Новогодние поделки
творческая работа учащихся по технологии (7 класс) по теме

Манаенкова Лариса Сергеевна

Снаступающим!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.lektivnyy_kurs_prof.doc74 КБ
Файл novogodniy_konkurs.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:

                          МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                        

                                       ЗАВОРОНЕЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 

Рассмотрена  на заседании ШМО _______________________

_______________________

_______________________

Протокол №   __  от  30.08.2015

Руководитель ШМО

    _____(Манаенкова ЛС.)

Рекомендована

к утверждению методическим советом школы

Протокол от  30.08.2015  №   1 

Руководитель МС

       _________(Радченко О.В.)

Утверждена приказом  

МБОУ Заворонежской СОШ

от 31.08.2015 г.  №        

Директор

 ____________(Жукова В.В.)

             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

                                              9 КЛАСС

                       «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  

                         САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

                              (   ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА 1 ГОД) 

                                           2017-2018 г

                                  Пояснительная записка

В настоящее время социально-экономическое состояние общества обуславливает развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и занятости. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не оказаться в подобной ситуации молодой человек должен ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить себя в более выгодном свете для работодателя, а для этого необходимо адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, а также иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.

Таким образом, в современных условиях профессиональное самоопределение предполагает четко продуманный выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в «рабочий капитал».

Курс позволяет учащимся ориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и поможет реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.

Программа профориентационного курса составлена для учащихся 9-ых, предпрофильных классов, на основе факультативного курса «Я и моя профессия», автор  Г. Резапкина, программы «Твоя профессиональная карьера» рекомендованной департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации

Цели курса:

  1. Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
  2. Помощь учащимся в формировании собственной позиции к миру профессий, рынку труда, создание на ее основе портфеля достижений,  выбор маршрута профессионального становления.
  3. Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
  4. Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом.

Задачи курса:

  1. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, формирования адекватной самооценки, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
  2. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  3. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Структура курса:

Курс состоит из трех равноценных частей. В первой части дается возможность каждому узнать свои интересы и склонности; особенности темперамента, мышления, памяти, внимания. Вторая часть знакомит с требованиями различных профессий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностями. Третья часть представляет собой авторские тренинги, в ходе которых актуализируется процесс профессионального самоопределения, расширяются границы восприятия самого себя и других людей.

Форма проведения:

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития.

В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы; семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, элементы психодрамы, метод конкретных ситуаций. Он более других методов способствует развитию изобретательности, умения решать проблемы с учетом конкретных условий. С его помощью у подростков развиваются такие качества, как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, оценивать информацию, а, кроме того, он способствует развитию у обучающихся чувства уверенности в себе. В завершении курса учащимся предлагается творческая работа, которая заключается в написании проектов по следующим темам: «Как я представляю своё будущее», «Как я понимаю счастье», «В чём цель жизни» и т. д. Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы.

Перечень формируемых знаний и умений:

  • Обучающиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
  • Обучающиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Желательно занятия проводить в звукоизолированном помещении, где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений.

Несмотря на наличие плана работы, нельзя свести способ ведения занятий с подростками к четко запрограммированному; в намеченный замысел всегда могут быть внесены изменения.

Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия психолога с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.

Психолог, ведущий занятия, выступает в роли психолога, и педагога. Как учитель, он дает теоретические знания, организует и направляет учебную деятельность старшеклассников. Как психолог — профессионально осуществляет все диагностические процедуры, проводя их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это служило как целям обучения, так и формированию мотивации достижения у подростков, укреплению у них веры в свои силы и возможности, способствовало групповой рефлексии и благоприятному эмоциональному климату в классном коллективе.

При получении обратной связи от подростков и интерпретации данных недопустимо использовать негативные оценочные характеристики. В то же время можно открыто выражать свои чувства и использовать положительное стимулирование для осуществления обратной связи.

Курс делает попытку реализовать задачу формирования успешности подростков, подготовить их к взрослой жизни, научить решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.

                              Учебно-тематический план

№№    п/п

Тема раздела

Кол-во часов

В том числе

Практические работы

1.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ

11ч

2.

МИР ПРОФЕССИЙ

15 ч

3.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

9 ч

Всего:

35

15

                        Содержание тем учебного курса

Тема 1 АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ  11 часов

1.Что я знаю о своих возможностях? Беседа, дискуссия, сочинение «Кто я?»

2.Склонности и интересы в выборе профессии. Беседа, методика «Карта интересов»

3.Понятие о темпераменте Беседа, тест

4.Мышление. Как определить тип своего мышления? Как развивать мышление?

Беседа, решение задач,

методика ШТУР

5.Память. Виды памяти. Как улучшить память? Беседа, диагностика, упражнения на развитие произвольной памяти

6Внимание. Как оценить внимание? Как развивать внимание?

Беседа, диагностика, упражнения,

ИПУ «Муха»

7-8.Воображение. Как определить уровень развития воображения? Аффективно направленное воображение. Беседа, диагностика, упражнения,

ИПУ «Один день из жизни», «Сон из жизни»

9-10.Что такое характер? Как формировать характер?

Беседа, упражнения, тренинг «Одни в лесу»

11.Коллаж «Мой психологический портрет»

Беседа, практическая работа – коллаж

.

Тема 2. МИР ПРОФЕССИЙ  15 часов

1.Классификация профессий . Беседа, ОПГ, ИПУ «Аукцион»

2.Профессии типа «Человек – техника», «Человек – природа».

Беседа, упражнения

3.Профессии типа «Человек – знаковая система»

Беседа, методика «Корректурная проба»

4.Профессии типа «Человек-искусство»

5.Профессии типа «Человек – человек». Беседа, ИПУ «Контакт»

6-7.Мир профессий Беседа, ИПУ «Отгадай профессию», «Профессии на букву», «Профессия – специальность», «Цепочка профессий».

8-9.Ошибки в выборе профессии. Беседа, ИПУ «Ловушки-капканчики», «Лучший мотив»

10-12.Формула профессии. ПМ Н. Пряжникова, ИПУ «Самая-самая», «Кто есть кто?», «Поступь профессионала»

13-14.Способности и профессиональная пригодность. Беседа, ПМ, ИПУ «Человек – профессия», «Знаешь ли ты свою будущую профессию?»

15.Что такое профессиограмма? Беседа, ИПУ «Оптимисты и скептики», «Угадай профессию», «Советчики», «Звездный час»

Тема 3 САМООПРЕДЕЛЕНИЕ  9часов

1-2.Самопрезентация личных и профессиональных качеств. Семинар-тренинг

3-4.Призвание. Беседа, ИПУ «Призвание», «Собеседование с работодателем – А вот и я!»

5.Моя профессиональная карьера. ИПУ «5 шагов», «План моего будущего»

6.Игра-проект «Сотворение мира».

7.Игра-проект «Спящий город».

8-9.Заключительное занятие «Общее панно». Практическая работа

ПМ – профориентационных методики

ИПУ – игровое профориентационное упражнение

ОПГ – опросник профессиональной готовности


Литература

  1. Баева И. А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря): Учеб пособие для учителя-психолога и ученика. — М.:ЦГО, 1996.
  2. Бендюков М, Соломин И., Диалоги о выборе профессий. — СП6.: Рост, 2001.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н\д., 1996.
  4. Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? «Интерэксперт», М.,1996.
  5. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. - Ростов н/д. - 1996.
  6. Махаева О.А., Григорьева Е.Е.Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. — М.: УЦ «Перспектива»,2002.
  7. Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии. - Минск, 1986 г.
  8. Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1992.
  9. Подготовка школьников к выбору профессии в условиях районной и городской служб профориентации (сб. науч. трудов) - под ред. С.Н.Чистяковой, М., 1991.
  10. Поляков В.А. Технология карьеры. - М., 1995.
  11. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., 1991.
  12. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. - М., 1995.
  13. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - метод. Пособие 2. - Москва - Воронеж, 1997.
  14. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва Воронеж,1996.
  15. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе. II Вопросы психологии, 1996, !Ч 1. С. 62-72.
  16. Психология популярных профессий / Под ред. Л.А.Головей. — СП6.: Речь, 2003.
  17. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание, - М.:Генезис, 2002.
  18. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений / Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И.Шалавиной. — М., 2000.
  19. Технология профессионального успеха: Эксперим. Учеб. для 10-11 кл. естественно науч. Профиля / В.П.Бондарев, А.В.Гапоненко, Л.А.Зингер и др,; Под ред. С.Н.Чистяковой. — М.: Просвещение, 2001.

Средства, реализуемые с помощью компьютера

 библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы обучающихся);

 слайд-лекции по ключевым темам курса;

 электронные учебные пособия;

 редакторы текста, презентаций, электронных страниц;

 графические редакторы (моделирование формы и узора, подбор орнамента ткани изделия).

 Принтерные распечатки  тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «Цвет и характер человека»), в количестве экземпляров комплекта тестов, равном числу учащихся в классе.

 Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления).. Схемы, плакаты, таблицы.. Интернет-ресурсы:

 информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда //

   http://master-class.narod.ru

 Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru

 Начала экономики // www.besh.websib.ru

 Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru

 Современное экономическое образование // www.spb-economics.narod.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новогодний конкурс Галерея Ёлок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шаблоны. Новогодние поделки.

Цветные шаблоны для изготовления новогодних поделок....

Новогодняя поделка Сочи- 2014

В связи с ОЛИМПИАДОЙ В СОЧИ в этом году, мы решили сделать поделку под названием "СИМВОЛЫ ОЛИМПИАДЫ ПОЗДРАВЛЯЮТ С НОВЫМ ГОДОМ!!!"...

Новогодние поделки: ёлочка - красавица

Данные работы представлены на школьный конкурс новогодних поделок.Ёлка наряжается-Праздник приближается.Новый год у ворот,Ребятишек праздник ждёт!...

Новогодние поделки

Новогодние поделки ...

Новогодние поделки своими руками

     Мастерить новогодние поделки своими руками – очень интересное и увлекательное занятие, и очень позитивное! Можно создать отличные сувениры, которые понравятся близким и прос...