Исследовательская деятельность на уроке по теме: «Свойства тканей из химических волокон»
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Багаева Татьяна Борисовна

Исследовательская деятельность на уроке

 по теме: «Свойства тканей из химических волокон»

(для учащихся 6 класса. ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_na_uroke.docx147.64 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на уроке

 по теме: «Свойства тканей из химических волокон»

(для учащихся 6 класса. ФГОС)

Багаева Т.Б., учитель технологии

МОУ: СОШ№41

C:\Users\Admin\Pictures\2015-03-04\791.jpg

Форма проведения урока:  урок – исследование.

Цель урока: Развитие исследовательской компетентности учащихся при изучении свойств тканей из химических волокон.

Задачи урока:

       Обучающие: организовать познавательную деятельность учащихся на уровне восприятия и первичного усвоения материала о тканях из химических волокон; создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности по изучению материала о химических волокнах и свойствах тканей из химических волокон.

       Развивающие: отработка умений проводить органолептические исследования свойств текстильных материалов, анализировать, делать выводы;  навыков самостоятельной работы с учебными пособиями при изучении нового материала.

       Воспитывающие: продолжить формирование  умения работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитание  независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.

Планируемые результаты:

           Предметные: умение  исследовать свойства текстильных материалов из химических волокон; оформлять результаты исследований; подбирать ткань по волокнистому составу для различных швейных изделий;  выбирать условия ухода за изделиями из химических волокон.

           Метапредметные : регулятивные – формирование умения ставить цели и задачи, оценивать свои действия;  коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем; познавательные - находить и представлять информацию о материалах из химических волокон и об их применении в текстиле.    

         Личностные:  умение провести самоанализ выполненной работы,     уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам.

Межпредметные связи:  химия,  ИЗО, информатика.

Ресурсы:

основные: учебник, проектор, экран, компьютер;

дополнительные: коллекция текстильных волокон,  образцы тканей, лупа, пинцет, ножницы, кювета с водой, спиртовка, тигель, таблица «Определение состава тканей по их свойствам», карта- отчёт.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная

Технологическая карта урока


Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД  

Мотивационно-целевой этап

Орг.момент

2 мин.

Организовать

самоопределение детей  к деятельности на уроке

фронтальная

Проверяет готовность детей к уроку.

Воспринимают на слух перечень необходимых   принадлежностей, контролируют готовность к  уроку.

Личностные:

самоорганизация

Регулятивные:

способность регу-лировать  свои действия,  прогнозировать деятельность на уроке

Мотивация (запуск проекта)

8 мин.

 

Создание положительной мотивации для изучения темы.

Вызвать эмо-циональный настрой  и познаватель-ный интерес к теме

Беседа,

ИКТ - презентация

фронтальная

Предлагает ответить на    вопрос:

Вы любите красиво одеваться?

Дает пояснения по теме проекта «Наряд для семейного обеда».

Предлагает ответить на вопросы:

Что такое плечевая одежда?

Какие изделия относятся к плечевой одежде?

Демонстрирует слайды 1-2

Демонстрирует слайды 3-5, с моделями  аналогичными проектному изделию.

Задает вопрос:

Что необходимо узнать, прежде чем определиться с выбором модели?

Слушают, отвечают на вопросы учителя.

 

Обсуждают увиденные модели.

Отвечают на вопрос.

Регулятивные :

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Коммуникативные:   владение речью, умение выражать мнение.

Актуализация знаний.

Формулирование темы и цели урока.

10 мин.

Систематизи-ровать имеющиеся у учащихся знания.

Беседа по уточнению и конкре-тизации знаний о текстильных волокнах и тканях,

ИКТ-презентация

фронтальная

Предлагает выполнить задание -  ответить на вводные вопросы.

Демонстрация слайдов 6-9.

1.Как называются волокна, полученные из растений изображенных на слайдах?

2. Название волокна, которое производит тутовый шелкопряд?

3. Закончите предложения.

4. Дополните схему классификации волокон.

Затруднения. Не знаем виды химических волокон.

Подводит учащихся к постановке цели и темы урока.

Тема урока: Свойства тканей из химических волокон.

 Цель: Изучение свойств тканей из химических волокон для правильного подбора ткани при создании одежды и ухода за ней.

Слайды10-11

Отвечают на вопросы, корректируют ответы одноклассников.

Формулируют  тему и цель  урока

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные: 

умение  регулировать свои действия,

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Поисково-исследователь-ский этап

25 мин.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Игровые технологии,

Частично-поисковый метод, Исследовательский метод

индивидуальная, групповая

Предлагает совершить научно- исследовательскую экспедицию с целью изучения сведений о тканях из химических волокон.

Распределяет учащихся по группам ( научным лабораториям).

1 этап экспедиции – экскурсия в прошлое.

Заслушивает сообщения учащихся (научных сотрудников).

Демонстрирует слайды12-14

Дает пояснения по вопросу производство химических волокон.

Демонстрирует слайды15-17

Слушает сообщение группы учащихся о нетканых материалах.Слайды18-20

Демонстрирует наглядное пособие – образцы волокон и тканей из химических волокон.

2 этап экспедиции – изучение свойств тканей.

Предлагает выполнить самостоятельную работу «Свойства тканей» с самопроверкой  по эталону.

(работа с учебником, стр.85-86) , проанализировать и заполнить в тетради таблицу «Положительные и отрицательные свойства тканей из химических волокон».

Демонстрирует эталоны правильных ответов, слайды21-23.

Предлагает учащимся проверить свои работы и поставить оценки

Распределяют роли в группах.

Слушают сообщения учащихся, делятся впечатлениями о прослушанном материале.

 Слушают учителя, обсуждают увиденное на слайдах.

 Рассматривают образцы, сравнивают, анализируют, делают вывод.

Выполняют самостоятельную работу, используя материал учебника.

Проверяют  работу, сравнивая с эталоном, выставляют себе оценки.

Познавательные:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Коммуникативные:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

давать определения новым понятиям темы;

называть свойства тканей, оценивать  свойства материалов.

Практический этап

35 мин.

 Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Лабораторная работа (исследовательский метод)

групповая

3 этап экспедиции – работа в лаборатории.

Предлагает  выполнить лабораторную работу №5 (учебник, стр. 88)

«Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон».

Проводит вводный инструктаж;

текущий инструктаж  (проводится по ходу выполнения учащимися лабораторной  работы);

заключительный инструктаж.

Распределяют обязанности в группе.

Самостоятельно исследуют свойства материалов из химических волокон, используя органолептические методы.

Заполняют  таблицу «Изучение свойств тканей из химических волокон»

Обобщают полученные данные.

Подбирают ткань для изделий (рисуют эскизы моделей).

Составляют отчет о проделанной работе на уроке и полученных результатах.

Предметные:

Определять  свойства текстильных материалов из химических волокон

Познавательные:

умение сформулировать алгоритм действия; анализировать и сравнивать объекты, обобщать данные.

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 8 мин.

Осмысление процесса и результата деятельности

Мини – защита исследовательской деятельности каждой из групп

групповая

Заслушивает выступления групп.

Предлагает оценить работу в группе.

Предлагает оценить факт достижения цели урока

Проводят мини-защиту исследовательской деятельности своей группы

Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.

Оценивают  степень достижения цели.

Познавательные: выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Коммуникативные:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

2 мин.

Включить новый способ действий в систему знаний

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

Предлагает домашнее задание по выбору.

Составить коллекции тканей, различных направлении.

Нарисовать эскизы моделей изделий для тканей из химических волокон.

Подготовить сообщение по теме урока.

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

поиск и выделение информации

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Свойства тканей из химических волокон"

Презентация к уроку  технологии в 7 классе "Свойства тканей из химических волокон"...

Конспект урока "Свойства тканей из химических волокон"

План- конспект урока в 7 классе "Свойства тканей из химических волокон"....

Урок по технологии 7 класс "Ткани из химических волокон"

Вашему вниманию предлагается конспект урока "Свойства химических волокон", электронная презентация к уроку и инструкционная карта на выполнение практической работы на уроке, также в презентации указан...

Презентация к уроку "свойства тканей из химических волокон"

Эта презентация содержит различные виды деятельности на уроке. Надеюсь она поможет учителю сделать урок более продуктивным и познавательным....