Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность.
учебно-методический материал по технологии

Слабоус Елена Евгеньевна

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Переподготовка.102.91 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования

 «Санкт – Петербургский университет повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

 

 

 ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

по дополнительной  профессиональной  образовательной  программе

 профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование: учитель Технологии»

 

Тема:

«Развитие творческой активности учащихся

через проектную деятельность»

 

Дипломную работу  подготовил:

Слабоус Елена

Должность:

директор

Место работы:

МОУ «Беседская основная общеобразовательная школа»

 

30 июля  2019 г.

 

п. Беседа,  Волосовского р-на,

Ленинградской области

Российская Федерация

Оглавление

Наименование разделов

страницы

Введение ………………………………………………………..

3

Глава I. Теоретические аспекты развития и формирования творческих способностей

1.1.Проблема развития и формирование творческих способностей в философской,  психолого-педагогической литературе ……………………………………………………….

4

1.2. Технологические и творческие способности как предмет исследования …………………………………………………….

4 – 5

1.3. Педагогические условия развития и формирования технологических и творческих способностей …………………

5 – 6

Глава II. Опыт организации проектной деятельности учащихся в процессе технологического образования

2.1 Анализ методических приёмов и средств в формировании творческих способностей………………………………………..

7 – 8

2.2. Диагностика творческих способностей школьников……..

8 – 11

2.3.  Творчество на уроках технологии………………………..

12 – 17

2.4. Заключительная диагностика и результативность опыта….

17 – 18

Глава III.  Результативность опыта………………………………

19 – 20

Вывод ……………………………………………………………

21 – 22

Приложения………………………………………………………..

23 – 28

Список используемой литературы ………………………………

29

Введение

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить конкретную работу любой степени сложности. Научить обучающихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача курса "Технология". Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов проекта – от замысла до реализации.

Именно поэтому педагогический процесс при активном сотрудничестве обучающихся и учителя должен быть направлен на развитие творческих способностей обучающихся при выполнении творческих проектов по технологии.

Глава I. Теоретические аспекты развития и формирования творческих способностей

  1. Проблема развития и формирование творческих способностей в философской,  психолого-педагогической литературе

«Творческость»  или «Креативность», -  пишет П. Торренс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»[7].                                                                   

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда современного человека.

В наш век высоких технологий,  общество нуждается в креативно мыслящих, работоспособных,  квалифицированных специалистах, умеющих ставить перед собой творческие цели и планировать деятельность для их достижения.    

Проблема развития  творческо-технологических способностей актуальна для школьного образования, так как личностно - ориентирована,  а одной из приоритетных задач является формирование, актуализация и осуществление самопознания и самореализации школьника.

1.2. Технологические и творческие способности как предмет исследования

Выделяют два вида деятельности: репродуктивную и творческую,                                             всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность репродуктивную, без которой она вообще немыслима.

В процессе овладения знаниями и умениями человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности.
Педагоги - психологи Г.С. Альтшуллер и  И.М. Верткин изучили свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает основными качествами:

  • Умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность;
  • Умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;
  • Высокая работоспособность;                                                                              
  • Умение находить и решать проблемы, составлять основу цели;
  • Умение защищать свои убеждения.

Все эти качества являются приоритетными, точнее самовоспитанными в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Но нельзя отрицать и то, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. [1]

Активизация учебно - познавательной деятельности школьников - одна из главных проблем в обучении на протяжении многих лет. Понятие "познавательная активность" трактуется по-разному.  Исходя из того, что этот термин соответствует общей активности, характеризующей свойство личности, выражая состояние ученика в учебной деятельности, мобилизуя его внутренние силы на ускоренное отражение свойств  предметов познания и свое самосовершенствование.

Анализ литературы по теме  показал, что в настоящее время активизация как научная категория исследуется в самых различных аспектах. В педагогической психологии термин "активизация" часто употребляется как синоним понятия "развитие" и связывается с актуализацией творческих элементов в деятельности [4].

           

1.3.  Педагогические условия развития и формирования технологических и творческих способностей

В процессе труда при выполнении самых различных изделий у обучающихся актуальным становится формирование таких ценных человеческих качеств, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу, определять, как лучше ее выполнить, и способность доводить дело до конца – качества, без которых невозможно и творчество.

Цель исследования - выявить эффективность проектного обучения на творческих способностях обучающихся.

Объект исследования – образовательный  процесс при проектном методе обучения.

Предмет исследования - развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии.

Гипотеза исследования состоит в следующем: используя данный метод обучения, учитель может одновременно повторить изученный ранее материал и развивать у обучающихся творческие способности, что непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении учащихся к урокам технологии.

В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования: 

проанализировать существующие в педагогике подходы к проектному обучению, к разработке структуры творчества обучающихся;

  • определить роль и место сбора научно-технической информации в структуре технического творчества обучающихся;
  • разработать методические материалы, позволяющие применить метод проектного обучения для формирования творческого мышления обучающихся на уроках технологии;
  • экспериментально проверить возможность развития творчества обучающихся в процессе обучения на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности обучающихся и учителя.

Глава II. Опыт организации проектной деятельности учащихся в процессе технологического образования

2.1 Анализ методических приёмов и средств в формировании творческих способностей

Метод проектов позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности обучающихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта.

Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как и обучение через действие, когда обучающихся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

  • самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
  • планирует варианты решения проблемы;
  • делает выводы;
  • анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционного обучении, для которого типичным является пассивность обучающихся и стремление учителя «забить» своего подопечного стандартным набором готовых знаний.

 Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности обучающегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Все эти методы направлены и благоприятно влияют на развитие у ребенка, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно.

Вывод: Воспитание творческих способностей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

2.2. Диагностика творческих способностей школьников

          Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками.

          Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются.  «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.

          Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству обучающихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.

          На первоначальном этапе работы были проведены следующие диагностики:

  1. “Воображение”, целью которой  стало определение уровня воображения обучающихся;

 «Творческий потенциал» на определения развития уровня творческого потенциала.

          Для определения уровня развития воображения был проведен тест «Воображение», где детям предлагалось ответить на 12 вопросов (см. Приложение). После подсчета баллов делается вывод:

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов – высокий уровень;

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от   вас  зависит, сумеете  ли  вы развить его – средний уровень;

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе – низкий уровень.

Проверка показала результаты:

Диаграмма 1

Воображение ребенка

Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

  • высокий уровень – 15%;
  • средний уровень – 40%;
  • низкий уровень – 45%.

          Чтобы оценить уровень  творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения, проведена диагностика «Творческий потенциал» (см. Приложение). Обучающимся нужно выбрать один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях. Общая сумма набранных очков показала уровень  творческого потенциала:

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества – высокий уровень.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете – средний уровень.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему – низкий уровень.

          Проверка показала  результаты:

Диаграмма 3

Творческий потенциал

Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

•        высокий уровень – 22%;

•        средний уровень – 41%;

•        низкий уровень – 37%.

          Данные проведенных диагностик показали, что развито слабо воображение обучающихся, дети практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, заложенного творческого потенциала достаточно в каждом ребенке. Нужно только немного помочь им раскрыться.

          Вывод: необходимо уроки технологии выстроить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением, смог реализоваться как творческая личность.

2.3.  Творчество на уроках технологии

           При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание.  Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка.  И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место.  Задача педагога, заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках технологии.

          На уроках у обучающихся есть большие возможности проявить творчество.  Кроме того обучающиеся проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.

          В работе выбраны различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, обучающиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.  С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это мое  творчество, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»;  на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где обучающиеся проявляют свою самодеятельность.

         Путь развития творческих способностей выбирается для каждого класса  индивидуально,  варьируются и комбинируются способы  развития  творческих способностей.  

            Теплов Б.М. писал, что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей  конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии я создаю проблемные ситуации, в которых обучающиеся учатся  использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.  Моя работа   по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это  могут быть специальные  тренировочные  упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение  материала, т. е. от простого к сложному, от частного к общему и т. д.        

       Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

         Изучив литературу по теме, определились  психолого-педагогические условия развития способностей обучающихся:

1.     Создание  атмосферы доброжелательности на уроках технологии. С первых дней в классе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Давать такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку.  Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими.

2.     Содержание занятий должно стимулировать эмоциональное отношение детей. Только будучи заинтересованным, ребенок начинает эмоционально выражать свое отношение ко всему окружающему.  

3.     Оптимальное сочетание принципов и технологий. Выбраются наиболее благоприятные сочетания принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия обучающимися и, конечно, способствовали развитию творческих способностей.

          Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.

Творческие методы:        

МЕТОДЫ  УЧЕБНОГО  ПОЗНАНИЯ (когнитивные):

Метод сравнения.

          Сравниваться могут любые объекты, понятия,  эпохи. При изучении                                истории костюма, стиля в одежде,

Метод эвристических вопросов.

          Задаются 7 вопросов: Что?  Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?

Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

Метод образного видения.

          Результат работы выражается в словесной или графической  форме        ( эскиз проекта или его словесное описание).

КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ:

Метод придумывания.

         Это  способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.

Метод вживания.

         Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения.

ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ  МЕТОДЫ:

Метод ученического планирования.

         Этот метод  предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.

Метод самоорганизации обучения.

         Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).

Метод взаимообучения.

Обучающиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (обучающиеся – консультанты), применяя доступный  им  набор педагогических методов.

Метод рецензии.

       Рецензия может быть на любой творческий   проект  по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал творческих проектов, который при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов.

         В  работе практикуются не только рецензии детей, но и родителей (законных представителей), которые позволяют  установить контакт с семьей, а ребенку почувствовать значимость теоретических и практических навыков, получаемых в образовательной деятельности.

МЕТОДЫ  ПРОЕКТОВ:

Ведущее значение отводится методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных  с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта  труда).

         Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

  • самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
  • планирует варианты решения проблемы;
  • делает выводы;
  • анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

           Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность обучающихся и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Обучающемуся предлагается задание не учебного характера, занятия принимают форму игровой деятельности, где ученик сам оценивает свои успехи, что создает положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

          Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания ребят. Весь урок  проходит в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает  атмосферу сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией. Урок создает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности: (индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая, художественная, коммуникативная и т.д.)

          На уроке:         

  • мыслительно-поисковая деятельность обучающихся стимулируется различными средствами и приемами;
  • используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания;
  • обучающиеся  стремятся прийти к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы;
  • обучающиеся адекватно реагируют на творческие и нестандартные ситуации;
  • создаются проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая обучающихся информацией и творческое поле урока;
  • обучающиеся заботиться об этике взаимоотношении, об эстетике оформления помещений;
  • в результате у всех появляется желание работать,  закрепляется момент сотворчества.

2.4. Заключительная диагностика и результативность опыта

По окончании проделанной работы подведены итоги, проведена те же диагностика, что и в начале работы.

Моей целью стало: выявление наличия или отсутствия повышения уровня развития творческих способностей каждого ребенка.  

Итоговая проверка по определению уровня развития воображения показала:

Диаграмма 4

Воображение ребенка

Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

  • высокий уровень – 62%;
  • средний уровень – 38%;
  • низкий уровень – 0%.

          Итоговая проверка развития творческого потенциала показала:

Диаграмма 6

Творческий потенциал

         Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:    

•        высокий уровень – 56%;

•        средний уровень – 44%;

•        низкий уровень – 0%.

          Данные диагностик показали, что  у обучающихся значительно повысился уровень развития творческих способностей. Дети раскрыли свои скрытые таланты и возможности. А главное, все обучающиеся стали с большим удовольствием посещать уроки технологии, участвовать в различных коллективно – творческих делах, проявлять инициативу и даже что-то предлагать сами.

Глава III.  Результативность опыта

3.1. Метод проектов  ориентирует учебный процесс  на решение обучающимися  познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая  способствует достижению высоких результатов обучения  и образованности личности.

Ведущие положения метода проектов основаны:

  • на учете  особенностей  личности  обучающихся;
  • на связи идеи проекта с реальной жизнью;
  • на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников,  равно партнерское учебное сотрудничество учителя и обучающихся;
  • на значительном повышении уровня автономности обучающихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
  • на значительном повышении уровня внутренней мотивации обучающихся  к более качественному овладению знаниями.

В результате деятельности имею следующие показатели:

  • вырос интерес у обучающихся к изучению технологии;
  • строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков;
  • увеличивается число обучающихся, которые выполняют творческие проекты;
  • сформировано умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию.

        Благодаря применению новых педагогических технологий наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся по технологии.

Опыт работы показывает, что обучающиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ на уроке. Опора на субъективный опыт обучающихся позволяет использовать метод проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Выполнение творческих проектов является важнейшим элементом процесса обучения технологии, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, развиваются творческие способности, активизирует познавательную деятельность и способствует политехническому образованию. Опираясь на повышенный интерес  к практической деятельности на уроках технологии,  позволяет включать обучающихся в исследовательскую деятельность при разработке творческих проектов.

Вывод

Особенность творческой деятельности в рамках метода проектов на уроках технологии состоит в том, что творческая деятельность, имея своим предметным содержанием «прохождение» учеником пути от анализа потребности конкретных людей до изготовления продукта, удовлетворяющего эти потребности, с неизбежностью приводит к творческому развитию личности.

Выявлено, что творческая деятельность проектного характера с исследовательским компонентом - оптимальный по эффективности механизм и содержательная основа процесса актуализации развития творческих способностей школьников. Творческие способности школьника как субъекта творческой деятельности мы определяем как систему личностных способностей (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность), знаний (теоретических и технологических основ), умений (художественно-технологических), направленности (эстетическая потребность), характера (эмоционально-эстетическая отзывчивость), побуждающих школьников к творческому развитию и саморазвитию

На основе взаимосвязи теории и практики технологической деятельности разработана модель развития творческих способностей школьников на основе метода проектов на уроках технологии, включающая структуру этой деятельности (теорию, практику; типы, функции, компоненты, этапы взаимосвязи теории и практики), а также раскрывающая принципы организации этой деятельности (такие, как креативность, наглядность, коллективный характер обучения, сотрудничества и др.) и условия ее осуществления (такие, как условия для поддержания стремления к творчеству, оптимальная координация

Определены эффективные методы (проблемное изложение, эвристический, исследовательский) и организационные формы обучения (индивидуальная, разновидности коллективной формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая), обеспечивающие развитие творческих способностей школьников на уроках технологии.

Выявлены признаки развития творческих способностей школьника как субъекта творческой деятельности на основе технологического творчества (воображение, оригинальность, способность к эстетической оценке, коммуникативно-творческая способность, эстетическая потребность, эмоционально-эстетическая отзывчивость, знания, умения) и определены качественные критерии их оценки применительно к каждому признаку.

Эффективным средством формирования творческих способностей обучающихся является проектная деятельность в процессе обучения «Технологии», которая отличается тем, что включает проблемное изложение, эвристический, исследовательский виды деятельности, индивидуальную, совместно-индивидуальную, совместно-последовательную, совместно-взаимодействующую формы организации.

 

Приложение 1

Тест “Определение уровня воображения”

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

  1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
  2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
  3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
  4. Инициативны ли вы в каком-нибудь деле, в школе? (2, 1).
  5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
  6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
  7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
  8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
  9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
  10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
  11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
  12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Приложение 2

Определение уровня творческого потенциала обучающихся

Тест позволяет оценить уровень  творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаешь ли ты, что окружающий  мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаешь  ли ты, что сам можешь  участвовать в  изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаешь  ли ты, что твои идеи  принесли бы значительную  пользу в той сфере деятельности, в которой ты планируешь работать:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаешь ли ты, что в будущем будешь полезен обществу:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда ты решаешь что-либо сделать, то составляешь какой-нибудь план своих действий:

а) да;

б) часто думаешь, что не сумеешь;

в) да, часто.

6. Испытываешь ли ты желание заняться делом, которое абсолютно не знаешь:

а) да, неизвестное тебя привлекает;

б) неизвестное тебя не интересует;

в) смотря какое дело.

7. Тебе приходится заниматься незнакомым делом. Испытываешь ли ты желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться;

в) да, но только если тебе это нравится.

8. Если дело, которое ты не знаешь, тебе  нравится, хочешь  ли ты знать о нем все:

а) да;

б) нет, ты хочешь научиться только самому основному;

в) нет, ты хочешь только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда ты терпишь неудачу, то:

а) какое-то время упорствуешь, вопреки здравому смыслу;

б) махнешь рукой на эту затею, так как понимаешь, что, она нереальна;

в) продолжаешь делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-твоему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, ты легко мог бы ориентироваться на маршруте, по которому уже прошел?

а) да;

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможешь ли ты вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не могу;

в) запоминаю только то, что меня интересует.

13. Когда ты слышишь слово на незнакомом тебе  языке, то можешь повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, но не совсем правильно.

14. В свободное время ты предпочитаешь:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) тебе безразлично, будешь ли ты один или в компании.

15. Ты занимаешься  каким-то делом. Решаешь прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется тебе отлично выполненным;

б) ты более-менее доволен;

в) тебе еще не все удалось сделать.

16. Когда ты один:

а) любишь мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаешься найти себе конкретное занятие;

в) иногда любишь  помечтать, но о вещах, которые связаны с твоими делами.

17. Когда какая-то идея захватывает тебя, то ты станешь думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем ты находишься;

б) ты можешь делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда ты отстаиваешь какую-то идею:

а) можешь отказаться от нее, если выслушаешь убедительные аргументы оппонентов;

б) останешься при своем мнении;

в) изменишь свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» — 3 очка;

за ответ «б» — 1;

за ответ «в» — 2.

РЕЗУЛЬТАТ

Вопросы 1, 6, 7, 8-й -  определяют границы вашей любознательности;  

вопросы 2, 3, 4, 5-й — веру в себя;

 вопросы 9 и 15-й — постоянство;

вопрос 10-й — амбициозность;

вопросы 12 и 13-й — «слуховую» память;

вопрос 11-й — зрительную память;

вопрос 14-й — ваше стремление быть независимым;

вопросы 16 и 17-й — способность абстрагироваться;

вопрос 18-й — степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала:

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества – высокий уровень.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете – средний уровень.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему – низкий уровень.

Список используемой литературы

1.Бешенков А. К. Технология. Методика обучения технологии. // М., Дрофа, 2014.

2. Практико-ориентированные проекты. Технология. 7-11классы /авт.-сост. В.П.Боровых. –Волгоград: Учитель, 2016

3. Творческие проекты учащихся V-IX  классов общеобразовательных школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко. – Научно- методический центр «Технология». – Брянск, 2016.

4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2014.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2010.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, - М.: Народное образование, 2009.

7.Савенеов А.И. , Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М. Педагогическое общество России, 2011. -  220 с.

8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.:АРКТИ, 2013.

9.Метод   проектов   в   технологическом   образовании   школьников: Пособие для учителя/Под ред. И.А.Сасовой.-М.:Вентана-Графф,2010. - 296 с.

Педагогическая подготовка профессионального  самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2016. - 112с.

10. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности классного руководителя.// Образовательный центр «Педагогический поиск». – М., 2016. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность (презентация)

Данный материал является результатом работы с детьми при изучении темы проекта....

Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность.

Проект, как вы знаете, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое.В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Дети выполн...

Развитие творческих способностей учащихся через проектно- исследовательскую деятельность

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная  школа с. Ермекеевомуниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан...

Обобщение опыта учителя технологии по теме: «Развитие познавательной активности учащихся через проектный метод обучения».

В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном трудовом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие позн...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой низкой мотивации учебной деятельности своих учеников.Многие учащиеся приходят в школу не столько ради учёбы, сколько ради общения со сверстник...