из опыта работы по проектной деятельности
проект по технологии

Подчасова Ольга Анатольевна

Мои первые шаги в проектную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самопрезентация педагогической деятельности

Подчасовой Ольги Анатольевны, учителя технологии, образовательного учреждения Алексеевская муниципальная средняя общеобразовательная школа Благовещенского района Алтайского края

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

Для меня, как и для многих учителей, за плечами которых годы обучения труду, переход к технологическому образованию оказался не простым. С одной стороны, опыт – большое подспорье, с другой – сложившиеся привычки зачастую мешают восприятию нового. Но традиционные уроки трудового обучения, на которых учащиеся выступают в роли потребителей информации и зачастую не умеют самостоятельно решить даже простейшую учебную задачу, перестали приносить удовлетворение и заставили обратиться к иным педагогическим технологиям. Для активизации учебной деятельности учащихся использую инновационные передовые методы обучения, приобретаю опыт решения исследовательских задач, для реализации которых разработана методика обучения  по проектному методу. На первом занятии по теме “Проектная деятельность” (после нескольких проведенных уроков в начале года) объясняю ребятам, что такое проект и этапы его выполнения. Знакомлю с целями и задачами предстоящей работы. Вместе изучаем тематику проектных заданий. Она должна быть достаточно широкой, чтобы охватить возможно больший круг разделов предмета и учесть интересы учащихся. Вместе с тем знакомлю учащихся с требованиями к изделию, пояснительной запиской, определяю порядок защиты проекта. Учащиеся знакомятся с ранее выполненными проектными работами.

Проектный метод формирует навыки планирования, исследования, навыки подбора материала и его рационального размещения. В выпускных классах в образовательный процесс ввожу интегрированные проекты, при выполнении которых ученицы повторяют и закрепляют теоретический материал по разделам: «Работа с тканью», «Семейная экономика» Продуктом проекта «Технология изготовления швейного изделия» стали наглядные пособия для средних классов (компьютерные презентации). Эти наглядные пособия позволяют вести обучение с опережением, реализуя метод развивающего обучения. Ведь работая в совмещённых классах, испытываешь дефицит рабочего времени при прохождении учебного материала.

А началась моя проектная деятельность с социальных проектов, так как я работаю по совместительству старшим вожатым. Эти проекты участвовали в краевом конкурсе «Лидер 21 века». В основном они были направлены на решение проблем школьной детской организации. Это проекты: «Алые паруса в символике детской школьной организации» и «Возрождение «Зарницы».

Разработан авторский проект «Воспитание грамотного селянина», в основу темы легла социальная проблема. Проблема трудовой подготовки сельских школьников тесно связана со всеми социально-экономическими проблемами села. Селу нужен сегодня, как никогда грамотный и добротный хозяин. Село ждёт труженика-новатора, человека честного и предприимчивого. Желающих остаться на сельской земле из числа молодых становится меньше. Всё это свидетельствует о необходимости усилия трудовой подготовки школьников, воспитания их на народных, трудовых, нравственных традициях сельского труженика. Чтобы повысить интерес молодёжи  к сельскохозяйственному труду, привить любовь к родной земле, уважение к труду родителей, земляков, надо создать такие  условия для учащихся,  которые покажут творческие перспективы занятий сельским хозяйством, а сельскохозяйственный труд станет более привлекательным в глазах молодёжи. Работа на пришкольном участке станет радостной, эмоционально насыщенной. 

Для достижения цели проекта был разработан комплекс мероприятий:

- встречи учащихся с передовиками сельскохозяйственного производства специалистами с/х комплекса;

- разработан элективный курс «Молодые хозяева земли»,

- для облегчения физического труда необходимо приобрести мотоблок,

- создать новый имидж производственной бригаде (купить парадную форму) и другое.

Этот проект признан победителем и получил грант.

Проектная деятельность захватила меня, и идеи появлялись одна за другой. Я стала внедрять проекты в учебный процесс. Итогом элективного курса «Молодые хозяева земли» (9 кл.) стал творческий проект «Будущее моего села». В ходе работы над проектом учащиеся оценивали реальную обстановку в селе, выделяли существующую проблему по закреплению молодёжи на селе, оценивали возможности односельчан, пытались заглянуть в будущее села, и пришли к выводу, что будущее их села в руках грамотной здоровой молодёжи. По завершению этого проекта начинаем работу с группой юных фотографов над соц. проектом «Село, в котором я живу». Тридцать лет назад исчезли две близлежащие деревни Лабзовка и Полыновка. На грани вымирания ещё две деревни: Александровка и Калиновка. И кто знает, что будет с нашим селом через 10 лет. А так хочется сохранить в памяти наше село таким, каким оно было и какое есть.

Фотоальбом послужил хорошим подарком к юбилею села. В электронном варианте этот фотоальбом мы дарим своим выпускникам, чтобы они не очень скучали по родному дому, не забывали свою малую родину. Фотоальбом начинается обращением к землякам:

Что такое Родина? Почему, когда мы произносим это слово из обычных шести букв, в нашем сердце начинает играть бурный водопад искрящихся, самых тёплых и сильных чувств? Почему за Родину человек бывает готов отдать свою единственную жизнь? Почему, когда мы надолго оказываемся вдали от Родины, нас тянет обратно с непреодолимой силой?  и так далее

Этот проект участвовал в краевом конкурсе и получил диплом лауреата и благодарственное письмо руководителю.

Готовясь к 65-летию Великой Победы, были разработаны три проекта. Самым главным, объёмным и очень важным для всех нас стал проект «Никто не забыт, и ничто не забыто». Цель проекта: создание Книги Памяти села Алексеевки о солдатах-земляках  Великой Отечественной войны. В проекте участвовали старожилы села, ветераны войны, родственники участников войны, учителя и школьники. Мы по крупицам собираем сведения об участниках войны, ищем фотографии, связываемся с родственниками, где бы они не жили. Работа над книгой ещё продолжается.

Ещё два творческих проекта мы выполнили со старшеклассницами. «А зори здесь тихие..», «Их оставалось только трое»,  были выполнены на уроках технологии. В ходе работы над проектом

- ученицы совершенствовали знания, умения и навыки по технологии изготовления  швейного изделия: юбки, гимнастёрки, шинели и т.д.

- познакомились с конструированием и моделированием пилотки, армейской фуражки, брюк галифе,

-использовался различный материал: упаковочная бумага, картон, кожа, проволока, солёное тесто, опилки и т.д.

- прививалось чувство прекрасного, воспитание ответственности перед командой,

- интегрировались предметы: история, литература.

Третий год возглавляю  клуб старшеклассников «Тайфун». С девушками клуба выполнили проект «Поклонимся великим тем годам». Продуктом этого проекта стала коллекция «Победа», состоящая из четырёх моделей: Победа, Георгиевская лента, Салют и Вечный огонь. С этой коллекцией участвовали в районном конкурсе «Мода и время». выступали перед односельчанами в ДК  на 9 мая. Это было не просто представление коллекции одежды, это был такой воспитательный момент патриотических чувств, который не оставил никого равнодушным из присутствующих в зале. Коллекции ожили, песня «Поклонимся великим тем годам» зазвучала совершенно по другому.

На уроках технологии в 5-7 классах, чтобы учащиеся на уроке  были не  просто слушателями, ввожу элементы исследовательской деятельности. Перед учащимися ставятся задачи, в процессе решения которых девочки делают «открытия». Так при изучении темы «Изготовление ткани» ученицы из хлопкового волокна должны изготовить две нити: слабо скрученную и сильно скрученную. Затем сравнить их свойства по внешнему виду и на прочность. Проведя исследования, ученицы делают вывод, что получили нити противоположные по свойствам. Так наглядно они познакомились с нитями основы и утка.

Совершенствую свою педагогическую деятельность в применении Интернет –технологии. Постоянно повышаю уровень профессионального мастерства путём самообразования через журнал «Школа и производство», сайты: «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей». Прошла курсы по дистанционному обучению по программе Intel «Обучение для будущего» по теме «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века». Систематически посещаю районные семинары  учителей технологии. Свои наработки выставляю на сайт школы. Для педагогов школы даю открытые уроки, выступаю на педсоветах, в районной секции учителей технологии по проектному методу обучения.

Для улучшения организации проектной деятельности мы с учащимися в кабинете технологии оформили стенд “Уголок проектов”, где в доступной форме рассмотрены этапы выполнения проекта, приведены примеры выполнения отдельных разделов проекта, показано, как правильно оформлять проект, рассказано, что требуется при защите проекта, дана примерная тематика творческих проектов.

Считаю, что метод проектов позволяет формировать у учащихся активную гражданскую позицию, развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.

Что же даёт мне проектная деятельность? Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников.

Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы о проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка.

Обновление целей и содержания обучения иностранным языкам влечет за собой обновление образовательных технологий. Широкое использование вновь получила  проектная деятельность, когда учащимся ...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...

Из опыта работы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по технологии

Выступление по теме "Из опыта работы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по технологии" на VIII Фрадковских педагогических чтениях "Мои первые открытия: путь...

Из опыта работы по проектной деятельности с обучающимися в коррекционной школе

в материале описано применение метода проектов при работе с детьми с ОВЗ...

"Из опыта работы руководителя проектной деятельности в 9 классах. Учитель физики"

С 01.09.2017 по 31.08.2020  гимназия №498 Невского района являлась городской экспериментальной площадкой по теме «Сетевая педагогическая поддержка опережающего внедрения ФГОС среднего общег...

Статья ( из опыта работы) «Использование проектной деятельности в учебном процессе»

Аннотация: в работе рассматривается обоснованность применения метода проекта в учебной деятельности....