Разработка "Творческого проекта"
методическая разработка по технологии

Разманова Елена

Целью работы является изучение темы «Творческие проекты». Технология – это растущая наука мира,она связана с умением сознательно и творчески,на глубокой научной основе выбирать ме­тоды и способы преобразовательной деятельности, с целью разумного и рационального освоения, создания и сотворения человеком окружа­ющего мира с учетом технологических изменений.

Работа над проектом включает: составление обо­снованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполне­ния проекта; элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудо­вания, изготовлению изделий и их реализации. В за­дачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_tvorcheskogo_proekta.docx99.74 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  «Творческого проекта»

Работу выполнила – Разманова Е.В.

Содержание

Введение.

I. Творческие проекты.

1.1 Сущность и содержание творческого проекта.                                       4

1.2 Задачи творческого проекта.   5

1.3 Работа над творческим проектом.   6

1.4 Роль и функции учителя.                                                                           8

1.5 Выбор и обоснование проекта.                                                                 10

1.6 Достоинства метода проектов.                                                                 13

1.7 Защита творческого проекта.                                                                   14

1.8 Возможные критерии оценки проекта.                                                   15

1.9 Памятка учителю.                                                                                     17

II. Разработка творческого проекта по разделу «Технология обработки ткани»поЧерниковой В.Н.

2.1 Схема творческого проекта.                                                                    18

2.2 Предлагаемые творческие темы для проектов с 5 – 9 классы.             19

2.3Открытый урок.            23

Заключение.            26

Список использованной литературы.            27

Приложение.            28

Введение

Целью работы является изучение темы «Творческие проекты». Технология – это растущая наука мира,она связана с умением сознательно и творчески,на глубокой научной основе выбирать методы и способы преобразовательной деятельности, с целью разумного и рационального освоения, создания и сотворения человеком окружающего мира с учетом технологических изменений.

Технология – образовательная область, в основе которой лежит преобразовательная деятельность человека в материальном мире (основанная на процессе дизайна),нацеленная на созданиеобучающей среды для развитияу учащихся способностей в области дизайна и изготовления посредством работы с различными материалами,информацией и другими ресурсами в ответ на потребности людей. Обучение ориентированно на индивидуальность каждого ребенка.

Школьная технология определяется как наука о преобразовании материи,энергии и информации в интересах и попланучеловека, она включает изучение методов и средств преобразования и использования указанных объектов.

Цель курсовой работы: рассказать о последовательности создания творческого проекта, о возникновении трудностей в выборе темы проекта. Выявить и устранить ошибки.

Задачи курсовой работы:  составление  примерного плана реализации проекта: пошаговое планирование работ, определить  достоинства методов проектов.Составить план-конспект открытого урока. Раскрыть в полном объеме тему по созданию творческого проекта.

I. Творческие проекты.

1.1 Сущность и содержание творческого проекта.

Кто испытал наслаждение творчества - для того всех других наслаждений не существует!

Антон Павлович Чехов.

Проект-план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже[1,256].

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастиеprojectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В Новое время это слово понимают как «идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью». Этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов, а в узком «планирование от цели принципиально новой для организации деятельности, ограниченной по срокам и ресурсам». За рамками управленческой терминологии понятие «проект» так же часто связывается с понятием «проблема». Проект как проблема «может обозначать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идеи, отказывается от своего, личного, частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве».

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимися под руководством учителя.

Включение учащихся в проектную деятельность — явление новое и для учителей, и для учащихся. А внедрение нового всегда сопровождается трудностями.

На начальном этапе многие школьники будут испытывать значительные затруднения при выполнении творческих проектов. Поэтому для них рекомендуются творческие задания или работы по образцу.

Заимствуя на начальном этапе проблему или разрабатывая проект, учитель должен взвесить: посильна ли предстоящая работа для обучающихся? Насколько она для них привлекательна? Хватит ли им знаний, умений и навыков, чтобы ее выполнить? Удастся ли надежно обеспечить материально-техническую и информационную оснащенность для выполнения проекта.

Неинтересное, чрезмерно трудное и плохо обеспеченное задание даст плохой результат. Не будет положительного эффекта и в случае, если работа происходит в отрыве от познанного ранее и вне связи с жизненным опытом учащихся и программным материалом.

Выбрав подходящий проект, адаптируйте его к конкретной рабочей ситуации, уровню общей продвинутости, а также индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.

Проект может быть рассчитан на изучение одной темы, нескольких взаимосвязанных тем или целого тематического блока.

Замысел проекта формируется исходя из общей проблемы (потребности), требующей разрешения. Для решения выявленной проблемы ведется поиск различных вариантов, проводится обоснованный выбор лучшего. Следует мысленно обрисовать себе и проблему, и вытекающие из нее задачи, и возможные пути их решения. Чтобы максимально мотивировать проектную деятельность учащихся, следует выбирать такие проблемы, которые были бы внутренне близки школьникам и вызывали у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик.

1.2 Задачи творческого проекта

В зависимости от сложности и масштабов проекта задачи могут различаться типом и содержанием, быть единичными и множественными, решаться последовательно или/и параллельно.

Нельзя делать слишком большим число входящих в задачу компонентов. По наблюдению психологов, большинству людей удается одновременно воспринимать лишь от пяти до девяти отдельных событий или значимых единиц информации.

Поощряя и ненавязчиво, деликатно направляя поисковую активность учащихся, учитель организует тесное взаимодействие всех членов коллектива, напрямую вмешиваясь в их работу лишь в те моменты, когда возможности самостоятельного продвижения учащихся оказываются исчерпанными.

Проект может состоять из множества задач различного типа, специальных упражнений, различающихся прежде всего учебно-воспитательными целями. Выполнение каждой может осуществляться разными учащимися или их группами последовательным и/или параллельным сведением их воедино на основе общей логической схемы, эффективным использованием учебно-материальной базы школьных мастерских.

1.3 Работа над творческим проектом

Работа над проектом включает: составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта; элементы деятельности по маркетингу (изучение спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.

Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, наличия оборудования, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. На основе этих материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетехнологической подготовки школьников.

Использование метода проектов позволяет на практике реализовать деятельностный подход в технологической подготовке учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах, развивает коммуникативные способности, обеспечивает социализацию обучающихся.

Тематика проектных заданий должна охватывать возможно более широкий круг вопросов минимума содержания, примерных программ курса «Технология», быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый проект может соответствовать целям и задачам курса «Технология», хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной и практически значимой.

При подборе тематики проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.

Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно помочь подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.

Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих учащихся разных классов и возрастов (день рождения, юбилей школы, организация питания в походе и т. п.).

При создании творческих групп учителю следует оптимизировать число учащихся в них таким образом, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не слишком большим, иначе он не сможет качественно контролировать их выполнение.

Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и восстановятся утраченные духовные ценности.

1.4 Роль и функции учителя.

Особенность системы выполнения проектов  совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности регионов. Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой — предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Проекты — это всего лишь один из компонентов системы образования.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количествавремени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Еще раз подчеркнем, что проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса, сравнительного дизайн-анализа изделий с современными аналогами.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании метода проектов задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.

Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над проектом. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты, материалы). Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна, в разумных пределах использовать музыкальное сопровождение, чтобы создавать у учащихся положительный эмоциональный фон. Желательно в каждой учебной мастерской иметь «Уголок проектов», где учащиеся смогут найти информацию о том, что можно выбрать объектом проектирования (банк идей), как оформить и защитить свой проект и в какие сроки; рекомендуемую литературу; возможности использования ПК.

Таким образом, функциями учителя при выполнении проекта учащимися являются:

1. помощь в подборе проекта;

2. наблюдение за ходом работы учащихся;

3. оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности;

4. поддержание рабочей обстановки в классе;

5. оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе;

6. нормированиетруда школьников;

7. анализ и обобщение работы отдельных учащихся и группы в целом.

1.5 Выбор и обоснование проекта.

Особенностью новой образовательной области «Технология» является то, что учащиеся выполняют различные творческие проекты, задания. В учебнике приводятся примерные. Учащиеся сами выбирают темы проектов, согласовывают их с учителем технологии. Главное — это соответствие программе и удовлетворение какой-либо потребности. Они могут быть выполнены для школы, для дома, в качестве подарка или для реализации.

Для того, чтобы решить, что мы будем изготавливать для семьи, надо определить, в чем она нуждается. Еще Марк Аврелий говорил: «Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу»[2, 152].

Темы творческих проектов могут быть самыми разнообразными, влючающими в себя вопросы из различных областей жизни и деятельности людей. Результатом выполнения творческого проекта должно стать реальное изделие, выполненное на достаточно высоком технологическом уровне, способное стать конкурентоспособным товаром на рынке или удовлетворять потребности семьи в чем-либо.

Процедуру работы над проектом можно разбить на несколько этапов и представить в виде схемы. При этом следует учитывать что проектная деятельность – не линейный процесс. В процессе самоконтроля и анализа на каждом из перечисленных этапов, а также при возникновении непредвиденных сложностей и проблем не только возможно, но и необходимо возвращение к предыдущим этапам. Учителю следует обратить особое внимание на организационные формы, наиболее адекватные каждому этапу с тем, чтобы сбалансировать урочную и внеурочную занятость учащихся в рамках проекта, включив проектную деятельность в рамки классно-урочной системы.

Составление конструкторской и технологической документации

Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ. Анализ ресурсов.

Упрощенные этапы выполнения творческого проекта для учеников 7-11 классов могут быть следующими:

1. Осознание проблемы. Выделение конкретной потребности.

Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются и проблемы, требующие решения. Проблема должна быть оформлена в виде описания. Оно должно четко формулировать то, что собираются делать.

2. Оценка возможного решения проблемы. Следующий шаг — заглянуть в историю, найти как можно больше информации по исследуемой проблеме. Необходимо записывать все, что пригодится и поможет в выполнении будущего проекта, включая эскизы и др.

Исследовать ассортимент, предлагаемый нашей торговлей и промышленностью, и соответствие его нашим экономическим возможностям и способам удовлетворения желаний как потребителей этой продукции:

а) анализ соответствия стоимости предлагаемых товаров и возможностей семейного бюджета;

б) соответствие возможностей решения проблемы требованиям современного интерьера:

- полифункциональность, т.е. одна вещь должна предоставлять нам множество услуг;

- наилучшего сочетания размеров и пропорций;

- стилевого единства, сочетания вкусов каждого из членов семьи с удобством и комфортом проживания.

3. Выработка вариантов идей и их обсуждение. Разрабатывается несколько эскизов решения проблемы. Выбирается наилучший проект, удовлетворяющий возможностям семейного бюджета, желаниям и потребностям каждого члена семьи и требованиям современного интерьера.

4. Выбор материала проекта с технолого-экономической точки зрения. Выбор материала осуществляется по определенным критериям, среди которых могут быть:

а) способность материала к обработке с учетом материально-технической базы школьных учебных мастерских;

б) прочность материала;

в) возможность декоративной обработки материала;

г) долговечность материала и т.п. Критерии оценки материальных затрат:

а) стоимость материала;

б) стоимость обработки материала (затраты электроэнергии и рабочего времени);

в) амортизация оборудования.

5. Планирование процесса изготовления. Разработка вариантов технологического процесса и анализ выбранных методов производства в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами:

а) оценка возможностей материально-технической базы школьных мастерских;

б) оценка затрат рабочего времени при ручной и механизированной обработке материала;

в) расчет стоимости потребляемой электроэнергии и возможностей ее экономии.

6. Корректировка плана в соответствии с выбранным решением.

7. Оценка стоимости готового изделия. Разработка возможностей его реализации. Выявление спроса на данную продукцию. Определение рыночной цены.

8. Изготовление проекта.

9. Защита проекта.

1.6 Достоинства метода проектов.

1. Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они могут одеть, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

2.Ведение уроков методом, творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работников нового типа.

3.Профессиональное самоопределение - именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются наг вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

4.При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с. учащимися - это и познание личности каждого, особенностей характера и привычек.. Принимая ученика таким, какой он есть, нужно делать все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.

5.Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего, хозяйства и экономики семьи.

1.7 Защита творческого проекта.

О дате защиты проектов сообщается заранее.

К защите каждый ученик представляет пояснительную записку и изделие, учитель - зачетный лист с текущими оценками учащихся.

Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием ПК на одной стороне листа бумаги формата 210 х 297 мм. Она обязательно должна включать разделы: "Обоснование темы проекта", "Конструкция изделия", "Технология изготовления", "Экономическое обоснование проекта", "Используемая литература". По решению педагога дополнительно могут быть внесены разделы: "Техническое описание", "Рекламный проспект" и др.

На титульном листе пояснительной записки подписывается название проекта, фамилия учащегося и учителя, школа, класс и год выполнения работы. На первом листе записываются названия разделов с указанием номеров страниц. Страницы должны быть пронумерованы и скреплены.

Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3 — 4 человек (или одноклассников, или учащихся других классов). Для выступления каждому учащемуся дается 5-7 минут. После выступления присутствующие могут задавать ему вопросы, высказывать свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося, защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.

Итоговая оценка - рейтинговая, включающаяв себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и оценку учителя.

Каждая составляющая рейтинговой оценки учитывает оценки за

1.8 Возможные критерии оценки проекта.

1. Конструктивные критерии:

а) прочность, надежность;

б) тяжесть, распределение массы;

в) удобство использования;

г) соответствие конструкции назначению изделия.

2. Технологические критерии:

а) количество используемых деталей, использование стандартных деталей;

б) оригинальность применения и сочетания материалов, их дефицитность и долговечность, расход материалов;

в) стандартность технологии, необходимое оборудование;

г) сложность и объем выполненных работ;

д) расход энергии при производстве.

3. Экологические критерии:

а) загрязнение окружающей среды при производстве;

б) возможность использования отходов производства;

в) возможность повторного использования деталей изделия по окончании срока службы.

4. Эстетические критерии:

а) оригинальность формы;

б) композиционная завершенность;

в) использование традиций национальной художественной культуры;

г) цветовое решение;

д)стиль.

5. Экономические и маркетинговые критерии:

а) потребность в данном изделии на рынке;

б) возможность массового производства;

в) себестоимость проекта;

г) уровень продажной цены;

д) целесообразный вид рекламы.

Рассмотрим примерный контрольный лист проекта.

Степень выполнения проекта

Отчетная документация

Норма времени

Степень самостоятельности (высокая, средняя, низкая)

Оценка

Поисково-исследовательский этап

1.Выбор и обоснование проекта

Проспект

2. Анализ конструкции и выбор

Рисунки, чертежи, эскизы технологических карт

3. Разработка технологии изготовления проекта

Технологический этап

Оценивается каждый урок

1. Научная организация труда

2. Выполнение трудовых операций

Заключительный этап

Оценка проекта

1. Защита проекта

2. Контроль и испытание

Итоговая оценка

1.9 Памятка учителю

Памятка учителю

Обучая учащихся выполнению индивидуальных творческих проектов, приучайте их:

1) формировать идею (проблему) проекта исходя из потребностей и ограниченности ресурсов;

2) погружаться в идею, осознавать ее, разрабатывать альтернативные варианты;

3) определять критерии оценки проекта (уникальность, превосходство, экономность, технологичность, экологичность, габаритность, вес, полезность и др.);

4) разрабатывать план реализации идеи;

5) проектировать изделие;

6) соблюдать требования ГОСТа, дизайна, технологическую культуру, охрану труда и правила техники безопасности;

7) оценивать результаты своей деятельности (положительные, отрицательные).

II. Разработка творческого проекта по разделу «Технология обработки ткани»по Черниковой В.Н.

2.1 Схема творческого проекта.

Подпись: Эскиз модели декоративно-прикладной работы. Специфика проекта, его обоснование. Сбор информации, работа с журналами мод, с соответствующей литературой. Выбор ткани, композиции костюмаПодпись: Построение чертежей основы, снятие мерок, художественное конструирование и моделирование, изготовление выкроек, экономичная раскладка деталей, раскрой, примерка Подпись: Краткие сведения о тканях, отработка приемов работы на швейной машине; технология выполнения ручных машинных швов, деталей и узлов – изготовление образцов и оформление альбомаПодпись: Пошив изделий, работа на швейной машине, поузловая обработка по индивидуальному плану. Окончательная отделка швейных изделий, декоративно-прикладных работПодпись: Показ моделей одежды декоративно-прикладных работ. Представление необходимых материалов: тетради «Творческий проект»; альбома с образцами; выкройки (М 1:1); готового изделия. Ответ на вопросы

2.2 Предлагаемые творческие темы для проектов с 5 – 9 классы

Раздел «Технология обработки ткани» посвящен в основном изготовлению швейных изделий различного назначения: одежде, декоративно-прикладным работам, т. е. работам с таким материалом, как ткань и инструменты (швейная машина, утюг, игла).

В качестве творческих проектов в рамках предложенной программы могут быть изготовлены плечевые и поясные изделия, дополнения к ним, декоративно-прикладные работы по принципу от простого к сложному.

Учитель предлагает темы творческих проектов для каждой возрастной группы, например: одежда для отдыха, одежда для школы, рабочая одежда для дома и т. д.

В 5 классе учащиеся могут изготовить плечевые и поясные изделия простых конструкций: топ, юбку и шорты на поясе с резинкой, комплект для кухни (фартук, прихватки, грелка на чайник), подарки, сувениры, мягкую игрушку, панно и т. д.

В 6 классе учащиеся смогут овладеть пошивом поясных изделий:

юбок, шорт, брюк и как дополнение — жилета, топа, туники и т. д. (комплекты для летнего отдыха), головных уборов, сумок.

В 7 классе учащиеся возвращаются к изготовлению плечевых изделий, но более сложных конструкций с цельнокроеным, втач-ным и рубашечным рукавом: халаты, блузы, блузоны, куртки-ветровки, рубашки, ночные рубашки и т. д. В дополнение: юбка, брюки, шорты, юбка-брюки и т. д., кепка, рюкзак.

В 8 классе учащиеся изготовляют сложные плечевые изделия с втачным рукавом: пиджак, жакет, сорочки, в дополнение поясные изделия, костюмы для каждого дня, для летнего отдыха, дискотеки.

В 9 классе — сложные модели одежды, нарядные платья, костюмы и т. д. с отделкой, ансамбль одежды — нарядный, молодежный.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

Необходимо определить тематику творческих проектов исходя из реальных условий: материальной базы, количества учебных часов, возраста учащихся.

Исходя из поставленных задач учащимся дается тот необходимый объем содержательной части, который создает мотивацию к творческой работе, позволяет выполнять качественные проекты на высоком эстетическом уровне.

В основу методики закладываются следующие принципы:

подбор тем творческих проектов, адаптированных для возрастных групп 5-9 классов, анализ моделей одежды, декоративно-прикладных работ в соответствии с направлением современной моды, умение работать с журналами мод и другой необходимой и нужной информацией;

введение в курс обучения единой базовой цельнокроеной конструкции для плечевых изделий (с 5 по 9 класс), экспресс-построения поясных изделий, которые позволяют быстро и точно выполнять современные чертежи, изготавливать выкройки, наглядно применять приемы художественного конструирования;

применение современной технологии обработки швейных изделий, которая обеспечивает выполнение творческих проектов, предварительная проработка на образцах из ткани ручных, машинных швов, унифицированных деталей и узлов, использование техники быстрого шитья;

усвоение кратких сведений о тканях, овладение приемами работы на швейной машине с электрическим приводом и техникой быстрого шитья, что необходимо для качественного выполнения творческой работы.

Работа проводится поэтапно в следующей последовательности: 1) отбор идеи, определение специфики проекта и его обоснование; 2) работа по сбору информации с соответствующей литературой, журналами мод, альбомами; 3) отработка идеи в эскизах, набросках; 4) выполнение проекта; 5) защита творческого проекта, анализ проведенной работы, выставление оценок.

Учитель должен обсудить с каждым учащимся тему выбранного проекта, конкретизируя задачу (выбирая швейное изделие, декоративно-прикладную работу), отрабатывая идею в эскизах, набросках. Прорабатываются вопросы о назначении, выборе ткани, дополнениях.

Когда четко определяется выбор выполняемого швейного изделия, решены вопросы композиции: силуэт, цвет, пропорции и т. д., тогда на этом окончательном эскизе желательно получить подпись родителей, потому что совместное семейное обсуждение дает возможность вовлечения членов семьи в работу над творческим проектом.

Затем учащиеся начинают работать с тетрадью «Творческий проект», последовательно заполняя страницы, отражая все этапы разработки и выполнения творческой работы, по плану в соответствии с индивидуальностью изготовляемого швейного изделия или декоративно-прикладных работ.

Для контроля четкого выполнения практической работы в конце каждого занятия в тетради заполняется графа «Самоотчет» о проделанной работе и выставляется оценка. Тем самым достигается самостоятельность, дисциплинированность учащихся, а учитель имеет возможность корректировать и поправлять деятельность, выступать в роли консультанта.

На следующих занятиях проводится заполнение каждого раздела по пунктам в тетради «Творческий проект по технологии обработки ткани» и выполняется практическая работа с самоотчетом.

На последнем занятии подводится итог той деятельности, которой обучились на предыдущих занятиях.

При разработке творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащегося активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.

Перед защитой учитель проводит беседу о дополнениях к костюму (обувь, головные уборы, сумки, бижутерия, прически и т. д.), дает первичные знания по индивидуальному стилю, рациональному гардеробу. Под подобранную музыку проводится репетиция показа моделей одежды.

Каждый учащийся должен ответить письменно или устно на ряд вопросов и представить для оценки все материалы, отражающие этапы разработки и изготовления творческого проекта: тетрадь «Творческий проект», рабочую тетрадь, альбом с образцами поузловой обработки, выкройки в масштабе М 1:1. готовое швейное изделие — модели одежды, декоративно-прикладные работы.

Для просмотра творческих работ приглашаются родители, учителя и параллельные группы учащихся.

Оценка выставляется по соответствию модели возрасту учащегося, подбору ткани (цвет, фактура, цветовое сочетание), сложности фасона (конструкция, детали, отделка), соблюдению технологии обработки ткани, дополнениям к швейным изделиям, за показ модели, ответы на вопросы и за наличие соответствующей документации.

Оценку, выставленную учителем, следует сравнить с коллективной оценкой зрителей и прийти к окончательному решению после контроля и анализа творческих работ.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по предмету: «Технология»

тема: «Изделия из соленого теста»

ПЛАН-КОСПЕК УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ: ТЕХНОЛОГИЯ.

ВРЕМЯ: /45 минут/.

ВИД ЗАНЯТИЯ:комбинированный урок с видом практической творческой деятельности учащихся 9-ых классов»

ТЕМА УРОКА:Подарки к празднику.

Изделия из соленого теста.

ЦЕЛЬ УРОКА:1. Дать понятие об общих праздниках. Рассказать о русских традициях новогодних и рождественских праздников и подарках к этим праздникам. Научить изготовлению декоративных работ из соленого теста.

2. Развитие фантазии, эстетического вкуса в процессе практической деятельности.

3. Воспитание чувства прекрасного. Аккуратности и самостоятельности в индивидуальной творческой деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

для учителя:

наглядные пособия в виде рисунков, готовых образцов изделий из соленого теста, доска, мел, готовое соленое тесто, стеки.

для учащихся:

тетрадь, готовое соленое тесто, стеки, клеенка, чашка с водой, дощечка.

МЕТОДИКА: в ходе подготовки к уроку прошу учащихся дома по рецепту приготовить соленое тесто. Двух учениц из класса прошу подготовить сообщения о русских традициях в новогодних праздниках и подарках. Учащихся класса прошу найти интересные примеры по истории искусства соленого теста.

ПЛАН УРОКА:

1. Организационная часть- 1 - 2 мин.

2. Сообщение нового материала учителем- 3 мин.

3. Доклады учащихся- 10 мин.

4. Постановка творческой задачи- 3 мин.

5. Практическая работа учащихся - 20 мин.

6. Защита и анализ готовых работ- 5 мин.

7. Подведение итогов урока,

Задание на дом.- 2 мин.

ХОД УРОКА:

1.1. Объяснение учителем темы урока.

Одним из самых понятных моментов для нас в жизни является получение и дарение подарков. Он приятен для тех, кто подарки получаете для тех, кто их дарит, тут реализуется старинный принцип: даю тебе, чтобы ты дал мне. «Дай и возьми» - взять значит обрести хорошее настроение, получить удовольствие оттого, что даришь, доставить удовольствие себе самому и другому. Конечно, лучше если в подарке соединяют приятное с полезным. Изящная, подходящая по смыслу к праздникам «вещица всегда доставит удовольствие. В нашей жизни очень много разных праздников, на некоторые мы дарим или получаем подарки: общенародные и церковные, личные и семейные, годовщины, юбилеи и прочие. Мы, буквально, окружены хороводом праздников, и у каждого свои традиции, обычаи, обряды. Из всего этого, по сути, и состоит весь годовой и жизненный цикл каждого человека. Одним из таких общих праздников является Новый год и Рождество.

1.2. Девочки из класса рассказывают о традициях новогодних и рождественских праздников: когда они зародились как празднуются, какие имеют обычаи и обряды, какие подарки лучше к ним подготовить, какие блюда готовить к праздничному столу.

1.3. Учителем ставится проблема - а можно ли совместить в одной вещице три составляющих:

1. Праздничный подарок.

2.Украшение дома. (Запись на доске.)

3.Изделие из теста. (Вместе находим правильное решение.)

1.4. Девочки делятся интересными сообщениями об истории хлебных изделий, изделий из соленого теста, исходя из полученных знаний на предыдущем уроке по основам ремесла техники «соленое тесто».

На доске пишут рецепт соленого теста «по которому учащиеся заготовили дома небольшое количество теста.

2.1. Постановка творческой задачи учителем:

подумайте, что можно сделать к Рождеству или к Новому году в подарок из соленого теста? Совместно решается вопрос выбора практической работы.

3.1 Решив, что лепить из соленого теста, класс делится на творческие группы по 4-5 человек в каждой и занимают свои рабочие места.

3.2. Внутри каждой группы обговаривается как будет выглядеть подарочное изделие из теста, распределяется объем работы для каждого участника, чтобы работа была выполнена быстро и эффективно.

3.3. Закончив работу, каждая группа защищает-представляет свое изделие.

3.4. Учитель и учащиеся оценивают работы, выявляя недостатки и отмечая положительные стороны работ.

4.1. Учащиеся убирают за собой рабочие места и записывают домашнее задание, переписывая его с доски в дневники:

Сделать эскиз подарка из соленого теста.

Заключение.

Раньше творческие способности считали чем-то исключительным, уделом избранных людей. Однако исторический опыт человечества и исследования психологов показали, что на самом деле задатки творческих способностей присущи каждому нормальному человеку, любому ребенку и ученику. Нужно лишь суметь найти и раскрыть их, а затем и развить. Поскольку сущность творческого процесса для всех людей одинакова, то разницу в проявлении индивидуальной талантливости надо искать в его личностных психологических характеристиках, в той среде, в которой живет и учится ребенок, во времени, в содержании и методиках его приобщения к творческой  проектной деятельности.

В курсовой работе показано подробное, пошаговое создание   творческого  проекта. Какие он преследует цели и задачи.Приведены образцы  примерных творческих проектов для 5-9 классов.

Можно сделать вывод, что тема «Творческие проекты» раскрыта.Отметить, что в  процессе создания творческого проекта у учащихся развиваются такие личные качества, как преобразующее мышление и творческие способности.Работа над творческими проектами создает оптимальные условия для развития личности, нахождения своего «Я» в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Родители и учителя хотят видеть в своих детях, учениках и воспитанниках творчески одаренных и творчески способных людей.

Список использованной литературы.

  1. Даль В.И.. Толковый словарь Даля, 1863-1866.
  2. Марк Аврелий Антонин. Размышления, Наука, 1993
  3.  Марченко А.В., Хотунцев Ю.Л.,  О.А. КожинаО.А.. – М.: Дрофа, 2001.Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников среднего общеобразовательного учреждения по технологии 11 классов
  4. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синицина Н.В. Технология: учебник для уч-ся 8 класса общеобразовательной школы / Под руководством В.Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф, 2002.
  5. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: учеб.для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений / В.Н. Чернякова – 4-е изд. – М.: Просвещение, 200

.

Приложение.

«Изделия из соленого теста»:

а)  лепим заготовки для будущей композиции;

       б) изделия высушиваем и раскрашиваем гуашью;

в)готовое изделие покрываем прозрачным лаком;

г) на основу рамки наклеиваем ткань (мешковину);

 д) приклеиваем изделие из соленого теста клеем «Кристал-Момент».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...