Статья по теме: "Изучение и сохранение традиций народной художественной культуры в предметной области в соответствии с ФГОС"
статья по технологии

Бережнова Екатерина Сергеевна

Статья в предметной области Технология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение и сохранение традиций народной художественной культуры в предметной области «Технология» в соответствии с ФГОС.

Автор: Бережнова Е.С., учитель технологии ГБОУ СОШ № 430

                                      Своеобразие и индивидуальное лицо

                                       культуры создается не путем                          

                                       самоограничения и сохранения

                                       замкнутости, а путем постоянного и

                                        требовательного познания всех

                                        богатств, накопленных другими

                                        народами и культурами прошлого.

                                        В этом жизненно важном для любой

                                        культуры процессе особое значение

                                        имеет познание и осмысление

                                        собственной старины, истоков

                                        собственной национальной культуры.

                                                                                      Д. С. Лихачёв

 

Старинная мудрость гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Для развития фантазии, воображения, чувства прекрасного и других качеств творческого подхода к жизни не требуется обилия технических средств, и именно ремесла и промыслы с их народными истоками способны содействовать направлению человеческой активности, формируя чувство гармонии, красоты, бережного отношения к природе и человеку.

Школьный возраст- это то время, когда закладываются основы духовной личности, учащийся более восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно- нравственного развития, гражданского воспитания. Поэтому принципы духовно-нравственного воспитания, такие как: воспитание на традициях, сохранение исторической памяти находят свое осуществление именно на уроках технологии.

Культура русского народа огромна и разнообразна. Она складывалась многими поколениями и на протяжении многих столетий. Духовные ценности являлись ориентиром в жизни русского человека. Без знания своих корней , традиций своего народа невозможно воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.На современном этапе национального возрождения именно педагогу определена задача по сохранению и передачи подрастающему поколению то, что было достигнуто нашими предками. И именно предмет «Технология » играет огромную роль в формировании, нравственно-воспитанной личности.Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.

Какие бы разделы изучения образовательной области «Технология» мы ни рассматривали: кулинария, материаловедение, машиноведение, деревообработку важнейшим аспектом преподавания является изучение истоков возникновения или происхождения тех или иных видов ремесел и творчества.

Примерами по направлениям  могут быть рассмотрены  следующие темы и представлены исследовательские проекты:

В кулинарии - рецепты русского хлеба,  блюда из всевозможных круп: различные каши, крупеники, овсяные кисели и т. д., а при изучении темы « Горячие напитки», можно поговорить  о русском гостеприимстве, вспомнить поговорки и пословицы, рассказать о чае, самоваре

В швейном деле - история развития женской юбки, мужской рубахи.

В декоративно-прикладном направлении - вышивка, плетение, кружевоплетение, вязание. Каждая женщина с детства умела вышивать, т. к. русский костюм всегда украшался вышивкой. Орнамент связывал человека с высшими силами мироздания. Одежду украшали вышивкой – оберегом.

 Ещё один вид декоративно-прикладного творчества -  бисероплетение.

Особенно девочкам нравится вышивать крестиком.

Деревообработка - большой популярностью на уроках технологии пользуется резьба и роспись по дереву.  Обучающиеся с интересом делают деревянные ложки, лопатки, доски.

Особую роль, я отвела бы направлению в ДПИ  по истории и изготовлению русской народной тряпичной куклы. Кукла знак человека, его игровой образ-символ. Кукла многое может рассказать о народе. Именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка ( глиняная, деревянная). В сознании наших предков куклы еще обладали различными волшебными свойствами: защитить от злых сил, принять на себя болезни, утешить, дать совет, способствовать хорошему урожаю. Кукол хранили и передавали детям и внукам. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству  и текстильному дизайну. При этом традиционные куклы е требуют каких то сложных приемов или инструментов для изготовления. Достаточно иметь несколько отрезов ткани нитки и желание творить. И перед нами появляется новая кукла, которая не будет уникальна и неповторима.

Образовательная область «Технология» позволяет значительно расширить деятельность учащихся, знакомить их на уроках с русской культурой, направленной на сохранение живого наследия народа. Особую значимость при этом имеет проектная деятельность, которая позволяет обучающимся в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда).

Уроки технологии это особые уроки. На них, как ни каких других учитель близок к ученикам, а также близок к истокам изучения и сохранения народных традиций и опыта народного декоративно-прикладного искусства.

Любой народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречён на гибель.

Литература

1. Л.С.Лаврентьева, Ю.И.Смирнов. Культура Русского народа. С-Пб,."Паритет", 2005

2. Месецеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день. / Сост. О.В.Степкинаю - М.: РИПОЛ классик, 2007.

3. В.В.Похлебкин. Из истории русской кулинарной культуры. М., Центрполиграф, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Белгородской области

 Важнейшим условием процветания нации является сохранение языка, народных традиций, культурных ценностей. Одно из причин сложного положения России является забвение значительной частью нас...

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...

Статья «Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Принципы построения учебного предмета в системе развивающего обучения для всех предметов одинаковы, тогда как формы, методы и приемы организации контроля могут отличаться. Таким образом возникла необх...

«Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Наша школа имеет многолетний опыт внедрения технологии развивающего обучения. На начальных этапах становления системы в школе приоритетным направлением выделялась контрольно-оценочная деятельность на ...