Операционная карта урока технологии 6 класс "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля "
план-конспект занятия по технологии (6 класс) на тему

Марченко Александр Викторович

Операционная карта урока технологии 6 класс "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии в 6 классе  

Предмет: Технология

Учитель: Марченко Александр Викторович

Дата проведения:  

Раздел: СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ  КОНСТРУКЦИОННЫХ  И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

Тема урока: Измерение размеров с помощью штангенциркуля    

ПР:  «Измерение штангенциркулем» 

Тип урока:  

Комбинированный

Цель урока

создание условий для освоения технологическими знаниями о применении  штангенциркуля (ШЦ);

 создание условий для формирования алгоритма измерения размеров деталей штангенциркулем;

 создание условий для воспитания культуры труда, умения работать в парах, развитие умений сравнивать и делать   выводы. 

ознакомить с правилами безопасной работы;

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятия: измерительный инструмент «штангенциркуль», его назначение.

Научить: измерять наружные и внутренние размеры деталей, глубины отверстий, пазов, канавок

Развивающие: развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной и  групповой работе.

Планируемые результаты

Предметные

Знать:  

-знать и различать разметочные инструменты

-виды штангенциркуля, применение,

-строение ШЦ

Уметь:

 - определять наименование размеров на заготовке,

- выполнять измерение  размеров деталей.

Личностные

Самоконтроль. Самоопределение. Смыслообразование.

Нравственно – этическое оценивание.

Метапредметные

Коммуникативные

Коррекция высказанных мнений. Определение   целей. Осознанно и произвольно строить высказывания. Обосновывать своё мнение. Инициативное  сотрудничество в поиске и сборе информации.  Контроль, оценка действий и коррекция  их и высказанных мнений. Договариваются и приходят к общему мнению.  Обмениваются мнениями по изученному материалу, делиться впечатлениями.

Регулятивные

Целепологание, планирование, прогнозирование.  Контроль . Коррекция. Осуществляют взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих результатов, прослушивают ответы. Принимают,  сохраняют учебную цель и задачи. Контроль и коррекция. Выделение  и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные

Формирование познавательной цели, Формулирование проблемы. Работа с разными источниками. Анализ  с целью выделения признаков. Формулирование   проблемы.  Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ с выделением главных понятий. Синтез как составление целого из частей.  Выбор оснований и критериев для сравнения. Подведение под понятия, выведение следствий. Установления причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений.  Понимать на слух ответы учащихся.

Межпредметные связи

История, информатика и ИКТ, математика.

Ресурсы урока

Учебник, тетрадь, экран, компьютер, интерактивная доска. Презентация   «измерения штангенциркулем»,  модель «нониуса» - измерительных шкал шц., измерительный инструменты линейка и  штангенциркуль, детали для измерения.

Формы урока

Урок-практикум. Фронтальный, индивидуальный, парный

УМК

Учебник:  А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко «Технология» 6 кл.- М.: Вентана-Граф, 2015

Ход урока

Дидактическая
структура урока.

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап.

Организовывает актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Создает  условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Организовывает рабочее место в соответствии с требованиями ТБ и С-Г требований.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

2

Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

предъявить задания, близкие жизненному опыту детей

зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

Слайд № 2 Проанализируйте и определите разметочные инструменты.

 Слайд № 3 Определите условно указанные размеры известной вам измерительной линейкой.

Проанализируйте данное задание и определите

Что нам необходимо научиться выполнять?

Знаете ли вы другой, более точный измерительный инструмент?

Исходя из высказанных предположений, сформируйте тему и цели нашего урока

Отвечают на вопросы.

Дети отвечают на вопросы материала.  формулируют цель и задачи урока.

На экране тест.

Работа по слайдам  №  2. 3.

Слайд № 6

Предметные:

повторение приёмов работы линейкой.  

 

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

3

Первичное усвоение новых знаний.

Объясняет материал урока

Штангенци́ркуль (от нем. Stangenzirkel) — универсальный инструмент, предназначенный для высокоточных измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.   Слайд № 4

Знакомство с видами штангенциркуля. Слайды № 5-7

Устройство штангенциркуля.   Слайд № 8

  1. штанга
  2. подвижная рамка
  3. шкала штанги
  4. губки для внутренних измерений
  5. губки для наружных измерений
  6. линейка глубиномера
  7. нониус
  8. винт для зажима рамки

Нижние губки служат -  для измерения наружных размеров,

 Верхние губки -  для измерения внутренних размеров.

Глубиномером  - измеряют глубину пазов и отверстий.

История возникновения принципа действия штангенциркуля, изобретатели штангенциркуля. Слайд № 9

Рассказ  с помощью макета об устройстве нониуса

Каким же образом удаётся измерять десятые доли миллиметра, если шкала штангенциркуля имеет миллиметровые деления?

-  Для этой цели служит вспомогательная шкала, называемая нониусом

 Длина нониуса 19 мм. Нониус поделён на 10 равных частей, следовательно, цена каждого деления равна 1,9 мм.

  - При сомкнутых губках нулевые штрихи шкалы штанги и нониуса совпадают, а десятый штрих нониуса совмещается с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы.

 - Обратите внимание на то, что первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм (2 - 1,9 = 0,1).  

- Шкала – нониус на    Слайдах  № 10,11

она изображена крупным планом. Шкала нанесена на переднюю часть подвижной рамки. Она имеет 10 делений по 1,9 мм. При длине всей шкалы 19 мм получается, что каждое деление нониуса меньше 2 мм на 0,1 мм Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1 мм.

Сообщение  об истории штангенциркуля.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр 71-72

Практически изучают строение ШЦ,  демонстрируя перед собой  полученный измерительный инструмент - Штангенци́ркуль

Работа по слайдам  

№  4.5.6.7.8.9.10.11.

Предметные: формирование понятий:

-применение ШЦ

-устройство

-точность измерений

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

4

Первичная проверка понимания.

Прочитать на слайде  № 12,13 примеры измерений, положение шкалы штанги и нониуса при измерении размеров.

Задание выполняют в парах для взаимообучения.

Слайд № 12.13

Усвоение знаний и способов действий на уровне воспроизведения

Метапредметные: способность к рассуждениям.

Личностные: умение ясно излагать свои мысли.

5

Первичное закрепление.

Слайд  № 14

самостоятельно установить размеры  

0,6;   6;   11,5;   6,8;   90,4.

Проверить правильность установки размеров. Тем, кто затрудняется, объяснить дополнительно.

Выполнение упражнения по установки размеров штангенциркулем.

Слайд  № 14

Овладение алгоритмом работы с ЩЦ

6

Практическая деятельность учащихся,

Цель этапа:

-тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке;

-проверить умения  работать учащихся по алгоритму измерения размеров деталей штангенциркулем;

-организовать самостоятельную работу учащихся;

-организовать самопроверку самостоятельной работы в парах;

-организовать выявление  и исправление допущенных ошибок;

организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы.

Слайд  № 15 Основные правила обращения со штангенциркулем

Нацеливает учащихся на практическую работу.

Практическая работа   «Измерение штангенциркулем»

Консультирует, направляет деятельность учащихся, следит за соблюдением правил техники безопасности.

Практическая работа  

«Измерение

 штангенциркулем»

Ход работы

  1.  Осмотреть штангенциркуль и проверить его точность.
  2. Изучить измеряемые детали.
  3. Определить соответствующие величины измерения.
  4. Провести измерение и заполнить таблицу измерений детали.

Слайд  № 15.

Порядок отсчёта показаний штангенциркуля

по шкалам штанги и нониуса:

Штангенциркуль

Карточки с материалом заданий

Практической работы

Предметные:

Овладение

Знаниями

Умением

Навыками

работы с ЩЦ

Самостоятельное выполнение учащимися заданий, требующих применения полученных

знаний.

Метапредметные: умение анализировать, делать выводы.

Личностные: воспитывать  аккуратность, точность и умение работать в парах.

7

Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений,

 Цель этапа:

организовать уточнение и согласование темы урока организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала.

Создает условия для самооценивания результатов деятельности учащихся,  помогает формулировать затруднения, осуществляет коррекцию.

   Слайд № 16    Тест:    «Измерение штангенциркулем»

1  Какова точность измерения линейкой?

а) 0,5 мм;           в) 1 мм;

б) 0,1 мм;           г) 1 см.

2  Что можно измерить с помощью штангенциркуля?

а) диаметр отверстия;     в) размеры фасок;

б) угловые размеры;          г) длину стола.

3  Сколько измерительных шкал имеет штангенциркуль?

а ) одну;                   в) три;

б) две;                   г) четыре.

4  Какова точность измерения штангенциркулем?

а) 0,5 мм;          в) 1 мм;

б) 0,1 мм;         г) 1 см.

5  За счет какой детали штангенциркуль имеет большую точность измерения?

а) штанги          в) глубиномера;

б) нониуса;       г) рамки.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей),

формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Слайд  № 16

 Контрольные вопросы

Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений

Умение -соотносить свои действия с полученными результатами, осуществлять контроль своей деятельности в достижении результата.

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, Цель этапа:

включить новый способ действий в систему знаний учащихся

тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

зафиксировать направления будущей деятельности.

§11  Устно ответить на вопросы 1-5.

Индивидуальные задания:

Составить кроссворд по изученной теме

Подготовить сообщение: интересные факты о штангенциркуле

Подготовить сообщение: люди каких профессий пользуются штангенциркулем.

Выполнить дома  задание по уроку

Мотивация на выполнение домашнего задания,

на основе информации, полученной во время урока

Осуществления учебной и познавательной деятельности.

9

Рефлексия, подведение итогов занятия,  

Цель этапа:

-организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

-организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока;

-организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

                        

Заполняют таблицу в тетради

Понятие

 «Знал»

«Узнал»

«Хочу узнать»

Табличка – фиксация знания и незнания.

Предметные:

формирование интереса к предмету «Технология»,  получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности.  

Метапредметные: умение анализировать и делать выводы.

Личностные:  Умение адекватно оценивать свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Соединение деталей заклепками".

В учебном материале представлена технологическая карта урока технологии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, который сопровождается презентацией "Соединение заклепками". В работе обучающиеся...

Конспект урока технологии в 6 классе "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля"

Урок изучения нового материала, в ходе которого обучающиеся, работая в группах, знакомятся со штангенциркулем и измеряют с помощью него различные детали....

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля...

Технологическая карта урока технологии 5 класс (мальчики) "Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов "

Технологическая карта урока Предмет: технология     Класс: 5     Учебник: А.Т. Тищенко. «Технология»Тема урока: Соединение деталей из древесины с помо...

Разработка открытого урока "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля"

Разработка открытого урока "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля"...

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля

Конспект урока по технологии в 6 классе...