Организация проектной деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности
статья по технологии (5 класс)

Антошкина Мария Михайловна

Важнейшая задача современной школы – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств: инициативностью,  способностью принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях, находить недостающую информацию в информационном поле, способностью творчески мыслить и, что очень важно, самостоятельно приобретать новые знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности

Антошкина Мария Михайловна

Учитель технологии г. Санкт- Петербург Пушкинский район ГБОУ  СОШ №459

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения , которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации. Стандарт, включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;  преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального, общего среднего образования. Успешная реализация основной образовательной программы учреждения также невозможна без интеграции, взаимодополнения  урочной и внеурочной деятельности обучающихся .  Внеурочная деятельность может быть организована и в стенах общеобразовательного учреждения в виде факультативов, школьных научных обществ, объединений предпрофессиональной направленности, учебных курсов по выбору, общественно-полезных практик и т.д. Однако, сложно в одном учреждении создать полноценные условия (кадровые, материально-технические, информационные) для занятий учащихся в объединениях спортивной, технической, эколого-биологической, художественно-эстетической, военно-патриотической, культурологической и т.п. направленности. Решение проблемы видится во взаимодействии, интеграции ресурсов ОУ и УДО. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. 

Важнейшая задача современной школы – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств: инициативностью,  способностью принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях, находить недостающую информацию в информационном поле, способностью творчески мыслить и, что очень важно, самостоятельно приобретать новые знания.  Именно на это  нацелены новые образовательные стандарты, в основе которых лежит системно-деятельный подход, обеспечивающий  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В условиях перехода к стандартам второго поколения  особенно актуален поиск эффективных форм, методов работы школы, когда акцент делается на  обучение через практику, самостоятельную деятельность ученика, таких форм и методов, которые формируют не просто умение, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности.  Одним из путей в этом направлении, несомненно, может стать метод проектов, позволяющий раскрыть более полно творческие способности учащихся и показать им азы и основы научно- исследовательской деятельности, направленной на повышение их интеллектуального и культурного уровня.

         Любопытна этимология  слова проект. Оно пришло из латинского языка, и  его буквальный перевод – «брошенный вперёд» очень точно предопределяет общую цель проектной деятельности  – работать на будущее.  При этом необходимо сказать, что метод проекта возник ещё в начале ХХ века  за рубежом, активно применялся и в отечественной дидактике. Обращаясь к истории этого вопроса, интересно отметить, что  ещё почти сто лет назад проектный метод предполагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами. Для решения выбранной проблемы ребёнку необходимо было приложить полученные знания и новые знания, которые ещё только предстояло приобрести.

         Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения, но суть проекта осталась прежней – стимулировать интерес учащихся к обозначенным проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, предусматривающих решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.        

          Проект – вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной , исследовательской, ценностно-ориентированной, учебной, творческой деятельности, направленный на создание продукта, обладающего субъективной, а иногда и объективной новизной. Это определяет метод проекта.

 Метод проекта – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). В основе проектирования лежит процесс получение новой информации, который   нужно организовать, смоделировать.

В результате проектной деятельности учащиеся должны проявить  творческий подход,  самостоятельность в поиске анализе и отборе нужной информации по заданной теме, обрести собственный практический опыт в области исследований. В результате проделанной работы создать продукт, имеющий значимость для автора или авторов  и окружающих.

Важным аспектом работы над проектом является планирование этапов работы и исполнения проекта

Этапы исполнения:

  • Определение темы проекта, её актуальности, распределение объема работы  между участниками, выявление потенциально сложных элементов в работе.
  • Сбор материала.
  • Обработка накопленного материала.
  • Творческий отчет о проделанной работе каждого участника  руководителю, в группе, в классе.
  • Доработка, техническое исполнение.
  • Защита.
  •  Популяризация  исследований в учебном коллективе. Выступление на конференции (например, урок-конференция, школьная конференция и т. д.).

Проект должен иметь:

  • значимую в творческом плане проблему, задачу, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска;
  • практическую, теоретическую и познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную, групповую или парную деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов);
  • определения методов деятельности.  
  • проект должен иметь чётко сформулированные цели,

Методические и дидактические цели:

  • формирование личностных качеств учащихся: умение работать в группе, анализировать результаты собственной и совместной деятельности;
  • формирование критического мышления, выработка аналитического взгляда на информацию;
  • формирование навыков исследовательской деятельности, умений приводить в систему результаты полученных исследований;
  • формирование углубленного интереса к предмету и межпредметным связям;
  • расширение кругозора;  
  • овладение умением использовать справочную, критическую литературу и иллюстративные материалы.

Организация проектной деятельности  способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способности к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. 

Проектная деятельность  способствует развитию умения практически применять полученные знания, развитие рефлекторное мышление. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.  

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Я являюсь учителем технологии и преподавателем ДО ,на уроке мы формировали первоначальные умения, а внеурочные углубленные знания.

В результате внеурочной деятельности по технологии был раскрыт творческий потенциал всех обучающихся. Каждый ученик публично демонстрировал навыки и умения. Это было значимо и интересно для детей. Их кругозор расширился. Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами.

Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». Стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка – главную цель и ценность образования. Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время.

Источники литературы.

  • Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе .О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – Москва: Просвещение, 2011год (Стандарты второго поколения).
  • http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности в учебной работе и внеурочной деятельности.

Обобщение опыта по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы и во вренурочное время....

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"

Городской  семинар "Организация  проектной  деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"...

Педагогический проект на тему: «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования».

Педагогический проект «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования»  представляет собой определенную систем...

«Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время»

laquo;Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время»Выступление на педагогическом совете...