Главные вкладки

    «Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду"
    план-конспект урока по технологии (6 класс)

    Ляшенко Инна Николаевна

    План- конспект урока  технологии для 6 класса, ФГОС. Приложение: Презентация. Презентация разделена на 3 части. Для использования соедините части.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План- конспект урока

    технологии для 6 класса

    учитель: Ляшенко Инна Николаевна

    Тема урока: «Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду»

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания,

    Образовательная цель:        

    - Ознакомление учащихся с понятием «сервировка стола»,

    - Ознакомление с меню обеда и традиционной сервировкой стола к обеду

    Задачи.

    Личностные:

    -Приобретение опыта сервировки стола к обеду.

    Метапредметные:

    - Формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

    - Развитие  умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

    - Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.

    Предметные:

    - Формирование общего представления о сервировке стола к обеду

    Оборудование к уроку:

    Компьютер, проектор, презентация по теме, карточки с аналитической справкой, кроссворд.

    I. Организационный момент:

    Цель: проверить готовность класса к уроку, восприятию учениками нового материала.

    Задачи:

    для учителя:

    1. по необходимости при обнаружении недостатков готовности класса к уроку добиться их устранения;
    2. выявить отсутствующих и причины их отсутствия;
    3. настроить учеников на учебную деятельность, на «открытие» новых предметных знаний.

    для учеников:

    1. продемонстрировать готовность к работе на уроке;

    2) продемонстрировать способность и готовность осваивать предметный материал.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    - демонстрация  способности и готовности использовать (применять) полученные знания и умения в освоении предметного материала;

    - индивидуальная установка на личную ответственность за результаты своего труда.

    - создание настроя на учебную деятельность, на «открытие» новых предметных знаний.

    Личностные:

    самоорганизация

    Регулятивные:

    способность регулировать и прогнозировать деятельность на уроке

    II. Изучение нового материала:

    1. Этап формулировки темы и целеполагания:

    Цель:  принятие учащимися темы и цели урока как личностно значимых для себя.

    Задачи:

    для учителя:

    1. организовать работу с классом над формулировкой темы и по определению цели и задач урока и их принятию;
    2. нацелить учеников на решение проблемного вопроса.

    для учеников: самостоятельно сформулировать  тему и определить исходя из нее и своих интересов цель урока, чтобы  сделать их значимыми для себя.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    Ответы учащихся

    -Сервировка стола к обеду.

    - Изучить правила сервировки стола

    - Научитьсясервировать стол.

    Слайд 1

    - Итак, начнем наш урок. Давайте посмотрим на экран.

    Слайд 2

    - Вы догадались о чем пойдет речь на уроке

            

    - Сформулируйте  тему урока

    Слайд 3

    - Это и будет темой нашего урока. Сервировка стола к обеду.

    - Исходя из темы сформулируйте  цель  урока.  

    Слайд 4

    - Какую задачу поставим на урок?

    Познавательные: умение структурировать знания,

    умение осознанно строить речевое высказывание, самостоятельное выделение – формирование познавательной цели

    Коммуникативные:

    Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Регулятивные: целеполагание; Познавательные:

    2.Этап «Открытие» обучающимися нового знания

    Цель:изучение  правил сервировки стола, оформления стола к приему пищи

    Задачи:

    для учителя:

    1. нацелить учеников на овладение содержанием темы для решения проблемного вопроса;

    2) создать условия для формирования у учащихся знаний правил сервировки стола;

    для учащихся:

    1. выявить значение понятия «сервировка»;
    2. изучить правила сервировки стола;

          3) взаимодействовать друг с другом в группе, представлять свое мнение одноклассникам;

          4) оценивать свою работу и работу одноклассников.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    Ответы учащихся

    Учащиеся читают

    - Сервировка стола - это подготовка и оформление стола для приёма пищи.

    Учащиеся ищут на столе карточку «Посуда» с исторической справкой

    Историческая справка.

    Первая в России фабрика по производству посудыбыла построена купцом А. Гребенщиковым в 1724 г. в Москве в Алексеевской слободе. Там производили фаянсовую посуду белого цвета, покрытую эмалью.

    Учащиеся ищут на столе карточку «Цветы»

    - Ставят в их центре стола. Цветы не должны быть высокими и иметь резкий запах. Можно оформить стол любыми цветами, в т.ч. искусственными, ветками, листьями, а также гирляндами из цветов.

            

    Учащиеся ищут на столе карточку «Прибор» с исторической справкой

     Историческая справка.

    Вилка - это столовый прибор с интересной судьбой. В ХI веке у нее был только один зубец, а к началу ХХ века - четыре.

    Первая вилка в виде золотого шильца на ручке из слоновой кости была изготовлена в Византии. В Римской империи пользовались уже двузубыми вилками. В Россию вилку привезли из Польши в начале XVII века. Ложка - один из самых распространенных предметов европейского столового прибора.

    Первые серебряные ложки на Руси были сделаны в 998 году для варяжской дружины князя Владимира Святославовича.

     

    Учащиеся ищут на столе карточку «Салфетка» с исторической справкой

    Историческая справка.

    Салфетка - обязательный элемент сервировки стола. В Древней Греции около было принято, что во время еды раб или слуга утирал своему хозяину губы листком фигового дерева. В знаменитых домах Древнего Римаих шили из полотна и украшали вышивкой в виде вензелей из инициалов хозяина дома.

    скатерть,салфетки, приборы, посуда, цветы. 

    - Изучить правила сервировки стола 

    Учитель организовывает учащихся на исследование проблемной ситуации.

    Слайд 5

    - Вы подрастаете, придет время и вам придется общаться с разными людьми, может, быть путешествовать а, значит, есть вне дома – в кафе, ресторанах. И, как порой не удобно себя чувствует человек, приглашенный, к примеру, в кафе, не зная назначения многих из разложенных перед ним приборов. Особенно если на одну персону приходится не одна вилка и нож, а две, а если три… и все разные – вот тут утрачивается чувство комфортности, и, возможно испорчен весь вечер. Да и дома, на званом вечере нелишне умело орудовать вилкой и ножом, правильно пользоваться салфеткой.
    Очень трудно порой сказать человеку, что он не умеет правильно и красиво есть. Такое замечание часто вызывает обиду. Поэтому лучше, если человек сам овладеет этой несложной наукой. А сегодняшний урок пополнит ваши знания о том, как красиво и правильно накрыть стол, правильно есть и пить, как пользоваться столовыми приборами.

    Слайд 6

    - Что же такое сервировка стола?

     Прочитайте в учебнике.

    - Красиво убранный стол, на котором удобно расставлены все необходимые предметы и оформленные блюда, вызывает приятное чувство и повышает аппетит. Сервировать стол надо повседневно, а не только для гостей и в праздничные дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой, что является необходимым для каждого культурного человека.

    Сервировка стола зависит от типа обеда (повседневный или праздничный) и от меню.

    Слайды 7-11

    - Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол ?   

    Для ответа на этот вопрос воспользуемся кроссвордом.

     

     

     

    1

     

    2

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4

     

     

     

     

     

    5

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

        

    По горизонтали:

    1. 1. Для того чтобы подавать еду на стол, есть ряд вещей. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.).
    2. – Прочитайте историческую справку.

    2

    22. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)

    Прочитайте правила выбора цветов для оформления стола.

    1. 3. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)

     Прочитайте историческую справку.

    1. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка.)

    - Прочитайте историческую справку.

            

          

    По вертикали:

    1. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)

    - Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо…

    - Девочки, какую цель мы поставили на урок

    Слайд 12

    Прежде всего стол нужно застелить скатертью. Столы накрывают чистыми, хорошо отутюженными скатертями. Края скатерти должны свисать на 25-30 см.  Под   скатерть кладут мягкую ткань, чтобы уменьшить стук посудыЕсли обед повседневный, подойдет клетчатая или однотонная скатерть. Для праздничного, торжественного обеда будет уместна белая скатерть.

    Слайды 13-19

    Учитель демонстрирует правила сервировки стола с использованием презентации.

    Демонстрирует простые приемы складывания полотняной салфетки, варианты расположения салфетки на столе и напоминает правила пользования ею в начале, в процессе и в конце приема пищи.

    Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    3. Этап первичного закрепления

    Цель: определение уровня усвоения учащимися новой темы.

    Задачи:

    для учителя:

           1) организовать проверку и рефлексию усвоения нового материала.

    для учащихся:

    1. выполнить задания, предложенные учителем;

          2) провести самоконтроль и рефлексивный анализ своей деятельности.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    - Научиться сервировать стол

    Учащиеся исправляют ошибки сервировки.

    - Наша цель была изучить правила сервировки стола. Какую задачу вы поставили?

    - Давайте учиться сервировать стол.

    Девочки, для каждой группы я сервировала стол, подойдите к столам, найдите и исправьте ошибки допущенные при сервировке.

    Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

    Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

    4. Этап- практическая деятельность

    Цель:

    Задачи:

    для учителя:

    1. организовать работу учащихся по выполнению практической работы.

    для учащихся:

    1. выполнить практическую работу по плану предложенному в учебнике.
    2. провести самоконтроль и рефлексивный анализ своей деятельности.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    Учащиеся по группам выполняют практическую  работу №8 на стр.77.Каждая группа сервируют стол и складывает полотняную салфетку по технологической схеме

    - Следующий этап нашего урока – практическая работа. Откройте учебники на стр.77, найдите практическую работу № 8. Как она называется. Я предлагаю вам выполнить ее в группах. Попробуйте сами сервировать стол. Обратите внимание на экран. Я приготовила вам подсказку.

    Слайд 20

    Перед выполнением практического задания учитель напоминает  учащимся о блюдах, которые можно включить в меню обеда и при составлении меню учесть количество обедающих.

    Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний предлагая следующий порядок работы:

    - составить меню для обеда,

    - по технологической карте сложить салфетку,

    - сервировать за обеденным столом индивидуальное место (задание для группы),

    Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

    Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение

    5. Этап рефлексия

    Цель: определение уровня усвоения учащимися новой темы.

    Задачи:

    для учителя:е

           1)организовать рефлексию усвоения нового материала.

    для учащихся:

           1) провести рефлексивный анализ своей деятельности.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

    Учитель организовывает рефлексию.

    - Давайте подведем итог урока. Нашей целью была… изучить правила сервировки стола и задача, которую мы поставили … научиться сервировать стол.

    - Достигли цели? Выполнили задачу?

    Слайд 21

    - Давайте проверим, что вы запомнили.

    - Оцените работу своей группы на уроке по 5-ти балльной системе и аргументируйте ответ.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    познавательные:

    Рефлексия;

    Личностные: смыслообразование, контроль и самоконтроль за эффективностью  учебно-познавательной деятельности.

    6. Заключительная часть урока.

    Цель:

          1) подвести итоги урока и выставить оценки учащимся;

          2) ответить на вопросы, дать рекомендации;

          3)дать домашнее задание

    Домашнее задание

    Цель: применение полученных знаний в нестандартных ситуациях

    Задачи:

    для учителя: дать задания ученикам на выбор творческого характера

    для учащихся: показать полученные знания при выполнении творческих заданий

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Планируемые результаты

    Записывают задание в дневниках

    Выполнить: § 13 прочитать,

    задание 13 в рабочей тетради.

    Дополнительное задание:

    1.Создать презентацию «Оформление стола к обеду», в которой отразить стили оформления, различные способы складывание полотняных салфеток, украшение стола цветами.

    2. Задание «Найдите в интернете» из учебника и рабочей тетради.

    Личностные: смыслообразование, контроль и самоконтроль за эффективностью  учебно-познавательной деятельности.

    Литература:

    1. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общ. организаций/Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2015
    2. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общ. организаций/Н.В.Синица.- М.: Вентана-Граф, 2015

    Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: методическое пособие/Н.В.Синица.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Стол-самобранка

    Слайд 3

    Сервировка стола к обеду

    Слайд 4

    Цель урока Изучить правила сервировки стола Задачи урока Научиться сервировать стол.

    Слайд 6

    Сервировка – подготовка и оформление стола для приема пищи.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Предметы сервировки стола 1. Для того чтобы подавать еду на стол, есть ряд вещей. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов 1 2 3 4 5 П О С У Д А

    Слайд 2

    Предметы сервировки стола 3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям 1 2 3 4 5 П О С У Д А Ц В Е Т Ы

    Слайд 3

    Предметы сервировки стола 4 . Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку 1 2 3 4 5 П О С У Д А Ц В Е Т Ы П Р И Б О Р

    Слайд 4

    Предметы сервировки стола 5. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан 1 2 3 4 5 П О С У Д А Ц В Е Т Ы П Р И Б О Р С А Л Ф Е Т К А

    Слайд 5

    2. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани 1 2 3 4 5 П О С У Д А Ц В Е Т Ы П Р И Б О Р С А Л Ф Е Т К А К А Е Ь

    Слайд 6

    Сервировка стола к обеду Стол застилают скатертью. Края скатерти должны свисать на 25 см


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Для каждого обедающего ставят большую мелкую тарелку, на неё закусочную. Столовые приборы в такой последовательности: справа от тарелки столовый нож, затем закусочный нож и столовую ложку; слева от тарелки – столовую вилку, слева от неё – закусочную вилку.

    Слайд 2

    Если в меню обеда включена рыба, то добавляется рыбный прибор: справа от тарелки между столовым и закусочным ножом кладут рыбный нож; слева от тарелки между столовой и закусочной вилкой кладут рыбную вилку. Приборы для десерта кладут за столовой тарелкой.

    Слайд 3

    Сервировка стола к обеду В центре стола ставят блюда общего пользования: супницу, большое блюдо со вторым, закуски, приправы (соль, горчица, перец и др.)

    Слайд 4

    Чтобы не создавать на столе нагромождения посуды, соблюдают последовательность в смене блюд. Сначала ставят закуски. Для каждого обедающего ставят большую мелкую тарелку, на неё – закусочную. Слева – пирожковая тарелка с ножом для масла. Когда надобность в закусках минует, их убирают со стола вместе с закусочными тарелками и приборами.

    Слайд 5

    Затем переходят к супу. Заправочные супы подают в глубоких тарелках, которые ставят на большие мелкие. Если в меню есть бульон, то его подают в глубоких бульонных чашках с одной или двумя ручками

    Слайд 6

    После супа переходят ко вторым блюдам. Для подачи вторых блюд используют мелкие столовые тарелки под вторые горячие блюда.

    Слайд 7

    Подача десерта Десерт подают после того, как будет убрана обеденная посуда и стол приведён в порядок. При подаче десерта каждому обедающему на большую столовую тарелку-подставку ставится десертная мелкая или глубокая тарелка. Если десерт подаётся в креманке, то её можно поставить на десертную тарелку. На столе из приборов остался только десертный (нож, вилка и ложка). Могут стоять бокалы для сока или десертного вина.

    Слайд 8

    Схема сервировки стола

    Слайд 9

    1. Стол к праздничному обеду накрывают… цветной клеенкой А цветной скатертью Б белой скатертью В 2. Праздничный стол украшают… невысокими букетами в низких вазах А цветами с длинными стеблями в высоких вазах Б цветами с резким запахом В 3. Красиво сложенные салфетки при сервировке стола чаще всего кладут… слева от тарелки А справа от тарелки Б на закусочную тарелку В 4. При сервировке стола к обеду вилку кладут… справа от тарелки зубцами вверх А слева от тарелки зубцами вверх Б справа от тарелки зубцами вниз В 5. При сервировке стола к обеду ложку кладут… слева от тарелки вогнутой стороной вверх А в тарелку Б справа от тарелки вогнутой стороной вниз В 6. При сервировке стола к обеду нож кладут… слева лезвием от тарелки А справа лезвием к тарелке Б справа лезвием от тарелки В 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 7. Столовые приборы - это… бокалы, фужеры А чашки, блюдца Б ложки, вилки, ножи В 8. К посуде общего пользования относятся… бокалы, фужеры А чашки, блюдца Б молочник, соусник В 9. Суп к обеду следует подавать в… эмалированной кастрюле А супнице Б глубоких тарелках В 10. Для украшения праздничного стола можно использовать … гирлянды из живых цветов А вазы с фруктами Б коробки с конфетами В 11. Скатерть должна свисать со стола на… 20 -25 см А 25-30 см Б 30-35 см В 12. В начале сервировки расставляют… стеклянную посуду А столовые приборы Б Это моя работа! Л.Г.В. тарелки В

    Слайд 10

    Домашнее задание § 13 прочитать Задание 13 в рабочей тетради Д ополнительное задание: Создать презентацию «Оформление стола к обеду», в которой отразить стили оформления, различные способы складывания салфеток, украшение стола цветами. Задание «Найдите в интернете» из учебника и рабочей тетради.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сервировка стола к обеду

    последовательность сервировки  стола к обеду и эстетическое оформление стола   познакомить школьников с основными правилами  и последовательности сервировки стола к обеду; показа...

    Урок СБО в 7 классе "Сервировка стола к обеду"

    Правила сервировки стола, история их появления, складывание салфеток....

    Сервировка стола к обеду

    Учащиеся учатся правильно сервировать стол к обеду...

    Сценарий урока "Сервировка стола к обеду"

    Урок технологии для 5-7 классов. Полезно для учителя и ученику....

    Урок на тему:Сервировка стола к обеду. 6кл

    На уроке применены технологии групповой работы, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии контроля учебной деятельности.На уроке были использованы различные приёмы активизации вни...

    Урок по технологии в 6 классе по теме :"Сервировка стола к обеду.Этикет."

    Урок рассчитан для учащихся 6 класса по учебнику Синица, Симоненко...