Способы достижения цели. Урок курса "Основы проектной деятельности"
план-конспект урока по технологии (5, 6 класс)

Кадо Светлана Юрьевна

Урок курса "Основы проектной деятельности"  по теме "Способы достижения цели".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Общая информация

Тема урока

Способы достижения цели

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

Освоение обучающимися способов деятельности по целеполаганию

Необходимое оборудование

Проектор, экран, компьютер, листы бумаги формата А4, клей, ножницы, смайлики

Дидактическое обеспечение

Рабочие листы

Планируемые результаты  урока
  • личностные
  • смыслоопределение, самоопределение

  • предметные

формирование изучаемых понятий

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

целеполагание, планирование взаимоконтроля, взаимооценка, осуществление информационного поиска, структурирование заданий, построение речевого высказывания, анализ , сравнение, установление причинно-следственных связей

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Рабочие листы, карты пооперационного контроля работы группы, представление продукта работы группы

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу частичку своего тепла

- Вспомните правила работы в команде, покажите, что вы - команда

Дети улыбаются одноклассникам

Учащиеся в командах берутся за руки

Коммуникативные

(установление контакта для совместной деятельности)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Давайте вместе вспомним ситуации, которые мы рассматривали на втором уроке, когда действие происходило в переполненном автобусе (ситуации представлены на слайде 1)

- Опишите желаемую и реальную ситуацию для выбранных персонажей

-сформулируйте противоречие и проблему

- Поставьте цель, достижение которой позволит вам разрешить эту проблему

Обратить внимание учащихся на то, что формулировка цели отвечает на вопрос «Что нужно сделать, чтобы проблема перестала существовать?»

Работа в группах.

Дети вспоминают ситуацию и свои роли, описывают реальную и желаемую ситуацию, формулируют противоречие и проблему, ставят цель.

Группы выбирают разных персонажей, чтобы рассмотреть разные проблемы и поставить разные цели.

Поставленные цели фиксируются в рабочих листа.

Коммуникативные

(Распределение объёма работы между членами группы, помощь в затруднении) 

Регулятивные

(Развиваются регулятивные УУД, т.к.происходит прогнозирование,  целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Цели мы поставили, а как нам их достичь?

Это и будет темой нашего сегодняшнего урока: «Способы достижения цели» Слайд.2

- Как вы думаете, на какой вопрос будет отвечать формулировка способа достижения цели.

Слайд 3.

Дети высказываются

Делается вывод:

формулировка способа достижения цели отвечает на вопрос «Как, каким способом достичь цели»

Коммуникативные

(Развиваются коммуникативные УУД, потому что  задание связано с умением  слушать, выстраивать устные монологические высказывания.)

Познавательные

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме. Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта)

4. Построение проекта выхода из затруднения 

Учитель организует работу в группах.

-Вернемся к ситуации в автобусе.

В рабочих листах у вас обозначена цель, которой вы хотите достичь.

- Обсудите в группе способы, с помощью которых цель будет достигнута.

- Выберите тот, который считаете наиболее эффективным.

- Заполните рабочий лист

Работа в  группах:

Дети обсуждаю возможные способы достижения обозначенных целей, фиксируют в рабочих листах тот, который считают правильным.

Представитель от каждой группы записывает на доске и  зачитывает сформулированные группой цель и способ ее достижения.

Коммуникативные

(инициативное сотрудничество, учащиеся рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.)

Познавательные

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные

(Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля.)

5.Реализация построенного проекта.

Учитель:

- выслушивает результаты работы групп,

-предлагает ученикам выступить в роли эксперта, оценив:

-действительно ли при достижении цели проблема будет решена

-действительно ли с помощью этого способа  цель будет достигнута.  (слайд 4)

Работа в группах:

Группа обсуждает работу других групп, оценивает ее и представляет оценку классу.

Коммуникативные

(учебное сотрудничество)

Регулятивные

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено

(Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер:

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Учитель организует работу в группах:

-раздает по 2 листа бумаги формата А4, клей, ножницы

-дает задание с помощью этих материалов сделать максимально высокое устойчивое сооружение

-после окончания работы проводит фронтальную беседу

Вопросы:

-как группа выполняла упражнение?

-были ли предложены другие способы построения?

-почему от них отказались?

Учитель  предлагает детям вернуться к поставленным в предыдущей работе целям и найти разные способы достижения цели.

Проверка осуществляется фронтально.

-Группы представляют свои работы

-Отвечают на поставленные вопросы

-Делается вывод о том, что цель может быть достигнута разными способами.

-Предлагают разные способы достижения цели, поставленной в предыдущем задании

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные

Планирование, прогнозирование, коррекция, контроль

Познавательные –

Презентационные; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Учитель организует самостоятельную работу учащихся. (Упр. №8 рабочей тетради)

Организует взаимопроверку в парах

Индивидуальная работа:

-выбирают роль в описанной ситуации

-формулируют противоречие и проблему

-формулируют цель, достижение которой решит проблему

-определяют способ (способы) достижения цели

-фиксируют ответы в рабочем листе

-обмениваются листами и проверяют работы друг друга, выставляют оценки

Регулятивные

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено

Познавательные –

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель организует работу по обсуждению усвоенных знаний

-предлагается ситуация с уже решенной проблемой: я пригласил(а) на экскурсию по городу своего двоюродного брата

-опишите ситуацию до решения проблемы

-сформулируйте противоречие и проблему

-поставьте цель, способом достижения которой будет приглашение на экскурсию.

-какие еще способы достижения этой цели возможны (Слайд 5)

Дети предлагают свои варианты возможных ситуаций, формулируют противоречие и проблему, ставят цель, предлагают другие способы достижения цели, обсуждают их и все вместе выбирают самый эффективный (не тот, который был предложен в задании)

Коммуникативные

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

 

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель предлагает детям оценить свою деятельность. Работа со смайликами.

- Выберите смайлик, который отражает ваше настроение после этого урока и покажите его классу и учителю.

-Выберите смайлики и подарите друзьям или человеку, с которым бы хотели дружить.

.

Дети выбирают смайлики и раздаривают одноклассникам. Один смайлик показывают классу и учителю.

Личностные

нравственно-этическая ориентация

Коммуникативные

самовыражение

Регулятивные

самооценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

- Выберите роль - Опишите желаемую и реальную ситуацию для выбранных персонажей - Сформулируйте противоречие и проблему - Поставьте цель , достижение которой позволит вам разрешить эту проблему

Слайд 2

Способы достижения цели

Слайд 3

Цель - что нужно сделать, чтобы проблема перестала существовать ? Способ достижения цели - как , каким способом достичь цели?

Слайд 4

В качестве эксперта определите: Действительно ли при достижении цели проблема будет устранена? Действительно ли с помощью этого способа цель будет достигнута?

Слайд 5

Решение проблемы: я пригласил(а) на экскурсию по городу своего двоюродного брата Задание: опишите ситуацию до решения проблемы сформулируйте противоречие и проблему поставьте цель, способом достижения которой будет приглашение на экскурсию. какие еще способы достижения этой цели возможны



Предварительный просмотр:

Рабочий лист группы №____

Цель, достижение которой позволит вам разрешить  проблему

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внимание!  Формулировка цели отвечает на вопрос «Что нужно сделать, чтобы проблема перестала существовать?»

Способ достижения цели:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возьмите на себя роль одного из действующих лиц в описанной ситуации. Проделайте все шаги от определения желаемой ситуации до определения способа достижения цели.

Место: комната в квартире.

Действующие лица:

  1. хозяин комнаты (шестиклассник), который пригласил к себе одноклассников для подготовки к праздничному вечеру в школе и обнаружил, что приготовленные мамой продукты кончились и ему нечем угостить ребят
  2. сестренка хозяина комнаты, которая волнуется за жизнь и здоровье сбежавшего из клетки и потерявшегося в квартире хомячка, не привыкшего к такому количеству народа
  3. один из одноклассников, которому далеко добираться до дома (а обсуждение школьного вечера еще не завершено и, видимо, затянется надолго)
  4. брат хозяина комнаты - студент, которому нужно готовиться к сессии (а шум толпы шестиклассников сильно мешает)
  5. шестиклассник, которому очень нравится одноклассница, не обращающая на него внимания и с удовольствием беседующая с другим мальчиком

Желаемая ситуация _______________________________________

Реальная ситуация ________________________________________

Проблема ________________________________________________

Цель _______________________________________________________

Способ достижения цели ________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Вводный урок. Творческая проектная деятельность»

Цель: ознакомить обучающихся с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе, подготовить к выполнению творческой проектной деятельности....

Календарно-тематическое планирование по уроку "Основы проектной деятельности"

Календарно-тематическое планирование по уроку "Основы проектной деятельности" поможет педагогу грамотно и познавательно преподавать новый предмет...

статья "Научить выбирать оптимальный способ достижения цели"

В процессе индивидуальной работы с учащимися я пришла к следующему выводу: можно и нужно предложить ребенку совершенствоваться в одном, наиболее интересном для него виде рукоделия. ...

Тема проекта: «Достижение метопредметных результатов в проектной деятельности учащихся»

Проект представлен в рамках  интегрированного урока. Тема урока "Яблоко". Интегрированный урок: Изобразительное искусство, технология, музыка, физкультура. Учащиеся 7 класса разделены н...

Цели и задачи проектной деятельности

Цели и задачи проектной деятельности...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...

Конспект урока "Вводный урок. Творческая проектная деятельность"

Конспект урока "Творческая проектная деятельность" для учителей технологии (5 класс)...