внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Этикета"
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения. Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_vneklassnoe_meropriyatie.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «в гостях у дедушки Этикета»

5 класс

Цели занятия:

  1. Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
  2. Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
  3. Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
  4. Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

Оборудование урока: карточки с заданиями, «черный ящик», чеснок, салфетка, 2 комплекта посуды для сервировки стола

Ход занятия

Здравствуйте ребята, сегодня наше внеклассное мероприятие называется «В гостях у дедушки Этикета» и посвящено оно тому, с чем мы сталкиваемся ежедневно, но порой не обращаем на это никакого внимания, а напрасно. Это наше поведение в обществе: наш внешний вид, наше поведение за столом, общение друг с другом, с педагогами и т.д.

Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах и культурах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. О племени Масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Жители Тибета, снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки; китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому; современные греки приветствуют друг друга словами: «Будь здоровым!», древние греки говорили друг другу «Радуйся!»; арабы приветствуют друг друга фразой: «Мир с тобой!», индейцы навахо – фразой «Все хорошо!». А как приветствуете друг друга вы? (Ребята отвечают на вопрос).

Раз уж мы сегодня поведем речь об этикете, то давайте вспомним что такое ЭТИКЕТ?

 Ответ: Этике́т — правила поведения людей в обществе.

Без чего невозможен этикет (без каких понятий?) Ответ: (Без понятий нравственность, моральный долг, ответственность)

Ход игры:

Сегодня наше мероприятие пройдет в форме игры с элементами викторины. Разрешите представить уважаемое жюри, которое будет оценивать ваши ответы - Доржиев Б.О., Доржиева Л.Л. и Тугутурова О.А.

Необходимо придумать названия командам.                 (1 мин)

 Разминка.

  1. Кто первый здоровается при входе в помещение? (первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)
  2. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама).
  3. Если опоздали в кино или театр, куда садиться? Нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшие свободные места, а пересесть на свое место можно в антракте).
  4. При разговоре по телефону, кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).
  5. Нужно ли юноше при входе в помещение, например школы, снять вязаную шапочку? (Да)
  6. Должен ли юноша, приветствуя другого юношу на улице, снять перчатку, используя приветственное рукопожатие? (Да)
  7. По окончании обеда, как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул

Конкурс 1

Итак, как вы разделились на две команды, начинаем первый конкурс.

Для этого конкурса нам понадобятся по 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды.

Ребята выходят.

Представим себе ситуацию. Молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, с другой - дорога, по которой едут машины.

Итак, вопрос: с какой стороны должен идти молодой человек?

(Со стороны дороги.)

Пары учеников изображают молодого человека и девушку.

За правильный ответ команде дается 1 балл.

Конкурс 2

Я вижу, что с этим заданием вы отлично справились, а теперь я предлагаю вам второй конкурс, задания которого будут посложнее и будут оцениваться в 4 балла. Этот вопрос требует полного развернутого ответа.

Внимание, вопрос: как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с равным себе. 

Я даю вам время, 1 минуту, для того чтобы посовещаться и ответить правильно.

По истечении времени поочередно выслушиваются ответы команд.

 (Младший по возрасту первый приветствует старшего, для рукопожатия первым протягивает руку старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с мужчиной, то поступают так же, как и в первом случае, если здороваются мужчина с женщиной, то женщина первая протягивает руку для рукопожатия. Если здороваются равные между собой, например офицер с офицером, то, как говорится во французском военном уставе, здоровается первым тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку, - страшное оскорбление.)

За полный правильный ответ команде дается 4 балла, за неполный - 2 балла.

Конкурс 3

А теперь проверим ваши знания о комплименте.

- Для разминки, что такое комплимент?

(Комплимент - любезные, приятные слова, лестный отзыв.)

Выслушиваются ответы ребят.

В этом конкурсе командам требуется ответить на вопросы, которые напечатаны на карточках. В каждой из них по два вопроса.

Ведущий указывает на две карточки, лежащие на столе.

Один человек из каждой команды подходит к столу, на котором лежат карточки с вопросами. Представителю команды, набравшей больше баллов, предоставляется возможность выбора карточки первому.

Карточка 1

1. В чем суть комплимента?

а) в преувеличении достоинств другого человека и, таким образом, стимулировании его положительных качеств;

б) искренней похвале;

в) похвале и обнаружении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.

2. Какая из форм комплимента предпочтительнее?

а) при непосредственном общении;

б) через третье лицо;

в) по телефону;

г) в письменном виде.

Карточка 2

1. Можно ли сделать несколько комплиментов по одному поводу?

а) да, это углубит впечатление ваших слов;

б) это нежелательно, зачем повторяться.

2. Уместно ли адресовывать комплименты очень пожилым людям?

а) нет, это нескромно;

б) уместно, но в скромных и лаконичных выражениях;

в) уместно в любом случае.

(ответы: карточка 1: 1-б, 2 – а; карточка 2: 1 – б, 2 - б)

За правильные ответы на оба вопроса команде дается 4 балла, за правильный один ответ – 2 балла. Если команда ответила неправильно на оба вопроса – 0 баллов.

Конкурс 4

Сейчас мы проверим, то как вы умеете дарить и принимать цветы.

Цветы для пожилого человека

Цветы для мужчины

Цветы для взрослой женщины

Цветы для девушки, девочки

(ответы: пожилому человеку можно подарить цветы в вазе или горшочке, мужчинам дарят в редких случаях и только большие и темные цветы; юношам не дарят, девушкам можно дарить нераскрывшиеся цветы. Дарят всегда нечетное количество цветов в букете и только свежие)

За самое яркое выступление, в котором прослеживались правильные ответы -  4 балла

Конкурс 5

«Встреча гостей»

Посмотрим на то, как вы умеете принимать гостей.

Представим себе такую ситуацию: входящий звонит в дверь. В доме хозяин, хозяйка, их сын 10 лет и несколько гостей.

Вопрос: кто должен открыть дверь?

(Ответ: встречать могут и хозяйка и хозяин, кто в данный момент не занят другими гостями или сервировкой стола. Если гость опоздал, то встретить его может сын хозяев дома. Необходимо помочь снять верхнюю одежду и по желанию гостя предложить тапочки)

Если команда ответила правильно, то ей дается 2 балла.

Конкурс 6  Внимание, черный ящик.

Этот овощ был известен уже в древние времена. Египтяне, например, всячески его обожествляли. Им клялись при заключении договоров и различного рода соглашений. В Средние века считалось, что он предохраняет воинов от стрел, ударов алебард и мечей. Рыцари, закованные в стальные латы, носили его на груди в качестве талисмана. А в России он был настолько популярен, что Петр Первый был вынужден запретить его употребление в некоторых случаях.

Вопрос: Что лежит в черном ящике?

Ответ: (Чеснок)

 Этим предметом  пользовались  с незапамятных времен. Он был известен еще в Древней Греции: им служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы своим хозяевам. В эпоху Средневековья этот предмет получил распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью он пользовался в тех странах, где мужчины носили бороды и усы. В России он обязательно входил в приданное любой девушки, и бедной, и богатой.

Вопрос: Что лежит в черном ящике?

 Ответ: (Салфетка)

Конкурс 7

Дарить и выбирать цветы вы уже научились, встречать гостей вы умеете. А можете ли вы сервировать стол? Сейчас мы это и проверим.

На стол, покрытый скатертью, выставляется посуда: тарелки, ножи, ложки, вилки, стаканы, салфетки, салфетницы.

А сейчас я приглашаю обе команды принять участие в этом конкурсе. Вам предстоит сервировать стол. На это задание вам предоставляется 7 минут.

(Правильный вариант сервировки стола: около каждой тарелки нужно положить справа обеденную ложку и нож (острием к тарелке), а слева - вилку (зубьями вверх). Стакан ставят перед тарелкой справа от нее. Салфетки вставляют в салфетницы.)

Участники команд сервируют стол. По истечении времени ведущий проверяет сервировку столов.

Максимальное количество баллов, которое может получить команда – 10 баллов.

Исходя из этого ведущий оценивает работу ребят.

Конкурс 8

Сейчас мы проведем последний конкурс, после этого будем подводить итоги мероприятия. Я буду каждой команде по очереди задавать вопросы, на которые требуется ответ «да» или «нет». За правильный ответ на один вопрос команда зарабатывает 1 балл.

Внимание, первый вопрос для первой команды:

- за столом ведут громкие разговоры? (Нет.)

Вопрос для второй команды:

- размешав сахар в чае, ложку после перемешивания кладут на блюдце? (Да.)

Второй вопрос для первой команды:

- печенье, сухари, фрукты берут руками? (Да.)

Сейчас вопрос для второй команды:

- хлеб берут вилкой? (Нет.)

Итак, последний вопрос для первой команды:

-  чай, какао, кофе наливают в блюдце только малышам? (Да.)

А сейчас последний вопрос для второй команды:

-  арбуз едят ножом и вилкой? (Нет.)

Ведущий подводит итоги последнего конкурса.

Наше мероприятие подошло к концу. Сейчас мы подсчитаем количество баллов, которые получили команды за все 8 конкурсов, и объявим команду-победительницу.

Пока подсчитываются баллы  поговорим про “Застольный этикет”

Вопросы с ответами задаются командам по очереди.

1Когда можно сесть за праздничный стол?

  • как только вошли в комнату.
  • только после того, как сядут хозяева.
  • после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и ...

  • заправляете за воротник.
  • кладете на колени +
  • кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

  • гневно отказаться.
  • отказаться, назвав причину отказа.
  • взять немного, поблагодарив +

4. Как правильно есть котлету?

  • ножом и вилкой.
  • одной вилкой +
  • одним ножом.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

  • самые большие.
  • самые маленькие.
  • те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

  • в правой руке – вилка, в левой – нож.
  • в правой руке – нож, в левой – вилка +
  • по очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

  • поднять и продолжать есть.
  • попросить другой прибор.
  • извиниться и попросить подать другой прибор +

Ведущий подсчитывает баллы. Объявляет победителей.

Несмотря на то что победила у нас только одна команда, я думаю, что за этот час все ученики научились и стол сервировать,  и комплименты говорить, и многому другому.

Ежели вы вежливы

Ежели вы

Вежливы

И к совести

Не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите

Старухе.

 

Ежели вы

Вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.

 

И ежели вы

Вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете

С товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы –

То есть сами.

 

И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

 

И ежели вы

Вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда,

Не тратить же

Товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!

 

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмете не навеки.

 

И ежели вы

Вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

 

И ежели вы

Вежливы, -

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным, не робея.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку

Воспитание.

 

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Мячик,

Он их благодарил.

«Спасибо!» - говорил.

 

Нет, ежели вы

Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика

У мальчика

Без спросу

Не берите!

Автор: С. Маршак

Карточка 1

1. В чем суть комплимента?

а) в преувеличении достоинств другого человека и, таким образом, стимулировании его положительных качеств;

б) искренней похвале;

в) похвале и обнаружении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.

2. Какая из форм комплимента предпочтительнее?

а) при непосредственном общении;

б) через третье лицо;

в) по телефону;

г) в письменном виде.

Карточка 2

1. Можно ли сделать несколько комплиментов по одному поводу?

а) да, это углубит впечатление ваших слов;

б) это нежелательно, зачем повторяться.

2. Уместно ли адресовывать комплименты очень пожилым людям?

а) нет, это нескромно;

б) уместно, но в скромных и лаконичных выражениях;

в) уместно в любом случае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное внеклассное мероприятие с обучающимися в 1кл. "В гости к дедушке Корнею"

Интегрированное внеклассное мероприятие проведено с первоклассниками, посещающими логопедические занятия и группу продленного дня....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.

Целью проведения данного мероприятия явилось желание помочь сегодняшней молодежи красиво и воспитанно вести себя в различных ситуациях. Речевой этикет поможет молодым людям  не только быть ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Целью проведения данного мероприятия явилось желание помочь сегодняшней молодежи красиво и воспитанно вести себя в различных ситуациях. Речевой этикет поможет молодым людям  не только быть ...

Внеклассное мероприятие на английском языке в 3 классе. "В гостях у Кенги" (правила этикета и приема гостей).

Тема: «В гостях у мамы Кенги» (правила этикета приема гостей).Актуальность: основы этикета, навыки общения.Тип мероприятия: Костюмированное представление.Цель: Формирование у детей основ этикета.Задач...

Разновозрастное внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Этикета" (8 и 4 классы).

Разновозрастное внеклассное мероприятие. Учащиеся 8 "Г" класса подготовили игру-викторину для учащихся 4 "Д"....

Внеклассное мероприятие по культуре речевого этикета "Дарите радость людям!"

разработка внеклассного мероприятия по культуре речевого этикета...

Внеклассное мероприятие "Гость хвостатый"

Внеклассное мероприятие, посвящённое новогоднему мероприятию...