Методика проведения техники безопасности на уроках технологии
статья по технологии

Монгуш Орлан Борисович

методика проведения инструктажей по  технике безопасности для учителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения занятий по технике безопасности на уроках технологии

Уроки технологии сопряжены с повышенным риском травматизма школьников. Именно по этой причине учителю  очень важно держать на контроле поведение своих подопечных и не допускать опасного и неадекватного поведения, контролировать безопасность и работоспособность школьного инвентаря. Перед тем как приступить к выполнению учебных заданий каждый школьник должен подробно ознакомиться с техникой безопасной работы с инструментами.

Готовясь к занятиям, учитель должен тщательным образом продумывать межпредметные связи и уметь их раскрывать в процессе обучения.

В методике проведения занятия по технике безопасности на уроках технологии при подготовке учащихся выделяются письменный и устный (вводный, текущий, заключительный) инструктажи.

Вводный инструктаж на уроке предназначен для демонстрации учителем того или иного трудового приема для всей группы детей. Поэтому рабочее место учителя  должно быть на возвышении, оснащено необходимым оборудованием, экраном, стеллажами для наглядных пособий, классной доской.

Ценность устного инструктажа, во-первых, заключается в его краткости, а во-вторых, в достаточной насыщенности его определенным содержанием, раскрывающим перед детьми сущность операций, приемов работы и новых технологических процессов, а так же указывающим на наиболее рациональные трудовые способы и приемы выполнения трудовых заданий.

Лично показывая приемы работы, необходимо от обучающихся требовать соблюдения правил техники безопасности, строгого выполнения всех технических требований, которые предъявляются к изделиям, объяснять, как необходимо пользоваться технической документацией и чертежами, приучать связывать практическую работу и теоретические знания, указать на наиболее часто встречающиеся ошибки и предупреждать их появление.

Продолжительность инструктажа должна быть установлена в зависимости от периода или стадии обучения и изучаемого материала.

Из практики работы и анализа теоретических источников можно сделать вывод, что полный инструктаж необходим только в том случае, когда учащиеся только знакомятся с новым видом работы. Но если полный инструктаж будет повторяться многократно, то это приведет не только к ненужной потере отведенного учебного времени, но так же и к тому, что учащиеся привыкнут получать все уже в готовом виде. Неполный же инструктаж может заставить их больше самостоятельно трудиться, думать. Таким образом, степень полноты выбранного инструктажа определяется в зависимости от этапа, содержания и периода освоения трудовых операций, и с учетом уровня практической и теоретической подготовленности обучающихся данного класса.

Во всех случаях, при проведении вводного инструктажа, необходимо стремиться создавать проблемные ситуации, которые побуждают учащихся к активным практическим действиям и творческому мышлению.

Одной из основных задач вводного инструктажа является проверка того, насколько достаточными являются знания школьников для выполнения практических упражнений. Если наблюдается недостаточность этих знаний, то в процессе инструктажа этот пробел ликвидируется. Как показывает практика, вводный инструктаж еще не гарантирует правильное выполнения предложенного трудового задания. По этой причине обычно за вводным инструктажем следует текущий инструктаж.

Текущий инструктаж может быть дан в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте учащегося  и дает возможность проанализировать упущения и недостатки выполнения учащимся организации рабочего места, трудовых приемов и т.п.

Текущий инструктаж в себя включает:

− установление правильности выполнения детьми основных и вспомогательных трудовых приемов, действий, операций;

− контроль качественных показателей и интенсивности работы учащихся, предупреждение возможного брака;

− разъяснения опасности нарушения предложенных правил техники безопасности.

Текущий инструктаж зачастую проводится в  процессе обхода рабочих мест. Наблюдая за работой детей, при необходимости даются дополнительные объяснения, показываются приемы работы, корректируются действия школьников, побуждая их к самостоятельным действиям, при этом предупреждаются или исправляются допускаемые ими ошибки.

Перед окончанием урока работа каждого школьника проверяется, необходимо установить нормы выработки или процент выполнения и дать оценку работы. К анализу выполненных работ должны быть привлечены сами школьники, что повышает их самостоятельность и ответственность. Затем необходимо приступить к заключительному инструктажу. Для заключительного инструктажа материалом служат наблюдения за выполнением учащимися различных трудовых заданий в процессе всего урока. Если кто-нибудь из детей нарушал правила техники безопасности, то об этом должно быть сообщено всей группе.

Как показывает практика, после группового вводного инструктажа при изучении нового приема некоторые учащиеся сразу же нуждаются в индивидуальном дополнительном инструктаже. Не всегда у учителя  имеется возможность быстро оказать учащимся помощь, в результате чего они понапрасну теряют учебное время. Здесь на помощь приходит применение письменных инструктажей, позволяющих всем детям включиться в работу сразу после вводного инструктажа. Инструкция разрабатывается таким образом, чтобы ею можно было пользоваться максимально легко. Она должна в себе содержать конкретные основные сведения, а не только общие рассуждения. Расположение в ней материала должно быть строго последовательным. В трудовой подготовке учащихся могут часто применяться следующие виды письменных инструкций: учебная карта-задание; учебная операционная и учебная инструкционная карта.

Учебная инструкционная карта составляется с целью обучения определенным действиям: выполнение приемов, позиций, переходов, операций и установок в целом. В ней заключается наиболее полная расшифровка полностью всей структуры технологического процесса. При составлении инструкционных учебных карт исходят из принципов последовательного усложнения работ и последовательного включения в каждую очередную работу не только новых, но и прежде всего уже освоенных трудовых приемов, с целью закрепления которых требуется достаточно частое их повторение.

На протяжении всего урока оценивается:

  • Самостоятельность выполнения операций;
  • Организация рабочего места;
  • Умение использовать технологически-конструкторскую документацию;
  • Применение на практике теоретических знаний;
  • Качество выполненной операции (работы в целом);
  • Соблюдение при выполнении любой операции техники безопасности;
  • Соблюдение правильной последовательности выполнения операций;
  • Время, затраченное школьником на выполнение заданий.

Техника безопасности в мастерской на уроках технологии описывает так называемую базовую модель поведения учащихся всех классов, помогающая избежать травм детей.

На уроках технологии имеется повышенный риск получения травм. Именно по этой причине учителю важно держать на постоянном контроле детей. Не стоит допускать опасного и поведения. Учитель так же должен в обязательном порядке контролировать безопасность и работоспособность школьного инвентаря. Перед тем как приступить к выполнению учебных заданий, каждый школьник должен ознакомиться с техникой безопасности работы с предложенными инструментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

плакаты по технике безопасности на уроках технологии

На данных плакатах по технике безопасности, в краткой, доступной форме, показы все правила работы с инструментами и оборудованием....

Инструкции по технике безопасности на уроках технологии

Материал для оформления стенда "Техника безопасности" в кабинете технологии. Основные правила при ручных и машинных  работах с тканью, древесиной и металлом. Техника безопасности при работе с утю...

Техника безопасности на уроках технологии ( Методическое пособие)

Разработка по технике безопасности на уроках технологии  ( инструкции, правила,  методика применения)...

Техника безопасности на уроках технологии.

Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами.Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине  Правила работы на швейной машине.  ...

Техника безопасности на уроках технологии

В этом разделе вы найдете материал по технике безопасности на уроках технологии...

Техника безопасности на уроках технологии

Кабинет технологии - это место для плодотворной творческой работы. Здесь всё должно быть продумано до мелочей. Без ТБ не обойтись. Правила работы с ножницами,  острыми и колющими инструментами, с...

Конспект урока по технологии «Вводное занятие. Общий инструктаж по технике безопасности на уроках технологии»

Конспект по технологии. Общий инструктаж по технике безопасности на уроках технологии....