Получение, применение и гибка проволоки.
учебно-методический материал по технологии (5 класс)

Разработка технологической карты урока ТЕХНОЛОГИИ

 

ФИО: Матях Максим Валентинович

Класс 5

Автор УМК: Технология учебник под ред. В.М. Казакевича, Г.А. Молевой

Рекомендовано Министерством Образования и науки РФ

Тема урока: Получение, применение и гибка проволоки.

Планируемые результаты (цели):

 

Личностные:

  • Получает информационное сопровождение изготовления проволоки в древности (кольчуги) и в наше время;
  • Выполняет самостоятельную работу «Применения проволоки в военном деле, в строительстве, в быту»;
  • Получает навыки работы в группе;
  • Получает навыки изготовление металлических колец, и изготовления металлических конструкций (цепочек);
  • получает информацию о преимуществах кольчужных рубах (кольчуг), и их сравнение с характеристиками другого вида брони (кожаный доспех кочевника, панцирь пикинёра, полный доспех рыцаря).

 

Метапредметные:

  • Формулирование цели практической работы;
  • Обсуждение алгоритма работы по изготовлению колец и соединение их в цепь;
  • Следование алгоритма изготовления:
  • Оценка качества выполненной работы.

 

Предметные:

  • Формирование и развитие навыков мелкой моторики рук;
  • Знакомство с кузнечным и слесарным инструментом и тисками;
  • Обосновывать выбор материала проволоки и инструмента гибки;
  • Изучение способов соединения металлических деталей;
  • Изучение и отработка приемов гибки и распиливание проволоки.

 

Необходимое техническое оборудование:

  • Слесарная мастерская с оборудованием (слесарные верстаки с тисками, плоскогубцы, круглогубцы, оправки диаметром 6-8 мм, медная или алюминиевой проволоки диаметром 1,5 - 2 мм, треугольные напильники);
  • Меловая доска;
  • Компьютер, проектор и экран;
  • УМК.

 

 

Технологическая карта урока

Этап,

время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося (познавательная, коммуникативная, регулятивная)

Организационный этап (2 мин)

1) построить учащихся,

2) проверить наличие личного состава,

3) отметить отсутствующих,

4) обеспечить благоприятную рабочую обстановку.

Ученики строятся, участвуют в проверке личного состава класса, настраиваются на работу. (Коммуникативная деятельность)

Этап подготовки учащихся к учебно-познавательной деятельности (3 мин)

 

 

Этап изучения нового материала

(20-25мин)

Определяем тему урока. Показать слайд с изображением славянский воинов облаченных в кольчужных доспех с разным вооружением. Вопрос: Что общего на всех указанных изображениях.

Показать видеоролик с фрагментом сражения древних воинов.

Почему русские воины побеждали и кочевников и западных рыцарей в тяжелом вооружении?

Показать слайд с видом панциря рыцаря, русской кольчуги и кожанного доспеха кочевника.

Кольчуга не стесняла движения воина. Она состояла из проволочных колец, которые невоможно разрубить. Так что же такое проволока? Как она получается и где применяется?

Само название проволоки говорит о способе её получения. Проволока—проволакивать, протаскивать через что-то. Основным инструментом  для получения проволоки являлась волочильная доска из твердого металла с рядом отверстий разного диаметра. Кузнец разогрев заготовку до нужной температуры (при нагревании металл становиться более мягким) при помощи подмастерья, проволакивал её через самое большое отверстие. Получался металлический прут. Затем он нагревал его и протаскивал снова через более малое отверстие и так несколько раз до нужного диаметра.

Проволока полученная таким способом получалась дорогой и применялась не только для изготовления кольчуг. В военном деле в старину из неё делали например наконечники стрел и специальные шипы, которые бросали под копыта конницы противника.

В быту из неё делали гвозди, скобы для скрепления бревен избы. Златокузнецы, изготовив проволоку из золота и серебра, делали из неё различные украшения. В наше время проволоку делают специальные волочильные станки. Они могут делать проволоку тоньше человеческого волоса. Она идет на различные гаджеты. Но для стройки, промышленности и быта нужна более дешевая проволока. Её делают при помощи прокатных станов. Видеоролик. Она называется катанной проволокой или катанкой.

Посмотрите вокруг себя. Везде где применяется электричество есть проволока, потому что по ней идет электрический ток. А теперь заполним небольшую табличку :

 

 

 

                   применение проволоки

военное дело                   промышленность                    быт

 

по 5 применеий проволоки в каждую графу.

После этого приступим к практической работе.

 

 

Практическая работа (35-40 мин.)

1)Раздать необходимый инструмент и заготовки:

оправки, плоскогубцы, напильники. Отрезки проволоки длиной 25-30 см.

2)Показать как намотать проволоку на оправку.

Проконтролировать.

3) Показать как распилить проволоку на кольца. Проконтролировать.

4) Показать как собрать кольца в цепочку. Проконтролировать.

 

Рефлексия деятельности

Возьмите линейку. Измерьте свою цепочку. 10см и больше — 5.  8-10см —4. меньше 8см оценка 3.

 

 

 

Критерии оценки достижения учащимися результатов занятия

Показатель

Критерий оценки результата

«5»

«4»

«3»

«2»

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1_-_kopiya.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Проволока. Основные приемы резания и сгибания.

Слайд 3

Домашнее задание Предложить варианты изделий из проволоки для индивидуального проекта (эскиз от руки или распечатанное изображение) .

Слайд 4

Цель урока – изучить область применения проволоки, способы получения проволоки и на практической работе поработать с инструментами для гибки и резания проволоки.

Слайд 5

Что такое проволока?

Слайд 6

Проволока – это металлическое изделие в виде нити (словарь С.И. Ожегова)

Слайд 10

Какие бывают металлы?

Слайд 11

Цветные (название всех металлов кроме железа и его сплавов)

Слайд 12

Черные (железо и его сплавы – сталь и чугун)

Слайд 13

Применение проволоки

Слайд 14

Бытовые изделия (иголки, скрепки, гвозди) ; Промышленное применение (трос, пружина) ; Электрические провода и кабели ; Украшения (кольца, цепочки) .

Слайд 15

Практика

Слайд 16

Техника безопасности Работать только в специальной форме одежды Использовать инструмент по назначению Начинать работу только с разрешения учителя В случае затруднения обращаться к учителю Без разрешения не покидать рабочее место По окончанию работы убирать рабочее место

Слайд 17

Правильная стойка при выполнении работы

Слайд 18

Порядок выполнения работы Закрепить проволоку и оправку в слесарные тиски Используя круглогубцы оплести проволоку вокруг оправки Треугольным напильником по металлу выполнить пиление проволоки вдоль оправки Соединить полученные кольца в цепь.

Слайд 19

Критерии выставления оценки Длина цепи (более 10 см – «5», более 8 см – «4», менее 8 см «3»). Аккуратность колец в цепи. Плотность соединения колец. Скорость выполнения.

Слайд 20

Продолжи фразу: На уроке я узнал… На уроке я научился…

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Алкины: состав, строение, изомерия, физические свойства, получение, применение"

Урок по теме непредельные УВ. содержит элементы ИКТ, игровой, здоровьесберегающей, поисково-проблемной технологий...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКААммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение, применение.1.      ФИО: Исмаилова Венера Владимировна2....

Водород. Свойства водорода. Получение.Применение.

Данный материал может применяться на уроках химии для  8 класса. В нем подробно рассматриваются физические, химические свойства водорода, его получение....

Открытый урок «Железо. Особенности строения атома. Свойства железа. Получение. Применение». 9 класс

Данный урок раскрывает такие вопросы:Строение атома железаНахождение в природеПолучение металлаФизические свойстваХимические свойства железа.Соединения железа. Сплавы железа.Биологическая роль железа....

Презентация к уроку по теме "Алканы. Строение, свойства, получение, применение"

Презентация к данному уроку позволяет учителю четко и полно раскрыть основные понятия темы,  а также помогает учащимся закрепить полученные знания...

Методы резки и рубки проволоки. Гибка проволоки.

Цель урока: ознакомить обучающихся с инструментами и приспособлениями для резки, рубки и гибки заготовок из проволоки, правилами и приемами гибки, правилами безопасной работы; формировать у пятик...

Открытый урок. Резка и гибка проволоки, ажурная скульптура.

Открытый урок. Резка и гибка проволоки, ажурная скульптура....