«Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду"
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Ляшенко Инна Николаевна

План- конспект урока  технологии для 6 класса, ФГОС. Приложение: Презентация. Презентация разделена на 3 части. Для использования соедините части.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект урока

технологии для 6 класса

учитель: Ляшенко Инна Николаевна

Тема урока: «Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания,

Образовательная цель:        

- Ознакомление учащихся с понятием «сервировка стола»,

- Ознакомление с меню обеда и традиционной сервировкой стола к обеду

Задачи.

Личностные:

-Приобретение опыта сервировки стола к обеду.

Метапредметные:

- Формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

- Развитие  умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

- Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.

Предметные:

- Формирование общего представления о сервировке стола к обеду

Оборудование к уроку:

Компьютер, проектор, презентация по теме, карточки с аналитической справкой, кроссворд.

I. Организационный момент:

Цель: проверить готовность класса к уроку, восприятию учениками нового материала.

Задачи:

для учителя:

  1. по необходимости при обнаружении недостатков готовности класса к уроку добиться их устранения;
  2. выявить отсутствующих и причины их отсутствия;
  3. настроить учеников на учебную деятельность, на «открытие» новых предметных знаний.

для учеников:

  1. продемонстрировать готовность к работе на уроке;

2) продемонстрировать способность и готовность осваивать предметный материал.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

- демонстрация  способности и готовности использовать (применять) полученные знания и умения в освоении предметного материала;

- индивидуальная установка на личную ответственность за результаты своего труда.

- создание настроя на учебную деятельность, на «открытие» новых предметных знаний.

Личностные:

самоорганизация

Регулятивные:

способность регулировать и прогнозировать деятельность на уроке

II. Изучение нового материала:

1. Этап формулировки темы и целеполагания:

Цель:  принятие учащимися темы и цели урока как личностно значимых для себя.

Задачи:

для учителя:

  1. организовать работу с классом над формулировкой темы и по определению цели и задач урока и их принятию;
  2. нацелить учеников на решение проблемного вопроса.

для учеников: самостоятельно сформулировать  тему и определить исходя из нее и своих интересов цель урока, чтобы  сделать их значимыми для себя.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Ответы учащихся

-Сервировка стола к обеду.

- Изучить правила сервировки стола

- Научитьсясервировать стол.

Слайд 1

- Итак, начнем наш урок. Давайте посмотрим на экран.

Слайд 2

- Вы догадались о чем пойдет речь на уроке

        

- Сформулируйте  тему урока

Слайд 3

- Это и будет темой нашего урока. Сервировка стола к обеду.

- Исходя из темы сформулируйте  цель  урока.  

Слайд 4

- Какую задачу поставим на урок?

Познавательные: умение структурировать знания,

умение осознанно строить речевое высказывание, самостоятельное выделение – формирование познавательной цели

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: целеполагание; Познавательные:

2.Этап «Открытие» обучающимися нового знания

Цель:изучение  правил сервировки стола, оформления стола к приему пищи

Задачи:

для учителя:

  1. нацелить учеников на овладение содержанием темы для решения проблемного вопроса;

2) создать условия для формирования у учащихся знаний правил сервировки стола;

для учащихся:

  1. выявить значение понятия «сервировка»;
  2. изучить правила сервировки стола;

      3) взаимодействовать друг с другом в группе, представлять свое мнение одноклассникам;

      4) оценивать свою работу и работу одноклассников.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Ответы учащихся

Учащиеся читают

- Сервировка стола - это подготовка и оформление стола для приёма пищи.

Учащиеся ищут на столе карточку «Посуда» с исторической справкой

Историческая справка.

Первая в России фабрика по производству посудыбыла построена купцом А. Гребенщиковым в 1724 г. в Москве в Алексеевской слободе. Там производили фаянсовую посуду белого цвета, покрытую эмалью.

Учащиеся ищут на столе карточку «Цветы»

- Ставят в их центре стола. Цветы не должны быть высокими и иметь резкий запах. Можно оформить стол любыми цветами, в т.ч. искусственными, ветками, листьями, а также гирляндами из цветов.

        

Учащиеся ищут на столе карточку «Прибор» с исторической справкой

 Историческая справка.

Вилка - это столовый прибор с интересной судьбой. В ХI веке у нее был только один зубец, а к началу ХХ века - четыре.

Первая вилка в виде золотого шильца на ручке из слоновой кости была изготовлена в Византии. В Римской империи пользовались уже двузубыми вилками. В Россию вилку привезли из Польши в начале XVII века. Ложка - один из самых распространенных предметов европейского столового прибора.

Первые серебряные ложки на Руси были сделаны в 998 году для варяжской дружины князя Владимира Святославовича.

 

Учащиеся ищут на столе карточку «Салфетка» с исторической справкой

Историческая справка.

Салфетка - обязательный элемент сервировки стола. В Древней Греции около было принято, что во время еды раб или слуга утирал своему хозяину губы листком фигового дерева. В знаменитых домах Древнего Римаих шили из полотна и украшали вышивкой в виде вензелей из инициалов хозяина дома.

скатерть,салфетки, приборы, посуда, цветы. 

- Изучить правила сервировки стола 

Учитель организовывает учащихся на исследование проблемной ситуации.

Слайд 5

- Вы подрастаете, придет время и вам придется общаться с разными людьми, может, быть путешествовать а, значит, есть вне дома – в кафе, ресторанах. И, как порой не удобно себя чувствует человек, приглашенный, к примеру, в кафе, не зная назначения многих из разложенных перед ним приборов. Особенно если на одну персону приходится не одна вилка и нож, а две, а если три… и все разные – вот тут утрачивается чувство комфортности, и, возможно испорчен весь вечер. Да и дома, на званом вечере нелишне умело орудовать вилкой и ножом, правильно пользоваться салфеткой.
Очень трудно порой сказать человеку, что он не умеет правильно и красиво есть. Такое замечание часто вызывает обиду. Поэтому лучше, если человек сам овладеет этой несложной наукой. А сегодняшний урок пополнит ваши знания о том, как красиво и правильно накрыть стол, правильно есть и пить, как пользоваться столовыми приборами.

Слайд 6

- Что же такое сервировка стола?

 Прочитайте в учебнике.

- Красиво убранный стол, на котором удобно расставлены все необходимые предметы и оформленные блюда, вызывает приятное чувство и повышает аппетит. Сервировать стол надо повседневно, а не только для гостей и в праздничные дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой, что является необходимым для каждого культурного человека.

Сервировка стола зависит от типа обеда (повседневный или праздничный) и от меню.

Слайды 7-11

- Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол ?   

Для ответа на этот вопрос воспользуемся кроссвордом.

 

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

По горизонтали:

  1. 1. Для того чтобы подавать еду на стол, есть ряд вещей. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.).
  2. – Прочитайте историческую справку.

2

22. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)

Прочитайте правила выбора цветов для оформления стола.

  1. 3. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)

 Прочитайте историческую справку.

  1. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка.)

- Прочитайте историческую справку.

        

      

По вертикали:

  1. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)

- Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо…

- Девочки, какую цель мы поставили на урок

Слайд 12

Прежде всего стол нужно застелить скатертью. Столы накрывают чистыми, хорошо отутюженными скатертями. Края скатерти должны свисать на 25-30 см.  Под   скатерть кладут мягкую ткань, чтобы уменьшить стук посудыЕсли обед повседневный, подойдет клетчатая или однотонная скатерть. Для праздничного, торжественного обеда будет уместна белая скатерть.

Слайды 13-19

Учитель демонстрирует правила сервировки стола с использованием презентации.

Демонстрирует простые приемы складывания полотняной салфетки, варианты расположения салфетки на столе и напоминает правила пользования ею в начале, в процессе и в конце приема пищи.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3. Этап первичного закрепления

Цель: определение уровня усвоения учащимися новой темы.

Задачи:

для учителя:

       1) организовать проверку и рефлексию усвоения нового материала.

для учащихся:

  1. выполнить задания, предложенные учителем;

      2) провести самоконтроль и рефлексивный анализ своей деятельности.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

- Научиться сервировать стол

Учащиеся исправляют ошибки сервировки.

- Наша цель была изучить правила сервировки стола. Какую задачу вы поставили?

- Давайте учиться сервировать стол.

Девочки, для каждой группы я сервировала стол, подойдите к столам, найдите и исправьте ошибки допущенные при сервировке.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

4. Этап- практическая деятельность

Цель:

Задачи:

для учителя:

  1. организовать работу учащихся по выполнению практической работы.

для учащихся:

  1. выполнить практическую работу по плану предложенному в учебнике.
  2. провести самоконтроль и рефлексивный анализ своей деятельности.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Учащиеся по группам выполняют практическую  работу №8 на стр.77.Каждая группа сервируют стол и складывает полотняную салфетку по технологической схеме

- Следующий этап нашего урока – практическая работа. Откройте учебники на стр.77, найдите практическую работу № 8. Как она называется. Я предлагаю вам выполнить ее в группах. Попробуйте сами сервировать стол. Обратите внимание на экран. Я приготовила вам подсказку.

Слайд 20

Перед выполнением практического задания учитель напоминает  учащимся о блюдах, которые можно включить в меню обеда и при составлении меню учесть количество обедающих.

Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний предлагая следующий порядок работы:

- составить меню для обеда,

- по технологической карте сложить салфетку,

- сервировать за обеденным столом индивидуальное место (задание для группы),

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение

5. Этап рефлексия

Цель: определение уровня усвоения учащимися новой темы.

Задачи:

для учителя:е

       1)организовать рефлексию усвоения нового материала.

для учащихся:

       1) провести рефлексивный анализ своей деятельности.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Учитель организовывает рефлексию.

- Давайте подведем итог урока. Нашей целью была… изучить правила сервировки стола и задача, которую мы поставили … научиться сервировать стол.

- Достигли цели? Выполнили задачу?

Слайд 21

- Давайте проверим, что вы запомнили.

- Оцените работу своей группы на уроке по 5-ти балльной системе и аргументируйте ответ.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные:

Рефлексия;

Личностные: смыслообразование, контроль и самоконтроль за эффективностью  учебно-познавательной деятельности.

6. Заключительная часть урока.

Цель:

      1) подвести итоги урока и выставить оценки учащимся;

      2) ответить на вопросы, дать рекомендации;

      3)дать домашнее задание

Домашнее задание

Цель: применение полученных знаний в нестандартных ситуациях

Задачи:

для учителя: дать задания ученикам на выбор творческого характера

для учащихся: показать полученные знания при выполнении творческих заданий

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Записывают задание в дневниках

Выполнить: § 13 прочитать,

задание 13 в рабочей тетради.

Дополнительное задание:

1.Создать презентацию «Оформление стола к обеду», в которой отразить стили оформления, различные способы складывание полотняных салфеток, украшение стола цветами.

2. Задание «Найдите в интернете» из учебника и рабочей тетради.

Личностные: смыслообразование, контроль и самоконтроль за эффективностью  учебно-познавательной деятельности.

Литература:

  1. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общ. организаций/Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2015
  2. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общ. организаций/Н.В.Синица.- М.: Вентана-Граф, 2015

Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: методическое пособие/Н.В.Синица.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Стол-самобранка

Слайд 3

Сервировка стола к обеду

Слайд 4

Цель урока Изучить правила сервировки стола Задачи урока Научиться сервировать стол.

Слайд 6

Сервировка – подготовка и оформление стола для приема пищи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметы сервировки стола 1. Для того чтобы подавать еду на стол, есть ряд вещей. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов 1 2 3 4 5 П О С У Д А

Слайд 2

Предметы сервировки стола 3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям 1 2 3 4 5 П О С У Д А Ц В Е Т Ы

Слайд 3

Предметы сервировки стола 4 . Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку 1 2 3 4 5 П О С У Д А Ц В Е Т Ы П Р И Б О Р

Слайд 4

Предметы сервировки стола 5. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан 1 2 3 4 5 П О С У Д А Ц В Е Т Ы П Р И Б О Р С А Л Ф Е Т К А

Слайд 5

2. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани 1 2 3 4 5 П О С У Д А Ц В Е Т Ы П Р И Б О Р С А Л Ф Е Т К А К А Е Ь

Слайд 6

Сервировка стола к обеду Стол застилают скатертью. Края скатерти должны свисать на 25 см


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Для каждого обедающего ставят большую мелкую тарелку, на неё закусочную. Столовые приборы в такой последовательности: справа от тарелки столовый нож, затем закусочный нож и столовую ложку; слева от тарелки – столовую вилку, слева от неё – закусочную вилку.

Слайд 2

Если в меню обеда включена рыба, то добавляется рыбный прибор: справа от тарелки между столовым и закусочным ножом кладут рыбный нож; слева от тарелки между столовой и закусочной вилкой кладут рыбную вилку. Приборы для десерта кладут за столовой тарелкой.

Слайд 3

Сервировка стола к обеду В центре стола ставят блюда общего пользования: супницу, большое блюдо со вторым, закуски, приправы (соль, горчица, перец и др.)

Слайд 4

Чтобы не создавать на столе нагромождения посуды, соблюдают последовательность в смене блюд. Сначала ставят закуски. Для каждого обедающего ставят большую мелкую тарелку, на неё – закусочную. Слева – пирожковая тарелка с ножом для масла. Когда надобность в закусках минует, их убирают со стола вместе с закусочными тарелками и приборами.

Слайд 5

Затем переходят к супу. Заправочные супы подают в глубоких тарелках, которые ставят на большие мелкие. Если в меню есть бульон, то его подают в глубоких бульонных чашках с одной или двумя ручками

Слайд 6

После супа переходят ко вторым блюдам. Для подачи вторых блюд используют мелкие столовые тарелки под вторые горячие блюда.

Слайд 7

Подача десерта Десерт подают после того, как будет убрана обеденная посуда и стол приведён в порядок. При подаче десерта каждому обедающему на большую столовую тарелку-подставку ставится десертная мелкая или глубокая тарелка. Если десерт подаётся в креманке, то её можно поставить на десертную тарелку. На столе из приборов остался только десертный (нож, вилка и ложка). Могут стоять бокалы для сока или десертного вина.

Слайд 8

Схема сервировки стола

Слайд 9

1. Стол к праздничному обеду накрывают… цветной клеенкой А цветной скатертью Б белой скатертью В 2. Праздничный стол украшают… невысокими букетами в низких вазах А цветами с длинными стеблями в высоких вазах Б цветами с резким запахом В 3. Красиво сложенные салфетки при сервировке стола чаще всего кладут… слева от тарелки А справа от тарелки Б на закусочную тарелку В 4. При сервировке стола к обеду вилку кладут… справа от тарелки зубцами вверх А слева от тарелки зубцами вверх Б справа от тарелки зубцами вниз В 5. При сервировке стола к обеду ложку кладут… слева от тарелки вогнутой стороной вверх А в тарелку Б справа от тарелки вогнутой стороной вниз В 6. При сервировке стола к обеду нож кладут… слева лезвием от тарелки А справа лезвием к тарелке Б справа лезвием от тарелки В 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 7. Столовые приборы - это… бокалы, фужеры А чашки, блюдца Б ложки, вилки, ножи В 8. К посуде общего пользования относятся… бокалы, фужеры А чашки, блюдца Б молочник, соусник В 9. Суп к обеду следует подавать в… эмалированной кастрюле А супнице Б глубоких тарелках В 10. Для украшения праздничного стола можно использовать … гирлянды из живых цветов А вазы с фруктами Б коробки с конфетами В 11. Скатерть должна свисать со стола на… 20 -25 см А 25-30 см Б 30-35 см В 12. В начале сервировки расставляют… стеклянную посуду А столовые приборы Б Это моя работа! Л.Г.В. тарелки В

Слайд 10

Домашнее задание § 13 прочитать Задание 13 в рабочей тетради Д ополнительное задание: Создать презентацию «Оформление стола к обеду», в которой отразить стили оформления, различные способы складывания салфеток, украшение стола цветами. Задание «Найдите в интернете» из учебника и рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сервировка стола к обеду

последовательность сервировки  стола к обеду и эстетическое оформление стола   познакомить школьников с основными правилами  и последовательности сервировки стола к обеду; показа...

Урок СБО в 7 классе "Сервировка стола к обеду"

Правила сервировки стола, история их появления, складывание салфеток....

Сервировка стола к обеду

Учащиеся учатся правильно сервировать стол к обеду...

Сценарий урока "Сервировка стола к обеду"

Урок технологии для 5-7 классов. Полезно для учителя и ученику....

Сервировка стола к обеду и правила поведения за столом

Цели урока:1. Познакомить с понятием «Сервировка стола», предметами сервировки, историей их появления. Научить правилам сервировки стола, приемам складывания салфеток.2. Развивать эст...

Открытый урок «Сервировка стола к обеду и правила поведения за столом»

Сервировка стола — это подготовка и оформление стола для приёма пищи. Предварительная сервировка создаёт не только приятную обстановку, но и определённый порядок на столе, обеспечивая прису...