Открытый урок в 6 классе «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения»
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Воронцов Сергей Александрович

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения».

Цели:

- создать условия для запоминания основной технической терминологии («Резьба по дереву», «резец косяк», «элементы резьбы»),  обогащению технико-терминологического запаса учащихся;

- формировать умения и навыки разметки и вырезания азбучных элементов геометрической резьбы;

- развивать речь, наблюдательность, коммуникативную культуру через работу в группах, толерантность;

- развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку;

- воспитывать аккуратность, бережливое отношение к инструменту и материалу.

Оборудование:

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.

 

Экранно-звуковые пособия:  презентация в  Power Point

 

Заготовки, резец косяк

 

Дидактическое обеспечение:

Учебник: Технология:  Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных  учреждений (вариант для мальчиков). Под ред. Казакевича В.М.. – М.: Вента-Граф, 2016г.

Инструкционно - технологические карты.

Образцы объектов труда. Технологические карты для учащихся.

Методы обучения:

  • по источнику получения знаний:   словесные, наглядные;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся: - частично-поисковый;
  • по  степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых: частично-поисковый, практический.

Технология: здоровьесберегающая, ИКТ, проблемная.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.

Структура урока:

  1. Организационно- мотивационный момент –3 мин.
  2. Актуализация знаний- 7 мин.
  3. Изучение нового учебного материала  –  30 мин.
  4. Практическая работа (закрепление нового учебного материала) - 35мин.
  5. Подведение итогов –15мин.
  1. Организационно-мотивационный момент

 

Цель: создать условия для эмоционального настроя на учебную деятельность.

 

 

Деятельность

 учащихся

Деятельность учителя

Сообщают о готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята.

Проверим Вашу готовность к уроку: наличие рабочей одежды, тетради, линейки, карандаша.

Отсутствующие. Дежурные.

 

  1.  Актуализация знаний

Цель:

- актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;

- мотивирование учащихся к пробному учебному действию;

- создание условий для самостоятельного формулирования учащимися темы урока, целей и практической задачи.

Методыпо источнику получения знаний:   словесный, наглядный.

Результат:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя образец изделия;

- овладевать умением прогнозировать, составлять план действий;

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Определение и запись темы урока в тетради.

 

 

Определение целей урока.

 

 

 

 

- Рассмотрите образец изделия и скажите, какую операцию вам необходимо изучить для того, чтобы изготовить  это изделие?

Сформулируйте тему урока.

 

Прочитайте вопросы. На какие из них вы бы хотели получить ответы на уроке?

  1. Какие виды резьбы бывают?
  2. Как зародилась резьба по дереву?
  3. При помощи каких инструментов выполняют резьбу по дереву?
  4. Как правильно и безопасно резать по дереву?

 

- Как  вы думаете, каковы цели урока?

 

 

Это и будут основные этапы работы на уроке.

 

 

 

- Будете оценивать свою работу по карточке самооценки, на которой отражены все этапы урока.

  1. Изучение нового материала

Цель:

- уточнить общий характер нового знания.

Методы:

по  степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых: частично-поисковый.

Результат:

 - самостоятельно вывести определение «Резьба по дереву»

- познакомиться с  Историей резьбы по дереву, видами резьбы по дереву;

- определять последовательность работы

-оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- осуществлять самооценку;

- ориентироваться по технологической карте;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

 

Работа с определением в парах.

 

 

Высказывание своих мнений.

 Запись определения в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр слайдов

 

 

 

 

Определение характерных особенностей различных видов резьбы

 

Устный ответ учащихся

 

 

Устный ответ учащихся

 

 

 

 

 

 

- Что такое «резьба по дереву»?

- Посмотрите образцы изделий, украшенных резьбой и попробуйте сформулировать определение

Проверка.

 

В «Справочнике» дано такое определение Резьбы по дереву, сравните с вашими. Что не учли в своём определении?

Оцените себя.

 

 

- Каков следующий этап урока?

 

Давайте познакомимся с историей возникновения резьбы, видами резьбы

 

 

-  Скажите, какой вид резьбы использован для украшения ?

-Рассказ об инструменте для выполнения геометрической резьбы

- Переходим к следующему этапу. Какому?

Правила выполнения резьбы:

1 разметка

 Проверка

2 приемы вырезания

.

 Демонстрация приемов работы

 

 

  1. Практическая работа

Цель: формировать умения и навыки выполнения резьбы по дереву.

Метод по  степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых: практический.

Результат:

- выполнить практическую задачу урока;

- работать по предложенному плану (технологическая карта);

  - осуществлять самоконтроль;

  - выполнять правила техники безопасности.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Работа с технологической картой

 

 

Называют последовательность работы:

 

 

 

 

По технологической карте определяют операции которые будут использовать не уроке:

  1. разметка
  2. вырезание

 

Учащиеся рассказывают правила т.б.

- У вас на партах имеются технологические карты, в которых описан весь процесс выполнения работы.

- Рассмотрите, определите последовательность выполнения работы.

 

- Изучение правил  т.б. при выполнении резьбы.

Выполнение практической работы.

 

 

5.Рефлексия деятельности на уроке

Цель: соотнесение цели учебной деятельности и ее результата, фиксирование  степени  их соответствия.

Результат:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- осуществлять самоконтроль и самооценку;

- давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Выполняют уборку рабочих мест,.

 

Производят самооценку своих работ по карточкам оценивания.

 

 

 

Самооценка

- у вас на партах имеются карточки оценивания работ.

Проверьте самостоятельно свои работы и поставьте оценки.

Разбор ошибок, допущенных при работе.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественная обработка древесины. Резьба по дереву Урок в 6 классе

Слайд 2

Резьба по дереву – художественная обработка дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов.

Слайд 3

Оборудование для резьбы по дереву

Слайд 4

Инструменты для резьбы по дереву Основные: резаки, стамески

Слайд 6

ПЛОСКОВЫЕМЧАТАЯ РЕЗЬБА Характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона.

Слайд 7

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА Также является разновидностью плосковыемчатой резьбы. Это один из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву. Из-за простоты выполнения, во второй половине XVII века России, она получила наиболее широкое применение. Ее выполняют в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрический орнамент, отсюда и её название «геометрическая». Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является: трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз; отсюда и название – трехгранно-выемчатая резьба, а также двухгранные, четырехгранные и многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами.

Слайд 8

ПРОРЕЗНАЯ РЕЗЬБА С середины XIX века одной из самых распространенных традиций на Руси, была традиция украшать деревянные дома резьбой. Карнизы, оконные и дверные наличники, ставни в деревянных домах любого достатка, покоряли филигранной вязью ручной работы, причудливо сплетавшейся в такие удивительные узоры, что трудно даже вообразить, что они действительно созданы руками человека. До сих пор сохранились и дошли до нас отдельные образцы резьбы по дереву, напоминающей кружевные сплетения.

Слайд 9

Ажурная резьба

Слайд 10

Рельефная резьба

Слайд 11

Скульптурная резьба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...

Виды резьбы по дереву

Разнообразные виды резьбы по дереву и техника выполнения...

Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов. Резьба по дереву.

ИЗУЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ, ЗАПИСАТЬ КОНСПЕКТ, ЗАПОМНИТЬ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТЕХНИКИ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ....

Презентация Виды резьбы по дереву

Презентация позволяет рассмотреть основные видв резьбы по дереву. Может бывть использована в 7 классе на уроке или во внеурочной деятельности....

Презентация по технологии "Виды резьбы по дереву"

Материал адаптирован и  предназначен для обучения детей с нарушением слуха...

Конспект урока : Декоративная обработка древесины. Роспись по дереву.

Декоративная обработка древесины. Роспись по дереву. Городецкая роспись...