План-конспект "ТО-1 тормозной системы. Прокачивание тормозов"
план-конспект по технологии на тему

План конспект занятия по техническому обслуживанию тормозной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.docx196.24 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

План-конспект урока учебной практики

по профессии  23.01.03 «Автомеханик»

ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

МДК.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

УП.01

Тема: «ТО – 1 тормозной системы. Прокачивание тормозов»

                                                                                                                                      Разработчик:  

                                                                            мастер п/о Савицкий Андрей Генрихович

                                                                              с. Горнозаводск

                                                                                         2017 год

ПМ.01 « Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

МДК.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

УП.01

   

                Тема: «ТО – 1 тормозной системы. Прокачивание тормозов»                    

     Цель: Освоить практические навыки по ТО – 1 тормозной системы. Прокачивание тормозов.

      ОБУЧАЮЩАЯ: показать трудовые приёмы владения необходимым оборудованием и инструментом с соблюдением техники безопасности при ТО – 1 тормозной системы. Прокачивание тормозов.

        РАЗВИВАЮЩАЯ: развить умение решать ситуационные задачи; работать в команде (ОК 6); анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3).

     ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать старательность и ответственность за выполненную работу; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых мастером производственного обучения

(ОК 2).

      Тип урока:   изучение трудовых приёмов и операций.

      Вид урока:  урок – упражнение.

      Материально – техническое оснащение:   

  • автомобили ГАЗ, КаМАЗ, Нива-Шеврале;
  • набор ключей, емкость, гибкий шланг;
  • инструкционная карта;
  • мультипроектор.

           Используемые методы:

  • наблюдение;
  • упражнение;
  • формирование умений и навыков по ремонту и техническому обслуживанию;
  • практический.

ХОД  УРОКА:

  1. Организационный момент (3-5 минут):
  • отчёт старосты о наличии обучающихся;
  • осмотр внешнего вида обучающихся, соответствие спецодежды условиям работы и требованиям безопасности труда.

 

  1. Вводный инструктаж (40 минут):
  1.  ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА:

2.1.1.  сообщение темы урока;

2.1.2.  сообщение цели урока;  разъяснить цель урока;  объяснить характер и назначение предстоящей  учебно – производственной работы с демонстрацией эталонов готовых изделий, конечного результата работы обучающихся;

2.1.3.  сообщение задачи;

2.1.4.  сообщить о форме проведения урока;

2.1.5.  записать фамилии обучающихся в карту обхода рабочих мест и ознакомить с критериями оценивания.

2.2. АКТУЛИЗАЦИЯ  ОПОРНЫХ  ЗНАНИЙ  И  УМЕНИЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ                   (фронтальный опрос):

2.2.1. Экспресс – опрос  по изученному на уроках профессионального цикла

( межпредметные связи: химия, математика, физика, материаловедение, охрана труда).

         Чтобы сегодняшний урок прошёл успешно, нам необходимо вспомнить изученный теоретический материал. Обращаю внимание, что ваша активность на вводном инструктаже будет учитываться при выставлении общей оценки  за сегодняшнее занятие. Вспомните, пожалуйста;

  • Какие работы выполняются при ТО-1 тормозной системы?

 (проверка состояния и герметичности трубопроводов тормозной системы, эффективность тормозов, свободный и рабочий ход педали тормоза и рычага стояночного тормоза, проверить уровень тормозной жидкости в главном цилиндре и при необходимости долить ее, состояние тормозного крана, состояние механических сочленений педали, а также состояние рычагов и других деталей привода).

  • Последовательность Ваших действий при прокачке тормозной системы?  

(-выполняем проверку тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра, а также при необходимости доливаем ее;

-снимают резиновый колпачок с клапана выпуска воздуха колесного тормозного цилиндра и затем на него надевают специальный резиновый шланг, другой конец которого опускают в емкость с тормозной жидкостью;

-отворачиваем клапан выпуска воздуха на полоборота и резко несколько раз нажимают на педаль тормоза;

-удерживаем педаль тормоза в нажатом положении до полного выхода воздуха из системы торможения;

-закрываем клапан при нажатой тормозной педали).

  • Какие системы тормозов Вы видите на данной схеме?

http://give.kz/image/catalog/tormoza.jpg

 (тормозная система и система стояночного тормоза).

 

    Во время опроса мы  выяснили;

  • значение проведения ТО – 1 тормозной системы, прокачивание тормозов,
  • какие могут быть последствия несвоевременного проведения ТО – 1 тормозной системы, прокачивание тормозов,
  • техника безопасности при ТО – 1 тормозной системы, прокачивание тормозов.

       

           Очень важным является использование исправного инструмента и оборудования. Сейчас вашему вниманию будет продемонстрирован видеофильм о ТО – 1 тормозной системы, прокачивание тормозов

и о технике безопасности при проведении данного вида работ.

          Мы с вами посмотрели и вспомнили еще раз основные требования техники безопасности при ТО – 1 тормозной системы, прокачивание тормозов.

         Обсуждение видеофильма:

  • каким инструментом и приспособлениями запрещено пользоваться?
  • на что вы обратили внимание при просмотре фильма?
  • какую роль играет ТО – 1 тормозной системы, прокачивание тормозов?

          Повторим  правила безопасности при работе с инструментом и агрегатом:

  1. Использовать только исправный инструмент.
  2. Быть одетым только в защитную одежду.
  3. Соблюдать пожарную и электробезопасность.
  4. Остерегаться травм во время сборки и разборки механизмов.
  5. Работать только в хорошо проветриваемом помещении.

  • Что вам не понятно?
  • Какие у вас есть вопросы?

      2.2.2. Подвести итоги актуализации опорных знаний: отметить лучшие и грамотные ответы, а также недочёты, выявленные экспресс – опросом.

      2.2.3.Занести полученные балы в оценочную таблицу индивидуального учёта знаний обучающихся (приложение № 1).

2.3.  АКТУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Переходим к новому материалу.    

2.3.1.  Изучение инструкционной карты.

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

по прокачки тормозной системы Нивы-Шеврале

№п/п

ФОТО

Используемые

инструменты

Примечание

  1

Прокачка тормозов автомобиля

Отверткой отсоединяем колодку жгута проводов от разъема датчика недостаточного уровня тормозной жидкости

Перед началом работы проверить уровень тормозной жидкости в бачке. Она не должна быть ниже отметки MIN. Прокачку тормозной системы выполнять с дальнего от бочка колеса.

  2

Прокачка тормозов автомобиля

Очищаем штуцер тормозного цилиндра заднего правого колеса и поверхность вокруг него от грязи

   3

Прокачка тормозов автомобиля

Надеваем на штуцер прокачки специальный или накидной ключ на 8 мм

   4

Прокачка тормозов автомобиля

Прозрачную виниловую трубку (диаметр трубки должен быть таким, чтобы она плотно сидела на штуцере), другой конец трубки опускаем в прозрачную емкость, частично заполненную тормозной жидкостью.

Помощник несколько раз нажимает педаль тормоза и после последнего нажатия удерживает педаль в нижнем положении.

    5

Прокачка тормозов автомобиля

Ослабив затяжку штуцера, отворачиваем его приблизительно на пол-оборота до начала выхода жидкости из штуцера.

После того как тормозная жидкость перестанет выходить из трубки, заворачиваем штуцер.

     6

Прокачка тормозов автомобиля

 После того как тормозная жидкость перестанет выходить из трубки, заворачиваем штуцер.

Помощник опять несколько раз нажимает педаль и удерживает ее в нажатом положении.

Прокачку проводим до тех пор, пока не прекратится выход тормозной жидкости с пузырьками воздуха из штуцера цилиндра, после чего окончательно затягиваем штуцер.

           В процессе первого технического обслуживания выполняют работы, предусмотренные ежедневным осмотром, а также проверку состояния и герметичности трубопроводов тормозной системы, эффективность тормозов, свободный и рабочий ход педали тормоза и рычага стояночного тормоза. Кроме этого при первом техническом обслуживании проверяют уровень тормозной жидкости в главном цилиндре и при необходимости доливают ее, состояние тормозного крана, состояние механических сочленений педали, а также состояние рычагов и других деталей привода.

Воздух из гидропривода тормозной системы автомобиля удаляют в следующей последовательности:

1) выполняют проверку тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра, а также при необходимости доливают ее;

2) снимают резиновый колпачок с клапана выпуска воздуха колесного тормозного цилиндра и затем на него надевают специальный резиновый шланг, другой конец которого опускают в емкость с тормозной жидкостью;

3) отворачивают клапан выпуска воздуха на пол-оборота и резко несколько раз нажимают на педаль тормоза;

4) удерживают педаль тормоза в нажатом положении до полного выхода воздуха из системы торможения;

5) закрывают клапан при нажатой тормозной педали. После этого осуществляют подкачку остальных колесных цилиндров в том же порядке.

         В процессе прокачки необходимо постоянно добавлять тормозную жидкость в наполнительный бак. После прокачки педаль торможения станет более жесткой, ход педали восстановится и будет в пределах допустимого.

  • Рабочий инструмент следует содержать в исправном состоянии;
  • При ТО и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения. Запрещаются ТО и ремонт автомобиля с работающим двигателем, за исключением случаев его регулирования;
  • Подъёмно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующий инструктаж;

  • Во время работы не следует оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. При сборочных работах запрещается проверять совпадение отверстий в соединениях деталей пальцами; для этого необходимо пользоваться специальными ломиками или бородками;
  • Во время разборки и сборки узлов и агрегатов следует применять специальные съёмники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Отвёртывать гайки зубилом и молотком не разрешается;
  • Запрещается загромождать проходы между рабочими местами деталями и узлами, а также скапливать большое количество на местах разборки;
  • Повышенную опасность представляют операции снятия и установки пружин, поскольку в них накоплена значительная энергия;
  • Эти операции необходимо выполнять на стендах или с помощью приспособлений обеспечивающих безопасную работу;
  • Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными и перепускными клапанами.

              Мы повторили правила безопасности труда при выполнении операций по ТО – 1 тормозной системы, прокачивание тормозов.

         Скажите, пожалуйста, с какой целью проводится ТО – 1 тормозной системы, прокачивание тормозов?

         1. Для безопасного управления автомобилем.

         2. Для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

         3. Увеличения срока эксплуатации рулевого управления.

         

   Помочь нам при выполнении этой операции сможет инструкционная карта.

         Инструкционная карта – это основной нормативный документ, который содержит подробное описание рекомендуемых приёмов труда при выполнении конкретных операций.

  • Для чего предназначена инструкционная карта?

     Рассмотрим по инструкционной карте этапы предстоящей работы (раздать инструкционные карты).

      Мы с вами разобрали этапы выполнения работ по инструкционной карте.

      2.3.2. Демонстрация мастером производственного обучения этапов выполнения работ.

       Технологическая карта представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонала, который выполняет определённый технологический процесс или же техническое обслуживание объекта.

      Что не понятно, задавайте вопросы.

     Чтобы закрепить новый материал, перескажите, как осуществляется ТО – 1 тормозной системы, прокачивание тормозов.

         По данной теме  вопросы есть?

        Следующим этапом нашего урока будет ваша практическая работа.

      Ваша практическая работа будет оценена по таблице критериев оценивания работы на уроке учебной практики (знакомство с критериями).

       На время выполнения данного вида работ разделимся на две команды для того чтобы и первая и вторая команда выполнила весь спектр работ.

       Мне понравилась ваша работа на вводном инструктаже, а практическую часть мы будем с вами выполнять после перерыва. За работу на вводном инструктаже получили оценки   следующие обучающиеся…..

        3. Текущий инструктаж  (4 часа 50 минут): 

3.1. ЦЕЛЕВЫЕ  ОБХОДЫ (приложение № 2).

     Первый обход рабочих мест.

Цель обхода:

  • проверить организацию рабочего места и правильность выполнения работы,  последовательность операций;
  • проверка соблюдения безопасности условий труда.

     Второй обход рабочих мест.

Цель обхода:

  • проверка правильности выполнения приёмов работ и оказать помощь обучающимся;
  • при первом же нарушения правил безопасности остановить работу всей группы и сделать соответствующие замечания;
  • индивидуальные инструктажи, помощь отстающим обучающимся.

      Третий обход рабочих мест.

Цель обхода:

  • контроль правильности выполнения приёмов работ;
  • проверка правильности осуществления самоконтроля (обратить внимание на выполнение обучающимися приёмов контроля УПР, исправление и предупреждение ошибок обучающихся);
  • проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе. Приём и оценивание работы. Выдача следующих заданий. Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим ученикам, коллективное текущее инструктирование. При однотипных ошибках – остановка работы всей группы. Проведение повторного инструктажа;
  • наблюдение за взаимоконтролем. Приём и оценка выполнения учебно – производственных работ обучающихся;
  • приём собранных приборов и рабочих мест.

    Все три обхода производятся два раза в процессе перемещения звеньев по рабочим местам.

  1. Заключительный инструктаж (25 минут):

  1. ПОДВЕСТИ  ИТОГИ  УРОКА

     Вопросы к обучающимся:

  • Какие умения и навыки вы сегодня приобрели?
  • Достигнута ли цель урока учебной практики?
  • Какие трудности возникли при выполнении работ?
  • Как считаете – справились вы с запланированной работой или нет? (ответ обоснуйте).
  1. КРАТКИЙ  АНАЛИЗ  РАБОТЫ  УЧЕБНОЙ  ГРУППЫ  МАСТЕРОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ОБУЧЕНИЯ:
  • общая характеристика обучающихся;
  • анализ дисциплины труда при выполнении текущего инструктажа;
  • рекомендации мастера производственного обучения;
  • разбор типичных ошибок;
  • дать оценку качества выполненных работ;
  • демонстрация лучших работ обучающихся.

  1. СООБЩЕНИЕ  ОЦЕНОК  ЗА  УРОК  КАЖДОМУ  ОБУЧАЮЩЕМУСЯ.
  2. ОТМЕТИТЬ, КТО  ИЗ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  ДОБИЛСЯ  ОТЛИЧНОГО  КАЧЕСТВА РАБОТ.
  3. СКАЗАТЬ  О  ДОСТИЖЕНИИ  ЦЕЛИ  УРОКА  УЧЕБНОЙ  ПРАКТИКИ.
  4. ВЫДАЧА  ДОМАШНЕГО  ЗАДАНИЯ:   Л.И.Епифанов , Е.А.Епифанова стр.267-276.
  5. http://avtokriminalist.ru

          Повторить те работы, которые выполнялись на уроке учебной практики.

     

          Сообщить тему следующего урока, повторить теоретический материал.

         Уборка рабочих мест.

 РЕФЛЕКСИЯ

 Закончите   высказывания:

Я  не  умел ___________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Теперь  я  умею_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                              Приложение № 1         

                                                  Ф  И  О     

        оценка

                                                                                                                                                              Приложение № 2

Ф.И. обучающегося

1 обход

2 обход

3 обход

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тормозная система с гидравлическим приводом"

План-конспект урока по устройству автомобиля....

Тема урока: Тормозная система ВАЗ 2107

В презентации представлен материал по сборке и разборке тормозной системы ВАЗ 2107....

Инструкционная карта по прокачке тормозной системы

В инсртукционной карте показан алгоритм при прокачке тормозной системы....

Презентация к уроку по общепрофессиональной дисциплине "Автоматические тормоза" Воздухопроводы и тормозная магистраль.

Презентация к уроку по общепрофессиональной дисциплине "Автоматические тормоза" Воздухопроводы и тормозная магистраль...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по профессии 23.01.09 Машинист локомотива по общепрофессиональной учебной дисциплине Автоматические тормоза

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по профессии 23.01.09. Машинист локомотива по общепрофессиональной учебной дисциплине "Автоматические то...

Программа общепрофессиональной учебной дисциплины Автоматические тормоза

Программа  общепрофессиональной учебной дисциплины  Автоматические тормоза...