Технология 5 класс (06.04.2020)
материал по технологии (5 класс)

Урок технологии 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_5_klass.docx581.07 КБ
PDF icon tehnologiya_5_klass.pdf732.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология 5 класс

На прошлом уроке мы начали изучение нового раздела, который называется «Технологии растениеводства». Сегодня более подробно изучим роль культурных растений в жизнедеятельности человека.

Задание: Предлагаю изучить (представленный ниже) теоретический материал по теме. А после выполнить уже знакомые задания. На отдельном листе проставляете номера заданий и записываете ответы. Отсылаете фото выполненных заданий.

Для того чтобы понять какова же роль культурных растений в жизни человека на уроке нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:

1.        Понятие о значении культурных растений в жизнедеятельности человека.

2.        История окультуривания растений.

3.        Классификация культурных растений.

Теоретический материал

  1. Понятие о значении культурных растений в жизнедеятельности человека.

Растения – основа питания людей, из растений люди производят одежду, украшают дома.

Начало целенаправленного использования растений человеком уходит в глубину тысячелетий.

Первобытные люди целиком зависели от природы: они собирали коренья, плоды, зёрна, которые вырастали в дикой природе, охотились на диких животных. Людям постоянно приходилось заботиться о своём пропитании. Если растения погибали от засухи, случался неурожай, то люди кочевали в другие места, погибали от голода и болезней.

Со временем люди стали понимать, что если начать ухаживать за растениями, поливать их в засушливое время, рыхлить почву, убирать ненужные растения (сорняки), то зёрен и плодов становится больше и урожай стабильнее.

  1. История окультуривания растений.

Первобытные люди сменили кочевой образ жизни на осёдлый и стали окультуривать хлебные злаки, зерновые бобовые, корнеплоды, бахчевые и другие растения.

Одно из первых окультуренных растений – пшеница, ее обнаружили ученые в захоронениях Древнего Египта, которым уже более 6 тысяч лет.

Без растений невозможна жизнь на планете и жизнь людей. Благодаря растениям атмосфера планеты содержит необходимое количество кислорода, которым люди дышат.

Люди научились использовать многие растения для обеспечения своей жизнедеятельности: для приготовления пищи, в качестве сырья для различных отраслей промышленности, лекарственных средств в медицине, для озеленения помещений, Дикорастущие растения не всегда удовлетворяют запросам людей, большинство используемых растений люди окультурили – стали разводить специально для своей хозяйственной деятельности.

При выращивании культурных растений учитывается привычный им климат: температура воздуха, влажность, продолжительность светового дня. Поэтому чаще всего растения выращивают там, где они встречаются в дикорастущем виде, но с развитием агротехнологий, растения стали выращивать в других климатических зонах.

  1. Классификация культурных растений.

Культурные растения играют важную роль в углеводном и белковом питании человека.

Классификацию растений можно производить по разным основаниям, мы уже разбирали классификацию культурных растений по отраслевому принципу (в соответствии с основными отраслями сельскохозяйственного производства - овощеводством, плодоводством, полеводством и декоративным садоводством) - овощные, полевые (зерновые, бобовые), плодово-ягодные, технические и декоративные.

Овощные культуры составляют основу пищевого рациона. Вместе с овощами человек получает белки, углеводы, клетчатку, минеральные вещества и витамины. Во многих странах мира и в России выращивают разные группы овощей: капустные (белокачанная, краснокачанная, брокколи, савойская, брюссельская, листовая капуста и другие), корнеплодные (картофель, морковь, свёкла, редис), плодовые (томат, огурец, перец), луковые (лук репчатый, шалот, чеснок и др), пряно-вкусовые (анис, базилик, хрен)

Очень важны для питания людей хлебные злаки: пшеница, рис, кукуруза, сорго, ячмень, рожь и злаковые крупяные культуры: гречиха, просо, виды овса, амарант

Источником растительного белка являются бобовые растения: соя, горох, фасоль, чечевица и др.,

Для получения сахара используется сахарные тростник и свёкла.

Плодовые культуры выращивают в основном с учетом климата: яблоня, груша, слива, вишня, черешня – в умеренном климате.

Во влажных субтропиках и тропиках выращивают цитрусовые: лимон, мандарин и другие; в тропиках – манго, ананас, папайя, авокадо, маракуйя и другие.

К ягодным культурам относятся: смородина, крыжовник, малина, клубника и другие

Многие культурные растения используются в животноводстве для корма животных, основа для комбикормов.

Например, такие кормовые культуры, выращиваемые в нашей стране: просо, люцерна, клевер, люпин, вика, турнепс, кукуруза и другие.

К техническим культурам относятся те растения, которые используются в переработанном виде в пищевой и текстильной промышленностях.

Прядильные или волокнистые растения: лён, конопля, джут, хлопчатник.

Масличные: подсолнечник, арахис, горчица.

В парфюмерной промышленности нельзя обойтись без растительного воска и масел, получаемых из лепестков роз, из лаванды и герани душистой, илангиланга.

Для легкой промышленности используют дубильные вещества, красители, получаемые из сока растений.

Традиционно растения используются людьми для лечения многих заболеваний. В настоящее время лекарственные растения специально выращиваются, например, это ромашка лекарственная, валериана, ревень, солодка, алоэ, хинное дерево, женьшень, календула и другие.

Наибольшим числом видов (более 10 тыс.) представлены декоративные культурные растения.

Среди них – парковые деревья, многочисленные цветочные и декоративно-лиственные, газонные культуры. Жизнь человечества уже давно нельзя представить без кипарисов, роз, тюльпанов, лилий, ирисов и мн. др. растений, которые радуют жителей сёл и городов.

Тренировочные задания

  1. Для удовлетворения каких потребностей растения нужны людям? Выберите несколько верных ответов.

В самореализации

В пище

В защите

В одежде

  1. Заполните пропуски в тексте.

Культурные растения – это растения, специально _________ человеком для использования в ______________ деятельности: для _________ пищи, в качестве __________ для различных _______________ промышленности.

разводимые         хозяйственной                 приготовления                 сырья         отраслей

  1. Какие факторы нужно учитывать при выращивании культурных растений? Для каждого верного ответа поставьте 1, для неверного – 0

Количество солнечных дней в году                ___

Влажность, количество осадков        ___

Температура воздуха        ___

Продолжительность светового дня             ___

  1. Установите соответствие между отраслями производства и группой используемых растений.

1.Овощеводство

2.Декоративное садоводство

3.Полеводство

  • Рожь, пшеница, рис
  • Роза, лаванда
  • Капуста, морковь, репа, редис, укроп

  1. Расставьте названия бобовых растений.

 https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_5/5d8dc128916c298818812df5.jpghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_5/5d8dc128916c298818812df4.jpghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_5/5d8dc128916c298818812df6.jpg

Фасоль                  Чечевица                  Горох

  1. Расставьте подписи к изображениям капустных растений.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_6/5d8dc18b916c298818812df9.jpghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_6/5d8dc18b916c298818812dfa.jpg

Краснокочанная                 Пекинская                

  1. Расставьте подписи к изображениям корнеплодных растений.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_7/5d8dc36f916c298818812e01.jpghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_7/5d8dc36f916c298818812e02.jpghttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_7/5d8dc36f916c298818812e03.jpg

Редис                                Свекла                 Морковь  

  1. Какое растение не относится хлебным злакам? Выберите один верный ответ.

Пшеница

Рожь

Гречиха

Кукуруза

  1. Какое растение не относится культурным растениям? Выберите один верный ответ.

Кофе

Какао

Гевея

Акация

  1. Установите соответствие между отраслью производства и видом культурных растений.

Фармацевтическая промышленность

Лёгкая промышленность

Прядильные растения

Лекарственные растения

  1. Зачеркните названия культурных растений, не относящихся к группе овощей.

Батат

Капуста

Просо

Иланг-иланг

Укроп

Лук порей

  1. Распределите растения, изображённые на рисунках, по соответствующим группам: плодовые культуры и ягодные культуры.

Плодовые культуры

Ягодные культуры

Запиши номера

Запиши номера

1https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_12/5d8dc507916c298818812e08.jpg2https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_12/5d8dc507916c298818812e09.jpg3https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_12/5d8dc507916c298818812e0a.jpg4https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_12/5d8dc507916c298818812e0b.jpg5https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_12/5d8dc507916c298818812e0d.jpg

6https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_12/5d8dc507916c298818812e0c.jpg7https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_12/5d8dc507916c298818812e0f.jpg8https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_12/5d8dc507916c298818812e0e.jpg

  1. Распределите растения, изображённые на рисунках, по соответствующим группам: плодовые овощи и корнеплодные овощи.

Плодовые овощи

Корнеплодные овощи

Запиши номера

Запиши номера

1https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_13/5d8dc5b2916c298818812e12.jpg2https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_13/5d8dc5b2916c298818812e13.jpg3https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_13/5d8dc5b2916c298818812e14.jpg4https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_13/5d8dc5b2916c298818812e15.jpg 

5https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_13/5d8dc5b2916c298818812e16.jpg6https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_13/5d8dc5b2916c298818812e17.jpg7https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7583/20200114143206/OEBPS/objects/t_tech_5_31_13/5d8dc5b2916c298818812e18.jpg

  1. Заполните пропуски в тексте.

В южных странах, имеющих выход к морю хорошо развита _________ – выращивание морских ___________. В магазине можно купить салат из морской капусты___________ , а ________________ используется для производства _________________ и косметики.

аквакультура          водорослей          ламинарии          спирулина          лекарств


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология 6 класс (06.04.2020)

Технология 6 класс....

Технология 7 класс (06.04.2020)

Технология 7 класс...

Технология 8 класс (06.04.2020)

Технлогия 8 класс...

Технология 10 класс 10.04.2020 -Пятница

Тема: Рынок труда и профессий...

Технология 11 класс 10.04.2020 -Пятница

Тема: Рынок труда и профессий....

Группа МЖКХ3 Технология 03.11.22 2020. Тема 6. Технология выполнения монтажных соединений.

Тема 6. Технология выполнения монтажных соединений.Задание1. Описать особенности видов пайки: капиллярная,  диффузионная,  реактивно-флюсовая, контактно-реактивная, пайка-сварка. См. файл.2....

План проведения декады по профильному направлению "Технология" с 14.12.2020 г. по 25.12.2020 г. "Дело мастера боиться"

Цель: формирование осознанной потребносмти в трукдовойц деятельности, развитие мотивации к получению знаний о профессияхЗадачи:- расширять и систематизировапть знания обучающихся о профессиях;- стимул...