программа кружка "История костюма" 5-7 классы.
рабочая программа по технологии (7 класс)

Абрамова Тамара Васильевна

Идея программы "История костюма" состоит в том , что содержательно объединяются области истории России и развития модной индустрии, художественный аспект моделирования одежды и технические знания технологий моделирования одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_istoriya_kostyuma_kostyuma_abramova_tv.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 19

____________________________________________________________________________________________________________________ 143405, г. Красногорск, ул. Игната Титова, д. 10, тел: 74952528544,e-mail: mboucosh19@yandex.ru

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №19

_____________  Зеленина С.В.

Приказ №  от «   »            2018г.

                                                                                                                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

История костюма

Направленность – техническая  

Базовый уровень

Возраст учащихся 5-6-7классы  

Срок реализации 3 года 

Составитель: Абрамова Т.В.

педагог технологии

г. Красногорск

                                                         2018 г

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Идея программы «История костюма» состоит в том, что содержательно объединяются области истории развития России и развития модной индустрии, художественный аспект моделирования одежды и технические знания технологий моделирования одежды.

Актуальность программы обусловлена интересом учащихся к истории России и к истории развития советской модной индустрии, потребностью детей к творческой деятельности в сфере моделирования одежды с применением технологий ее конструирования.  

Содержание программы состоит из 3 разделов, включающих занятия по теории и практике.

Принципы организации учебного процесса - занятия по программе спланированы в соответствии с возрастными потребностями учащихся 11-13 лет.

Принципы организации учебного процесса следующие:

- систематичность и последовательность изложения учебного материала,

- доступность и научность с исследованием закономерностей развития модной индустрии,

- индивидуальный подход к каждому учащемуся,

- постепенный переход от простого к сложному.

- наглядность в обучении конструированию и моделированию одежды.

Направленность, профиль программы – техническая и художественная.  

Цель – освоение технологий моделирования, конструирования, изготовления одежды через изучение истории развития костюма.

Задачи

- личностные – формирование гражданской позиции при изучении истории России в контексте развития модной индустрии нашей страны. 

- метапредметные – развитие мотивации детей к творчеству через умения применять технологии моделирования, конструирования и изготовления одежды.

- образовательные - развитие познавательной деятельности через развитие умений и навыков применения различных технологий моделирования, конструирования и изготовления одежды.  

Отличительные особенности программы - основные идеи, отличающие программу от других, состоят в том, что содержательно объединяются области истории развития России и развития модной индустрии, художественный аспект моделирования одежды и технические знания технологий моделирования одежды.

         Занятия в объединении не только формируют трудовые навыки и умения, но и имеют тесную связь с другими предметами. Из опыта проведения занятий, в объединении на уровне современных требований, обучающиеся раньше изучают элементы предметов черчения (масштаб, чертежные линии и обозначения), химии (фактура материалов), истории России, чем это предусмотрено школьной программой. Также укрепляется связь с занятиями математики, русского языка, литературы, ИЗО.

Адресат программы – учащиеся 11-13 лет, у которых учитываются мелкая моторика, умение принимать самостоятельные решения при создании изделия, применение знаний и навыков конструирования одежды.

Набор обучающихся в объединение «История костюма» свободный, без конкурсов и тестирования.

1-й год обучения – набор формируется из детей 11лет, ранее не обучавшихся в объединениях данного профиля;

2-й год обучения – набор формируется из школьников 12 лет прошедших начальное обучение техническому моделированию или имеющие требуемые навыки;

1-й год обучения – набор формируется из обучающихся 13 лет, успешно освоивших программу 2-го года и имеющих интерес к техническому моделированию и осознанное желание продолжить активное творчество. Желающие участвовать в коллективном творчестве единомышленников.

Объем и срок освоения программы - общее кол-во часов, запланированных на весь период обучения, определяется содержанием и прогнозируемыми результатами и соответствует базовому уровню (3 года), 144 часов в год.

Формы обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – состав группы объединения одновозрастной, постоянный, также программа предусматривает индивидуализацию обучения, которое осуществляется в соответствии составленными индивидуальными планами одновозрастных категорий учащихся. В индивидуальный план включаются занятия, пропущенные по болезни или иным причинам.  

Индивидуальный план

Тема

Задание

дата

проверка

результат

1

Исторические сведения о происхождении одежды

1.Изучить рекомендованную литературу.

2.Составить таблицу по периодам раздела «О происхождении одежды»

27.09.2018

29.09.2018

Задание выполнено

 

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – программа рассчитана на 3 года обучения, переход на следующий год обучения осуществляется по мере освоения программы предыдущего года обучения, и в то же время предусматривает возврат к темам предыдущих годов для повторения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут между занятиями (144 часа в год).

Год обучения

Количество часов

Количество           об-ся в группе

Возраст

 об-ся (лет)

в год

в неделю

I

144

4

15

11 (5 классы)

II

144

4

15

12(6 классы)

III

144

4

15

13(7 классы)

Планируемые результат:

1 год обучения

          А) требования к знаниям и умения 

  • Правила техники безопасности при работе с тканью, электрическим утюгом и при работе на швейной машине
  • Виды тканей, названия тканей, структуру материалов.
  • Расчеты и построения различных силуэтов.
  • Технологическую последовательность изготовления поясной одежды и головных уборов.

2 год обучения

  • Правила техники безопасности при работе с тканью, электрическим утюгом и при работе на швейной машине
  • Виды тканей, названия тканей, структуру материалов.
  • Расчеты и построения различных силуэтов.
  • Технологическую последовательность изготовления плечевых изделий с цельновыкроенным рукавом.
  • Общие сведения о конструировании одежды.
  • Условные обозначения мерок.

3 год обучения

  • Правила техники безопасности при работе с тканью, электрическим утюгом и при работе на швейной машине
  • Виды тканей, названия тканей, структуру материалов.
  • Расчеты и построения различных силуэтов.
  • Технологическую последовательность изготовления плечевых изделий с втачным рукавом.
  • Общие сведения о конструировании одежды.
  • Условные обозначения мерок.
  • Составлять поузловую обработку изделий на инструкционных картах.

Б) компетенции и личностные качества, гражданственность, работа в коллективе, взаимопомощь.

В) личностные, метапредметные и предметные результаты развитие мотивации детей к творчеству через умения применять технологии моделирования, конструирования и изготовления одежды. Развитие познавательной деятельности через развитие умений и навыков применения различных технологий моделирования, конструирования и изготовления одежды, в соответствии с возрастной группой.

Формы аттестации -  творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, перечень готовых работ, фото, отзывы детей и родителей, свидетельство, сертификат, статья и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, выставка, готовое изделие, демонстрация моделей, олимпиада, открытое занятие.

Материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе: в кабинете технологии имеется 15 рабочих столов, 15 швейных машин, 2 оверлока, раскройный стол, зеркало для примерки, две гладильные доски, 2 утюга, 15 ножниц, наборы игл, тренировочная ткань.

Информационное обеспечение – интернет источники.

2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 год обучения

п/п

Раздел

Тема

Количество часов

контроль

всего

теоретич.

практич.

1

Раздел 1.  Создание изделий из текстильных материалов

 Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности

4

1

3

Обсуждение качества выполненной работы, самооценка

2

История костюма

10

4

6

3

Свойства

текстильных

материалов из

волокон

растительного

происхождения

10

4

6

4

Швейная машина

10

4

6

5

Конструирование

и моделирование

швейных

изделий

10

4

6

6

Технология

изготовления

швейных

изделий

20

8

12

7

Раздел 2. Рукоделие. Художественные ремесла. 8 ч.

Декоративно-прикладное искусство

4

1

3

8

Основы

композиции и

законы

восприятия

цвета при

создании

предметов

декоративно-

прикладного

искусства

4

1

3

9

Лоскутное шитьё

6

2

4

10

Творческий проект «Исторический костюм»

20

6

14

11

Изготовление костюма

44

1

43

12

Заключительное занятие

2

-

2

 

                                     Всего:

144

36

108

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 год обучения

  1. 1

Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности.

Вводное занятий запись учащихся, постановка целей и задач, составление расписания, обсуждение и составление плана работы на год. ПТБ. Правила поведения в кабинете.

Практическая работа Введение. Ознакомление с оборудования кабинета, ПТБ

История костюма

Изучение истории костюма и моды как компонентов повседневности. История моды, понятие «мода» глубже, чем история костюма, отражение социально–психологических процессов и представлений о нормах и правилах.

Практическая работа История костюма, выбор костюма, выбор материала, составление эскиза.

Свойства текстильных

материалов из волокон

растительного происхождения

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного

производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.

Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного

происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент

Практическая работа Свойства текстильных

материалов-изучение свойств лабораторным путем по признакам.

Швейная машина

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней

нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад

Практическая работа Швейная машина- изучение деталей швейной машины, заправка нитей. Машинные швы.

Конструирование

и моделирование

швейных изделий

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкройки фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами

Практическая работа Конструирование

и моделирование швейных изделий-построение чертежа, снятие мерок, подготовка выкроек к раскрою, раскрой.

Технология изготовления

Швейных изделий

Правила безопасной работы с портновскими булавками. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Способы переноса линий выкройки на детали

кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок. Требования к выполнению машинных работ. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание.  Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива фартука. Обработка накладных карманов.

Практическая работа Технология изготовления швейных изделий-ВТО, поузловая обработка изделия.

Декоративно-прикладное искусство

Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам.

Практическая работа Декоративно-прикладное искусство-тренировочные упражнения вышивания, кружевоплетения, изготовление сувениров.

Основы композиции и

Законы восприятия

цвета при создании

предметов декоративно-

прикладного искусства

Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента.

Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний.

Практическая работа Основы композиции и

Законы восприятия цвета – выполнение эскизов в разных видах композиции .

Лоскутное шитьё

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды.

Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из

плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и

прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия

Практическая работа Лоскутное шитьё-тренировочные упражнения разных схем лоскутной техники.

Изготовление изделия «Исторический костюм»

Практическая работа: Изготовление изделия «Исторический костюм» Выбор исторического костюма, составить перечень деталей, эскиз костюма, выбрать ткани, отделочные материалы, изготовить выкройку, составить технологическую последовательность изделие, пооперационное изготовление.

Изготовление костюма

Практическая работа Изготовление изделия «Исторический костюм» Изготовление костюма, поузловая обработка изделия, ВТО. Примерка ,исправление дефектов.

Заключительное занятие

Практическая работа Выставка, дефиле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...