Технология 5 класс (06.04.2020)
материал по технологии (5 класс)
Урок технологии 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 581.07 КБ |
![]() | 732.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология 5 класс
На прошлом уроке мы начали изучение нового раздела, который называется «Технологии растениеводства». Сегодня более подробно изучим роль культурных растений в жизнедеятельности человека.
Задание: Предлагаю изучить (представленный ниже) теоретический материал по теме. А после выполнить уже знакомые задания. На отдельном листе проставляете номера заданий и записываете ответы. Отсылаете фото выполненных заданий.
Для того чтобы понять какова же роль культурных растений в жизни человека на уроке нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:
1. Понятие о значении культурных растений в жизнедеятельности человека.
2. История окультуривания растений.
3. Классификация культурных растений.
Теоретический материал
- Понятие о значении культурных растений в жизнедеятельности человека.
Растения – основа питания людей, из растений люди производят одежду, украшают дома.
Начало целенаправленного использования растений человеком уходит в глубину тысячелетий.
Первобытные люди целиком зависели от природы: они собирали коренья, плоды, зёрна, которые вырастали в дикой природе, охотились на диких животных. Людям постоянно приходилось заботиться о своём пропитании. Если растения погибали от засухи, случался неурожай, то люди кочевали в другие места, погибали от голода и болезней.
Со временем люди стали понимать, что если начать ухаживать за растениями, поливать их в засушливое время, рыхлить почву, убирать ненужные растения (сорняки), то зёрен и плодов становится больше и урожай стабильнее.
- История окультуривания растений.
Первобытные люди сменили кочевой образ жизни на осёдлый и стали окультуривать хлебные злаки, зерновые бобовые, корнеплоды, бахчевые и другие растения.
Одно из первых окультуренных растений – пшеница, ее обнаружили ученые в захоронениях Древнего Египта, которым уже более 6 тысяч лет.
Без растений невозможна жизнь на планете и жизнь людей. Благодаря растениям атмосфера планеты содержит необходимое количество кислорода, которым люди дышат.
Люди научились использовать многие растения для обеспечения своей жизнедеятельности: для приготовления пищи, в качестве сырья для различных отраслей промышленности, лекарственных средств в медицине, для озеленения помещений, Дикорастущие растения не всегда удовлетворяют запросам людей, большинство используемых растений люди окультурили – стали разводить специально для своей хозяйственной деятельности.
При выращивании культурных растений учитывается привычный им климат: температура воздуха, влажность, продолжительность светового дня. Поэтому чаще всего растения выращивают там, где они встречаются в дикорастущем виде, но с развитием агротехнологий, растения стали выращивать в других климатических зонах.
- Классификация культурных растений.
Культурные растения играют важную роль в углеводном и белковом питании человека.
Классификацию растений можно производить по разным основаниям, мы уже разбирали классификацию культурных растений по отраслевому принципу (в соответствии с основными отраслями сельскохозяйственного производства - овощеводством, плодоводством, полеводством и декоративным садоводством) - овощные, полевые (зерновые, бобовые), плодово-ягодные, технические и декоративные.
Овощные культуры составляют основу пищевого рациона. Вместе с овощами человек получает белки, углеводы, клетчатку, минеральные вещества и витамины. Во многих странах мира и в России выращивают разные группы овощей: капустные (белокачанная, краснокачанная, брокколи, савойская, брюссельская, листовая капуста и другие), корнеплодные (картофель, морковь, свёкла, редис), плодовые (томат, огурец, перец), луковые (лук репчатый, шалот, чеснок и др), пряно-вкусовые (анис, базилик, хрен)
Очень важны для питания людей хлебные злаки: пшеница, рис, кукуруза, сорго, ячмень, рожь и злаковые крупяные культуры: гречиха, просо, виды овса, амарант
Источником растительного белка являются бобовые растения: соя, горох, фасоль, чечевица и др.,
Для получения сахара используется сахарные тростник и свёкла.
Плодовые культуры выращивают в основном с учетом климата: яблоня, груша, слива, вишня, черешня – в умеренном климате.
Во влажных субтропиках и тропиках выращивают цитрусовые: лимон, мандарин и другие; в тропиках – манго, ананас, папайя, авокадо, маракуйя и другие.
К ягодным культурам относятся: смородина, крыжовник, малина, клубника и другие
Многие культурные растения используются в животноводстве для корма животных, основа для комбикормов.
Например, такие кормовые культуры, выращиваемые в нашей стране: просо, люцерна, клевер, люпин, вика, турнепс, кукуруза и другие.
К техническим культурам относятся те растения, которые используются в переработанном виде в пищевой и текстильной промышленностях.
Прядильные или волокнистые растения: лён, конопля, джут, хлопчатник.
Масличные: подсолнечник, арахис, горчица.
В парфюмерной промышленности нельзя обойтись без растительного воска и масел, получаемых из лепестков роз, из лаванды и герани душистой, илангиланга.
Для легкой промышленности используют дубильные вещества, красители, получаемые из сока растений.
Традиционно растения используются людьми для лечения многих заболеваний. В настоящее время лекарственные растения специально выращиваются, например, это ромашка лекарственная, валериана, ревень, солодка, алоэ, хинное дерево, женьшень, календула и другие.
Наибольшим числом видов (более 10 тыс.) представлены декоративные культурные растения.
Среди них – парковые деревья, многочисленные цветочные и декоративно-лиственные, газонные культуры. Жизнь человечества уже давно нельзя представить без кипарисов, роз, тюльпанов, лилий, ирисов и мн. др. растений, которые радуют жителей сёл и городов.
Тренировочные задания
- Для удовлетворения каких потребностей растения нужны людям? Выберите несколько верных ответов.
В самореализации
В пище
В защите
В одежде
- Заполните пропуски в тексте.
Культурные растения – это растения, специально _________ человеком для использования в ______________ деятельности: для _________ пищи, в качестве __________ для различных _______________ промышленности.
разводимые хозяйственной приготовления сырья отраслей
- Какие факторы нужно учитывать при выращивании культурных растений? Для каждого верного ответа поставьте 1, для неверного – 0
Количество солнечных дней в году ___
Влажность, количество осадков ___
Температура воздуха ___
Продолжительность светового дня ___
- Установите соответствие между отраслями производства и группой используемых растений.
1.Овощеводство
2.Декоративное садоводство
3.Полеводство
- Рожь, пшеница, рис
- Роза, лаванда
- Капуста, морковь, репа, редис, укроп
- Расставьте названия бобовых растений.
Фасоль Чечевица Горох
- Расставьте подписи к изображениям капустных растений.
Краснокочанная Пекинская
- Расставьте подписи к изображениям корнеплодных растений.
Редис Свекла Морковь
- Какое растение не относится хлебным злакам? Выберите один верный ответ.
Пшеница
Рожь
Гречиха
Кукуруза
- Какое растение не относится культурным растениям? Выберите один верный ответ.
Кофе
Какао
Гевея
Акация
- Установите соответствие между отраслью производства и видом культурных растений.
Фармацевтическая промышленность
Лёгкая промышленность
Прядильные растения
Лекарственные растения
- Зачеркните названия культурных растений, не относящихся к группе овощей.
Батат
Капуста
Просо
Иланг-иланг
Укроп
Лук порей
- Распределите растения, изображённые на рисунках, по соответствующим группам: плодовые культуры и ягодные культуры.
Плодовые культуры | Ягодные культуры |
Запиши номера | Запиши номера |
12345
678
- Распределите растения, изображённые на рисунках, по соответствующим группам: плодовые овощи и корнеплодные овощи.
Плодовые овощи | Корнеплодные овощи |
Запиши номера | Запиши номера |
1234
567
- Заполните пропуски в тексте.
В южных странах, имеющих выход к морю хорошо развита _________ – выращивание морских ___________. В магазине можно купить салат из морской капусты___________ , а ________________ используется для производства _________________ и косметики.
аквакультура водорослей ламинарии спирулина лекарств
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология 6 класс (06.04.2020)
Технология 6 класс....
Технология 7 класс (06.04.2020)
Технология 7 класс...
Технология 8 класс (06.04.2020)
Технлогия 8 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/18/picture-1058976-1537223554.jpg)
Группа МЖКХ3 Технология 03.11.22 2020. Тема 6. Технология выполнения монтажных соединений.
Тема 6. Технология выполнения монтажных соединений.Задание1. Описать особенности видов пайки: капиллярная, диффузионная, реактивно-флюсовая, контактно-реактивная, пайка-сварка. См. файл.2....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/19/picture-1200710-1621421599.jpg)
План проведения декады по профильному направлению "Технология" с 14.12.2020 г. по 25.12.2020 г. "Дело мастера боиться"
Цель: формирование осознанной потребносмти в трукдовойц деятельности, развитие мотивации к получению знаний о профессияхЗадачи:- расширять и систематизировапть знания обучающихся о профессиях;- стимул...