Проектная работа на уроках технологии
статья по технологии

Субачев Валерий Викторович

Задача учителя -  научить школьников раскрыть свои способности, поверить в себя, научить  детей планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon subachev_v.v._proektnaya_rabota_na_urokah_tehnologii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Субачев Валерий Викторович,

преподаватель-организатор ОБЖ и технологии

МАОУ СОШ № 11, г. Тимашевск 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Поэтому считаю использование метода проектов на уроках технологии актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

ФГОС второго поколения ставят задачу при обучении работе над проектом сформировать компетенции школьника: научить формулировать цель, принимать решения, быть коммуникативным, заниматься проектной деятельностью и добиваться реализации цели.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

                 Таким образом, метод проекта предполагает:

- связь обучения с жизнью;

- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

- развития умения адаптироваться к действительности;

- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

Метод проектов в настоящее время актуален в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только научить школьников способам обработки древесины, металла, но и создавать вместе с ними художественные образы.

Как учитель технологии, я занимаюсь с мальчиками выпиливанием изделий из фанеры, обработкой древесины и металла. Совместно с ребятами мной разработано и изготовлено большое количество изделий из древесины.        

В процессе проектирования школьники изучают предмет,  средства и  условия труда таких профессий, как столяр, плотник, токарь, шлифовальщик, фрезеровщик и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.

Из опыта работы хочу сказать, что для меня важно, с одной стороны, создавать школьнику максимальные возможности для формирования и проявления своих склонностей, способностей, а с другой – необходимо вовремя заметить, откорректировать, развивать их именно в той деятельности, которая соответствует признанию личности. Для учителя и ученика проект важен  и как продукт труда, и как метод познания. Учащиеся с особым интересом выполняют проекты декоративно-прикладного характера.

Очень часто школьники не могут определиться с темой проекта. Поэтому  с каждым учеником я работаю индивидуально, советую сделать  то, что ему хорошо удается. В конце года учащимися  5-6 классов были  выполнены следующие проекты: «Скалка», «Солонка для мамы» и другие. Учащимся 7-8 классов советую выполнять в основном художественно-конструкторские проекты. И как итог совместной проектной, исследовательской  деятельности - презентация «Традиции и ремёсла кубанских умельцев», где ученики показали умения правильно выбирать и работать с источниками дополнительной информации. При выполнении работы над проектом учитываю индивидуальные особенности и интересы учащихся. А так как уровень их подготовленности различен, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.

В работе над проектом обязательно соблюдаю определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.

1 этап. Подготовительный, или погружение в проект.

На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

 2 этап. Планирование и организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т.д.) Поиск и сбор материала.

3 этап. Исследование.

На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся – это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т.д. Выполнение работы.

 4 этап. Представление результатов, отчёт.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, презентация и т.д. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно.

5 этап. Анализ выполнения проекта и достигнутых целей. 

Этот этап проектной деятельности можно рассматривать с двух сторон. Для учителя – это контроль знаний, полученных учащимися по данной теме. Информацию, собранную учащимися по теме, использую в дальнейшем, при объяснении нового материала, на уроках по закреплению изученного. Такая наглядность более интересна учащимся, ведь они её сделали сами.

6 этап Объяснение полученных результатов.

Этот этап работы не виден ученикам, это работа учителя по сопоставлению тех целей, которые он ставил на первом этапе работы, с результатами, полученными в итоге. Пытаюсь вести такой анализ не в целом по результатам всего класса, сделали или не сделали работу, а индивидуально, как проявил себя каждый ученик, чему он научился за этот период.

             Выполнение проекта может занимать один или несколько часов (уроков) учебного времени, несколько месяцев. Если проект требует большей занятости по времени, то целесообразно заниматься его выполнением во внеурочное время.

Благодаря использованию метода проектов на уроках технологии повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной.

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя  -

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес.

Я считаю, что задача учителя -  научить школьников раскрыть свои способности, поверить в себя, научить  детей планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Список литературы:

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
  3. Симоненко В.Д. Технология. М. Вентана-Граф, 2004г.

4.       Мастерим из древесины, Э.В.Рихвк, 1989г.  

5.       Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие

для учителя под ред. Сасовой И.А., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа на уроках технологии

................................................................................................................

Самоопределение обучающихся. Проектная направленность работы на уроках технологии

Образование является составной частью культуры человека и общества.  В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование техноло...

Проектная работа «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные меропр...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

" Выполнение проектных работ на уроках технологии, как условие развития творческих способностей учащихся"

Статья по предмету Технология на тему " Выполнение проектных работ на уроках технологии, кака условие развития творческих способностей учащихся"...