КТП кружка "Хозяюшка"
календарно-тематическое планирование по технологии (6 класс) на тему

Зубарева Наталья Алексеевна

Кружок "Хозяюшка" разработан с учетом возврастных особенностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_18-19.docx51.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 136»

Программа кружка по декоративно-прикладному искусству

«Хозяюшка»

на 2018-2019 учебный год

Количество часов: 34 (34 занятия)

Возраст: 11-13 лет

Заполнение группы: 15 человек

Составила: учитель технологии

Каликина Наталья Алексеевна

г. Нижний Новгород

2018 год


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка                                                        3
  2. Методика проведения занятия                                                  4
  3. Тематический план                                                                 7
  4. Календарно-тематический план                                                     8
  5. Заключение                                                                                10
  6. Список электронных ресурсов                                                11

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей

и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
                                         Сухомлинский В.

Что же понимается под творческими способностями?

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все.

Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».

Работа в кружке «Мастерица» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Цель программы – создать условия для творческой реализации личности ребенка, через развитие познавательного интереса, фантазии, художественного вкуса при знакомстве и овладении навыками различных видов декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы.

Обучающие:

  • Обучить правильно и безопасно работать с инструментами и оборудованием;
  • Обучить основам бисероплетения, лоскутное шитье, изготовления мягкой игрушки;
  • Познакомить с историей возникновения изучаемых видов ДПИ, традиционными народными праздниками.

Развивающие:

  • Развить чувство эстетического восприятия прекрасного;
  • Развить образное и пространственное мышление;
  • Развить творческие способности и фантазию учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитать умение строить отношения со взрослыми и сверстниками;
  • Воспитать трудолюбие и уважение к мастерам своего дела;
  • Воспитать умение преодолевать неудачи.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Типы занятий:

  • Комбинированные занятия (Освоение нового материала, повторение и закрепление пройденного);

Возрастная группа: 11-13 лет

Наполнение группы: 15 человек

Срок: 1 год. (34 часа, 1 час в неделю)

Форма подведения итогов – Итоговая выставка работ обучающихся

Методика проведения занятия

Формы работы:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций;
  • Выставки работ по декоративно-прикладному искусству;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Использование силуэтного моделирования;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Самостоятельное создание декоративных изделий.

Методы и приемы:

1.Наглядные методы:

- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;

- показ способов действия с инструментами и материалами.

2. Словесные методы:

- беседа;

- использование художественного слова;

- объяснение способов действия с инструментами и материалами;

- указания, пояснения;

- анализ выполненных работ.

3. Практические методы:

- обучение бисероплетению;

- самостоятельное выполнение декоративных изделий;

- использование различных инструментов и материалов для реализации замысла;

- индивидуальный подход.

4. Метод «подмастерья»

5. Мотивационные методы:

- убеждение,

- поощрение;

- создание ситуации успеха.

6. Игровые методы:

- игровые ситуации.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающимися в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства, истории, народных обрядов и традиций северо-западных народов.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, освоят технику — изготовления изделий из бисера, изготовления мягкой игрушки.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

— получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;

— узнают о народных промыслах северо-западного региона.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

•Защита проектов.

• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.

•Проведение мастер-классов;

•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);

•Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Я и мама рукодельницы”).

Содержание программы.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия.

Для освоения программы необходимы следующие материалы и приспособления:

Для бисероплетения вам потребуется: бисер, бусины и стеклярус производство Чехия (пакетик с россыпью из трех – четырех оттенков одного цвета), иглы для бисера, размер иглы соответствует отверстию бисера; чем больше номер, чем соответственно тоньше игла. Для бисеринок с маленькими отверстиями подходят иглы номеров от 10 до 15, мононить, нитки синтетические. Хорошо подходят нити из нейлона и спандекса, нить-резинка, ножницы. Чтобы удобно было работать с бисером -  обычное полотенце, для хранения бисера пластиковые контейнеры.

Для изготовления изделий в технике лоскутное шитье потребуется: лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, ножницы, косая бейка 2м, молния 15-18 см., щетка грубой щетины.

Для изготовления мягкой игрушки потребуется: кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, наперсток, мел, клей ПВА, бумага для выкройки, бусины или кукольные глазки.

Для изготовления подарков к праздникам потребуется: тетрадь, ручка, ножницы, оберточная бумага, двусторонний скотч, лента или веревочка, клей момент, ткань 15*15 см., нить, игла, пуговицы, картон, ПВА-М, ленточка 20 см., линейка, пакеты (голубого, желтого, черного, зеленого, белого цветов) 5 упаковок, крючок № 3.    

 

Тематический план

Наименование раздела

кол-во
часов

кол-во
занятий

Раздел 1.  Бисероплетение

10

10

Раздел 2.  Лоскутное шитье

 8

 8

Раздел 3.  Мягкая игрушка

 8

 8

Раздел 4.   Подарки к праздникам

 6

 6

Раздел 5.   Выставка

1

1

Раздел 6. Итоговое занятие по результатам учебного года

1

1

                                                               Итого:

34

34


Календарно-тематический план работы кружка

по декоративно – прикладному искусству

Наименование раздела и
темы занятия

Содержание темы

Практическое задание

Инструменты и материалы

Кол-во
часов

Раздел 1. Бисероплетение.

10

Занятие 1. Введение в мастерство

Вводное занятие. Знакомство с видами ДПИ. Инструменты, оборудование и материалы, из истории возникновения, ТБ

Выполнение букета цветов из бисера

Тетрадь для теории, проволока, бисер

1

Занятие 2.

Плетение  цветов

Основные принципы плетения. Схемы плетения

Выполнение букета цветов из бисера

Тетрадь для теории, проволока, бисер

2

Занятие 3.

Плетение животных из бисера

Приемы и принципы плетения по схеме

Выполнение животных из бисера (брелок на телефон)

Тетрадь для теории, бисер, леска, проволока, иголка, цепочка, кольцо, нитка

2

Занятие 4.

Плетение колье из бисера и бусин

Приемы и принципы плетения по схеме

Выполнение

колье из бисера и бусин

Тетрадь, бисер, бусины, нитки, леска, иголка для бисера

3

Занятие 5.

Плетение кольца

Понятие модуля. Пропорции человека.

Выполнение наброска фигуры человека

Тетрадь для теории, бисер, нитки , леска,  иголка для бисера

2

Раздел 2. Лоскутное шитье

8

Занятие 6.

Первые шаги в лоскутной технике «Ляпак»

Из истории возникновения.

Понятие симметрии, композиции, приемы работы

Выполнение декоративного узора в технике «Ляпак»

Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, ножницы

2

Занятие 7.

Лоскутная техника «Ляпак»

Декоративная отделка

Выполнения обработки косой бейкой изделия

Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, косая бейка 2м., нитки, игла, наперсток, ножницы

2

Занятие 8.

Лоскутная техника «Синель»

Из истории возникновения,

   приемы работы

Выполнение основы для декоративной сумочки.

Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, ножницы

2

Занятие 9. Лоскутная техника «Синель». Отработка техники

Приемы обработки молнии-замка

Выполнение втачивания молнии, завершение и декорирование работы.

Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, молния 15-18 см., щетка грубой щетины, ножницы

2

Раздел 3. Мягкая игрушка

8

Занятие 10.

Построение выкройки игрушки животного

История возникновения. ТБ. Понятие чертежа и выкройки

Выполнение выкройки игрушки

Тетрадь для теории, карандаш, бумага, ножницы

2

Занятие 11.

Раскрой частей игрушки и сшивание деталей

Виды и формы мягкой игрушки. Понятие о приемах раскроя

Выполнение раскроя частей игрушки и сшивание деталей

Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы

2

Занятие 12.

Сшивание частей игрушки и ее набивка

Приемы и техника ручных стежков

Выполнение сшивания частей игрушки

Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы

2

Занятие 13.

Завершение сборки и декорирование мягкой игрушки

 Понятие о формирования готового изделия

Выполнение сборки и декорирования готового изделия

Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы

2

Раздел 4.   Подарки к праздникам

6

Занятие 14.

Елочные украшения

История праздника. Понятие развертки

Изготовление ёлочного украшения–«подарок»

Тетрадь, ручка, ножницы, оберточная бумага, двусторонний скотч, лента или веревочка, клей момент

2

Занятие 15.  

Подарок ко дню Матери

История праздника.

Техника йо-йо

Изготовление подарка в технике йо-йо

Тетрадь, ручка, ножницы, ткань 15*15 см., нить, игла, пуговицы, картон, ПВА-М, ленточка 20 см.

2

Занятие 16.

Подарок к 8 марта

История праздника

Изготовление подарка в технике вязания крючком

Тетрадь, ручка, линейка, ножницы, пакеты (голубого, желтого, черного, зеленого цветов) 4 упаковки, крючок № 3

2

Раздел 5.   Выставка

1

Занятие 17.

Выставка

Значение демонстрации ДПИ

Окончательная отделка. Подготовка изделий к выставке

Тетрадь, ручка, изделия требующие декорирования

1

Раздел 6.   Итоговое занятие по результатам учебного года

1

Занятие 18.

Итоговое занятие

Подведение итогов. Обмен опытом по МК

Тест-опрос о желаемых  видах ДПИ, презентации работ

Тетрадь, ручка, новые МК по видам ДПИ

1


Заключение

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, освоят технику — изготовления изделий из бисера, изготовления мягкой игрушки.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

— получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;

— узнают о народных промыслах северо-западного региона.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе

• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

•Защита проектов.

• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.

•Проведение мастер-классов;

•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);

•Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Я и мама рукодельницы”).

 «К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать

и воспринимать всей душой

их надо осваивать”

А.Б. Салтыков

Список электронных ресурсов и литературы

  1. История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativno-prikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html
  2. Декоративно-прикладное искусство  http://www.twirpx.com/files/art/dpi/
  3. Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0
  4. Декоративно-прикладное  искусство http://school.xvatit.com/index.php
  5. Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства  http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm
  6. Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/
  7. Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/
  8. Дизайн http://www.excentrika.ru/design

 

  1. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000
  2. Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во “Эксмо”, 2003 . (серия “Академия мастерства”)
  3. Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: “Эксмо”, 2006.
  4. Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).
  5. Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
  6. Хазенбанк В., Хенике Э. Сделай сам. Берлин: Фольк унд Виссен, 1998.
  7. Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
  8. Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
  9. Шахова Н.В. Сувениры из кожи: знаки зодиака, животные - символы восточного гороскопа. – М.: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД” РИПОЛ КЛАССИК, 2006.