Вводный урок по технологии в 5 классе
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Хонгорова Цыцыгма Дугаровна

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала, познакомить их с программой курса «Швейное дело», создать условия:

  • для формирования устойчивого интереса к предмету;
  • формирования элементов экономического мышления и сознательного подхода к выбору профессии;
  • воспитания мотивации к учению, уважения к труду;
  • мобилизации знаний и опыта учащихся;
  • активизации мышления;
  • коррекции речи, развития культуры общения.

Тип урока: вводный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки 1 (по числу учащихся), электронное приложение.

Во все времена славились мастера швейного дела. Сегодня, дорогие пятиклассники, вы начинаете изучать основы швейного дела. На уроках в школьной мастерской вы узнаете секреты производства ткани, познакомитесь с устройством и работой швейных машин, научитесь шить многие полезные вещи. Возможно, уже очень скоро кого-то из вас назовут Марьей-искусницей или мастером золотые руки. Сначала у нас в школе, а потом – в нашем городе, в области… Но для этого нужно очень-очень постараться.  

Шитье – интересное и увлекательное занятие. Оно требует усидчивости, сосредоточенности, старания, аккуратности, терпения и повышенного внимания. Раньше мастера работали в одиночку или в небольших мастерских, а сегодня швейное производство – мощная отрасль индустрии, в которой заняты специалисты множества профессий. Каждый из вас в будущем может выбрать себе профессию по душе в швейном производстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnyy_urok_v_5_klasse_po_shv_delu.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

      ВВОДНЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО» В 5 КЛАССЕ

    Тема урока: ВВЕДЕНИЕ

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала, познакомить их с программой курса «Швейное дело», создать условия:

  • для формирования устойчивого интереса к предмету;
  • формирования элементов экономического мышления и сознательного подхода к выбору профессии;
  • воспитания мотивации к учению, уважения к труду;
  • мобилизации знаний и опыта учащихся;
  • активизации мышления;
  • коррекции речи, развития культуры общения.

Тип урока: вводный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки 1 (по числу учащихся), электронное приложение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель.                        У окна сидит портной –

                        Он парнишка озорной!

                        Ножницами щелк, щелк, щелк,

                        В своем деле знает толк!

– Ребята, а кто такой портной? Чем он занимается? В каком деле «знает толк»? (Ответы детей.)

Портной – мастер, специалист по шитью одежды. Профессия портного – одна из старейших и необходимейших в мире. Первым портным по праву может считаться первобытный человек, додумавшийся с помощью костяной иглы и жил соединить между собой несколько звериных шкур. Костюмы, платья, пальто, белье – все это результат деятельности портных. Кроме пошива новой одежды, портные ремонтируют старую, выполняя различные виды швейных работ. Работницу, занимающуюся шитьем, мы называем швеей или портнихой. А дело, в котором она знает толк, – швейное дело.

III. Объяснение нового материала. 

Сопровождается слайдами электронного приложения: «Швея за работой», «Закройщик», «Утюжильщик».

Учитель. Во все времена славились мастера швейного дела. Сегодня, дорогие пятиклассники, вы начинаете изучать основы швейного дела. На уроках в школьной мастерской вы узнаете секреты производства ткани, познакомитесь с устройством и работой швейных машин, научитесь шить многие полезные вещи. Возможно, уже очень скоро кого-то из вас назовут Марьей-искусницей или мастером золотые руки. Сначала у нас в школе, а потом – в нашем городе, в области… Но для этого нужно очень-очень постараться.  

Шитье – интересное и увлекательное занятие. Оно требует усидчивости, сосредоточенности, старания, аккуратности, терпения и повышенного внимания. Раньше мастера работали в одиночку или в небольших мастерских, а сегодня швейное производство – мощная отрасль индустрии, в которой заняты специалисты множества профессий. Каждый из вас в будущем может выбрать себе профессию по душе в швейном производстве.

Швеи-мотористки, работающие на крупных современных предприятиях массового производства, изготавливают самую разнообразную продукцию: пальто, верхнюю женскую, мужскую и детскую одежду, мужские сорочки, женское белье и пр. От искусства швей во многом зависят красота, элегантность, удобство нашей одежды, а следовательно, и наше хорошее настроение, работоспособность. В процессе работы швея проверяет качество кроя, соответствие цвета деталей, ниток, пуговиц, следит за качеством шва, регулирует натяжение нити и частоту строчки, ликвидирует обрывы нити, меняет шпули. Современные швейные цеха – просторные, чистые, светлые помещения с большим количеством зелени, аквариумами, что способствует созданию благоприятного микроклимата. Швея, в совершенстве овладевшая всеми операциями, может работать в группах, обслуживающих модельеров и конструкторов одежды, и заниматься изготовлением единичных изделий – первых экземпляров новых моделей пальто, платьев, костюмов и т. п. Профессию швеи-мотористки можно получить в ПТУ и в ТУ. Родственные профессии: портной, оператор швейного производства, модельер, конструктор швейной промышленности.

Шью я куртки и штаны,

Вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо,

Потому что я… (портниха).

Портные работают на швейных фабриках, в домах моды, ателье. Они должны уметь снять размеры и сделать выкройку, подобрать материал.

Портные по ремонту одежды работают в мастерской или ателье по ремонту одежды.

Оператор швейного производства работает на швейной фабрике, в мастерской или ателье. Он выполняет различные виды швейных работ на промышленных швейных машинах.

Закройщик выполняет расчет и построение основ изделий по меркам заказчика.

Утюжильщик занимается утюжкой деталей и готовых изделий.

Знания, умения и навыки, полученные вами на уроках швейного дела, помогут в повседневной жизни. Помните стихотворение Елены Благининой «Две девочки»?

Как у нашей Ирки на чулках по дырке!

Почему, почему на чулках по дырке?

Потому что неохота штопать нашей  Ирке.

Как у нашей Натки штопка на пятке!

Почему, почему штопка на пятке?

Потому что неохота быть неряхой  Натке.

Для уроков швейного дела вам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, альбом, дневник, письменные принадлежности, рабочие коробки, о содержимом которых мы поговорим позже. А сейчас возьмите в руки учебник, откройте его, пролистайте несколько страничек. Авторы учебника предлагают вам изучить разделы о школьной швейной мастерской, о волокнах и тканях, о технологии выполнения ручных  и машинных работ, о ремонте одежды, об устройстве швейной машины, о технологии пошива полезных изделий. В учебнике много важной и интересной информации, которая поможет в освоении основ швейного дела. В конце каждого параграфа размещены: словарь новых слов, которые нужно запомнить, и вопросы, на которые обязательно нужно ответить при подготовке домашнего задания.

На уроках вы будете выполнять практические работы, запись о выполнении которых будете вести в рабочей тетради.

IV. Практическая работа «Составление таблицы профессий швейного производства».

Учитель. Откройте рабочие тетради и сделайте первую запись: сегодняшняя дата, практическая работа «Составление таблицы профессий швейного производства». Каждый из вас получит карточку 1 с таблицей. (Карточки демонстрируются также через проектор (на всех уроках).) В таблице не заполнена одна графа – название профессии. Впишите в нее ту профессию, которая, по вашему мнению, соответствует описанию, и вклейте таблицу в тетрадь.

Карточка 1 «Впишите профессию»

Название
профессии

Место работы

Описание работы

Швейная фабрика

Проверяет качество кроя, соответствие цвета деталей, ниток, пуговиц, следит за качеством шва, регулирует натяжение нити и частоту строчки, ликвидирует обрывы нити, меняет шпули

Мастерская или ателье по ремонту одежды

Производят ремонт одежды, замену деталей, подгонку одежды по фигуре

Ателье по пошиву одежды

Выполняет расчет, построение основ и раскрой изделий по меркам заказчика

Швейная фабрика, ателье

Занимается утюжкой деталей и готовых изделий

– Давайте проверим правильность заполнения таблицы. Внимание на экран.

Слайд «Профессии швейного производства»

Название
профессии

Место работы

Описание работы

1

2

3

Швея-мотористка

Швейная фабрика

Проверяет качество кроя, соответствие цвета деталей, ниток, пуговиц, следит за качеством шва, регулирует натяжение нити и частоту строчки, ликвидирует обрывы нити, меняет шпули


Окончание табл.

1

2

3

Портной по ремонту одежды

Мастерская или ателье по ремонту одежды

Производят ремонт одежды, замену деталей, подгонку одежды по фигуре

Закройщик

Ателье по пошиву одежды

Выполняет расчет, постро-ение основ и раскрой изделий по меркам заказчика

Утюжильщик

Швейная фабрика, ателье

Занимается утюжкой  деталей и готовых изделий

Проверка правильности выполнения работы, внесение необходимых корректив.

V. Закрепление нового материала.

Учитель.                         Подумайте, что было бы,

                Когда б сказал портной:

                – Шить платья мне не хочется,

                Устрою выходной!

                И все портные в городе

                За ним ушли б домой.

                Ходили б люди голые

                По улице зимой!

– Ребята, а что еще могло бы случиться? (Ответы детей.)

– Вот видите, какое важное швейное дело. Без него невозможно представить нашу жизнь. С изделиями, созданными швейниками, мы встречаемся каждый день. Это необходимые всем нам предметы одежды, украшения для дома, белье, головные уборы и многое, многое другое. Даже сказочным героям без швейного дела не обойтись. Давайте вместе вспомним, в каких сказках о нем упоминается. (Ответы детей.)

– Верно, это сказки «Храбрый портняжка», «Умные вещи», «Марья-искусница», «Спящая красавица», «Золушка», «Дикие лебеди», «На-учись ремеслу» и др.

Возможно, кто-то из вас знает стихи, посвященные швейному делу, прочитайте их. (Ответы детей.)

VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Учитель.                   В мире слов разнообразных,

                Что блестят, горят и жгут, –

                Золотых, стальных, алмазных, –

                Нет священней слова: «труд!»

                …И на место в жизни право

                Только тем, чьи дни в трудах:

                Только труженикам – слава,

                Только им – венок в веках!

                …И, окончив день усталый,

                Каждый щедро награжден,

                Если труд, хоть скромный, малый,

                Был с успехом завершен!

                        В. Брюсов

Наш скромный труд на этом уроке завершен. А путь в постижение секретов швейного дела только начинается. На этом пути вас ждут интересные открытия, радость творчества, удовлетворение от хорошо выполненной работы. Всякий труд нужен и важен. Обществу нужны люди, которые умеют делать изделия для себя и других. Чтобы стать мастером швейного дела, нужно много знать и уметь, а для этого необходимо хорошо учиться, быть прилежным и старательным. Первые пятерки сегодня получают… (Выставление положительных оценок.)

Домашнее задание: записать в тетрадь пословицы и поговорки о труде, изучить теоретический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по астрономии 11 класс.

Разработка включает: конспект, презентация (3 части)...

Вводный урок по технологии.

Урок посвящен знакомству с предметом. И прохождению инструктожа по технике безопасности....

Конспект вводного урока литературы в 10 классе с использованием технологий здоровьесбережения и проблемного обучения

Вводный урок литературы в 10 классе. Тема: "Русская литература 19 века. Основные этапы развития  России и русской классической литературы"....

Презентация для вводного урока по технологии "Первый раз в 5 класс"

Знакомство с предметом "Технология" и вводный тест...

Разработки вводных уроков в технологии РКМЧП по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».

Разработки  вводных уроков по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».      Данный выбор не случаен и обусловлен тем, что на трех уроках одного...

Вводный тест по технологии 7 класс (девочки)

Ответить на вопрос выбрав нужный вариант ответа...

Проект вводного урока фортепиано в I классе по теме: «Фортепианная музыка как вид искусства» с применением технологии проблемно- развивающего обучения.

В наше время образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. У детей иногда отсутствует активность, инициативность, потребност...