КТП кружка "Хозяюшка"
календарно-тематическое планирование по технологии (6 класс) на тему
Кружок "Хозяюшка" разработан с учетом возврастных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 136»
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству
«Хозяюшка»
на 2018-2019 учебный год
Количество часов: 34 (34 занятия)
Возраст: 11-13 лет
Заполнение группы: 15 человек
Составила: учитель технологии
Каликина Наталья Алексеевна
г. Нижний Новгород
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ- Пояснительная записка 3
- Методика проведения занятия 4
- Тематический план 7
- Календарно-тематический план 8
- Заключение 10
- Список электронных ресурсов 11
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.
Что же понимается под творческими способностями?
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все.
Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Работа в кружке «Мастерица» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Цель программы – создать условия для творческой реализации личности ребенка, через развитие познавательного интереса, фантазии, художественного вкуса при знакомстве и овладении навыками различных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы.
Обучающие:
- Обучить правильно и безопасно работать с инструментами и оборудованием;
- Обучить основам бисероплетения, лоскутное шитье, изготовления мягкой игрушки;
- Познакомить с историей возникновения изучаемых видов ДПИ, традиционными народными праздниками.
Развивающие:
- Развить чувство эстетического восприятия прекрасного;
- Развить образное и пространственное мышление;
- Развить творческие способности и фантазию учащихся.
Воспитательные:
- Воспитать умение строить отношения со взрослыми и сверстниками;
- Воспитать трудолюбие и уважение к мастерам своего дела;
- Воспитать умение преодолевать неудачи.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
Типы занятий:
- Комбинированные занятия (Освоение нового материала, повторение и закрепление пройденного);
Возрастная группа: 11-13 лет
Наполнение группы: 15 человек
Срок: 1 год. (34 часа, 1 час в неделю)
Форма подведения итогов – Итоговая выставка работ обучающихся
Методика проведения занятия
Формы работы:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций;
- Выставки работ по декоративно-прикладному искусству;
- Просмотр видеофильмов;
- Использование силуэтного моделирования;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Самостоятельное создание декоративных изделий.
Методы и приемы:
1.Наглядные методы:
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;
- показ способов действия с инструментами и материалами.
2. Словесные методы:
- беседа;
- использование художественного слова;
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- указания, пояснения;
- анализ выполненных работ.
3. Практические методы:
- обучение бисероплетению;
- самостоятельное выполнение декоративных изделий;
- использование различных инструментов и материалов для реализации замысла;
- индивидуальный подход.
4. Метод «подмастерья»
5. Мотивационные методы:
- убеждение,
- поощрение;
- создание ситуации успеха.
6. Игровые методы:
- игровые ситуации.
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающимися в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства, истории, народных обрядов и традиций северо-западных народов.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, освоят технику — изготовления изделий из бисера, изготовления мягкой игрушки.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
— получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;
— узнают о народных промыслах северо-западного региона.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
•Проведение мастер-классов;
•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);
•Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Я и мама рукодельницы”).
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия.
Для освоения программы необходимы следующие материалы и приспособления:
Для бисероплетения вам потребуется: бисер, бусины и стеклярус производство Чехия (пакетик с россыпью из трех – четырех оттенков одного цвета), иглы для бисера, размер иглы соответствует отверстию бисера; чем больше номер, чем соответственно тоньше игла. Для бисеринок с маленькими отверстиями подходят иглы номеров от 10 до 15, мононить, нитки синтетические. Хорошо подходят нити из нейлона и спандекса, нить-резинка, ножницы. Чтобы удобно было работать с бисером - обычное полотенце, для хранения бисера пластиковые контейнеры.
Для изготовления изделий в технике лоскутное шитье потребуется: лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, ножницы, косая бейка 2м, молния 15-18 см., щетка грубой щетины.
Для изготовления мягкой игрушки потребуется: кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, наперсток, мел, клей ПВА, бумага для выкройки, бусины или кукольные глазки.
Для изготовления подарков к праздникам потребуется: тетрадь, ручка, ножницы, оберточная бумага, двусторонний скотч, лента или веревочка, клей момент, ткань 15*15 см., нить, игла, пуговицы, картон, ПВА-М, ленточка 20 см., линейка, пакеты (голубого, желтого, черного, зеленого, белого цветов) 5 упаковок, крючок № 3.
Тематический план
Наименование раздела | кол-во | кол-во |
Раздел 1. Бисероплетение | 10 | 10 |
Раздел 2. Лоскутное шитье | 8 | 8 |
Раздел 3. Мягкая игрушка | 8 | 8 |
Раздел 4. Подарки к праздникам | 6 | 6 |
Раздел 5. Выставка | 1 | 1 |
Раздел 6. Итоговое занятие по результатам учебного года | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 34 |
Календарно-тематический план работы кружка
по декоративно – прикладному искусству
Наименование раздела и | Содержание темы | Практическое задание | Инструменты и материалы | Кол-во |
Раздел 1. Бисероплетение. | 10 | |||
Занятие 1. Введение в мастерство | Вводное занятие. Знакомство с видами ДПИ. Инструменты, оборудование и материалы, из истории возникновения, ТБ | Выполнение букета цветов из бисера | Тетрадь для теории, проволока, бисер | 1 |
Занятие 2. Плетение цветов | Основные принципы плетения. Схемы плетения | Выполнение букета цветов из бисера | Тетрадь для теории, проволока, бисер | 2 |
Занятие 3. Плетение животных из бисера | Приемы и принципы плетения по схеме | Выполнение животных из бисера (брелок на телефон) | Тетрадь для теории, бисер, леска, проволока, иголка, цепочка, кольцо, нитка | 2 |
Занятие 4. Плетение колье из бисера и бусин | Приемы и принципы плетения по схеме | Выполнение колье из бисера и бусин | Тетрадь, бисер, бусины, нитки, леска, иголка для бисера | 3 |
Занятие 5. Плетение кольца | Понятие модуля. Пропорции человека. | Выполнение наброска фигуры человека | Тетрадь для теории, бисер, нитки , леска, иголка для бисера | 2 |
Раздел 2. Лоскутное шитье | 8 | |||
Занятие 6. Первые шаги в лоскутной технике «Ляпак» | Из истории возникновения. Понятие симметрии, композиции, приемы работы | Выполнение декоративного узора в технике «Ляпак» | Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, ножницы | 2 |
Занятие 7. Лоскутная техника «Ляпак» | Декоративная отделка | Выполнения обработки косой бейкой изделия | Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, косая бейка 2м., нитки, игла, наперсток, ножницы | 2 |
Занятие 8. Лоскутная техника «Синель» | Из истории возникновения, приемы работы | Выполнение основы для декоративной сумочки. | Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, ножницы | 2 |
Занятие 9. Лоскутная техника «Синель». Отработка техники | Приемы обработки молнии-замка | Выполнение втачивания молнии, завершение и декорирование работы. | Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, молния 15-18 см., щетка грубой щетины, ножницы | 2 |
Раздел 3. Мягкая игрушка | 8 | |||
Занятие 10. Построение выкройки игрушки животного | История возникновения. ТБ. Понятие чертежа и выкройки | Выполнение выкройки игрушки | Тетрадь для теории, карандаш, бумага, ножницы | 2 |
Занятие 11. Раскрой частей игрушки и сшивание деталей | Виды и формы мягкой игрушки. Понятие о приемах раскроя | Выполнение раскроя частей игрушки и сшивание деталей | Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы | 2 |
Занятие 12. Сшивание частей игрушки и ее набивка | Приемы и техника ручных стежков | Выполнение сшивания частей игрушки | Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы | 2 |
Занятие 13. Завершение сборки и декорирование мягкой игрушки | Понятие о формирования готового изделия | Выполнение сборки и декорирования готового изделия | Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы | 2 |
Раздел 4. Подарки к праздникам | 6 | |||
Занятие 14. Елочные украшения | История праздника. Понятие развертки | Изготовление ёлочного украшения–«подарок» | Тетрадь, ручка, ножницы, оберточная бумага, двусторонний скотч, лента или веревочка, клей момент | 2 |
Занятие 15. Подарок ко дню Матери | История праздника. Техника йо-йо | Изготовление подарка в технике йо-йо | Тетрадь, ручка, ножницы, ткань 15*15 см., нить, игла, пуговицы, картон, ПВА-М, ленточка 20 см. | 2 |
Занятие 16. Подарок к 8 марта | История праздника | Изготовление подарка в технике вязания крючком | Тетрадь, ручка, линейка, ножницы, пакеты (голубого, желтого, черного, зеленого цветов) 4 упаковки, крючок № 3 | 2 |
Раздел 5. Выставка | 1 | |||
Занятие 17. Выставка | Значение демонстрации ДПИ | Окончательная отделка. Подготовка изделий к выставке | Тетрадь, ручка, изделия требующие декорирования | 1 |
Раздел 6. Итоговое занятие по результатам учебного года | 1 | |||
Занятие 18. Итоговое занятие | Подведение итогов. Обмен опытом по МК | Тест-опрос о желаемых видах ДПИ, презентации работ | Тетрадь, ручка, новые МК по видам ДПИ | 1 |
Заключение
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, освоят технику — изготовления изделий из бисера, изготовления мягкой игрушки.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
— получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;
— узнают о народных промыслах северо-западного региона.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
•Проведение мастер-классов;
•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);
•Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Я и мама рукодельницы”).
«К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать
и воспринимать всей душой
их надо осваивать”
А.Б. Салтыков
Список электронных ресурсов и литературы
- История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativno-prikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html
- Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/
- Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0
- Декоративно-прикладное искусство http://school.xvatit.com/index.php
- Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm
- Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/
- Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/
- Дизайн http://www.excentrika.ru/design
- Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000
- Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во “Эксмо”, 2003 . (серия “Академия мастерства”)
- Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: “Эксмо”, 2006.
- Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).
- Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
- Хазенбанк В., Хенике Э. Сделай сам. Берлин: Фольк унд Виссен, 1998.
- Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
- Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
- Шахова Н.В. Сувениры из кожи: знаки зодиака, животные - символы восточного гороскопа. – М.: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД” РИПОЛ КЛАССИК, 2006.