыки.

Оздоровительные: обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, укрепление психического и физического здоровья ребенка.

Для успешной реализации педагогических задач используются следующие принципы:

  • систематичность;
  • создание творческой атмосферы;
  • доступность материала;
  • наглядность;
  • индивидуальный подход;
  • закрепление навыков и умений;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Данная программа переработана в соответствии с требованиями Сан ПиНа. 2.4.4.3172-14

Содержание программы «Юный умелец» предусматривает 1 год обучения для детей 7-12 лет. Количество детей в группе – 15 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, по 2 академических часа. Срок освоения программы 144 часа.

Отличительной особенностью программы является совокупность технического и творческого направлений, что дает возможным максимально подготовить детей к сознательному выбору своего места в жизни, помочь в самоопределении.

В основу программы положены 2 принципа: разнообразие материалов, специальных инструментов, используемых в работе и принцип последовательности - постепенность усложнения приемов и техники выполнения. Принцип последовательности положен в основу изложения материала каждой темы и в основу самого процесса: от простого к сложному от использования готовых чертежей, схем, лекал, рисунков для выполнения работ до создания несложных авторских работ по собственным схемам. Умение создавать приходит вместе с умением видеть, анализировать увиденное, находить в нем главное, с привычкой к постоянному контролю над своими действиями, к сравнению с натурой в природе и с готовым изделием. Результативность обучения зависит от отношения ребенка к работе, от его самореализации, от согласованности работы его ума, глаз и рук.

Разнообразие предлагаемого материала предусматривает возможность варьировать занятия с учащимися в зависимости от сложившихся условий. Поэтому педагог может сокращать или увеличивать материал по отдельным темам, или менять местами разделы, т.е. в начале можно заниматься изонитью, затем любым видом по программе. Занятия различными видами технического и декоративного творчества позволяют исключить монотонность и однобокость в творчестве детей, позволяют приобрести широкий круг знаний и умений. Все это дает возможность создать все условия для проявления индивидуальных особенностей и способностей воспитанников.

Обязательным условием для плодотворной работы является снятие напряжения у детей после школы и положительное эмоциональное состояние во время занятий. Для этого потребовалось внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс (прослушивание специальной музыки, успокаивающей нервную систему, проведение физкультминуток). Перед началом занятий необходимо оформить класс, где дети будут заниматься так, чтобы было им удобно и комфортно в нем. На стендах представить выставочные образцы из тех материалов, с которыми будут работать дети. В результате у детей появляется интерес, создается определенное настроение, желание научиться делать такие же красивые вещи. Должное внимание уделяется умению обращаться со специальными инструментами: циркулем, линейками, станками для бисерных изделий. Чтобы раскрыть детям удивительное многообразие народного творчества, на занятиях предусматривается использование ИКТ, сочетание наглядного показа приемов обработки материалов с интересным рассказом о нем. В процессе обучения запланированы экскурсии на природу, где дети учатся видеть красоту природы и в результате – ценить и бережно относиться к ней. Предусмотрены экскурсии в музеи и на выставки, с последующим обсуждением увиденного и услышанного, так развивается речь ребенка. А в сочетании с умением видеть, чувствовать и эмоционально оценивать красоту, рождается духовный облик ребенка.

Полученные теоретические знания закрепляются путем выполнения детьми собственных вариантов изделий из бумаги, ниток, бисера. Эти предметы сразу займут место в жилом или общественном интерьере. Такая работа дает детям возможность почувствовать значимость и практическую необходимость их творчества.

 По мере усвоения программы предусмотрены мероприятия с участием родителей (беседы с интересными людьми), где родители детей, или родственники рассказывают о своей работе, о том, что могут делать своими руками. Так происходит связь поколений, передача накопленных знаний и умений.

  Развитие личности воспитанника, ее творческой, духовной и эстетической направленности, разносторонних способностей и индивидуальных дарований обеспечиваются содержанием программы и той разнообразной деятельностью, в которую они (воспитанники) включены.

  Для занятий с детьми предусмотрены различные по степени сложности задания для коллективного и индивидуального исполнения (выполнение схем, набросков и зарисовок с готовых образцов, и изделий, изготовление творческих работ из бумаги, разработка эскизов с геометрическим орнаментом). В основном первые навыки дети получают в процессе выполнения определенного задания, не требующего больших изменений (зарисовка схемы последовательности выполнения изделий из бисера на станке, изготовление работ по шаблону, образцу, показу). Затем, после того когда дети расширяют и углубляют свои знания и умения в области конструирования и моделирования, совершенствуют свои практические навыки, дети выполняют свои творческие работы по собственным схемам, получают большую самостоятельность в выборе темы и технологических приемов работы с бумагой и нитками.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения программы.

Личностными результатами изучения данной программы являются:

- развитие интереса, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера. Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств очень важных в практической деятельности человека. Воспитание чувства ответственности и справедливости. Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

-знать назначение и устройство чертежных инструментов и принадлежностей (циркуль, линейка, трафареты, лекала, ножницы и т. д.), станка для бисера;

- организовывать рабочее место;

- использовать рабочую тетрадь при выполнении различных заданий конструктивного характера;

- соблюдать правила работы циркулем иглами, ножницами;

- анализировать и объяснять возникшие ошибки при выпиливании работы; соблюдать меры предупреждения ошибок. Анализировать качество работы изделий.   

Универсальные учебные действия:

- сравнивать различные приемы выполнения работы, выбирать наиболее удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения технологию изготовления конкретного изделия, поэтапно использовать ее в ходе самостоятельной работы;

- анализировать технологический процесс изготовления конкретной детали, действовать в соответствии с технологической картой;

- включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

В конце изучения программы «Юный умелец» дети должны знать:

- основные правила поведения на дорогах, правила техники безопасности, правила работы с инструментами, станком для бисерных украшений, чертежными принадлежностями, название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, иглы, линейки..); основы композиций и цветоведения; классификацию и свойства бисера, бумаги; основные приемы работы с бисером на станке, бумагой, нитками, последовательность изготовления изделий из этих материалов; название и назначение материалов, культуру общения в коллективе, нормы поведения в быту и обществе.

Уметь:

- пользоваться в своей работе станком для бисерных украшений, чертежными принадлежностями; разбираться в терминах и понятиях: угол, точка, отрезок, треугольник, овал, трапеция, куб и др. Правильно употреблять понятия: над, под, сзади, спереди. Уметь изготавливать бисерные изделия на станке по собственным чертежам и схемам. Уметь создавать несложные творческие композиции в технике «изонить». Согласовывать цвет элементов композиций. Владеть приемами работы с бумагой при изготовлении плоских и полу объемных работ, а также при изготовлении объемных- с использованием чертежей. Уметь отстаивать собственную точку зрения, доводить начатое дело до конца, правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия, развить эстетическое восприятие окружающей природы, уметь высказывать свое впечатление об увиденном. Узнавать разнообразные виды творчества, видеть красоту окружающего мира, беречь ее.

Формы контроля качества знаний

Для контроля качества знаний проводятся занятия самостоятельного изготовления работ из изучаемого материала (бисера, бумаги, ниток)

Результаты проделанной работы учитываются, прежде всего, применительно к отдельной личности и выражаются в сформированности ее качеств – в знаниях, интересах и способностях, умениях и навыках, подготовленности к жизни и труду, сознательному выбору профессии, в чертах характера.

Способы и методики определения результативности весьма разнообразны. Это и викторины (иллюстрированные, тематические) инструкционные карты, проверочные карточки, тесты, кроссворды. Это и творческие работы детей, выполненные в соответствии с тематикой образовательной программы, и творческие композиции, и выполнение сувениров для подарков в социальных проектах и на продажи на ярмарках, выполненных разными способами и приемами. Они могут закреплять текущий материал.

В конце учебного года проводится мониторинг образовательной деятельности детей.

Результатом достижений творческого объединения являются:

- участия в выставках разных уровней (городских, областных);

- организация постоянно действующих экспозиций детских работ в течение года;

- участия в выставках-ярмарках, где дети, реализуя свои изделия, имеют возможность почувствовать свою значимость и практическую необходимость их творчества (на городских мероприятиях, в школах).

  • дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

Методическое обеспечение программы

При выборе метода изложения материала (обучения) учитываются: уровень подготовки детей, их возраст, соответствие содержанию изучаемого материала и его эффективность.

Методы обучения:

 Словесные.

В основу этих методов положено слово, как источник информации. Поэтому для изучения материала используются: рассказ, беседа, лекция, работа с книгой. Беседы о народных мастерах. Беседы по правилам дорожного движения. Инструкции, которые применяются при работе. Правила техники безопасности при работе.

Наглядные.

Подразделяются на иллюстрационные (плакаты, картинки, эскизы) и демонстрационные (выставки, просмотр альбомов, журналов, дисков и т.д.).

Показ образцов, выполненных с помощью различных технологий. Использование наглядных пособий. Просмотр книг, различных журналов, фотоальбомов моделей, изготовленных детьми, дисков.

Практические.

 Помогают выявить эффективность и прочность усвоения умений и навыков (выполнение образцов, зарисовок эскизов, составление схем, сборка поделок).

Также используется частично - поисковый метод, игровой, репродуктивный и др. и воспитании: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.;  

  • формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая;
  •  формы организации учебного занятия: практическое занятие, беседа, встреча с интересными людьми, выставка, защита проектов, игра, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, творческая мастерская, экскурсия, ярмарка.

Педагогические технологии:

При выборе педагогической технологии учитываются: уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.

В данной программе используются следующие образовательные технологии:

- групповые технологии – развитие коммуникативных качеств личности, сплочения коллектива, достижение высокого уровня усвоения содержания.

групповые технологии – предполагают:

- фронтальную работу,

- групповую (одно задание на разные группы),

- межгрупповую (группы выполняют разные задания в рамках общей цели).

- личностно-ориентированные (ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов, т.е. имеют целью свободное и творческое развитие ребенка);

- гуманно-личностные технологии (отличаются гуманистической направленностью на поддержку личности, исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение);

- технологии сотрудничества (реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, определяют содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества);

- репродуктивные технологии (учащиеся усваивают готовые знания и воспроизводят их): методы репродуктивной группы:

- объяснительно-иллюстративные (объяснение, рассказ, беседа, лекция, иллюстрация, демонстрация).

- игровые технологии –дети воссоздают и усваивают общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игровой деятельности (педагогические игры, игровые приемы и ситуации).

- технология «консультант» - хорошо подготовленные учащиеся выступают в роли помощника учителя.

          -   технология проблемного обучения – развивает творческие и мыслительные способности через создание проблемных ситуаций.

          -    информационно-коммуникационные технологии – повышают качество и эффективность образовательного процесса.

- здоровье- сберегающие технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех детей представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает проведение бесед по изучению чертежных принадлежностей, терминов и понятиях, необходимых при конструировании и моделировании работ; бесед по духовно-нравственному воспитанию, знакомству с мифами и легендами; встреч с народными умельцами, с родителями с целью знакомства с их профессиями; использованию информационных технологий, позволяющих увидеть детям много нового и интересного. Также в теоретическую часть занятий включены беседы, конкурсы и викторины по правилам дорожного движения, что позволяет детям уверенно чувствовать себя на дорогах города и за его пределами.

Практическая часть предполагает работу в нескольких направлениях:

- освоение работ с использованием циркуля и линейки;

-освоение технологических приемов;

- разработку творческих эскизов, вариантов изделий.

- исполнение изделий в материале.

 

Дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.

Примерный учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

Практика

1

Вводное занятие.

Организация работы объединения. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

2

Бумажная пластика.  

- работа с бумагой, подготовка к работе;

- изготовление аппликаций из бумаги (плоских и полу объемных) с использованием разных техник: «квилинг» и оригами;

- техника изготовления объемных работ из бумаги.

82

4

40

38

2

6

2

2

34

36

Проверочные карточки, тесты, творческие работы, итоговые выставки.

3

Изготовление работ из бисера на станке .

-подготовка к работе, станок для бисера, свойства бисера, основы цветоведения, составление схем.

-изготовление работ из бисера с геометрическим орнаментом на станке

22

4

18

2

2

2

16

Викторины, инструкционные карты, проверочные карточки, тесты, кроссворды, фото, сувениры и подарки, итоговые выставки-ярмарки.

4

Работы в технике «изонить»

-подготовка к работе;

-изготовление творческих работ

22

4

18

2

2

18

Творческие работы и композиции, итоговые выставки.

5

ПДД (беседы, конкурсы. творческие работы)

8

3

5

Конкурсы, выполнение рисунков, тесты.

6

Экскурсии

6

6

Обсуждение увиденного.

7

Итоговое занятие

2

2

Выставки.

8

Итого:

144

29

115

Содержание учебного плана

В каждом занятии предусмотрены комплексы упражнений для физминуток, беседы о здоровом образе жизни.

Раздел 1. Вводное занятие. Организация работы объединения. Инструктаж по технике безопасности.  (2 часа).

Тема 1.1

Теория: Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Ознакомление уч-ся с содержанием работ в учебном году. Просмотр образцов работ. Знакомство с организацией рабочего места. Общие правила техники безопасности и личной гигиены. Демонстрация изделий.

Организационные вопросы.

 Беседа о дорожных знаках: по дороге в школу.

Раздел 2. Бумажная пластика. (82 час.).

Тема 2.1 Работа с бумагой. Подготовка к работе (4 часа).

Теория: (2 часа).

История возникновения, свойства и виды бумаги. Творчество при работе с бумагой. Цветовые характеристики. Основы графической грамотности (линейка, циркуль, ножницы, их устройство и назначение. Техника безопасности. Знакомство с основными геометрическими понятиями: угол, точка, отрезок, треугольник, овал, трапеция, куб и др.

Практика: (2 часа).

Закрепление пройденного материала.

Практические навыки работы с инструментами. Технические приемы при работе с бумагой, копировальная бумага. Техника безопасности.

Раздел 5.

Тема 5.1. Дорожные знаки. (2час.).

Теория: Дорожные знаки по дороге в школу. (1час).

Практическая работа: Нарисуй дорожный знак. (1час).

 Раздел 6. Экскурсия в музей. (2час.).

Раздел 2.

Тема 2.2. (40 час.). Изготовление аппликаций из бумаги (плоских и полу объёмных) с использованием  техник:  квилинг и оригами.  

Теория: (6 час.).

Подготовка к работе. Техника безопасности. История возникновения техники аппликации, видов творчеств из бумаги (оригами, квилинг). Виды аппликаций. Цветовые характеристики. Беседы о разновидности природных материалов, дизайне, здоровом образе жизни.  Беседа на тему: “красота спасет мир”. Просмотр работ мастеров, работающих в технике аппликации. Использование ИКТ. Способы перевода рисунков, способы работы по трафарету. Беседа на тему: «Значение оригами для развития.

Правила пользования материалами и инструментами при изготовлении квилинга и оригами. Термины и условные знаки в оригами. Базовые формы оригами.

Практика: (6 час.).

Изготовление плоских аппликаций из бумаги с использованием простых форм и природных материалов в разных техниках: по шаблонам, образцам, трафаретам. Тренировочные работы по вырезанию геометрических фигур без трафарета и по трафарету. Перевод рисунков. Определение необходимого материала. Подбор цветовой гаммы. Составление плана работы. ТБ.

Практические работы:

1-я из сухих листьев, пластилина и цветной бумаги с использованием готовых образцов.

2-я из кусочков цветной бумаги (отрывной способ) и семян, с использованием готовых образцов.

Просмотр и анализ работ.

Практика: (20 час.).

Изготовление аппликаций в технике «квилинг».

Тренировочные работы по изготовлению базовых элементов квилинга.

Составление плана работы. Перевод рисунков. Определение материалов и инструментов (шпажки, расчески). Подбор цветовой гаммы.

Практические работы: «Подарок маме», «Снежинка», композиция по собственному замыслу. Просмотр и анализ работ.

Практика: (8 час.).

Изготовление аппликаций с элементами оригами простых форм.

Практическая работа по освоению основных элементов складывания базовых форм оригами.

Составление плана работы. Перевод рисунков. Определение материалов и инструментов. Подбор цветовой гаммы.

Практическая работа по изготовлению аппликации: «Морские корабли», «Веселые лягушата».

Просмотр и анализ работ.

Тема 2.3 (38 час.). Техника изготовления объемных работ из бумаги.

Теория: (2 час.).

Знакомство с моделированием работ из бумаги, с особенностями работы с чертежами, циркулем; понятиями о развертке, линиях (тонких, сплошных, пунктирных).  Инструменты и принадлежности при работе. Выбор бумаги. Просмотр образцов готовых работ, особенные моменты для уточнения перед работой. Особенности перевода чертежей. ТБ при работе.

Практика: (36 час.).

Практические работы:

Изготовление Ангела, вазы, новогодних шаров, объемных снежинок, крокодила, машины, книги с сюрпризом.

Просмотр работ. Анализ работ.

Раздел 5.

Тема 5.1. Дорожные знаки. (2час.).

Теория: Наша дорога (1час).

Практическая работа: Конкурс дорожных наук (1час).

Раздел 6. Экскурсия в музей. (2час.).

Раздел 3. (22 час.). Изготовление работ из бисера на станке.

Тема 3.1.(4час.) Подготовка к работе, станок для бисера, свойства бисера, основы цветоведения, составление схем.

 Теория: (2 час.).

История возникновения бисера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Ознакомление с устройством станка для плетения. Просмотр работ, выполненных на станке. Техника безопасности при работе с иглами и ножницами. Основы цветоведения. Цветовая гамма

Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма Знакомство с техникой изготовления схем плетения на станке. Способы закрепления нитей во время плетения.

Практика: (2час). Работа на бумаге по изготовлению узоров (с геометрическими, растительными мотивами). Раппорт узора. Составление схем плетения на станке.

Тема 3.2.(18час.) Изготовление работ из бисера с геометрическим орнаментом на станке.

Теория: (2 час.).

Освоение техники работы на станке. Изготовление образцов по готовым схемам.

Практика: (16 час.).

Изготовление собственных вариантов схем с геометрическим орнаментом для работы на станке. Выбор материалов. Цветовые и композиционные решения. ТБ.

Раздел 4. (22час.). Работы в технике «изонить».

Тема: 4.1. (4 час.). Подготовка к работе.

Теория: (2 час).  

История развития. Знакомство с работами народных мастеров в технике «изонить». Принадлежности и материалы. ТБ. Особенности изготовления работ в зависимости от способа изготовления (сквозное прокалывание; обвитие гвоздиков).  Значение данного вида творчества в развитии внимания. Способы перевода и изменения размеров рисунка. Значение цветовых решений при выполнении работ.

Практика: (2 час).

Основы техники: применение чертежных инструментов для изготовления круга и угла.

Заполнение угла. Этапы заполнения.

Заполнение круга. Этапы заполнения.

Раздел 4.

Тема: 4.2. (18 час.). Изготовление творческих работ.

Практика: (18 час.).

ТБ. Изготовление образцов с разными вариантами узоров способом сквозного прокалывания с использованием различных геометрических фигур. Выбор варианта рисунка для выполнения композиции в технике «изонить» или вариант создания собственной композиции. Цветовое решение

Практическая работа по закреплению пройденного материала. Просмотр готовых работ. Анализ работ детьми.

Раздел 5. Основы правил дорожного движения. (4час)

Тема: 5.2

. Светофор наш друг.

Теория: Назначение сфетафора.1час.

Практическая работа: «Изготовление светофора в технике «Изонить». (3час).

Раздел 6. Экскурсия в музей. Обсуждение увиденного.

Раздел 5. (8 час.). Основы правил дорожного движения.

Тема: .5.1. Дорожные знаки. (4час.)

Теория: Дорожные знаки по дороге в школу. Наша дорога. (2час).

Практические работы: Нарисуй дорожный знак, «конкурс дорожных наук» (2час.).

Тема: 5.2. Светофор наш друг. (4час).

Теория: Назначение светофора. (1час).

Практическая работа: Изготовление светофора в технике «Изонить». (3час).

 

Раздел 6. (6 час.). Экскурсии.

Проведение экскурсий в местные музеи, в музеи Подмосковья. Беседы с мастерами и художниками народных промыслов.

Раздел 7. (2 час.). Итоговое занятие.

Подведение итогов деятельности объединения за прошедший год. Рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе. Подготовка изделий к выставке. Организация выставки. Поощрение лучших работ учащихся.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы: светлый, оформленный детскими работами класс или мастерская, с удобными столами и стульями в достаточном количестве (не менее 15). Таблицы «Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами». Контрольно-измерительные и разметочные инструменты (15), инструменты (ножницы, иглы) на каждого ребенка. Станки для изготовления бисерных изделий (15). Наличие методической литературы, дидактические материалы, раздаточный материал: инструкционные, технологические карты, задания, образцы изделий, схемы, чертежи, бисер, нитки, бумага, клей, краски.

Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

Информационное обеспечение педагога

1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.  – М., 2004.

2. Гусева О.Л., Миронова Н.Н. Практические уроки по Excel. – М., 1999.

3. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е. Лебедева. - М., 2000.

4. Евладова Е.В., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2002.

5. Журкина А.Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации. – М., 2003.

6. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей /Под ред. А.К. Бруднова. - М., 2000.

7. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М., 2002.

8. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М., 1997.

9. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие по повышению квалификации и переподготовки пед. кадров.- М.: Просвещение,

10. Педагогика: Большая современная энциклопедия. / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск, 2005.

11. Педагогические технологии в дополнительном образовании. Методическое пособие. / Под ред. Д.Е. Яковлева. – Сергиев Посад, 2004.

12. Петроченков А.В. Hardware – компьютер и периферия. - М., 1995.

13. . Наталия В.Д; Большая книга аппликаций из природных материалов; «Сова»: 2008.

14. Казакова.Т.Г. Развитие у детей творчества. Пособие для воспитателей.М.,1985.

15. Литвинец Э.Н. Забытое искусство. М.,1995.

16 Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. «Издательство Кристалл»: Санкт-Петербург, 1998.

17. Старикова В.В. Уроки технологии с использованием информационных технологий.  Москва:  «Глобус»

18. Некрасова М.А. Современное народное искусство. М.,1980.
Ю.Зайцева Н.К. Золотые страницы рукоделия.-М,2004.

19. Федотова М.В. Культура и традиции.- М,2004.

20. К. Лититело «Чудо-Аппликация». Эксмо:,2008 г.

21. www.biser-businka-strass.cz

22. www.gumer.info

23. www.pedlib.ru

Информационное обеспечение родителей и детей

  1. Наш проблемный подросток: понять и договориться /Под ред. Л.А. Регуш. - Спб., 2001.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гинерактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000. - илл.
  3. 2000 г. 14.Кашенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков у детей и подростков. М: Просвещение, 2001.
  4. Казакова. Т.Г. Развитие у детей творчества. Пособие для воспитателей.М.,1985.
  5. Некрасова М.А. Современное народное искусство. М., 1980.
  6. Магина А.Р. Плетение и вышивка.- М.:»Олема-Пресс», 2004.
  7. Несмиян Т.Б. Ювелирные украшения из бисера и самоцветов.- М.: Эксмо, 2009.

Календарный учебный график

Дополнительной общеразвивающей программы: «Юный умелец»

Педагог   Фуника Л,А,

Группа     (год обучения)  1

Количество часов на год:  144    в неделю: 4

№ заня-тия п/п

месяц/ неделя

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия (теория-практика)

Время теория (мин)

Форма контроля

1

Сентябрь

4 неделя.

Вводное занятие.

Организация работы объединения. Инструктаж по технике безопасности.

Беседа о дорожных знаках: по дороге в школу.

2

Теория: Цель и задачи объединения. Ознакомление уч-ся с содержанием работ в учебном году.  Просмотр образцов работ. Знакомство с организацией рабочего места. Общие правила техники безопасности и личной гигиены.  

Организационные вопросы.

Беседа по ПДД. «По дороге в школу».

70

30

20

Иллюстративная викторина.

Опрос.

.

№ 2, 3

4 неделя.

5 неделя

Бумажная пластика. (теория)2ч.

Сведения о бумаге

Основы графической грамотности.

(практика)2ч.

Закрепление пройденного материала.

Подготовка к работе.

4

История возникновения, свойства и виды бумаги.. Цветовые характеристики. Основы графической грамотности.

Практические навыки работы с инструментами. ТБ. Технические приемы при работе с бумагой.  

60

60

Опрос.

Конкурс «С карандашом в руке»

4

5 неделя

Беседа о дизайне, возникновении

 оригами, квилинга. Цветовые  

характеристики. ТБ. Теоретическое занятие.

2

История возникновения техники аппликации, видов творчеств из бумаги (оригами, квилинг). Виды аппликаций. Цветовые

 характеристики.. ТБ. Беседы о разновидности природных материалов, дизайне.

45

45

30

Опрос.

Тесты.

5

Октябрь.

1 неделя

Беседа о красоте,о здоровом образе жизни. Просмотр работ. Способы перевода рисунков.                                                                                  

Теоретическое занятие.

2

Беседа на тему: «красота спасет мир, ЗОЖ». Просмотр работ  народных мастеров работающих в технике аппликации. Использование ИКТ. Способы перевода рисунков, способы работы по трафарету.

20

60

40

Иллюстриро-ванная викторина.

6

1 неделя

Беседа об оригами.

Материалы и

инструменты. Термины, знаки

  и базовые формы оригами. Теоретическое занятие.

2

Беседа на тему: «Значение оригами для развития.

Правила пользования материалами и инструментами. Термины и условные знаки в оригами. Базовые формы оригами.

30

30

60

Опрос.

7

2 неделя

Тренировочные работы по вырезанию фигур. Перевод рисунков. Практическое занятие.

2

Тренировочные работы по вырезанию геометрических фигур без трафарета и по трафарету. Перевод рисунков.

Индивидуальные контрольные вопросы.

Анализ   выполненных работ.

8

2 неделя

Практическая работа из сухих листьев и цветной бумаги с использованием готовых образцов.

2

Беседа о вредных привычках.      Определение необходимого материала. Подбор цветовой гаммы. Составление плана работы. ТБ.

Практическая работа из сухих листьев и цветной бумаги с использованием готовых образцов.

Инструкционные карты.

Творческие работы.

9

3 неделя

Практическая работа из кусочков цветной бумаги и семян с использованием готовых образцов.

2

Составление плана работы. ТБ.

Практическая работа из кусочков цветной бумаги и семян с использованием готовых образцов.

Просмотр и анализ работ.

Инструкционные карты.

Просмотр и анализ работ.

10

3 неделя

Изготовление аппликаций в технике «квилинг»

Тренировочные работы.

2

Изготовление базовых элементов квилинга.

Перевод рисунков. Определение материалов и

инструментов (шпажки, расчески). Беседа о  «ЗОЖ»

Тематическая викторина.

Занятие№

11,12,13

4 неделя,

4неделя,

5неделя.

Практическая работа

«Подарок маме.» в технике «квилинг»

Просмотр и анализ работ.

6

Составление плана работы. Подбор цветовой гаммы.

Практическая работа «Подарок маме.» Просмотр работ.

Инструкционные карты.

Индивидуальные контрольные вопросы.

14

5 неделя

Составление плана работы.

Подбор цветовой гаммы.

Практическая работа «Снежинка»

2

Составление плана работы.

Подбор цветовой гаммы.

Практическая работа «Снежинка»

Инструкционные карты.

Индивидуальные контрольные вопросы

15

Ноябрь

1 неделя

Теория: Дорожные знаки по дороге в школу.

Практическая работа: Нарисуй дорожный знак. ЗОЖ

1

1

 Основы правил дорожного движения Дорожные знаки.

Теория: Дорожные знаки по дороге в школу. Беседа: «берегите здоровье смолоду»

Практическая работа: Нарисуй дорожный знак.

60

Конкурс «С карандашом в руке»

16

1 неделя

Экскурсия в музей

2

Анализ. Обсуждение увиденного.

120

Анализ увиденного.

№17, 18

2 неделя.

2неделя.

 Беседа.  Изготовление аппликации  «Снежинка» Практическая работа.

4

Беседа о дизайне. Практическая работа «Снежинка»

Просмотр и анализ работ.

Иллюстративная викторина. Индивидуальные контрольные вопросы

№19, 20, 21.

3 неделя,

3неделя,

4неделя.

 Практическая работа в технике «квилинг» по собственному замыслу.

6

Практическая работа в технике «квилинг» по собственному замыслу. Составление композиции и плана работы.

Подбор цветовой гаммы. Просмотр и анализ работ.

Индивидуальные контрольные вопросы.

Выставка детских работ.

Фото.

22

4неделя

Аппликации с элементами оригами. Практическая работа по освоению складывания базовых форм оригами.

2

Практическая работа по освоению основных элементов складывания базовых форм оригами.

Проверочные карточки.

№23,

24.

Ноябрь

5 неделя,

Декабрь

1неделя

Подготовка и проведение практической работы по изготовлению аппликации: «Морские корабли.»

4

Составление плана работы: перевод трафаретов; определение материалов и инструментов; подбор цветовой гаммы.

Практическая работа.

Контрольные вопросы.

Инструкционные карты.

25

1 неделя

Практическая работа по изготовлению аппликации: «Веселые лягушата».

Просмотр и анализ работ.

2

Составление плана работы, перевод трафаретов;

Практическая работа.  Просмотр и анализ работ.

Оформление выставки детских работ.

26

2 неделя

Техника изготовления объемных работ из бумаги.

  Знакомство с моделированием и чертежными принадлежностями. ТБ. Беседа о здоровом образе жизни. Теоретическое занятие.

2

Теория. Знакомство с моделированием работ из бумаги, с особенностями работы с чертежами, циркулем; понятиями о развертке, линиях (тонких, сплошных, пунктирных).  Инструменты и принадлежности при работе. Просмотр образцов готовых работ. ТБ при работе.

45

45

30

Тематическая викторина.

№27,

28

2 неделя

3неделя.

Особенности перевода чертежей. ТБ при работе. Изготовление Ангела. Практическая работа.

4

Просмотр образцов готовых работ, особенные моменты для уточнения перед работой. Особенности перевода чертежей. ТБ при работе.

Изготовление Ангела.

Практическая работа.

Инструкционные карты.

№29,

30

3 неделя

4неделя.

Особенности перевода чертежей. ТБ при работе. Изготовление крокодила.  Практическая работа.

4

Просмотр образцов. Особенности перевода чертежей. ТБ при работе.

Изготовление крокодила.

Практическая работа.

Просмотр и оценка работ

Опрос.

Инструкционные карты.

№31,

32.

 Декабрь

4 неделя.

Январь

2неделя.

Изготовление новогоднего шара на основе круга.   Практическая работа.

4

Просмотр готовых работ, Особенности перевода кругов. Нанесение украшающих элементов. ТБ.

Инструкционные карты.

Выставка работ.

№33, 34

2неделя.

3неделя

Изготовление новогоднего шара на основе треугольников   Практическая работа.

4

Просмотр образцов Особенности перевода треугольников. Практическая работа

Инструкционные карты.

№35,

36

3неделя

4неделя

Изготовление объемной снежинки по трафарету.

Практическая работа.

4

Просмотр образцов, Особенности складывания и вырезания бумаги. Практическая работа.

Инструкционные карты.

Трафареты

№ 37,

38

4неделя.

Изготовление новогоднего шара на основе многоугольников   Практическая работа.

4

Просмотр образцов. Особенности перевода.

Практическая работа

Инструкционные карты.

№ 39,

40

Февраль.1 неделя

1неделя

  Беседа о »ЗОЖ»    Изготовление машины.  Практическая работа. Просмотр и оценка работ

4

Просмотр образцов готовых работ, особенные моменты для уточнения перед работой. Особенности перевода чертежей. ТБ при работе. Беседа:»Курить – здоровью вредить

Контрольные вопросы.

Инструкционные карты. Анализ работ.

№ 41,

 42

2 неделя

2неделя

Изготовление книги с сюрпризом.  Практическая работа.

4

Практическая работа. Изготовление и сборка частей книги. Нанесение украшающих элементов. ТБ.

Инструкционные карты.

Анализ работ

№43,

44

3 неделя

3неделя

Практическая работа по изготовлению объемной вазы.

4

Просмотр образцов готовых работ, особенные моменты для уточнения перед работой. Особенности перевода чертежей. ТБ при работе.

20

70

Инструкционные карты.

Организация экспозиции детских работ

45

4 неделя

Изучение ПДД. Теория: Наша дорога

Практическая работа: Конкурс дорожных наук

1

1

Основы правил дорожного движения Дорожные знаки.

Теория: Наша дорога

Практическая работа: Конкурс дорожных наук.

60

Проверка знаний в форме игры.

46

4 неделя

Экскурсия на выставку.

2

 Просмотр работ Обсуждение увиденного.

Обсуждение увиденного.

47

Март

1 неделя

Изготовление работ из бисера на станке. Теория Инструменты и материалы, устройство станка,

 основы цветоведения. Схемы.

2

 Теория: (2 час.).

История бисера. Инструменты и материалы, Ознакомление с устройством станка Т.Б, Основы цветоведения.

Изготовление схем. Способы закрепления нитей во время плетения.

30

30

30

30

Иллюстрированная

викторина.

Тесты.

48

1неделя

Практика Изготовление узоров. Раппорт узора. Составление схем плетения на станке.

2

Практика: 2ч. Работа на бумаге по изготовлению узоров (с геометрическими, растительными мотивами). Раппорт узора. Составление схем плетения на станке.

Тесты.

49

2неделя

Освоение техники работы на станке

2

Теория 2ч. Освоение техники работы на станке. Изготовление образцов по готовым схемам. Беседа о здоровой пище.

60

60

Контрольные вопросы.

50

2 неделя

Изготовление собственных вариантов схем с геометрическим орнаментом для работы на станке. ТБ.

2

Практика.

Изготовление собственных вариантов схем с геометрическим орнаментом для работы на станке. Выбор материалов. Цветовые и композиционные решения. ТБ.

 Образцы схем.

Индивидуальные контрольные вопросы

 Занятие№ 51,52,53,54,55,56,57.

 Март

3 неделя, 4неделя, 5неделя

Апрель

1неделя.

Изготовление работ по собственным вариантам схем на станке .ТБ.

14

Практика.

Изготовление работ по собственным вариантам схем. Техника безопасности при работе с иглами.

Индивидуальные контрольные вопросы.

Самостоятельные работы.

№ 58,

59

 Апрель

1 неделя

2неделя

Работы в технике «изонить»

Подготовка к работе.

Практическая работа по освоению техники. ТБ.

4

Теория:( 2 час)

История развития. Принадлежности и материалы. ТБ. Значение цветовых решений при выполнении работ.

Практика: (2час)

 Основы техники: применение чертежных инструментов для изготовления круга и угла.

Заполнение угла. Этапы заполнения.

Заполнение круга. Этапы заполнения

60

60

Иллюстрированная

викторина.

Индивидуальные контрольные вопросы

60

2 неделя

Изготовление образцов с разными вариантами узоров Выбор рисунка. Техника безопасности при работе с иглами.

2

Практика.

ТБ. Изготовление образцов с разными вариантами узоров способом сквозного прокалывания. Выбор варианта рисунка для выполнения композиции в технике «изонить» или вариант создания собственной композиции. Цветовое решение.

Кроссворд «лабиринт»

Контрольные вопросы.

 Занятие№ 61,62,63,64,

65,66,67,68.

 Апрель

3-неделя,

4-неделя

Май

1-неделя

2-неделя.

Изготовление творческих работ. ТБ. Беседа:»Вредным привычкам скажем:»нет».

16

Практическая работа по закреплению пройденного материала.

 Индивидуальные контрольные вопросы, творческие работы.

69

3неделя

ПДД Теория: Назначение светофора. Практическая работа: «Изготовление светофора в технике «Изонить».

  1

  1

Светофор наш друг.

Теория: Назначение светофора.

 Закрепление ПДД

60

Иллюстрации.

Творческая работа.

70

3неделя

ПДД Практическая работа: «Изготовление светофора в технике «Изонить».

  2

Закрепление ПДД

Творческая работа.

71

4 неделя

Итоговое занятие.

2

Итоговое занятие.

Подведение итогов деятельности объединения за прошедший год. Рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе. Подготовка изделий к выставке. Организация выставки. Поощрение лучших работ учащихся.

30

60

30

Проведение выставки- ярмарки детских работ.

72

4 неделя

Экскурсия в музей.

2

Обсуждение увиденного.

120

Анализ увиденного.

Итого

36 недель.

144

29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Образовательная программа научно-технической направленности "Юный программист"

Научно-техническая программа «Юный программист» направлена на создание условий для интеллектуального развития личности ребенка, для социального, культурного и профессионального самоопределения, творче...

Дополнительная общеразвивающая программа ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный техник»

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Юный техник» направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, 3D моделирования, про...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа технической направленности "Юный мастер"

Актуальность данной программы заключается  в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Юные информатики» (Возраст обучающихся: 12-13 лет)

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предполагает дополнительное образование детей и расширение знаний в области инфор...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Юные информатики» Возраст обучающихся: 8-11 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предназначена для дополнительного изучения информатики, как на начальном, так и н...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Станция юный техник"

В программе рассматриваются вопросы приобщения обучающихся с ОВЗ к основам технических знаний и конструкторских приемов на примере изготовления копий моделей колесной техники из древесины и поделочных...