Конспект урока по технологии на тему: "Бытовая швейная машина" (5 класс)
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Конспект урока по технологии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема урока: «Бытовая швейная машина»

Цель урока: формировать первоначальные навыки учащихся к подготовки швейной машины к работе.

Задачи:

  • Образовательная: способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе;
  • Развивающая: способствовать формированию и развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся;
  • Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда.

УУД:

Личностные: умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности  труда; умение провести самооценку, взаимооценку и взаимопомощь.

Регулятивные: умение ставить учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность; умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность.

Познавательные: умение самостоятельно формулировать познавательную цель; построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные: формирование умения вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма проведения урока: урок-практикум

Формы работы: фронтальная, парная.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, раздаточный материал

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

Примерные ответы учащихся

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Я желаю вам хорошего настроения и активной деятельности на уроке.

Приветствуют учителя, садятся за рабочее место.

Актуализация субъективного опыта учащихся

 - Сегодня у нас немного необычный урок. И начать я его хочу тоже необычно. Я прочитаю вам сказку про одну красавицу и сусальное золото. 

Сказка про машинку и сусальное золото

В одном старом-старом городе, на старом-старом механическом заводе родилась маленькая красавица. Родители очень радовались её появлению и назвали красивым именем Зингер.

Надо сказать, что Зингер была первой в мире, и родители очень ей гордились, да и было чем! Малышка не только отлично работала, но и была хороша внешне. Её никелированные детали поблёскивали; изящно изогнутый стан был украшен гербом её родного завода; ручка, корпус и крышка были выточены из карельской берёзы, покрыты лаком и разрисованы орнаментом из сусального золота.

Однажды, когда Зингер сладко дремала под своей узорчатой крышкой, её запаковали в большой ящик и увезли в другой город, не дав попрощаться с родителями.

— Ах, что происходит? Нельзя ли поосторожней? Моё сусальное золото! Оно может облететь! Кто возьмёт меня тогда? Мои детали могут помяться, и я не смогу работать!
   Наконец Зингер поставили на ровное место и оставили в покое. Она хотела ещё немного подремать, но в это время с неё сняли крышку, и она едва не ослепла от яркого света — на её родном заводе всегда царил полумрак…

— Ах, что опять такое? Где мои родители? Куда я попала? — заволновалась Зингер.

И тут она обомлела. Она была уверена, что таких, как она, больше нет на свете; но в комнате их стояло уже несколько, похожих на неё как близнецы! Только они были моложе неё…

— Здравствуйте, сестрички — робко обратилась к ним Зингер…

— Тоже нашлась сестрица! — зафыркали они. — Притащили старуху! Точно мы сами не справляемся с работой! Да знает ли она что-либо о тенденциях и трендах сезона?

Зингер совсем оробела: таких слов она никогда не слышала! Но тут пришли женщины и уселись возле каждой сестрички. Та, которой досталась Зингер, прежде чем начать работать, протёрла её мягкой ветошью и смазала все детали. Благодарная Зингер в ответ показала всё, на что была способна. Каждый день она старалась от души, но работать приходилось от зари до зари без отдыха.

Время тоже делало своё дело: детали Зингер стали ржаветь, как за ними ни ухаживали; сусальное золото с её боков облупилось… А в один далеко не прекрасный день в комнату доставили прекрасную юную незнакомку. Её тонкий стан покрывала светлая эмаль, и к тому же блондинка была встроена в полированный столик с колёсиками.

Её окружили, закричали восторженно: — Электрическая! Наконец-то! Посмотрим, на что она способна!

…Несколько дней Зингер простояла забытая в тёмном чулане вместе со своими сёстрами…
   — Что же с нами будет теперь? — волновались сестрички. — Говорят, теперь везде электричество! Посмотрите, вон и керосиновая лампа в углу валяется…

«Как же так? — тосковала Зингер. — Неужели обо мне никто не позаботится? Я ведь не то, что какая-то керосиновая лампа! Я — первая Зингер, я — лучшая из Зингеров! Они не имеют права так со мной обращаться!

Но, пришли люди, вынесли из чулана весь старый хлам и вывезли на свалку…

Прошло время. И вот как-то раз у свалки остановилась машина, из неё вышли люди; один из них подошёл к Зингер и нагнулся над ней:  — Посмотрите: почти такая же красавица была у моей бабушки!...

Он приподнял металлический корпус Зингер:    — Не может быть! Тут номер: 1-й! Она же самая первая, выпущенная Зингером! Это единственный экземпляр, отделанный сусальным золотом! Ей место в музее!

— Ах, что вы от меня хотите… — бормотала Зингер. — Я уже ни на что не способна… Дайте мне умереть спокойно…

В музее Зингер почистили, восстановили украшения из сусального золота и поставили на стол в центре большой светлой комнаты.

Зингер по-прежнему стоит в том старом-старом музее старого-старого города…

- Ребята, как вы думаете, о ком в этой сказке идет речь? Что это за красавица?

- А как вы это поняли?

- У кого дома есть швейные машины?

- А какие они, как малышка Зингер старые или новые?

- Чем они отличаются?

- А вы пробовали шить на швейной машинке?

- А хотите научиться?

О первой выпущенной Зингером швейной машины

Изучение новых знаний и способов деятельности

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? 

- Правильно, о том, как устроены швейные машины, как на них работать. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

- Какие цели вы бы для себя сегодня поставили?

Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

-Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, выполним тренировочные упражнения по заправке швейной машины, ну и, конечно, немного поиграем.

- Ваши будущие успехи в шитье во многом будут зависеть от того, насколько хорошо вы сегодня научитесь пользоваться швейной машиной.

О швейной машины

Бытовая швейная машина

Познакомиться со швейной машиной, с историей ее появления.

Работа по теме урока

Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток.

Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе». (слайд с памятником портнихе

Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машин, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.

Знакомство с историей швейной машины

Первый проект  машины для пошива одежды предложил в конце XV в. Леонардо да Винчи. Но он был настолько не совершенен, что так и остался на бумаге.

В 1755 г. немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков.

И только в 1834 г. американец Уолтер Хант изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Его швейная машина была первой машиной челночного стежка, в которой использовались верхняя и нижняя нитки. Недостаток этой машины — в отсутствии устройства регулировки натяжения нижней нитки, которая находилась в челночном устройстве.

В 1844—1845 гг. другой американец, Элиас Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принципы работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Ему удалось получить патент на новую машину, и вскоре было изготовлено еще несколько таких машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных. Машина выполняла 300 стежков в минуту. Эта машина вызвала протест среди портных и ремесленников, которые считали машину угрозой, лишающей их работы и хлеба. С лозунгами «Долой швейные машины!» они бросились громить швейные фабрики и вынудили Элиаса Хоу уехать из родного города.

В течение 30—50-х годов XIX в. в Великобритании, США и Франции было взято более 30 патентов на швейные машины. Это были машины цепного и челночного стежков, с прямой и изогнутой иглами, с вертикальным и горизонтальным расположением ткани. Конструкция каждой машины имела какие-то усовершенствования и новые элементы. Швейные машины стали экспонироваться на выставках и в музеях, вызывая восторг и большой интерес публики. 

Наконец в 1850—1851 годах усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида. Зингер стал выпускать швейные машины в больших количествах. Они пользовались популярностью во всем мире.

Начиная с 1870 г. фирма «Зингер» не только расширилась в США, но и открыла свои филиалы во многих странах, в том числе и в России.

В подмосковном городе Подольске в 1900 г.  фирма «Зингер» основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы. Годовой выпуск машин составлял 600 тысяч.

Современные швейные машинки получили электрический привод, однако их механическая часть практически повторяет устройство их предшественниц конца XIX—начала XX веков.

Знакомство с современными швейными машинами

Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.

Знакомство с классификацией швейных машин

Все швейные машины различают:

  • по назначению: бытовые и производственные; 
  • по выполняемым операциям: специальные и  универсальные
  • по степени автоматизации: полуавтоматы и автоматы; 
  • по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим

Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.

На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.

Основной элемент электрических швейных машин – это электрический привод. Он представляет собой электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль. Подавляющее число выпускаемых сегодня бытовых швейных машин снабжены электроприводом – это главное отличие такого типа машин от механических, которые бывают ручными или ножными.

- Ребята, посмотрите вокруг себя. А какие машины, на ваш взгляд, есть у нас в классе?

- Действительно. У нас в кабинете все швейные машины универсальные бытовые, с электрическим приводом. С универсальной швейной машиной нам с вами предстоит сегодня познакомиться более подробно.

- Итак, перед вами универсальная швейная машина с электрическим приводом.

Она идеальна для начинающих, проста в управлении, надежна и доступна по цене. Эта модель имеет набор основных необходимых для шитья строчек и предназначена для пошива легких, средних, тяжелых тканей и трикотажа. Она отлично послужит вам в быту при ремонте и пошиве одежды.

Швейная машина оборудована электроприводом - электрическим мотором, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление скоростью вращения происходит при помощи ножной педали: чем больше усилие нажатия, тем выше скорость шитья. Она выполняет 14 операций в число которых входят 5 различных строчек (прямая, зигзаг, эластичная, эластичная потайная и ракушка), а так же бельевая петля, выметываемая в полуавтоматическом режиме.

При помощи специального селекторного переключателя Вы сможете быстро и легко выбрать необходимую Вам строчку, а при помощи другого переключателя настроить натяжение нити. Длинна стежка, ширина строчки и положение иглы имеют фиксированные значения для каждой операции.

Швейная машина оснащена классическим вертикальным типом челночного устройства. Эта модель имеет такие полезные и необходимые в работе функции, как: автостоп при намотке на шпульку, реверс, контроль балансировки петли и возможность шитья двойной иглой.

В данной модели есть узкая рукавная платформа - «свободный рукав» и удобный отсек для хранения принадлежностей. В стандартную комплектацию швейной машины входят защелкивающиеся на стержне сменные прижимные лапки, набор игл, шпульки и другие аксессуары.

А теперь, давайте более подробно познакомимся с деталями машины. У вас на столах лежат карточки № 1 Основные детали швейной машины. 

Задание 1

- Найдите детали швейной машины на рисунке и на самой швейной машине. 

Знание деталей швейной машины вам помогут в выполнении самого ответственного на сегодня задания – подготовке швейной машины к работе.

Обучающиеся находят основные детали машины на рисунке и сравнивают их с оригиналом

Физкультминутка

Физкультминутка:

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Закрепление пройденного материала

Применение изученного материала

Подготовка швейной машины к работе

Задание 2

- Посмотрите внимательно на слайд. 

1 Намотка нижней нитки на шпульку

2 Заправка нижней нити

3 Заправка верхней нити

4 Выведение нижней (шпульной) нитки наверх

Здесь показаны основные этапы подготовки швейной машины к работе. Те этапы, которые выделены красным цветом, вам необходимо изучить самостоятельно по Карточкам № 2 и 3.

Затем, пользуясь карточками 1 и 3, нарисуйте в тетради на схеме машины заправку верхней нити и подпишите последовательно название деталей, через которые проходит верхняя нить.

Затем вы меняетесь тетрадями. Я буду вам показывать правильную заправку швейной машины, а вы будете проверять выполнение задания вашей соседки. И оценивать ее работу на данном этапе.

И так, поменяйтесь тетрадями. Я показываю заправку верхней нити, а вы проверяете работу вашей соседки и исправляете ошибки, если они есть. Если все верно - ставите «5», если 1-2 ошибки – ставите «4», если 3-4 ошибки – ставите «3». Оценку можете поставить внизу под схемой.

Практическая работа  

Заправка швейной машины

Инструктаж по ТБ при работе на швейной машине с электрическим приводом

-Ну что же, вы отлично поработали на первом уроке, но чтобы приступить к работе на швейной машине, необходимо не только уметь готовить машину к работе, но и знать и соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. В чем же они заключаются? Посмотрите внимательно на слайд.  Прочитайте правила. А теперь попробуйте перефразировать каждое правило в вопрос, начиная его со слов: почему или зачем? И давайте вместе попробуем ответить на эти вопросы.

Инструктаж по ТБ

при  работе  на  швейной  машине  с  электрическим  приводом

1. Перед работой проверить исправность шнура.

2. При включении и выключении швейной машины в электрическую сеть браться за корпус вилки шнура.

3. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, особенно при включенном электродвигателе.

4. Заправляя нитку в машинную иглу, не держите ногу на педали.

5. Перед началом шитья на машине в изделии не должно находиться булавок и игл.

6. На машине не должны лежать посторонние предметы.

7. Не держать пальцы близко около движущейся иглы.

8. Не наклоняться  близко к движущимся частям машины.

9. Соблюдать санитарно – гигиенические требования.

Задание 3

Итак, мы приступаем тренировочным упражнениям по заправке швейной машины. Вспомните все, о чем мы сегодня с вами говорили. Положите перед глазами карточки с заправкой нитей и приступайте к практической работе.

Для учащихся, справившихся раньше с практической работой, предлагается дополнительное задание.

Игра на закрепление «Поиграем в учителя» 

Вспомните все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке. Итак, «учителя» по очереди выходят к доске и, показывая на детали швейной машины, спрашивают любую ученицу название этой детали. Можно задавать вопросы, как по заправке швейной машины, так и правилам ТБ.

( Девочки играют в эту игру, сменяя друг друга и наблюдая за тем, что бы детали ни повторялись)

Дети задают вопросы по ТБ и дают ответы

Подведение итогов учебного занятия

Какая была цель урока?

Удалось ли ее достигнуть?

Каким способом?

Чему вы сегодня научились?

Над чем ещё необходимо поработать?

Где вы можете применить новые знания?

Познакомиться со швейной машиной, с историей ее появления.

Рефлексия.

Что понравилось на уроке, что не понравилось?

Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело – только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться.

- Всем спасибо за работу, урок окончен.

Проведение самоанализа

Домашнее задание

1. На карточках написать названия деталей швейной машины.

2. Повторить правила безопасной работы на швейной машине.
3. Принести нитки, лоскут ткани и ножницы
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по технологии Металл и его свойства 5 класс

Конспект урока с презентацией 5 класс Металл и его свойства, применение....

План - конспект урока по технологии "История развития костюма" для 9 класса

На уроке по технологии "История развития костюма" учащиеся знакомятся с особенностями исторического костюма в разные периоды времени, выполняют практическую работу, которая способствует развитию творч...

Конспект урока по технологии на тему "Здоровое питание" (6 класс)

Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальным в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания  в школе способст...

План - конспект урока по технологии "Обработка горловины плечевого изделия" 6 класс.

План - конспект урока по технологии (культура дома) "Обработка горловины плечевого изделия" 6 класс. Раздел "Технология обработки ткани"...

Конспект урока по технологии "Разметка заготовок из древесины". 5 класс.Мальчики.

Конспект описывает проведение урока, в ходе которого мальчики 5 класса ознакомятся с контрольно-разметочным инструментом и научатся делать разметку...

Конспект урока по технологии "Проектная деятельность.Изготовление прихватки"5 класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Развитие познавательного интереса к предмету. Понимание понятий «творческий проект», «этапы выполнения творческого проекта»....