«Изучение свойств льняных волокон и тканей»
материал по технологии (7 класс)

Светлана Викторовна Цыбанева

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 7А КЛАССЕ

ТЕМА: «Изучение свойств льняных волокон и тканей» 

УЧИТЕЛЬ:  Цыбанева С.В.                   

Тема урока «Изучение свойств льняных волокон и тканей»

Цели урока:

образовательные:

ознакомление учащихся с историей появления льна на Руси;

ознакомление учащихся со свойствами льняных тканей;

расширение представлений учащихся об использовании льняных тканей;

расширение и систематизация знаний по материаловедению;

обучение способам распознания льняных тканей;

развивающие:

продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;

формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы.

развитие навыков работы в коллективе.

развитие кругозора в области применения изучаемых тканей.

воспитательные:

воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке.

воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.

Методическая цель урока: показать возможности применения частично-поискового метода обучения с применением групповой формы работы учащихся в процессе проведения лабораторно-практической работы по изучению свойств льняных волокон и тканей.

Методы:

объяснительно-демонстрационный;

частично-поисковый;

практическая работа;

исследовательская деятельность.

Форма: индивидуально-групповая.

Тип: комбинированный

Оснащение:

Компьютерная презентация:

Презентация  «Получение и свойства льняных волокон»,

 « История появления льна на Руси»,

 « Использование льняных волокон»;

образцы льняных тканей, тетради, учебники

таблицы «Свойства волокон льна» и «Свойства льняных тканей»

инструкционные карты по изучению свойств льняных волокон и льняных тканей;

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация ранее изученного материала
  3. Формирование новых знаний
  4. Закрепление полученных знаний
  5. Подведение итогов
  6. Домашнее задание

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_shveynomu_delu_v_7a_klasse.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 7А КЛАССЕ

ТЕМА: «Изучение свойств льняных волокон и тканей»

                                                                               УЧИТЕЛЬ:  Цыбанева С.В.

                                                             

Тема урока «Изучение свойств льняных волокон и тканей»

Цели урока:

образовательные:

ознакомление учащихся с историей появления льна на Руси;

ознакомление учащихся со свойствами льняных тканей;

расширение представлений учащихся об использовании льняных тканей;

расширение и систематизация знаний по материаловедению;

обучение способам распознания льняных тканей;

развивающие:

продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;

формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы.

развитие навыков работы в коллективе.

развитие кругозора в области применения изучаемых тканей.

воспитательные:

воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке.

воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.

Методическая цель урока: показать возможности применения частично-поискового метода обучения с применением групповой формы работы учащихся в процессе проведения лабораторно-практической работы по изучению свойств льняных волокон и тканей.

Методы:

объяснительно-демонстрационный;

частично-поисковый;

практическая работа;

исследовательская деятельность.

Форма: индивидуально-групповая.

Тип: комбинированный

Оснащение:

Компьютерная презентация:

Презентация  «Получение и свойства льняных волокон»,

 « История появления льна на Руси»,

 « Использование льняных волокон»;

образцы льняных тканей, тетради, учебники

таблицы «Свойства волокон льна» и «Свойства льняных тканей»

инструкционные карты по изучению свойств льняных волокон и льняных тканей;

Урок рассчитан на 40 минут.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация ранее изученного материала
  3. Формирование новых знаний
  4. Закрепление полученных знаний
  5. Подведение итогов
  6. Домашнее задание

                                                       

                                                        Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте, девочки. Все ли сегодня присутствуют на уроке? К уроку все готовы?

2. Актуализация ранее изученного материала

Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с новыми для вас понятиями. Назовите их. (Швейное материаловедение, волокно, гигроскопичность, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани)

-Что изучает швейное материаловедение?

-Что такое волокно?

-На какие группы делятся текстильные волокна?

-Что такое гигроскопичность волокон?

- Какими свойствами обладают хлопчатобумажные ткани?

  1. Формирование новых знаний:

Учитель:

-Итак, все мы с вами ходим в одежде, сшитой из разных тканей. Со свойствами хлопчатобумажных тканей вы уже познакомились. Сегодня мы с вами займемся изучением свойств льняных тканей. На уроке вы будите заниматься различной деятельностью: отвечать на вопросы, выполнять различные задания, проводить взаимопроверку полученных результатов. Каждая из вас получит свою оценку. За любой правильный ответ вы сможете получить карточку с фрагментом аппликации растения льна. В конце урока на магнитной доске из накопленных за урок фрагментов составят свою аппликацию растения льна. Победит та , у которой растение окажется больше и пышнее. Оценка же каждой из вас будет зависеть от того, сколько вы лично накопите карточек. («5»- за 7-6 карточек; «4» - за 5-4 карточки; «3» - за 3-2 карточки)

Будьте внимательны при просмотре подготовленной презентации. Она поможет вам в дальнейшем ответить на вопросы»

а) Изложение нового материала учителем

(Презентация «Получение и свойства льняных волокон»)

«Лён культура древняя, благородная, красивая. Во время цветения по полю разливается нежная, голубая синь (слайд 2). Когда лён поспевает, поле становится светло-коричневым под цвет старого золота (слайд 3). В соцветиях созревают семена, которые широко используют для различных нужд (слайд 4).

Виды льна: лён-долгунец (для производства текстильных волокон), лён-межеумка (для производства грубых тканей и шпагата), лён-кудряш (для изготовления льняного масла) (слайд 5)

Волокна для изготовления тканей получают из стебля растения. Такие волокна называют лубяными. Длина стебля достигает 70-100см. (слайд 6)

Первичная обработка льна (слайды 7-12)

Свойства льна (слайд 13)

 «История появления льна на Руси»

«Искусство возделывания льна зародилось почти 9 тыс. лет тому назад в горных областях Индии. Лён был известен в Ассирии и Вавилоне (Иран, Ирак). Затем проник в Египет. В начале X века лён стали возделывать и на Руси (слайд 2).

Издавна лён считался символом чистоты, света, верности. Египетские жрецы носили одежды только из льняных тканей. Научными исследованиями доказано, что лён отводит жару, влага испаряется с него с такой же скоростью, как с поверхности водоёма, вот почему льняная ткань всегда свежа и прохладна (слайд 3).

Есть у льна ещё одно чудесное свойство. Мумии египетских фараонов найденные в гробницах-саркофагах, были забинтованы в тончайшие льняные ткани удивительной прочности, которые уцелели до наших дней. Дело в том, что в составе льняного волокна есть элементы, предохраняющие его от процессов гниения слайд 5).

Лён на Руси издавна считался предметом национального промысла и торговли. Наряду с мехами, мёдом, воском изделия из него продавали на торгу, сбывали за границу. Первые льняные изделия появились на территории Поволжья, а затем распространился повсеместно. Лён возделывают в Ленинградской, Ивановской, Кировской, Вологодской и других областях России» (слайд 6).

Учитель:

- Вы просмотрели презентациию.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

  • Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 раза. Темп медленный.
  • И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 4 раза. Темп медленный.
  • И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

4.Закрепление изученного материала:

Учитель:

- В процессе урока вы узнали и о свойствах льняных волокон, и о свойствах льняных тканей. А где же используются эти ткани?

«Из льняных волокон на прядильных фабриках получают пряжу, а на ткацких получают ткань. Из льняных тканей изготавливают различные варианты одежды. Льняная пряжа используется для изготовления салфеток в различных техниках. Льняной текстиль в домашнем обиходе и для изготовления игрушек. Семена льна идут на изготовление ценнейшего льняного масла. Это масло широко используют как в кулинарии, так и других отраслях промышленности. Из семян льна производят высококачественные олифу и лаки».

Учитель: А теперь проверим, как хорошо вы усвоили сегодняшний материал. Проведем блицтурнир, за каждый правильный ответ вы получите карточку с фрагментами растения льна. За простой вопрос – «листочек», за более сложный – «цветочек»

Команды поочерёдно отвечают на вопросы

Блицтурнир:

Выберите правильный ответ

1)Для получения льняных тканей используют волокна:

а) животного происхождения

б) растительного происхождения.

2)Для производства льняной ткани используют:

а) стебель,

б) плод,

в ) корень.

3)Какими из перечисленных качеств не обладает лён?

а) хорошо впитывает влагу

б) хорошо сохраняет тепло

в) хорошо держит форму

г) с ткани быстро испаряется влага

д) противостоит гниению

е) прочный

ж) прохладный

з) малосминаем

4) Масло, олифу, лаки изготавливают из:

а) стебля,

б) семенной части,

в) корневой части.

5) При первичной обработке с какой целью льняную солому сначала замачивают, а затем уже сушат и мнут?

а) чтобы изменился цвет

б) чтобы разрушились клейкие вещества

в) чтобы волокно лучше отделилось от древесины.

6.) Почему волокна льна называют лубяными, а не семенными?

(Потому что волокна расположены в стебле растения)

7.) Какими свойствами обладает льняная ткань в большей степени, если из неё рекомендуют изготавливать скатерти, полотенца, салфетки.

(Льняная ткань хорошо отстирывается и держит форму, впитывает влагу.)

Вопросы показываются на слайдах 14-17. презентации №1. Каждый вопрос помечен символом цветка или листика. За каждый правильный ответ ученицы получают тот или иной «фрагмент растения»

Если дети будут работать быстро и останется время, на доске вывешивается лист ватмана с кроссвордом на тему «Волокна льна, их свойства и применение». За каждый правильный ответ учащиеся получают «листочки» или «цветочки»

  1. Подведение итогов:
  2. Учитель: Вот и подошел к концу наш урок.

Возьмите все свои карточки и сложите картинки льна на магнитной доске. У кого получится более пышное и более цветущее растение – та и победила.

Девочки быстро складывают «картинки льна».

Учитель подводит итог о достижении поставленных целей, выставляет оценки с комментированием.

Рефлексия:

Учитель:

-Молодцы! Сегодня все потрудились на славу! Урок для вас прошел не зря.

Что нового узнали вы на сегодняшнем уроке?

Какими свойствами обладают волокна льна?

Какими свойствами обладают льняные ткани?

Для чего нужна нам эта информация?

6. Домашнее задание:

Принести образцы натуральных тканей, клей, ножницы.

Повторить свойства и характеристику льняных тканей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лен - техническая культура. Свойства льняной ткани

Интегрированный урок "Лен - техническая культура. Свойства льняной ткани "  (естествознание+швейное дело)  сформирует представление учащихся о льне, особенностях внешнего строения и выращива...

Урок технологии по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"

Разработка модульного урока по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"....

Изучение получения и свойств химических волокон и тканей из них»

научиться определять волокнистый состав тканей из натуральных и химических волокон....

План-конспект интегрированного урока по теме: «Лён - техническая культура. Свойства льняной ткани»

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о льне – технической культуре.Задачи:Обучающие – сформировать представления учащихся о льне, как техническо...

Презентация к открытому уроку по УД ОП. 05. «Основы материаловедения» По теме: «Определение свойств волокон и тканей»

Данная презентация рекомендуется для проведения уроков преподавателями теоретического обучения системы профессионального образования....

Свойства химических волокон и ткани их них. Нетканые материалы.

Урок технологии "Свойства химических волокон и ткани их них. Нетканые материалы."По учебнику Технологи: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / П...

Технологическая карта урока: «Изучение свойств тканей из натуральных волокон» 5 класс

Технологическая карта урока: «Изучение свойств тканей из натуральных волокон»5 класс...